СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке "Музыкант из Сан-Суси"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В музыкальной истории аристократы, покровительствовавшие композиторам, сами часто были не более чем музыкантами-любителями. Прусский король Фридрих Вильгельм II, прозванный Великим, стал исключением из этого правила. Созданные им многочисленные сочинения (прежде всего флейтовые сонаты, концерты) ничем не уступают аналогичным произведениям большинства композиторов 18 столетия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по музыке "Музыкант из Сан-Суси"»

Музыкант из Сан-Суси О музыке прусского короля Фридриха Великого

Музыкант из Сан-Суси

О музыке прусского короля Фридриха Великого

Созданные им многочисленные сочинения (прежде всего флейтовые сонаты, концерты) ничем не уступают аналогичным произведениям большинства композиторов 18 столетия. Король был больше, чем дилетант, и даже больше, чем просто хороший исполнитель. По воспоминаниям современников его игра на флейте никого не оставляла равнодушным, особенно же трогательным было исполнение адажио. После смерти Фридриха его популярность в Германии достигла поистине огромных размеров. Героические деяния в Семилетней войне превратились в творчестве поэтов, художников в красочный, романтический эпос. На протяжении 18-19 веков образ Фридриха вдохновлял художников, новеллистов и поэтов. Появилось множество посвященных ему од, песен, красочных анекдотов.  В музыкальной истории аристократы, покровительствовавшие композиторам, сами часто были более чем музыкантами-любителями. Прусский король Фридрих Вильгельм II, прозванный Великим, стал исключением из этого правила.

Созданные им многочисленные сочинения (прежде всего флейтовые сонаты, концерты) ничем не уступают аналогичным произведениям большинства композиторов 18 столетия. Король был больше, чем дилетант, и даже больше, чем просто хороший исполнитель. По воспоминаниям современников его игра на флейте никого не оставляла равнодушным, особенно же трогательным было исполнение адажио. После смерти Фридриха его популярность в Германии достигла поистине огромных размеров. Героические деяния в Семилетней войне превратились в творчестве поэтов, художников в красочный, романтический эпос. На протяжении 18-19 веков образ Фридриха вдохновлял художников, новеллистов и поэтов. Появилось множество посвященных ему од, песен, красочных анекдотов.

В музыкальной истории аристократы, покровительствовавшие композиторам, сами часто были более чем музыкантами-любителями. Прусский король Фридрих Вильгельм II, прозванный Великим, стал исключением из этого правила.

Фридрих II родился в Берлине 24 января 1712 года, при крещении получил имя Карл-Фридрих. Его отец - король Пруссии Фридрих-Вильгельм I, мать - София-Доротея, дочь английского короля Георга I. Он был вторым ребенком в многодетной королевской семье (всего в ней было 14 детей).

Фридрих II родился в Берлине 24 января 1712 года, при крещении получил имя Карл-Фридрих. Его отец - король Пруссии Фридрих-Вильгельм I, мать - София-Доротея, дочь английского короля Георга I. Он был вторым ребенком в многодетной королевской семье (всего в ней было 14 детей).

 Его отец, король-солдат Фридрих-Вильгельм I, «казарменный король», не читал книг, презирал все виды искусства, изгонял из страны ученых с мировым именем. Придворные развлечения, мода, галантные празднества были надолго изгнаны из Берлина. К его любимым забавам принадлежали охота, пьянство, муштра батальонов.  Фридрих был воспитан своим отцом, «солдатским королем», в авторитарном, строгом и военном духе. Король Пруссии Фридрих-Вильгельм I

Его отец, король-солдат Фридрих-Вильгельм I, «казарменный король», не читал книг, презирал все виды искусства, изгонял из страны ученых с мировым именем. Придворные развлечения, мода, галантные празднества были надолго изгнаны из Берлина. К его любимым забавам принадлежали охота, пьянство, муштра батальонов.

Фридрих был воспитан своим отцом, «солдатским королем», в авторитарном, строгом и военном духе.

Король Пруссии Фридрих-Вильгельм I

. Спокойный, деликатный, в противоположность своему отцу, он проявил больше музыкальных и литературных способностей, чем военных. Королева-мать предпринимала попытки смягчить королевскую строгость: она часто устраивала маленькие импровизированные концерты и начала учить музыке принца и его сестер Анну-Амалию и Вильгельмину. Дети Фридриха I – Фридрих и Вильгельмина

. Спокойный, деликатный, в противоположность своему отцу, он проявил больше музыкальных и литературных способностей, чем военных. Королева-мать предпринимала попытки смягчить королевскую строгость: она часто устраивала маленькие импровизированные концерты и начала учить музыке принца и его сестер Анну-Амалию и Вильгельмину.

Дети Фридриха I – Фридрих и Вильгельмина

Когда Фридриху было 7 лет, он начал учиться игре на клавире, брал уроки четырехголосного сочинения и цифрованного баса у кафедрального органиста Готлиба Хайне. К этому же времени относится начало обучения игре на флейте у одного из дворцовых служащих. Манеры, одежда Фридриха были французскими, а любимым языком с детства и до последних дней - французский. Тем не менее, уже в возрасте 13 лет Фридриха зачислили капитаном в Королевский полк в Потсдаме. Несмотря на все старания отца, Фридрих показывал очень мало военных талантов: вскоре после его назначения, он упал с лошади перед генералом, при этом ранив себя эфесом шпаги. Под предлогом охоты, он и его слуга часто удалялись в густой лес, но... играли там флейтовые дуэты.

Когда Фридриху было 7 лет, он начал учиться игре на клавире, брал уроки четырехголосного сочинения и цифрованного баса у кафедрального органиста Готлиба Хайне. К этому же времени относится начало обучения игре на флейте у одного из дворцовых служащих. Манеры, одежда Фридриха были французскими, а любимым языком с детства и до последних дней - французский.

Тем не менее, уже в возрасте 13 лет Фридриха зачислили капитаном в Королевский полк в Потсдаме.

Несмотря на все старания отца, Фридрих показывал очень мало военных талантов: вскоре после его назначения, он упал с лошади перед генералом, при этом ранив себя эфесом шпаги. Под предлогом охоты, он и его слуга часто удалялись в густой лес, но... играли там флейтовые дуэты.

Одним из самых ярких впечатлений для Фридриха стала поездка в Дрезден с визитом к курфюрсту Саксонскому: здесь Фридрих впервые увидел оперу, услышал игру Иоганна Иоахима Кванца, который позже станет его учителем игры на флейте и придворным композитором на 32 года. Во время этого визита принц впервые играл на флейте в оркестре профессиональных музыкантов. Шаг за шагом Фридрих попадал под влияние просвещенного 18 века, идей Вольтера и Дидро. Памятник Иоганну Иоахиму Кванцу в Шедене Иоганн Иоахим Кванц

Одним из самых ярких впечатлений для Фридриха стала поездка в Дрезден с визитом к курфюрсту Саксонскому: здесь Фридрих впервые увидел оперу, услышал игру Иоганна Иоахима Кванца, который позже станет его учителем игры на флейте и придворным композитором на 32 года.

Во время этого визита принц впервые играл на флейте в оркестре профессиональных музыкантов. Шаг за шагом Фридрих попадал под влияние просвещенного 18 века, идей Вольтера и Дидро.

Памятник Иоганну Иоахиму Кванцу

в Шедене

Иоганн Иоахим Кванц

В 1733 году его женят на Елизавете-Христине Брауншвейгской.  С этого момента начинается самый счастливый период его жизни: первым делом он создает маленькую капеллу, из которой впоследствии будет сформирован оркестр берлинской оперы. Способность противостоять отцу достигла своего предела: принц начал готовиться к побегу из Пруссии. Он намеревался пробраться в Англию под защиту английского короля Георга II, брата королевы-матери. Но попытка провалилась: Фридриха и его друга лейтенанта Катте поместили в одиночные камеры, предъявив им обвинение в дезертирстве из армии, что грозило смертной казнью. После казни сообщника принц становится покорным и просит у отца прощения. Елизавета-Христина Брауншвейгская, супруга Фридриха I I

В 1733 году его женят на Елизавете-Христине Брауншвейгской.

С этого момента начинается самый счастливый период его жизни: первым делом он создает маленькую капеллу, из которой впоследствии будет сформирован оркестр берлинской оперы.

Способность противостоять отцу достигла своего предела: принц начал готовиться к побегу из Пруссии. Он намеревался пробраться в Англию под защиту английского короля Георга II, брата королевы-матери. Но попытка провалилась: Фридриха и его друга лейтенанта Катте поместили в одиночные камеры, предъявив им обвинение в дезертирстве из армии, что грозило смертной казнью.

После казни сообщника принц становится покорным и просит у отца прощения.

Елизавета-Христина Брауншвейгская, супруга Фридриха I I

Когда Фридрих переехал в собственное владение в Райнсберг, он перевез туда весь круг музыкантов, поэтов и интеллектуалов. Одним из первых государственных указов после восхождения Фририха на престол в 1740 г. стал указ о строительстве Берлинского оперного театра. За ним прочно закрепился титул «Райнсбергский философ»: в его имении часто были слышны голоса Фонтенеля, Альгаротти, Мопертюи. В августе 1736 года начинается его переписка с Вольтером. На французском языке они дискутировали о литературе и философии, возрождении церкви, правилах риторики и музыки.

Когда Фридрих переехал в собственное владение в Райнсберг, он перевез туда весь круг музыкантов, поэтов и интеллектуалов. Одним из первых государственных указов после восхождения Фририха на престол в 1740 г. стал указ о строительстве Берлинского оперного театра.

За ним прочно закрепился титул «Райнсбергский философ»: в его имении часто были слышны голоса Фонтенеля, Альгаротти, Мопертюи. В августе 1736 года начинается его переписка с Вольтером. На французском языке они дискутировали о литературе и философии, возрождении церкви, правилах риторики и музыки.

. 7 декабря 1745 г. театр открылся постановкой оперы «Цезарь и Клеопатра». Фридрих принимал деятельное участие в судьбе театра и разработал для капельмейстера проект мероприятий. Оперный театр был так дорог королю, что открытию не помешали даже тяготы Первой силезской войны. Несмотря на всю военную деятельность, он находил время детально руководить строительством Берлинской оперы, играть флейтовые концерты, писать стихи, прозу, оперные либретто.

. 7 декабря 1745 г. театр открылся постановкой оперы «Цезарь и Клеопатра». Фридрих принимал деятельное участие в судьбе театра и разработал для капельмейстера проект мероприятий. Оперный театр был так дорог королю, что открытию не помешали даже тяготы Первой силезской войны.

Несмотря на всю военную деятельность, он находил время детально руководить строительством Берлинской оперы, играть флейтовые концерты, писать стихи, прозу, оперные либретто.

Фридрих приглашает в Пруссию артистов, философов, музыкантов. В их числе Франтишек Бенда , Иоганн Иоахим Кванц, Карл Филипп Эмануэль Бах , Карл Генрих Граун, Иоганн Фридрих Агрикола Иоганн Фридрих Агрикола КАРЛ ФИЛИПП ЭМАНУЭЛЬ БАХ КАРЛ ГЕНРИХ ГРАУН Иоганн Иоахим Кванц ФРАНТИШЕК БЕНДА

Фридрих приглашает в Пруссию артистов, философов, музыкантов. В их числе

Франтишек Бенда ,

Иоганн Иоахим Кванц,

Карл Филипп Эмануэль Бах ,

Карл Генрих Граун,

Иоганн Фридрих Агрикола

Иоганн Фридрих Агрикола

КАРЛ ФИЛИПП ЭМАНУЭЛЬ БАХ

КАРЛ ГЕНРИХ ГРАУН

Иоганн Иоахим Кванц

ФРАНТИШЕК БЕНДА

В 1741 году по приглашению Фридриха приезжает И. С. Бах. Композитор импровизирует на клавире, а затем король предлагает свою тему для импровизации. Бах импровизирует, а после возвращения в Лейпциг пишет «Музыкальное приношение» и посылает его в подарок королю.

В 1741 году по приглашению Фридриха приезжает И. С. Бах. Композитор импровизирует на клавире, а затем король предлагает свою тему для импровизации. Бах импровизирует, а после возвращения в Лейпциг пишет «Музыкальное приношение» и посылает его в подарок королю.

Вкусы Фридриха в опере сосредоточились на операх Хассе и Грауна, двух наиболее итальянизированных немецких композиторов 18 века. Эти композиторы добавили к роскошному неаполитанскому стилю чувственные мелодии, напевность, правильную декламацию. Все это соответствовало мнению Фридриха: только французы знают, как писать комедии, только итальянцы могут петь, и только немцы - сочинять. Фридрих чувствовал, что итальянцы способны лучше других писать вокальные мелодии, но они не могут превзойти немцев в отражении глубоких чувств из-за превалирующей виртуозности. А король требовал, чтобы музыка обладала тремя качествами: вокальностью, интересной мелодией, глубокими чувствами и правильностью. Эти стандарты - типично берлинские. Следует заметить, что Фридрих, будучи современником И. Стамица, Л. Моцарта, сыновей Баха, а также Глюка и Гайдна, оставался совершенно равнодушным к музыкальным новшествам. Подобный консерватизм короля спровоцировал и консерватизм берлинской школы, совершенно чуждой внешним влияниям, сугубо локальной, закрытой.

Вкусы Фридриха в опере сосредоточились на операх Хассе и Грауна, двух наиболее итальянизированных немецких композиторов 18 века. Эти композиторы добавили к роскошному неаполитанскому стилю чувственные мелодии, напевность, правильную декламацию. Все это соответствовало мнению Фридриха: только французы знают, как писать комедии, только итальянцы могут петь, и только немцы - сочинять. Фридрих чувствовал, что итальянцы способны лучше других писать вокальные мелодии, но они не могут превзойти немцев в отражении глубоких чувств из-за превалирующей виртуозности. А король требовал, чтобы музыка обладала тремя качествами: вокальностью, интересной мелодией, глубокими чувствами и правильностью.

Эти стандарты - типично берлинские.

Следует заметить, что Фридрих, будучи современником И. Стамица, Л. Моцарта, сыновей Баха, а также Глюка и Гайдна, оставался совершенно равнодушным к музыкальным новшествам. Подобный консерватизм короля спровоцировал и консерватизм берлинской школы, совершенно чуждой внешним влияниям, сугубо локальной, закрытой.

Концерты во дворцах короля обычно проходили между 6 и 9 вечера. Часто это была аудиенция короля и музыкантов, но иногда присутствовали избранные гости и члены королевской семьи. Не только элегантные музыкальные комнаты были декорациями для игры короля, флейта сопровождала его на полях сражений в Силезии, Саксонии, Богемии и Моравии. Часто он посылал в Берлин за аккомпаниатором. Сан-Суси (от фр. sans souci — без забот) — самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля. Дворец Сан-Суси — единственный, который не связан с демонстрацией военной силы. Это частная резиденция философа, эдакий эрмитаж, в котором он окружает себя любимыми картинами, книгами, собаками, конями, людьми. Вместе с тем, Сан-Суси — это не просто дом. Название «Сан-Суси» — «без забот» — отражает воззрения Фридриха на вопросы жизни и смерти. Он жил как философ и хотел умереть как философ и хотел быть похороненым как философ — без помпы и торжественных шествий. Дворец Сан-Суси

Концерты во дворцах короля обычно проходили между 6 и 9 вечера. Часто это была аудиенция короля и музыкантов, но иногда присутствовали избранные гости и члены королевской семьи.

Не только элегантные музыкальные комнаты были декорациями для игры короля, флейта сопровождала его на полях сражений в Силезии, Саксонии, Богемии и Моравии. Часто он посылал в Берлин за аккомпаниатором.

Сан-Суси (от фр. sans souci — без забот) — самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля.

Дворец Сан-Суси — единственный, который не связан с демонстрацией военной силы. Это частная резиденция философа, эдакий эрмитаж, в котором он окружает себя любимыми картинами, книгами, собаками, конями, людьми. Вместе с тем, Сан-Суси — это не просто дом. Название «Сан-Суси» — «без забот» — отражает воззрения Фридриха на вопросы жизни и смерти. Он жил как философ и хотел умереть как философ и хотел быть похороненым как философ — без помпы и торжественных шествий.

Дворец Сан-Суси

В концертном зале наиболее ярко проявляется характерное для рококо изобилие декоративных деталей. Рокайлями украшены стены и потолок и обрамлены настенные зеркала и фрески Антуана Пэна. Деревянная обшивка выполнена скульптором и декоратором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим. Рояль работы Готфрида Зильбермана 1746 года и пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году, красноречиво говорят о назначении помещения. Единственные развлечения, которым предавался в Сан-Суси прусский монарх — это ежедневные вечерние концерты на которых он играл партию флейты и для которых подчас он сам сочинял музыку (он был достаточно плодотворным композитором — 4 симфонии (в понятии того времени, примерно по 10 минут каждая), 4 концерта для флейты с оркестром, 122 сонаты для флейты и клавесина, несколько маршей) и занятия философией.

В концертном зале наиболее ярко проявляется характерное для рококо изобилие декоративных деталей. Рокайлями украшены стены и потолок и обрамлены настенные зеркала и фрески Антуана Пэна. Деревянная обшивка выполнена скульптором и декоратором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим. Рояль работы Готфрида Зильбермана 1746 года и пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году, красноречиво говорят о назначении помещения.

Единственные развлечения, которым предавался в Сан-Суси прусский монарх — это ежедневные вечерние концерты на которых он играл партию флейты и для которых подчас он сам сочинял музыку (он был достаточно плодотворным композитором — 4 симфонии (в понятии того времени, примерно по 10 минут каждая), 4 концерта для флейты с оркестром, 122 сонаты для флейты и клавесина, несколько маршей) и занятия философией.

К окончанию своих военных компаний Фридрих стал «старым Фрицем». Он потерял передние зубы, его пальцы одеревенели. В зимний период 1778-1779 годов его флейта служила ему в последний раз. Когда в начале 1779 года он упаковывал свою флейту перед возвращением в Потсдам, он заметил Францу Бенде: «Мой дорогой Бенда, я теряю своего лучшего друга». Уже после окончания Семилетней войны (1756-1763 гг.) интерес Фридриха к культурной жизни постепенно ослабевает, вкусы окончательно «заморожены». Он не знает, что делать с Гете, чьи поэмы были, по его мнению, «отвратительно пошлыми», симфонии Гайдна казались ему «суматохой, которая дерет уши». Король никогда не мог в полной мере постичь уровня революционной фортепианной техники К.Ф.Э. Баха, он не видел в Ф. Бенде основателя великой школы скрипичной игры. В конструкции Нового дворца и поздних зданий он демонстрировал тот же галантный стиль рококо, который он любил, когда был двадцатилетним.

К окончанию своих военных компаний Фридрих стал «старым Фрицем». Он потерял передние зубы, его пальцы одеревенели. В зимний период 1778-1779 годов его флейта служила ему в последний раз. Когда в начале 1779 года он упаковывал свою флейту перед возвращением в Потсдам, он заметил Францу Бенде: «Мой дорогой Бенда, я теряю своего лучшего друга».

Уже после окончания Семилетней войны (1756-1763 гг.) интерес Фридриха к культурной жизни постепенно ослабевает, вкусы окончательно «заморожены». Он не знает, что делать с Гете, чьи поэмы были, по его мнению, «отвратительно пошлыми», симфонии Гайдна казались ему «суматохой, которая дерет уши». Король никогда не мог в полной мере постичь уровня революционной фортепианной техники К.Ф.Э. Баха, он не видел в Ф. Бенде основателя великой школы скрипичной игры. В конструкции Нового дворца и поздних зданий он демонстрировал тот же галантный стиль рококо, который он любил, когда был двадцатилетним.

Умер король Пруссии в Потсдаме в ночь с 16 на 17 августа 1786 года. В момент его смерти часы в спальне остановились. Впоследствии эти часы оказались у другого великого человека - у Наполеона Бонапарта (именно он увез их с собой на остров Святой Елены) ... С той поры прошло немало лет, но и сегодня мы имеем возможность соприкоснуться с сочинениями короля Фридриха Великого: великого короля и музыканта.

Умер король Пруссии в Потсдаме в ночь с 16 на 17 августа 1786 года. В момент его смерти часы в спальне остановились. Впоследствии эти часы оказались у другого великого человека - у Наполеона Бонапарта (именно он увез их с собой на остров Святой Елены) ... С той поры прошло немало лет, но и сегодня мы имеем возможность соприкоснуться с сочинениями короля Фридриха Великого: великого короля и музыканта.