Просмотр содержимого документа
«Презентация по обществознанию на тему "Загадка человека"»
- Кто такой человек?
- – Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека?
- – Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?
- – Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
«Человек – вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена» А. Ф. Лосев, русский философ
Загадка человека
1. Зачем человек рождается?
2. Что такое наследственность?
3. Наследственность – биологическая сущность всех людей.
4. Можно ли влиять на наследственность
Проблемные вопросы
- Для чего проживает долгую жизнь?
- Что значит выражение: «Человек, родившийся среди себе подобных, должен ещё научиться быть человеком»?
Задание 2.
Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы
- Словесная речь
- Сезонная линька
- Способность строить жилище
- Обучение потомства
- Потребность в пище
- Зимняя спячка
- Прямохождение
- Потребность в общении
- Умение фантазировать
- Густая шерсть
Задание 1.
Из приведённых свойств человека выберите сначала порядковые номера черт сходства с животными, а затем отличия.
- Способность к творчеству
- Потребность в отдыхе
- Наличие органов чувств
- Сознательное выдвижение целей
Только животным
Только человеку
И человеку и животным
Черты сходства
Черты различия
Волчонок Балу
Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и… ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь, медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.
Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.
Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.
Заполни таблицу:
Отличия человека от животного
Человек
Животное
Внимательно прослушайте текст и ответьте на вопросы:
- Как же человек становится человеком?
- Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался?
- Достаточно ли того, чтобы его кормили и заботились о нём?
Вывод: феномен детей – маугли – это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные его качества – во многом продукт воспитания.
- Рассмотрите схему на стр. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека и животного. Допустили ли вы ошибки? Чем вы можете их объяснить?
- Проработайте тексты и определите, зачем человек рождается, по мнению разных авторов. Каковы ценности жизни?
- Текст 1. Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
- Текст 2. Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше требует себе, тем он хуже.
(Л.Н. Толстой)
Подведём итог:
- Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить,иметь красивый дом, получать блага только для себя;
- Человек – существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
- Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству .
Благодаря наследственности:
- Все живые организмы сохраняют в своих потомках характерные черты вида;
- Носители наследственной информации – гены;
- Новорождённый несёт в себе комплекс генов не только родителей, но и отдалённых родственников.
наследственность
Животные
Человек
передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма, но и некоторые болезни или предрасположенность к болезням
- Проявляется в инстинктах – определённых действиях в поведении, уже имеющихся при рождении. (стр.12, 14, 15)
Способность защищаться, способность относиться к другим, как к себе, способность делать запасы впрок, способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилище, определённый овал лица, способность передвигаться, способность мыслить, способность утолять голод
Что мы наследуем от родителей
Общее у всех людей
Чему мы должны научиться
Индивидуальное у разных людей
Что мы наследуем от родителей
Общее у всех людей
Чему мы должны научиться
Индивидуальное у разных людей
- Способность защищаться
- Способность передвигаться
- Способность мыслить
- Способность утолять голод
- относиться к другим, как к себе
- делать запасы впрок
- отличать хорошее от дурного
- строить жилище
Домашнее задание
- Прочитать п.1
- Выполнить задание на стр. 14,15