Фрагмент урока окружающего мира (4 класс). Тема: у чёрного моря.
Подготовила:
Соболева Алёна
студентка 3 курса 3В группы
специальность: 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Этап: мотивация к учебной деятельности.
Примечания: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
Этап урока: актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
Форма работы: парная.
Примечания: для выполнения задания учащимся выдаются карточки. Задание проверяется с помощью документ-камеры.
Задание: определите, о какой природной зоне идёт речь.
- Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем там не образуется, там вечная мерзлота.
- Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев.
- Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная, лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди бывают редко, обычно ливневые.
- Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров.
Этап урока: актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
Форма работы: парная.
Примечания: для выполнения задания учащимся выдаются карточки. Задание проверяется с помощью документ-камеры.
Задание: составьте цепи питания.
- Сова, змея, подорожник, слизень.
- Кузнечик, орел, ящерица, клевер.
Этап урока: выявление места и причины затруднения.
Примечания: учитель организует беседу о том, о каких природных зонах ученикам уже известно. Затем упоминает о том, что есть еще одна природная зона. У каждого лежит листок с утверждениями.
Задание: прочитайте утверждения. Поставьте знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если считаете, что утверждение неверно.
Утверждения:
Этап урока: построение проекта выхода из затруднения.
Примечания: дети совместно с учителем формулируют тему и цель урока, а так же составляют план урока.
План:
- Узнать о климате субтропической зоны.
- Узнать о растительном мире Черноморского побережья Кавказа.
- Узнать о животном мире Черноморского побережья Кавказа.
- Узнать об экологических проблемах Черноморского побережья Кавказа, растениях и животных, занесенных в Красную книгу.
- Научиться находить на карте природных зон субтропическую зону, составлять рассказ по ней.
- Узнать правила поведения во время отдыха на море.
Этап урока: реализация построенного проекта.
Форма работы: групповая.
Задание для 1 группы: прочитайте информацию в учебнике на стр. 130, расскажите о растительном мире Черноморского побережья Кавказа.
Задание для 2 группы: прочитайте информацию в учебнике на стр. 130, расскажите о животном мире Черноморского побережья Кавказа.
Задание для 3 группы: прочитайте информацию в учебнике на стр. 132-133, расскажите об экологических проблемах Черноморского побережья Кавказа, растениях и животных, занесенных в Красную книгу.
Этап урока: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Форма работы: фронтальная.
Задание: найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона, или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне?
Этап урока: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Форма работы: фронтальная.
Примечания: ученикам выдаются карточки с тестовыми заданиями.
Задания:
- Где расположено Черноморское побережье Кавказа?
- в субтропической зоне страны 2) в степной зоне страны 3) в арктической зоне страны
2. Каковы основные характеристики климата Черноморского побережья?
- зима тёплая, лето жаркое 2) зима холодная, лето жаркое 3) зима тёплая, лето тёплое
3. Какие деревья не встречаются на побережье Черного моря?
- пальмы 2) каштан 3) полярная ива
4. Какие птицы не живут на побережье Черного моря?
- чайка 2) воробьи 3) белая куропатка
5. Характерное растение Черноморского побережья?
1) тополь 2) ива 3) магнолия
Эталон:
1 – 1
2 – 2
3 – 3
4 – 3
5 – 3
Критерии оценивания:
Без ошибок – «5».
Допущена 1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Этап урока: включение в систему знаний и повторение.
Форма работы: индивидуальная.
Примечания: задание выполняется на интерактивной доске с помощью платформы https://learningapps.org/
Ссылка на задание: https://learningapps.org/view21148429
Инструкция:
- При выполнении задания воспользуйся стилусом.
- Работай чистыми, сухими руками.
- Перейди по ссылке.
- Прочитай задание, нажми «ок».
- Выполни задание.
- Проверь правильность выполнения задания, нажав на галочку.
Этап урока: включение в систему знаний и повторение.
Форма работы: коллективная.
Беседа с классом: К какой природной зоне относится Черноморское побережье Кавказа? Каковы особенности климата на Черноморском побережье Кавказа? Какие деревья растут на Черноморском побережье? Какие животные обитают в Чёрном море? Какие растения и животные Черноморского побережья внесены в Красную книгу России? Какие достопримечательности есть в городе Сочи? Какие экологические проблемы существуют на Черноморском побережье? Что было создано для сохранения природы Черноморского побережья?
Задание: сформулируйте правила поведения во время отдыха на море.
Этап урока: подведение итогов и рефлексия учебной деятельности.
Примечания: учитель выводит на слайд презентации таблицу, с помощью которой каждый ученик высказывается, оценивая свою работу на уроке.