Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения природы, с примерами простого лабораторного оборудования и его применением.
Результаты:
- личностные: проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний; принимать экологические нормы поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
- предметные: распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; знать методы, направленные на изучение природы, раскрывать и использовать их при изучении природы;
- метапредметные:
— регулятивные: выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их;
— коммуникативные: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
— познавательные: развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдения.
3 класс
Самоопределение к деятельности
— Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока. Я буду называть предмет, а вы его поднимаете, а потом аккуратно кладёте на место. На каждый урок окружающего мира нужно готовить: пенал, синюю ручку, простой карандаш, ластик, линейку, цветные карандаши, учебник, рабочую тетрадь.
— А сейчас покажите, как нужно правильно сидеть.
— Почему на третьей картинке перечёркнуты предметы? (На уроках мы не достаём игрушки, еду, гаджеты.)
— Теперь мы готовы к уроку!
биология
физика
химия
Актуализация
— Сегодня я хочу начать урок с вопроса: что изучает предмет «Окружающий мир?».
— А когда человек начал изучать природу?
— Работая на раскопках, археологи узнали, что человек начал исследовать и изучать окружающий его мир ещё на заре своего развития. Он пытался познать устройство Земли и звёздного неба, живую и неживую природу. А зачем люди это делали? (Люди пытались понять, как явления природы влияют на их жизнь, помогают в развитии науки и техники.)
— В результате возникла область научного знания — естествознание, и окружающий мир является частью этой науки. А какие науки выделились из естествознания? (Физика, астрономия, биология, химия и география.)
— Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человек уже много знает о том, как устроен животный и растительный мир. Очень много знает и о неживой природе. Но всё-таки часто мы встречаемся с загадками. Как узнать все тайны и загадки природы? Каким же образом изучают природу учёные, люди, которые захотели поближе познакомиться с ней? Именно это мы и должны сегодня выяснить.
география
астрономия
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы
Вспомним, какие методы изучения природы существуют
Вспомним, что такое материки, части света и океаны, и узнаем, как они изображаются на карте
Получим задание для выполнения проектной работы
Целеполагание
— Какие цели поставим перед собой?
Научные методы познания мира
Открытие нового знания
— Какие способы изучения природы вам знакомы?
— Какими способами мы уже пользовались в прошлом году?
— На протяжении многих лет изучения природы исследователи отработали определённые подходы к получению новых знаний — научные методы. А что такое метод?
— Научные методы (от др.-греч. methodos — «путь к чему-либо, способ, исследование») — это способы получения новых знаний и решения задач. Научные методы разделяют на практические и теоретические. Как вы думаете, какие методы относятся к практическим?
— Практические методы — это получение информации об объекте исследования. А какими способами можно осуществлять сбор данных?
— Рассмотрим примеры практических методов.
практические
теоретические
Народные приметы
Если молнии в марте сверкают, а грома нет — жди летнюю засуху.
Синички поют на деревьях — скоро тёплые деньки.
Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.
Калина созрела, а листья на ней зелёные — осень будет тёплая.
В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.
Открытие нового знания
— Рассматривая календарь, Гриша обратил внимание на рубрику «Народные приметы».
Если молнии в марте сверкают, а грома нет — жди летнюю засуху.
Синички поют на деревьях — скоро тёплые деньки. Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. Калина созрела, а листья на ней зелёные — осень будет тёплая. В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. — Гриша задумался: откуда берутся такие народные мудрости? А как вы думаете? — Что делал человек, прежде чем записать подробную примету? (Прежде чем составить приметы, люди сначала внимательно наблюдали за природой.)
Наблюдать за природой — это …
вмешиваться в природу своими действиями, что-то изменять
смотреть, записывать, а потом делать выводы
Открытие нового знания
— А что, по-вашему, значит «наблюдать»?
— Прочитайте. Объединитесь в пары и порассуждайте, что значит наблюдать за природой. Помогите Грише выбрать правильный ответ. (Наблюдать за природой — это смотреть, записывать, а потом делать выводы.)
— Первым в истории и самым простым методом изучения природы стало наблюдение. Это один из самых доступных методов изучения природы, при котором просто рассматривают объекты, не вмешиваясь в естественный ход событий. Наблюдения дают материал, на котором строятся научные предположения — гипотезы.
— Где используется метод наблюдения? (Метод наблюдения широко используется при изучении космических и земных тел, живых организмов, позволяет изучать различные свойства тел и веществ, а также изменения, происходящие с ними.)
— Кто использует метод наблюдения? (Этим методом пользуются не только биологи, но и другие исследователи, например астрономы. Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире.)
Английский учёный Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на дождевого червя. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви питаются листьями, останками насекомых. Строя себе ходы и норки, они разрыхляют почву, тем самым улучшают её плодородие.
Открытие нового знания
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы проводить наблюдения? (Он должен быть внимательным, терпеливым, усидчивым.)
— Действительно, все эти качества необходимы наблюдателю. Одним из таких людей был английский учёный Чарльз Дарвин. Однажды, гуляя по саду, он обратил внимание на дождевого червя. Многие из нас видели таких червей. Но не у каждого возникало желание понаблюдать за ним. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви питаются листьями, останками насекомых. Строя себе ходы и норки, они разрыхляют почву, тем самым улучшают её плодородие.
— А какие наблюдения проводили вы и что узнали с их помощью?
Источник фото Flickr, Автор David McGreevy
Открытие нового знания
— Какие приборы помогают человеку вести наблюдения? (Наблюдая, мы задействуем наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), но часто при проведении наблюдений нам требуется рассмотреть очень маленькие (микроскопические) или сильно удалённые объекты, и тогда на помощь исследователям приходят различные приборы — лупа, микроскоп, бинокль,телескоп, фото- и видеокамера.)
— Особенно большую роль в изучении мира сыграло изобретение микроскопа и телескопа. Так, с помощью микроскопа были открыты невидимые невооружённым глазом живые существа — бактерии. Раньше люди и не подозревали об их существовании, а оказалось, что они живут повсюду: в воде, воздухе, почве, организме человека. Это изобретение позволило совершить много открытий в медицине и биологии. А телескоп позволил рассмотреть далёкие планеты, открыть их спутники, разгадать многие загадки вселенной.
— А как долго могут проходить наблюдения? (Некоторые научные наблюдения могут длиться годами. Наблюдение позволяет получить информацию о свойствах объекта, его поведении и взаимодействии с окружающей средой.)
Измерение — метод изучения природы, при котором изучаемый объект исследуется при помощи измерительных приборов.
Открытие нового знания
— А какие наблюдения проводили вы? (Мы проводили наблюдения за погодой.) — А какие наблюдения за погодой можно провести, глядя в окно?
— Кто может рассказать, какая сегодня погода?
— А чем ещё необходимо дополнить сведения о погоде? (Температурой.)
— Можно ли определить температуру, просто посмотрев сейчас в окно? (Нет.)
— Чем же мы должны воспользоваться, чтобы определить температуру? (Термометром.)
— Термометр — это измерительный прибор, а измерение — ещё один метод изучения живой природы. В результате измерений устанавливается числовое значение той величины, которую мы исследуем.
— Что мы можем измерить? (Измерять можно размер (длину, ширину, высоту), массу, температуру, скорость движения, время протекания какого-либо процесса, количество животных или растений на определённом участке.)
— Что мы используем для измерения? (Для измерений часто используют измерительные приборы и инструменты: весы, термометр, секундомер, линейку, рулетку и др.)
— А что такое измерительные приборы? (Любые приборы, на которых есть измерительная шкала.)
— А какие измерительные приборы вы знаете? Для измерения чего они используются?
— Вы уже много знаете об измерении и умеете пользоваться этим методом. И сейчас мы проведём некоторые измерения. Для этого я предлагаю вам объединиться в группы. Вспомним правила работы в паре и группе.
Правила групповой работы
Первичное применение
— Предлагаю вам поработать в паре (группе).
— Но сначала вспомним правила работы в паре.
Правила работы в паре
- При разговоре обязательно смотрите на собеседника.
- Говорите тихим голосом, чтобы не мешать другим парам.
- Внимательно слушайте своего товарища, называйте его по имени, не перебивайте.
- Если не согласны, то постарайтесь доказать свою точку зрения, приведите убедительные примеры.
- Корректно высказывайте своё мнение.
- Покажите готовность вашей пары поднятой рукой.
- Сколько приседаний сделает ученик за 1 минуту?
- Сколько стаканов воды поместится в ведёрко?
- Сколько весит книга?
- Необходимо найти периметр школьной тетради.
- Необходимо узнать температуру тела ученика.
Первичное применение
— Проведём практическую работу:
- Необходимо измерить, сколько приседаний сделает ученик за 1 минуту. Какой измерительный прибор вам понадобится?
- Необходимо измерить, сколько стаканов воды поместится в ведёрко. Какой измерительный прибор вам понадобится?
- Необходимо измерить, сколько весит книга. Какой измерительный прибор вам понадобится?
- Необходимо найти периметр школьной тетради. Какой измерительный прибор вам понадобится?
- Необходимо узнать температуру тела ученика. Какой измерительный прибор вам понадобится?
Сколько приседаний сделает ученик за 1 минуту?
Сколько стаканов воды поместится в ведёрко?
Сколько весит книга?
Необходимо найти периметр школьной тетради.
Необходимо узнать температуру тела ученика.
Первичное применение
— Подведём итоги. Кто готов рассказать о проведении своих измерений?
— 1-я группа. (Нам было необходимо узнать, сколько приседаний сделает ученик за 1 минуту. Для этого нам понадобился секундомер.)
— Где мы можем использовать это измерение?
— 2-я группа. (Нам было необходимо узнать, сколько стаканов воды поместится в ведёрко. Для этого мы использовали мерный стакан.)
— Где мы можем использовать это измерение?
— 3-я группа. (Нам было необходимо измерить, сколько весит книга. Для этого нам понадобились весы.)
— Где мы можем использовать это измерение?
— 4-я группа. (Мы находили периметр школьной тетради. Чтобы найти периметр, надо знать длину и ширину. А для этого нам потребовалась линейка.)
— Где мы можем использовать это измерение?
— 5-я группа. (Нам было необходимо узнать температуру тела ученика. Для этого нам понадобился термометр.)
— Где мы можем использовать это измерение?
— Замечательно! Все измерения вы сделали правильно.
Открытие нового знания
— Ещё один из способов изучения окружающего мира — моделирование.
— Что такое модель? (Модель — уменьшенная копия предмета.)
— Зачем нужны модели? (Модель позволяет нам изучать мир, с помощью модели мы можем представить различные ситуации, лучше представить объект.)
— С какими моделями мы уже знакомились? (Мы изучали связи в природе и создавали цепочки питания, которые помогали нам представить, как взаимосвязаны растения и животные. Мы изучали глобус и карту (ведь на глобусе значительно легче найти нужную страну или местность). А глобус представляет собой модель нашей планеты. С помощью моделирования можно воспроизводить не только предметы, но и любые ситуации.)
— Молодцы! И прежде чем мы перейдём к рассмотрению ещё одного метода изучения природы, предлагаю вам немного отдохнуть.
Что за прозрачное стекло: в воде не тонет, в огне не горит?
Открытие нового знания
— Отгадайте загадку. Как вы думаете, что надо было сделать человеку, прежде чем составить такую загадку? (Человек должен был провести наблюдения.)
— Конечно, люди много наблюдали, составляя загадки и народные приметы, но ещё пробовали определить качества объекта, помещая его в разнообразную среду. Наблюдая за кусочками льда на поверхности воды, люди сделали вывод, что лёд не тонет. Рассматривая лёд, люди увидели, что он пропускает свет, и сравнили его со стеклом. А если попробовать поместить лёд в огонь, то гореть он там не будет, но зато расплавится, растает. Как вы думаете, как называются подобные действия? (Подобные действия называются словом «опыт» или «эксперимент».)
— А кто знает, что обозначает слово «эксперимент»? (Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба».)
— А как называют людей, которые проводят эксперименты? (Исследователи или экспериментаторы.)
— Эксперимент — ещё один метод изучения природы. При проведении эксперимента человек воссоздаёт в лаборатории какое-то природное явление, при необходимости это действие повторяется несколько раз. Исследователь внимательно следит за тем, как проходит эксперимент, может изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом. При необходимости исследователь повторяет один и тот же эксперимент много раз.
— Что мы можем узнать при помощи экспериментов? (С помощью экспериментов можно, например, установить, какие тела притягиваются магнитом, а какие нет, какие вещества проводят электрический ток, а какие не проводят. Эксперименты помогают исследовать не только неживые тела, но и растения, например, как различные удобрения влияют на рост и развитие растений.)
Открытие нового знания
— С помощью экспериментов изучают поведение животных, их язык, память, сообразительность, способность находить дорогу.
— Всем известно, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам. А узнать это помог очень интересный эксперимент. Осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал учёные изменили направление солнечных лучей, как бы передвинули солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу. Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звёзд на искусственном небе. И птицы, доверившись этому небу, поворачивались совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по звёздам.
Открытие нового знания
— При проведении опытов используется различное лабораторное оборудование: штатив, спиртовка, лабораторные стаканы, пробирки, колбы. При работе с ними очень важно соблюдать правила техники безопасности. Как вы думаете, какие?
— А как вы думаете, чем отличаются эксперименты от наблюдений? (Основными отличиями эксперимента от наблюдения является то, что при проведении опыта исследователь может вмешаться в проведение опыта, есть возможность повторения опытов и строго контролируемые условия их проведения. При помощи опыта мы можем подтвердить или опровергнуть наше предположение.)
— Эксперимент — наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определённому плану. Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и составить план проведения эксперимента. В какой последовательности вы должны будете сделать шаги?
- Определить цель эксперимента;
- выдвинуть предположение или гипотезу;
- составить план проведения эксперимента;
- подобрать оборудование;
- провести эксперимент;
- сделать записи или рисунки;
- записать свои наблюдения и сделать вывод;
- объяснить, как полученные знания можно использовать на практике.
Открытие нового знания
— В какой последовательности мы должны действовать, проводя эксперимент? Кто хочет прокомментировать? (Первым шагом мы должны определить цель эксперимента, затем выдвинуть предположение или гипотезу, составить план проведения, подобрать оборудование, провести эксперимент, сделать записи или рисунки, записать свои наблюдения и сделать вывод, объяснить, как полученные знания можно использовать на практике.)
— Какой вывод мы можем сделать? (Главные способы изучения окружающего мира — наблюдение и эксперимент. Их дополняют другие способы: измерение и моделирование.)
Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы
Вспомним, какие методы изучения природы существуют
Вспомним, что такое материки, части света и океаны, и узнаем, как они изображаются на карте
Получим задание для выполнения проектной работы
Сверяемся с целями
— Молодцы! Давайте посмотрим, каких целей мы уже достигли. (Мы узнали, какие методы изучения природы существуют.)
— Назовите способы изучения окружающего мира. (Наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент.)
— Каким будет следующий шаг? (Вспомним, что такое материки, океаны, части света, и узнаем, как они изображаются на карте.)
Физкультминутка
— Давайте теперь разомнёмся с Гришей.
— Дотроньтесь правой рукой до носа.
— Дотроньтесь левой рукой до правого уха.
— Положите ладонь левой руки на голову.
— Дотроньтесь правой рукой до подбородка.
— Положите ладонь правой руки на живот.
— Положите ладонь левой руки на правое плечо.
— Дотроньтесь левой рукой до носа.
— Дотроньтесь правой рукой до левого уха.
Открытие нового знания
— Какую форму имеет планета Земля? (Форму шара.)
— Как называется модель Земли? (Глобус.)
— Чем различаются эти модели? (Глобус — это объёмная модель, она похожа на настоящую Землю, а карта — это модель на плоскости.)
Открытие нового знания
— Рассмотрите карту. Что вы замечаете? Какой цвет преобладает? (На карте больше всего синего и голубого цветов.)
— Почему на карте больше всего синего цвета? Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Поэтому на глобусе и карте синего и голубого цветов больше всего. Этими условными цветами изображены океаны, моря, озёра и реки.
— Водное пространство, которое покрывает большую часть поверхности Земли, называют Мировым океаном. Он является основной частью водной оболочки планеты.
— Океаны — это огромные водные пространства, окружающие материки и острова. На планете Земля их четыре: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Некоторые учёные выделяют пятый — Южный океан.
— Тихий и Атлантический океаны растянулись от Северного полярного круга до Антарктиды. Индийский океан располагается в пределах Южного полушария. Северный Ледовитый океан находится в пределах полярного круга, вокруг Северного полюса, поэтому покрыт морскими льдами.
Евразия
Северная Америка
Африка
Южная Америка
Открытие нового знания
— На глобусе и карте мы можем увидеть большие участки суши, окружённые со всех сторон океанами. Они окрашены в коричневый, зелёный, жёлтый цвета. Эти участки суши называют материками (континентами). Сколько на Земле материков? Назовите их. (На Земле всего шесть материков: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка и Южная Америка.)
— Как называется материк, на котором мы живём? (Евразия.)
— Неровными линиями голубого цвета обозначены по поверхности материков реки. С помощью цвета можно также определить горы — они выделены коричневым цветом, пустыни — жёлтым цветом и равнины — зелёным цветом.
Австралия
Антарктида
Антарктида
Открытие нового знания
— Кроме деления суши на материки и острова существует условное деление на части света. Материк или часть материка с расположенными поблизости островами называют частью света. Самый большой материк Евразия включает две части света — Европу и Азию. Условная граница между ними проходит через Уральские горы. Материки Северная и Южная Америка образуют такую часть света, как Америка. Австралия и расположенные рядом с ней острова называются Австралия и Океания, а самый южный материк — Антарктида — сохраняет своё название в части света.
— Сколько частей света существует? (Частей света, как и материков, шесть: Америка, Европа, Азия, Африка, Австралия и Океания, Антарктида.)
— Чем материки отличаются друг от друга? (Материки отличаются размером (самый большой материк — Евразия, самый маленький — Австралия), формой, животным и растительным миром, рельефом.)
Тихий океан
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан
Открытие нового знания
— Евразия — самый большой материк на планете Земля. Его омывают четыре океана из пяти: на севере — Северный Ледовитый, на востоке — Тихий, на юге — Индийский, на западе — Атлантический. Евразию делят на две части света: Европу и Азию. Чаще всего эту границу проводят по Уральским горам. Территория Европы значительно меньше территории Азии. Азия — это самая большая и населённая часть света.
— В Евразии находится самая высокая в мире гора — Эверест, самое глубокое озеро — Байкал и самое большое озеро на нашей планете — Каспийское море. Природа в Евразии очень разнообразна. Здесь находятся почти все климатические зоны и обитают тигры, косули, медведи, панды, росомахи, рыси, слоны и многие другие животные. На территории Евразии произрастают многие растения: дуб, кедр, бамбук, лотос, берёза.
— На территории Евразии наибольшее количество стран, на этом континенте проживает наибольшее число людей, которые говорят на десятках языков. Здесь находится самая густонаселённая страна мира — Китай. Наша Родина — Россия — тоже располагается в Евразии и занимает сразу две части света. В Евразии много достопримечательностей: Красная площадь, Эйфелева башня, Великая Китайская стена, Колизей, Тадж-Махал.
Индийский океан
Атлантический океан
Индийский океан
Открытие нового знания
— Какой самый жаркий материк на нашей планете? (Африка.)
— Африка считается прародиной человечества . Здесь нашли самые древние останки человека.
— По величине это второй материк после Евразии. Африканский континент пересекает экватор и имеет много климатических зон .
— Посмотрите на карту. Какие океаны омывают этот континент? (Африку омывают Атлантический и Индийский океаны.)
— Африканский континент в основном состоит из равнин. Тут протекает одна из самых протяжённых рек — Нил. Её длина 8852 километра.
— Чем ещё отличается Африка от других континентов? (В Африке находится много пустынь. Самая крупнейшая и жаркая пустыня на планете — Сахара.)
— Встречаются в Африке и саванны — это местности, покрытые высокими травянистыми растениями и редко встречающимися деревьями. Как вы считаете, разнообразен ли растительный мир Африки? (Да, несмотря на засушливый климат растительный мир Африки очень разнообразный.)
— К каким особенностям должны приспособиться растения, чтобы жить в таком климате? (Растения должны приспособиться к засухам и редким осадкам.)
— Какие растения мы можем встретить на этом материке? (На этом материке встречаются акации, баобабы, алоэ.)
— К каким особенностям должны приспособиться животные, чтобы жить в таком жарком климате? (В Африке обитают животные, которые способны выдержать жаркие условия с недостатком воды: слоны, гиены, крокодилы, бегемоты, зебры, обезьяны и другие животные.)
— В Африке водятся животные, которых мы не встретим на других материках. Это самое крупное в мире животное — африканский слон, самое быстрое животное — гепард и самое высокое животное — жираф. А в африканских саваннах можно увидеть самое широкое в мире дерево — баобаб.
— А какая самая знаменитая достопримечательность Африки? (В одной из стран Африки — Египте — находятся египетские пирамиды, это одно из семи чудес света.)
26
Тихий океан
Атлантический океан
Тихий океан
Северный Ледовитый океан
Открытие нового знания
— Северная Америка занимает третье место по размерам на планете. Этот материк омывают три водных простора. Какие именно? (Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны.)
— Это захватывающий континент. Здесь можно увидеть самые большие в мире каньоны — глубокие долины рек с высокими скалистыми берегами. Один из самых глубоких каньонов на планете — Большой Каньон. Его протяжённость составляет около 446 километров. Фауна и флора на этом материке чрезвычайно увлекательны. Здесь растёт самое крупное дерево в мире — секвойя, можно встретить бизонов, койотов, медведей гризли и чёрных медведей — барибалов.
— Три крупнейшие страны расположены в Северной Америке: Соединённые Штаты Америки (США), Канада и Мексика. На границе США и Канады находится известный Ниагарский водопад.
27
Атлантический океан
Тихий океан
Открытие нового знания
— Южная часть Западного полушария является домом для четвёртого по величине материка — Южной Америки. Он окаймлён двумя океанами: Тихим и Атлантическим. Южная Америка известна своим влажным климатом, который приносит больше всего осадков. Здесь находится река Амазонка, самая протяжённая и водоносная в мире. Также здесь расположено высокогорное озеро Титикака. На этом континенте простирается одна из самых длинных горных систем — Анды. В Южной Америке произрастают плотные влажные леса, известные как джунгли, где обитают удивительные существа, такие как броненосцы, ленивцы и муравьеды. Здесь также много обезьян и красивых птиц.
— В Южной Америке насчитывается 15 государств. Почти во всех странах Южной Америки говорят на испанском языке. В одной из этих стран, Бразилии, находится знаменитая статуя Христа-Искупителя.
27
Южный океан
Открытие нового знания
— Самый малоизученный и загадочный материк на планете — это Антарктида, который является пятым по величине и самым холодным континентом. Каким цветом обозначена Антарктида на карте? (Этот материк единственный в своём роде, так как он полностью покрыт ледяным покровом. Именно поэтому его на картах изображают белым цветом.)
— Какой океан омывает берега Антарктиды? (Антарктида окружена Южным океаном и находится вокруг Южного полюса Земли.)
— Как вы думаете, разнообразен ли животный и растительный мир на этом континенте? (Животный и растительный мир Антарктиды очень скромный и тесно связан с океаном.)
— Действительно, на не замерзших участках земли очень немного растительности, такой как мхи и лишайники. Некоторые виды животных, такие как синий кит, морской котик, тюлени, различные виды рыб и птицы, смогли адаптироваться к условиям Антарктиды и находятся здесь.
— В этих холодных местах обитают удивительные птицы. Кто сможет сказать, какие? (Пингвины.)
— А живут ли в Антарктиде люди?
— Из-за сурового климата людям не удаётся жить здесь постоянно. На территории Антарктиды функционируют научные станции, включая российские базы. Антарктида не принадлежит ни одному государству, это материк международного сотрудничества. Здесь разрешена только научно-исследовательская деятельность на постоянных и сезонных научных станциях. На них работают учёные-физики, биологи, гидрологи, метеорологи, которые исследуют ледниковый покров, рельеф материка, климатические особенности, жизнь в прибрежных водах. Результатами этих исследований пользуется всё человечество. — В последнее время Антарктида стала местом посещения туристов, но на самом материке туристические сооружения не строятся. Туристы живут на кораблях, которые подходят к берегам Антарктиды.
27
Индийский океан
Тихий океан
Открытие новых знаний
— Австралия — это самый маленький материк. На нём находится лишь одна страна — Австралийский Союз со столицей Сидней. Австралия расположена достаточно далеко от остальных материков, добраться туда можно только по воздуху или океану.
— Рассмотрите карту. Какие океаны омывают этот материк? (Этот материк омывают воды Тихого и Индийского океанов.)
— Природа Австралии очень богата контрастами: области пустынь резко переходят в более плодородные и богатые водой области.
— Животный мир Австралии очень разнообразен, многие виды животных характерны только для Австралии. Каких животных Австралии вы знаете? (Кенгуру, коала, утконос.)
— Одно из главных природных чудес находится в Тихом океане рядом с Австралией. Это самый крупный коралловый риф — Большой Барьерный риф.
— Кроме того, огромное количество туристов привлекает одна из главных достопримечательностей Австралии — Сиднейский оперный театр.
30
Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы
Вспомним, какие методы изучения природы существуют
Вспомним, что такое материки, части света и океаны, и узнаем, как они изображаются на карте
Получим задание для выполнения проектной работы
Сверяемся с целями
— Молодцы! Давайте посмотрим, каких целей мы уже достигли. (Мы вспомнили, какие методы изучения природы существуют, поговорили о материках и океанах, вспомнили, как они обозначаются на карте мира и глобусе, узнали особенности каждого материка.)
— Какие материки и части света есть на Земле? (На Земле всего шесть материков: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка и Южная Америка. Частей света, как и материков, шесть: Америка, Европа, Азия, Африка, Австралия и Океания, Антарктида.)
— Каким будет следующий шаг? (Получим задание для выполнения проектной работы.)
30
Катя и Серёжа получили задание: нужно подготовить проект на тему «Материки»
Проектная деятельность
— Ребята, у нас остался ещё один пункт плана — получить задание для проекта «Материки». Давайте узнаем, что нужно будет сделать дома, и посмотрим, как Катя и Серёжа будут готовиться к выполнению задания.
Нам нужно выбрать один из материков и подготовить про него небольшой рассказ.
А ещё нужно этот рассказ правильно и красиво оформить!
Проектная деятельность
Заметка: необходимо заранее подготовить список материков, из которого ученики могут выбирать.
— Учитель дал ребятам задание: выбрать материк, подготовить небольшой рассказ о нём, красиво и правильно оформить свой рассказ на альбомном листе для выставки.
Я уже выбрала Евразию! С чего мне начать?
Сначала нужно найти о нём информацию в библиотеке, энциклопедии или интернете. Давай поищем вместе! А если не справимся, то попросим помощи у родителей.
Проектная деятельность
— Прочитайте диалог. С чего вы начнёте свой проект? — Каким будет следующий шаг?
План
Найти информацию о материке в библиотеке, энциклопедии или интернете
Если сложно, попросить помощи у учителя или родителей
1
2
Проектная деятельность
— Проверьте себя.
Я нашла нужную мне информацию. Вместе с родителями мы составили короткий текст о Евразии. У меня получилось шесть предложений.
Здорово! А теперь нужно красиво оформить этот рассказ на альбомном листе.
Проектная деятельность
— Прочитайте диалог. Что сделала Катя? — Какой следующий шаг предложил Серёжа?
Евразия
План
Положить лист вертикально
Написать название материка наверху
Нарисовать или приклеить фотографии
Начертить строки для текста
Написать текст
Проверить себя, исправить ошибки
Подписать свою работу
3
4
5
6
7
8
9
Проектная деятельность
— Проверьте себя по плану.
Ура! У меня всё готово! Осталось только выучить текст наизусть, чтобы рассказать его на следующем уроке.
Я тоже готов. Уже не терпится послушать тебя и наших одноклассников!
Проектная деятельность
— Прочитайте диалог.
Физкультминутка
— Двигаем глазами по направлению стрелок. Учитель предлагает выполнить упражнение с каждой фигурой 3–4 раза в одну и в другую сторону.
35
Закрепление (базовый уровень)
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы» из сервиса «Подготовка к уроку» .
35
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах.
35
Закрепление (базовый уровень)
35
Закрепление (базовый уровень)
35
Проверка
35
Проверка
35
Закрепление (базовый уровень)
35
Проверка
35
Закрепление (повышенный уровень)
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы» из сервиса «Подготовка к уроку» .
35
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах.
35
Закрепление (повышенный уровень)
35
Проверка
35
Закрепление (повышенный уровень)
35
Проверка
35
Закрепление (повышенный уровень)
35
Проверка
35
Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы
Вспомним, какие методы изучения природы существуют
Вспомним, что такое материки, части света и океаны, и узнаем, как они изображаются на карте
Получим задание для выполнения проектной работы
Рефлексия. Подведение итогов
— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь? (Мы вспомнили, какие методы изучения природы существуют, поговорили о материках и океанах, вспомнили, как они обозначаются на карте мира и глобусе, узнали особенности каждого материка, получили задание для проекта.)
Заметка: перед проведением рефлексии вы можете провести проверку знаний, распечатав задания, или провести интерактивно, загрузив материалы из этапа «Проверка знаний» урок «Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы» из сервиса «Подготовка к уроку» .
35
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
— Мы выполнили много интересных заданий.
— Какое задание показалось вам самым интересным / самым лёгким / самым трудным?
— Сравните свою работу с цветами светофора.
— Зелёный цвет — «Мне сегодня на уроке было всё понятно. Я молодец!».
— Жёлтый цвет — «Мне было всё понятно, но у меня были ошибки. Я буду стараться быть внимательнее!».
— Красный цвет — «Мне не всё было понятно, мне нужна помощь!».
— Ребята, а кто из вас готов помочь одноклассникам? Молодцы! Вместе мы справимся!
35
Рекомендации для занятий дома — В личном кабинете нажмите на квадрат «Задания от учителя». До заданной даты решите все карточки.
35