Музыканты – извечные маги
На серебряной тонкой бумаге
Под серебряной мглой облаков
Музыканты - извечные маги
Вызывают виденья веков.
И проходят века вереницей,
И валторна и скрипки звучат:
То былое в мелодиях снится,
То в грядущее тянется взгляд.
И то грозно, то ласково медлят,
Словно вечность заполнят собой,
Вздохи бронзы и выдохи меди
И напевы струны золотой.
А всего-то в высокой отваге
Мгле забвения наперекор
На серебряной тонкой бумаге
Образ музыки вывел гравер.
Б.Дубровин.
Традиция (от лат.tradition – передача)
Новаторство (от лат. novation – обновление и изменение)
Это два полюса, между которыми развивается пространство культуры и рождается искусство любой эпохи.
Как вы понимаете термины «традиции» и новаторство»?
Традиция – это память культуры – наследие, которое живо сегодня, прошлое, которое важно для современников.
Это обряды, привычки и навыки практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое, исключительное, опираясь на известные закономерности.
Непреходящие ценности прошлого, имеющие общечеловеческую значимость, обретают в современном искусстве новое звучание.
Как вы понимаете выражение «непреходящая ценность»?
Слушатели имеют возможность, вновь и вновь переживая многие чужие жизни как свою, обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать фактом своей жизни.
Именно в этом источник воздействия искусства на личность и его непреходящая ценность.
Культура всегда помнит и хранит то, что нужно современности, но «помнит» в преобразованном виде.
Новаторство опирается на традицию, требуя бережного отношения к художественному наследию.
Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое.
«Композиторы, разворачивая перед нами художественную картину мира, утверждают непреходящую ценность таких человеческих качеств, как верность, любовь, преданность.
Композиторы переосмысливают вечные проблемы искусства, создают новую художественную действительность.
Она проявляется в многообразии созданных произведений .
Элементарные частицы музыки (звуки, их длительности, высота, тембр, динамика), из которых складываются произведения композиторов, одни и те же.
Но подходы к применению, использованию музыкально-выразительных средств различны».
Просмотр видео:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3251/main/
Всматриваясь в историю развития культуры, можно отметить немало таких музыкальных революций, которые провозглашали новые принципы творчества.
- Новаторским стал жанр оперы в начале XVII столетия.
- Новаторской стала во второй половине следующего XVIII века оперная реформа К.В. Глюка.
- Новаторскими стали национальные по духу и стилю оперы - русская «Иван Сусанин» М.И. Глинки, испанская «Кармен»
Ж. Бизе, американская «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.
Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни .
По способам изложения, музыкальному языку, особенностям музыкальной формы мы узнаем почерк композитора, его индивидуальность, стиль, то неповторимое «я» , которое отличает его от других композиторов,
выявляет новаторство его творчества.
Ave Maria (Вавилов)
Ave Maria — произведение советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова. Было записано в конце 1960-х годов и издано в 1970 году на пластинке «Лютневая музыка XVI—XVII веков».
При первом издании композиция была приписана неизвестному композитору, а затем стали указывать имя итальянского композитора Джулио Каччини