СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 3 урока 2 четверти «Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества».

 Цели и задачи:

 - расширить знания детей о былинном эпосе;

- различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера: находить истоки особого интонационного склада русской музыки  в знаменных распевах, узнавать по характерным чертам жанр былины;

- разучивать и исполнять былинные напевы; стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности былинных напевов;

 - «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов;

- воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой, литературой, киноискусством.

Просмотр содержимого презентации
«3 кл_Былины»

Былинное народное творчество Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс). Тема урока: Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской области

Былинное народное творчество

Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс). Тема урока: Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества

Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза

Н.И. Бореева

г. Моршанска Тамбовской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  • различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера: находить истоки особого интонационного склада русской музыки в знаменных распевах, узнавать по характерным чертам жанр былины;
  • разучивать и исполнять былинные напевы; стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности былинных напевов;
  • «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов;
  • воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой, литературой, кино.
Спой, повтори

Спой, повтори

  • К какому жанру народной песни принадлежат эти песни?
  • К какой музыкальной области можно их отнести - к песенности, танцевальности, маршевости?
Слушай, думай, размышляй «Тропарь к Рождеству Христову» «Достойно есть» «Свет тихий» В  знаменных распевах идет поступенное движение мелодической линии. П о своему интонационному складу знаменные распевы близки к народной протяжной песне.

Слушай, думай, размышляй

  • «Тропарь к Рождеству Христову»
  • «Достойно есть»
  • «Свет тихий»

В знаменных распевах идет поступенное движение мелодической линии.

П о своему интонационному складу знаменные распевы близки к народной протяжной песне.

  • Ч то послужило началом духовной музыки?
  • К акой жанр проявляется в духовной музыке?
Отгадай За Русь стоит он Гордо и твёрдо Ладно скроен, Крепко сшит, С оружием в руке И вере в себе. За землю русскую стоит. Знают взрослые и дети – Нет людей сильней на свете. Одного напомню я:  Это - Муромец Илья.

Отгадай

За Русь стоит он

Гордо и твёрдо

Ладно скроен,

Крепко сшит,

С оружием в руке

И вере в себе.

За землю русскую стоит.

Знают взрослые и дети –

Нет людей сильней на свете.

Одного напомню я: 

Это - Муромец Илья.

Богатыри земли Русской К то такие богатыри? К аких богатырей знаешь? В каких народных эпических песнях рассказывается о богатырях? Ч то такое былины? П очему говорят: «Было и прошло, да быльём поросло»? В. Васнецов. Богатыри (Три богатыря), 1898 г. Былина. СтАрина  «Приобщитесь мыслью к вашим братьям, жившим три тысячи лет тому назад [...], примите на себя все их страдания, все их мечты, и вы почувствуете, как расширяется ваш ум и сердце...». Г. Флобер

Богатыри земли Русской

  • К то такие богатыри?
  • К аких богатырей знаешь?
  • В каких народных эпических песнях рассказывается о богатырях?
  • Ч то такое былины?
  • П очему говорят: «Было и прошло, да быльём поросло»?

В. Васнецов. Богатыри (Три богатыря), 1898 г.

Былина. СтАрина

«Приобщитесь мыслью к вашим братьям, жившим три тысячи лет тому назад [...], примите на себя все их страдания, все их мечты, и вы почувствуете, как расширяется ваш ум и сердце...». Г. Флобер

Было и прошло, да быльём поросло… Б ылины – древний жанр русского песенного фольклора. Н ародные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей . Они говорили нараспев, как неторопливое повествование. Б ылина, быль – от слова «было». В былинах рассказывалось о важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.

Было и прошло, да быльём поросло…

Б ылины – древний жанр русского песенного фольклора.

Н ародные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей . Они говорили нараспев, как неторопливое повествование.

Б ылина, быль – от слова «было».

В былинах рассказывалось о важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.

Былина « О Микуле Селяниновиче и князе Вольге »

Былина

« О Микуле Селяниновиче и князе Вольге »

Богатырь-пахарь. Богатырь-святой А.П. Рябушкин. Микула Селянинович. 1895 г. Н.М. Маторин. Микула Селянинович. Начало XX в.

Богатырь-пахарь. Богатырь-святой

А.П. Рябушкин. Микула Селянинович. 1895 г.

Н.М. Маторин. Микула Селянинович. Начало XX в.

Слушай, анализируй…

Слушай, анализируй…

  • К аковы особенности жанра былины?
  • К аковы её исполнительские особенности?
  • К акие особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания?
Помогают сохранить память о прошлом особенные люди – хранители напевов. Одни из таких «хранителей» - династия Рябининых. Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры. Сказители рябинины

Помогают сохранить память о прошлом особенные люди – хранители напевов.

Одни из таких «хранителей» - династия Рябининых. Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры.

Сказители рябинины

А.С. Аренский. Фантазия на темы Рябинина Х ранить можно по-разному! В музыке Аренского былина получила второе рождение: былинный напев погружается в музыкальный контекст, без слов раскрывающий его содержательную сущность. П роисходит то самое «расширение ума и сердца», о котором говорил Флобер.

А.С. Аренский. Фантазия на темы Рябинина

Х ранить можно по-разному!

В музыке Аренского былина получила второе рождение: былинный напев погружается в музыкальный контекст, без слов раскрывающий его содержательную сущность.

П роисходит то самое «расширение ума и сердца», о котором говорил Флобер.

Парадокс былинного музыкального эпоса Подумай, ответь Р усский народный былинный эпос связан чаще всего с произнесением текста. П отому напевы и звучат несколько отстранённо, повествовательно, просто, как поёт Баян: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

Парадокс былинного музыкального эпоса

  • Подумай, ответь

Р усский народный былинный эпос связан чаще всего с произнесением текста.

П отому напевы и звучат несколько отстранённо, повествовательно, просто, как поёт Баян:

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

  • О бязательно ли будет «могучей» музыка, повествующая о богатырях?
  • П рослушай мелодию . Подумай: Что могло на эту музыку петься?
  • К ак можно объяснить отсутствие в этой музыке «богатырских» интонаций?
Запев былины - вступление «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила») «Океан-море синее» (Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко»)

Запев былины - вступление

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»)

«Океан-море синее» (Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко»)

Слушаем, разучиваем, поём Былина «Ой, по морю было, по морюшку» У ж как по морю-то было, по морю, По синему морю Хвалынскому, Уж как плавал там Сокол-корабль; Он и плавал там ровно тридцать лет.   Х орошо этот кораблик изукрашен был, Изукрашен был плисом-бархатом. Нос у корабля по-сокольему, Корма у корабля по-змеиному.   Н осом владел Алеша Попович млад, Кормой владел Многолюд богатырь, А всем кораблём - Илья Муромец. А всем кораблём - Илья Муромец.

Слушаем, разучиваем, поём

Былина «Ой, по морю было, по морюшку»

У ж как по морю-то было, по морю,

По синему морю Хвалынскому,

Уж как плавал там Сокол-корабль;

Он и плавал там ровно тридцать лет.

Х орошо этот кораблик изукрашен был,

Изукрашен был плисом-бархатом.

Нос у корабля по-сокольему,

Корма у корабля по-змеиному.

Н осом владел Алеша Попович млад,

Кормой владел Многолюд богатырь,

А всем кораблём - Илья Муромец.

А всем кораблём - Илья Муромец.

Слушаем, разучиваем, поём

Слушаем, разучиваем, поём

Я Ничего не понял Получил радость Расставь стрелочки Расстроился Научился Удивился Узнал что-то новое

Я

Ничего не понял

Получил радость

Расставь стрелочки

Расстроился

Научился

Удивился

Узнал что-то новое

Вывод Былины - жанр народного эпоса. Их тематика связана, в первую очередь , с восстановлением справедливости, т.к. в них живут и подвиги, и философская, нравственная мудрость. Степенно, неторопливо, иногда с долей иронии они ведут рассказ о подвигах, о самопожертвовании во имя торжества добра и справедливости. А  добро и мудрость о себе не кричат.  18

Вывод

Былины - жанр народного эпоса.

Их тематика связана, в первую очередь , с восстановлением справедливости, т.к. в них живут и подвиги, и философская, нравственная мудрость. Степенно, неторопливо, иногда с долей иронии они ведут рассказ о подвигах, о самопожертвовании во имя торжества добра и справедливости.

А добро и мудрость о себе не кричат.

18

Используемые ресурсы Литература: Виноградов П.Т. Сказитель И. Т. Рябинин и моя с ним поездка. – Томск: 1906;  Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины. - М.: 1895;  Чистов К.В. Рябинины / Чистов К.В. Русские сказители Карелии: Очерки и воспоминания. – Петрозаводск: 1980. С. 33-109. Интернет-ресурсы: http://8.orange3.ru/  http://kidsclever.ru/  https://kupidonia.ru/quizes  http://litena.ru/  http://lukoshko.net/  http://sitekid.ru/istoriya/bogatyri/  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru https://znanija.com/ 18

Используемые ресурсы

Литература:

  • Виноградов П.Т. Сказитель И. Т. Рябинин и моя с ним поездка. – Томск: 1906; 
  • Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины. - М.: 1895; 
  • Чистов К.В. Рябинины / Чистов К.В. Русские сказители Карелии: Очерки и воспоминания. – Петрозаводск: 1980. С. 33-109.

Интернет-ресурсы:

  • http://8.orange3.ru/
  • http://kidsclever.ru/
  • https://kupidonia.ru/quizes
  • http://litena.ru/
  • http://lukoshko.net/
  • http://sitekid.ru/istoriya/bogatyri/
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru
  • https://znanija.com/

18

Просмотр содержимого презентации
«4а_Микула»

Микула Селянинович БЫЛИНА

Микула Селянинович

БЫЛИНА

Р анним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани-подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца. Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь в поле, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведет. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.

Р анним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани-подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.

Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь в поле, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведет. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.

Е дут молодцы другой день до вечера, так же все пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.

Е дут молодцы другой день до вечера, так же все пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.

Т ретий день идет к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладет как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шелком по плечам рассыпаются. А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился пахарю:

Т ретий день идет к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладет как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шелком по плечам рассыпаются.

А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился пахарю:

  • Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
  • - Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?
  • - Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-подати.
- Э х, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут все разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди   торговые,   стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плеткою. Ну, который стоял, тот сидит, который сидел, тот лежит. Удивился Вольга, поклонился пахарю: - Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.

- Э х, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут все разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди   торговые,   стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плеткою. Ну, который стоял, тот сидит, который сидел, тот лежит.

Удивился Вольга, поклонился пахарю:

- Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.

Ч то ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать - других мужиков не обижать. Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на нее верхом и в путь отправился. Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу: Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с нее вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трех дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
  • Ч то ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать - других мужиков не обижать.

Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на нее верхом и в путь отправился.

Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:

  • Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с нее вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
  • Послал Вольга трех дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
П ослал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать. Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули. Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли ее выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла. Дело сделали и поехали богатыри дальше путем-дорогою.

П ослал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.

Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.

Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли ее выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла.

Дело сделали и поехали богатыри дальше путем-дорогою.

В от подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли бревна дубовые на мосту через речку Ореховец. Чуть взошла дружина на мост, подломились бревна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти. Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать. Пахарь плетью бьет, приговаривает: - Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города хлебом кормят, медом поят, а вы соли им жалеете!

В от подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли бревна дубовые на мосту через речку Ореховец. Чуть взошла дружина на мост, подломились бревна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.

Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать.

Пахарь плетью бьет, приговаривает:

- Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города хлебом кормят, медом поят, а вы соли им жалеете!

В ольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней. Стали люди гурчевецкие каяться: Вы простите   нас за   злодейство,   за  хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует. Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой. Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:

В ольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней.

Стали люди гурчевецкие каяться:

  • Вы простите   нас за   злодейство,   за  хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.

Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.

Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:

  • Ты скажи мне, русский   богатырь,   как   зовут тебя, величают по отчеству?
- П оезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как  меня  люди чествуют. Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном... Еще заря горит, а у пахаря поле колосом шумит. Темная ночь идет - пахарь хлеб жнет. Утром вы молотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завел. К вечеру созвал народ на почестен пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать : - Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!

- П оезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как  меня  люди чествуют.

Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном...

Еще заря горит, а у пахаря поле колосом шумит.

Темная ночь идет - пахарь хлеб жнет. Утром вы молотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завел. К вечеру созвал народ на почестен пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать :

- Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!

Просмотр содержимого презентации
«4б_Сказители Рябинины»