Изобразительное искусство.
Скульптрура Древнего Египта
Какие виды изобразительного искусства были известны уже первым людям Земли?
Приведите примеры, свидетельствующие о существовании изобразительного искусства в Древнем Египте
Скульптрура
Живопись
Изобразительное искусство.
Скульптура Древнего Египта
Египетские фараоны
ХЕфРЕН
ТУТМОС III
ЭХНАТОН
- Вместе с архитектурой скульптура образовывала великолепные, целостные по замыслу ансамбли и была частью храмов и гробниц.
- Представления древних египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела .
- Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй , которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.
Материалом для статуй служили дерево, камень: гранит, базальт, песчаник, известняк
Первое скульптурное изображение,
стоявшее вне храмов,
это - Большой сфинкс .
Он был вырублен в скале рядом с пирамидой
и имел черты портретного
сходства с фараоном, чье захоронение он охранял .
Назовите имя этого фараона
Большой сфинкс и пирамида Хефрена
III тыс. до н.э .
Колоссы
Колосс фараона
Аменхотепа III
в Фивах.
XV в. до н.э.
Колосс Рамсеса II
перед храмом
в скале.
Абу-Симбел.
XIII в. н.э.
Колоссы - гигантские статуи. Их возводили фараоны. Какую цель они преследовали?
Грандиозность сооружений подчеркивала величие фараонов,
несопоставимость их с простыми смертными.
Человеку внушались покорность перед царями-богами, трепет
перед ними даже после их смерти
Многое, что создано в изобразительном искусстве моей страны связано с загадочным словом «канон»
Многое , но не все….
Сморите и думайте!
Хефрен
к. ХХVII в. до н.э.
Статуи - круглая скульптура
В статуи фараонов, которые ставили в гробницах, по мнению египтян переселялась душа умершего.
Из поколения в поколение скульптуры создавались по единым правилам - канонам.
Определите, в чем они заключались.
Фараоны Египта
Человека изображали стоящим или сидящим.
У него всегда была прямо поставлена голова,
почти одинаково расположены руки и ноги.
Тутмос I
ХV в. до н.э.
Ментухотеп I
ХХII в до н.э.
Канон – (от греч. kanon — закон, норма)-
свод правил, сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традиций.
КАНОН ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ - свод правил, присущий культуре Древнего Египта и сложившийся в эпоху Раннего царства (I—II династии). Он формировался и закреплялся в ходе многовекового отбора и главным образом в связи с древнеегипетскими культами власти и загробного существования.
В понятие канона входили
Фигура:
- Фасные и профильные элементы;
- Определенность позы;
- Четкая симметрия,
- Пропорциональность;
- Тщательная проработка всех деталей
- определенность позы:
- определенность позы:
- Фигура напряженно выпрямлена
- Фронтальна
- Голова высоко поднята
- Левая нога делает шаг вперед – шаг в вечность
- Руки опущены и прижаты к туловищу
Сидящей :
- Руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте
- Торс также выпрямлен
- Взор устремлен вдаль
Статуя фараона Хефрена
Важная черта египетской скульптуры -
ее квадратность .
Глядя на статую, можно увидеть каменный блок, из которого она была вытесана.
Особенно квадратной была сидячая скульптура
Прямые углы в камнях,
прямые ноги,
негнущиеся спина и шея;
никогда не встречается поворота туловища
или головы;
все тело выпрямлено.
Статуя фараона
Тутмоса I
Но статуя вполне может соответствовать этому закону и все-таки не быть «квадратной».
Почти все линии египетских статуй параллельны или находятся под
прямым углом;
Тело не изображалось в деталях:
- Мускулатура едва обозначена;
- туловище – набор гладких плоскостей,
- ноги и руки – колонны.
Под гладкой полированной поверхностью есть кости, но нет нервов, нет сухожилий и всего лишь несколько больших мышц.
Мышцы навсегда застыли;
они не работают.
Статуя правителя
Сенби
- Но статуи не мертвы, но как бы заморожены, схвачены в конкретный момент времени.
Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, -египтяне считали их зеркалом души.
- Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра,
- Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра,
- а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.
- а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.
Существовала и традиционная окраска статуй:
- мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет;
- мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет;
- женские – в желтый;
- женские – в желтый;
- волосы всегда были черными;
- волосы всегда были черными;
- одежда – белой
- одежда – белой
- Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки,
- Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки,
- женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках
- женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках
У принцессы повязка на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце - простое ожерелье с амулетом и фартук. Рахотеп вероятно был сыном царя Снефру и занимал высшие должностии. 2700 г.до н.э
Парные скульптурные портреты
Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары из гробницы в Медуме царевича Рахотепа и его жены Нофрет
Каждый из них запечатлен в строго канонической позе.
Фигуре царевича предан торжественный вид. Выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова . На царевиче короткая белая повязка, на шее – нанизанный на белую нитку амулет серого цвета и яркая зеленая бусина. Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству.
В этой же величественной позе запечатлена жена царевича.
Мягкий округлый овал лица, миндалевидные глаза,
рельефно выступающий изгиб бровей.
Спокойный, уверенный взгляд, устремленный в вечность,
Сквозь белое платье отчетливо проступает изящная фигура Нофрет.
Тело покрыто желтой охрой, на ее фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зеленого цвета.
Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица.
.
Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу
Несмотря на предписываемые каноны, подлинные мастера в своих работах достигали совершенства в изображении людей, их характеров.
Как вы думаете , могли скульпторы проявить свою индивидуальность при наличии канонов?
Обоснуйте свое мнение.
« Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина, - сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом »
Статуя писца Каи .
Статуя писца.
Скульптурный портрет писца из Каи III тыс. до н.э..
При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках:
они приняли ее за живого человека,
когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза.
В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом.
Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны. Слуги были личностями совсем незначительными, и поэтому их можно было изображать за занятиями, которые вовсе не подобали аристократу.
Каким канонам следовали скульпторы в изображении человека на плоскости ?
Рельефы - скульптурное изображение на плоскости
Скульпторы изображали фигуру так, как она , на их взгляд, лучше видна:
ноги и головы – в профиль,
туловище - в анфас.
Глаз всегда смотрел на зрителя. Главная фигура всегда была больше по своим размерам .
Рамсес II на колеснице. Рельеф XIII в. до н.э.
Плита фараона Нармера.
Рельеф.
IV тыс. до н.э.
Амарнский период
- Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца — женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако, идентифицированные в 2010 году останки Эхнатона НЕ содержат указанных деформаций. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.
- Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх ) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм . Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.
- Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.
Стихи, посвященные царице Нефертити ее мужем Эхнатоном
Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.
Мое желание — слышать твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух,
Чтобы я смог принять его и жить им.
Называй меня моим именем вечно, а мне без тебя
Всегда [чего-нибудь] не будет хватать
Портрет
Эхнатона
XIV в. до н.э .
Портреты царицы Нефертити из мастерской
скульптора Тутмеса в Ахетатоне.
ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Скульптура головы царицы Нефертити
- Когда царь умирал и на его место короновали другого, устраивалась традиционная мистерия:
- Нового царя объявляли богом, воплощением Гора.
- А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресения.
- Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно.
- Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, портрет должен быть очень похожим – иначе как же Ка опознает свой облик ?
Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.
- Египетские портреты своеобразны:
- они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным.
- Преходящие переживания не интересовали:
- ведь изображался человек , освобожденный от времени, идущий в вечность.
Портрет девочки
из Фаюма
Файюмские портреты - в Древнем Египте - заупокойные живописные портреты , которые писались в технике восковой живописи на доске или на холсте; - вставлялись в бинты мумии на месте лица…
Фаюмский портрет
Портрет мальчика из Фаюма
Эти произведения на одну тему.
Что хотел выразить каждый автор?
Какое из них вам более интересно и почему?
Эхнатон с женой Нефертити и детьми. Рельеф.
XV в.до н.э.
Эхнатон с женой Нефертити и детьми. Современный российский художник М.М.Потапов.
Золотая маска Тутанхамона
Канон в изображении людей
Фигуры изображались так:
голова в профиль и ноги,
глаза в фас,
живот в три четверти.
Фигуры делились на 21 и ¼ части (19 фигура и 2 ¼ головной убор)
и очерчивались контуром:
мужские чёрным, женские красным.
Роспись гробницы Нефертити
Роспись гробницы Нефертити
Какие два вида искусства здесь объединились?
Скульптор раскрасил рельеф красками, как это принято в живописном искусстве
Художники и скульпторы за работой
Богиня Хатхор и фараон Сети I.
XIV-XIII вв. до н.э.
Росписи – живопись красками на стенах и других плоских поверхностях
Древнеегипетская роспись гробницы
Фрески с изображением трудовой жизни египтян
Сцена пира
Гробницы
В Фивах
Фрески гробницы Тутанхамона
Каким представлялся мир египтян художникам Нила?
Плавание по Нилу.
Роспись гробницы
Фараон в битве.
Роспись
Дары фараону.
Четыре Анубиса. Роспись.
Роспись гробницы.
Музыкантши. Древнеегипетская роспись
Фараон с женой поливают священные лотосы.
Роспись.
II тыс. до н.э.
Мумии кошки,
орла,
Коровы…
А это чья?
А это мумия таракана!
Музыка
Египет – первая страна,
где профессиональные музыканты пользовались большим уважением
- Гимны фараонам и богам
- Любовные песни
- Песни плакальщиков
Так что же такое культура Египта?
Это:
?
письменность
?
литература
?
архитектура,
строительство
городов
?
научные
знания
?
?
изобразительное
искусство
образование
Влияние духовного наследия Египта
на мировую культуру
Культурное наследие Древнего Египта в России
Санкт-Петербург
Опера итальянского композитора XIX в. Джузеппе Верди «Аида»
Роман
Сфинксы в Петербурге
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
И, видя, что багряным диском
На запад солнце склонено,
Они мечтают, как — давно
В песках, над падшим обелиском,
Горело золотом оно.
Валерий Брюсов
Египетские ворота г.Пушкин.
М.Н.Воробьев Пристань с египетскими сфинксами на Неве. XIX в.
Сфинкс на набережной Невы
конец