СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по МХК "Культура Древней Индии"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пезентация содержит периоды развития культуры Древней Индии,  архитектуру древнеинийских храмов:  храмовый комплекс  Кхаджурахо, храм Лакшмана и т.п.  Мировосприятие индусов. Индуизм.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по МХК "Культура Древней Индии"»

Презентация к уроку МХК в 10 классе Учитель: Петренко Елена Михайловна, МОБУ СОШ №32 г. Таганрог

Презентация к уроку МХК в 10 классе

Учитель: Петренко Елена Михайловна,

МОБУ СОШ №32 г. Таганрог

Период существования древнейших цивилизаций ( сер. 3 – сер. 1-го тыс. до н. э.); эпоха Маурьев (322–185 гг. до н. э.); эпоха Шунгов и Кушан (2 в. до н. э. – 3 в. н. э.);  эпоха Гуптов (4–6 вв.).
  • Период существования древнейших цивилизаций ( сер. 3 – сер. 1-го тыс. до н. э.);
  • эпоха Маурьев (322–185 гг. до н. э.);
  • эпоха Шунгов и Кушан (2 в. до н. э. – 3 в. н. э.);
  • эпоха Гуптов (4–6 вв.).
В глубокой древности на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация, названная Хараппской по основному месту раскопок. Дом в Мохенджо-Даро. Реконструкция  III тыс. до н.э.

В глубокой древности на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация, названная Хараппской по основному месту раскопок.

Дом в Мохенджо-Даро. Реконструкция III тыс. до н.э.

В долине Инда  сохранились руины городов бронзового века (2500–1500 гг. до н. э.) со строгой планировкой улиц, системой водоснабже-ния, дворцами и общественными зданиями. Большая купальня  III тыс. до н.э.  из  Мохенджо-Дар

В долине Инда сохранились руины городов бронзового века (2500–1500 гг. до н. э.) со строгой планировкой улиц, системой водоснабже-ния, дворцами и общественными зданиями.

Большая купальня III тыс. до н.э. из Мохенджо-Дар

индуизм Богиня-мать III тыс. до н.э.  из Мохенджо-Даро Терракота

индуизм

Богиня-мать

III тыс. до н.э.  из Мохенджо-Даро

Терракота

Богиня реки Ганг V в.   Северная Индия Терракота

Богиня реки

Ганг V в.  

Северная Индия

Терракота

Пантеон индуизма  Бог Брахма – (один из богов ариев) создатель и правитель мира. Он дал людям законы Отвечает за вечный калейдоскоп природных форм .

Пантеон индуизма

Бог Брахма – (один из богов ариев) создатель и правитель мира. Он дал людям законы

Отвечает за вечный калейдоскоп природных форм .

Брахму  обычно   изображали  с   четырьмя  головами, обращенными  к   четырем  сторонам   света,  и  четырьмя   руками.  Брахма

Брахму  обычно  

изображали  с  

четырьмя  головами,

обращенными  к  

четырем  сторонам  

света,  и  четырьмя  

руками. 

Брахма

Бог Вишну - хранитель спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну неоднократно принимал земные воплощения, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы. Вишну VII в. Пакистан Бронза

Бог Вишну - хранитель спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну неоднократно принимал земные воплощения, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы.

Вишну VII в. Пакистан Бронза

Вишна  — хранитель  мира от злых сил, держатель космического порядка —  воплощали в виде прекрасного   юноши,  утонченного  и  доброго.   
  • Вишна  — хранитель  мира от злых сил, держатель космического порядка —  воплощали в виде прекрасного  

юноши,  утонченного  и  доброго.   

Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Шива .VIII-IX вв. Штат Химачал-Прадеш, Индия Латунь. «Танцующий бог Шива».  Бронза. 11–12 вв.

Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти.

Шива .VIII-IX вв. Штат Химачал-Прадеш, Индия

Латунь.

«Танцующий бог Шива».

Бронза. 11–12 вв.

Шива  —    царь  разрушительной  и  одновременно  созидательной  энергии   чаще  всего  предстает танцующим,  при  этом  его  руки  (числом  от  двух  до  десяти)  извиваются в  ритме   космического  круговорота  жизни.

Шива  —    царь  разрушительной  и  одновременно  созидательной  энергии   чаще  всего  предстает танцующим,  при  этом  его  руки  (числом  от  двух  до  десяти)  извиваются в  ритме  

космического  круговорота  жизни.

Мистическим аналогом тела – жертвы и горы служит индуистский храм, такой как храм Шивы Кадарья Махадева в Кхаджурахо.

Мистическим аналогом тела – жертвы и горы служит индуистский храм, такой как храм Шивы Кадарья Махадева в Кхаджурахо.

Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он  был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы  (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла.

Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла.

В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества.

В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества.

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. Всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности.

Всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.

Храм Лакшмана (Lakshman Temple ) - самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году н.э .

Храм Лакшмана (Lakshman Temple ) - самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году н.э .

Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами, повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии.

Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами, повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии.

В центре барельефа изображен Вараха - одно из воплощений Бога Вишну.

В центре барельефа изображен Вараха - одно из воплощений Бога Вишну.

Ганеша, сын Шивы и Парвати, в индуизме, считается богом мудрости и благополучия. Обычно он изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем.

Ганеша, сын Шивы и Парвати, в индуизме, считается богом мудрости и благополучия.

Обычно он изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем.

Очень искусно выполненные, водостоки храма

Очень искусно выполненные, водостоки храма

Внутри храма атмосфера волшебная. Из небольших окон храма струится рассеянный свет. Он выхватывает из мрака прекрасно сохранившиеся фигуры небесных танцовщиц и богов. Эти барельефы притягивают взгляды и завораживают посетителей этого священного места. «Человек-лев» –  реинкарнация Вишну

Внутри храма атмосфера волшебная. Из небольших окон храма струится рассеянный свет. Он выхватывает из мрака прекрасно сохранившиеся фигуры небесных танцовщиц и богов. Эти барельефы притягивают взгляды и завораживают посетителей этого священного места.

«Человек-лев» –

реинкарнация Вишну

Перед храмом стоит каменный павильон, построенный между X и XI в.в. Внутри статуя Вараха  — воплощением Бога Вишну в образе Вепря. Вишну в аватаре Варахи, выполняя просьбу богов, спустился в океан, чтобы поднять Землю на своих клыках со дна. Это ему удалось после 1000 – летней битвы.

Перед храмом стоит каменный павильон, построенный между X и XI в.в. Внутри статуя Вараха  — воплощением Бога Вишну в образе Вепря.

Вишну в аватаре Варахи, выполняя просьбу богов, спустился в океан, чтобы поднять Землю на своих клыках со дна. Это ему удалось после 1000 – летней битвы.

Статуя выполнена из песчаника и тщательно отполирована. Тело Вепря украшено барельефом из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Статуя возвышается над змеем Шеша — тысячеголовым змеем, царем всех Нагов.

Статуя выполнена из песчаника и тщательно отполирована. Тело Вепря украшено барельефом из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Статуя возвышается над змеем Шеша — тысячеголовым змеем, царем всех Нагов.

Вепря когда-то обнимала Притхви, богиня Земли, от которой следы на теле вепря:  рука на шее кабана и пара ступней. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса.

Вепря когда-то обнимала Притхви, богиня Земли, от которой следы на теле вепря:  рука на шее кабана и пара ступней. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса.

Самой крупной и знаменитой постройкой является храм Кандарья-Махадева, посвященный Шиве – одному из трех верховных богов . Построен он был в XI в. 31-м в высоту храм Шивы олицетворяет священную гору Меру, окруженную колоннами-шпилями (всего 84). В святилище находится особое изображение бога – Шива-Линга, сделанное из мрамора.

Самой крупной и знаменитой постройкой является храм Кандарья-Махадева, посвященный Шиве – одному из трех верховных богов . Построен он был в XI в. 31-м в высоту храм Шивы олицетворяет священную гору Меру, окруженную колоннами-шпилями (всего 84). В святилище находится особое изображение бога – Шива-Линга, сделанное из мрамора.

Святилище венчает самая высокая башня, олицетворяющая гору Меру. Огромная золотая гора считается центром земли и Вселенной;  на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие).Это космическая вертикаль, соединяющая небо и землю.  В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.

Святилище венчает самая высокая башня,

олицетворяющая гору Меру.

Огромная золотая гора считается центром земли и Вселенной;

на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие).Это космическая вертикаль, соединяющая небо и землю.

В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.

Главная шикхар а – возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра. Главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт.

Главная шикхар а – возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра.

Главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт.

Скульптурный декор нарастает вверх по объёму(«набухающая форма) очень правдиво передаёт форму, фигуры кажутся живыми, эффект усиливает резьба. Украшения располагаются в определённой последовательности: полосы из цветов и растений, животные, птицы, духи природы.

Скульптурный декор нарастает вверх по объёму(«набухающая форма) очень правдиво передаёт форму, фигуры кажутся живыми, эффект усиливает резьба. Украшения располагаются в определённой последовательности: полосы из цветов и растений, животные, птицы, духи природы.

Слоны – наиболее вocтpeбованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой.     

Слоны – наиболее вocтpeбованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой.     

Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Но нaстоящим пиршеством для глаз является гoрельеф на колоннах.

Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Но нaстоящим пиршеством для глаз является гoрельеф на колоннах.

Высота большинства статуй – 75-90 см; они представляют многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей.

Высота большинства статуй – 75-90 см; они представляют многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей.

Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов в начале XX века.

Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов в начале XX века.

Над входом в храм изгибается, вырезанная из единого куска камня, гирлянда. . С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой.

Над входом в храм изгибается, вырезанная из единого куска камня, гирлянда. . С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой.

При возведении блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки. На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма.

При возведении блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки.

На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма.

От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.

От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.

  Ранние цивилизации Древней Индии // Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира Индия и Иран // А. Княжицкий, С. Хурумов. Древний мир. Мировая художественная культура От первобытности до Рима http://mgteplo.livejournal.com/3132.html#cutid1 http://www.arhitekto.ru/txt/2razv9.shtml http://www.liveinternet.ru/users/zvezda_vd/post201377621/ http://school.xvatit.com/index.php?title=%
  •   Ранние цивилизации Древней Индии // Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира
  • Индия и Иран // А. Княжицкий, С. Хурумов. Древний мир. Мировая художественная культура От первобытности до Рима
  • http://mgteplo.livejournal.com/3132.html#cutid1
  • http://www.arhitekto.ru/txt/2razv9.shtml
  • http://www.liveinternet.ru/users/zvezda_vd/post201377621/
  • http://school.xvatit.com/index.php?title=%