Каждому человеку необходимо знать историю и культуру своего народа, свое место и место своих детей в окружающем мире. Сухомлинский.
Презентация: музей «Русская изба»
Цель: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно - нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Актуальность.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, это время социальных перемен. Поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, Корни этого влияния - в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях то природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Задачи:
- Обучающие:
- Познакомить детей с устройством русской избы.
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Познакомить с традициями русского народа.
- Расширить словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.
- Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы) .
- Развивающие:
- Развивать интерес к русским народным хороводным играм.
- Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре.
- Воспитывающие:
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Гипотеза:
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Методы исследования:
- Экскурсия в мини музей. Беседы с детьми.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание быта и посуды.
- Заучивание потешек, прибауток, закличек.
- Использование русских песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках, самостоятельной
- деятельности.
- Рассказ о народных обычаях и традициях
Добро пожаловать в наш музей: «Русская изба» Горница у нас не большая, Да красивая какая! На убранство поглядите Добрым людям расскажите!
В зимнюю ночь засияла звезда, Веру, надежду людям даря Ангел чудесную весть всем принес: Родился Спаситель, родился Христос. Пусть освещается путь ваш земной Этой негаснущей яркой звездой.
Чудотворница – икона Место главное при доме!
Не красна изба углами Только лаской, пирогами Если в доме есть уют, Каждый в нем найдет приют
Рады видеть Вас у печки! Без нее и дом пустой В ней и жарить, в ней и парить И зимой с ней как весной
Ты бери ухват и горшок тащи Где дрова горят – затомились щи
А я сейчас готовить буду Собери на стол посуду
Вот твоя кровать Чтобы сладко спать, Мягкая перинка Отдохнет пусть спинка
Зыбка старая висит, В ней ребенок спит
Прялка старая стоит Колесо ее скрипит
Все в быту необходимо Самовары, лампы, кувшины Фонарь, стиральная доска - И стоять всему века
Забавные фигуры Вырастают под пальцами От памяти дрожа Есть правда в том нелепая, простая Что даже в глине кроется душа
Сердце радует картинка В доме швейная машинка! Можно шить, а можно вышить И кругом восторги слышать!
Вышивкой занимались с детства девицы Были к замужеству, Все мастерицы Украшали приданное, при свете лучины При этом никогда не присутствовали мужчины
А часы идут, идут, Тик – так, тик – так А в часах кукушка , у нее своя избушка Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью
Зеркало мое в старинной раме, Женская отрада и душа. Помнишь, как говорило раньше, Хозяйка, до чего же ты мила и хороша
Радио многое может – новости нам говорит В деле нам трудном поможет Песней веселой взбодрит!
На стене фотография висит Подумать страшно, сколько ей уж лет Остановилось время в этом кадре, Мне очень дорог черно – белый свет
Русь деревянная – края дорогие Здесь издавна русские люди живут Они прославляют жилища родные Раздольные русские песни поют
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка! Но расцветет ли она, зависит от нравственно – патриотического воспитания и образования, полученного человеком в семье, саду, школе
Все в порядке
А наш музей
Всегда ждет гостей
Уважаемые коллеги в музее: « Русская изба» мы можем провести следующую совместную обучающую и игровую деятельность, которая лучше приобщит детей к истории и культуре родного края!!!:
- 1 ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Игровая деятельность: Дидактические игры: «В русской горнице», «Выложи узор по подолу сарафана» «Подбери головной убор к сарафану», «Приготовь кашу» «Укрась избушку узором». Пальчиковая игра «Маланья», Сюжетно – ролевая игра «Дочки-матери».
-
- 2 Пасхальные игры
-
- 3 Подвижные игры: «Жмурки», «Скакалка», «Салки», «Гуси-гуси», «У дядюшки Трифона», «Ручеек», «Пастух и стадо». Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».
-
- 4 Тематические занятия: «Быт русских людей», «Что летом родится, зимой пригодится»; «Хлеб всему голова»; «Пришла коляда отворяй ворота»; «Ой ты, Масленица»; «Красная горка»; «Как рубашка в поле выросла». «Быт русских людей»
-
- 5 Ручной труд: Изготовление народных кукол оберегов
-
- 6 Изобразительная деятельность: Лепка: «Посуда» Аппликация: «Русская изба» Рисование: Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек», «Пасхальные яйца, куличи, шаньги». Лепка: «Посуда» Аппликация: «Русская изба» Рисование: Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек», «Пасхальные яйца, куличи, шаньги».
- 7 Знакомство с художественной литературой: Загадки о назначении кухонной утвари. Пословицы: о труде, о чаепитии, о русской печи, о Масленице. Скороговорки про Масленицу. Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок». Загадки о назначении кухонной утвари. Пословицы: о труде, о чаепитии, о русской печи, о Масленице. Скороговорки про Масленицу. Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок».
-
- 8 Музыкальная деятельность: Подбор музыкальных инструментов (свистульки, трещетки, гусли, дудочки, балалайка, ложки). Музыкальные произведения: Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко; «Мы давно блинов не ели…»; «Как у наших у ворот»; Слушание в грамзаписи танцевальных наигрышей на гармошке, шуточные песни; Прослушивание масленичных песен; Разучивание частушек. Подбор музыкальных инструментов (свистульки, трещетки, гусли, дудочки, балалайка, ложки). Музыкальные произведения: Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко; «Мы давно блинов не ели…»; «Как у наших у ворот»; Слушание в грамзаписи танцевальных наигрышей на гармошке, шуточные песни; Прослушивание масленичных песен; Разучивание частушек.
-
- 9 Загадки: « У носатого, у Фоки Постоянно руки в боки». «Фока воду кипятит, и как зеркало блестит». «Чёрный конь скачет в огонь». «Длинная рука чугунок держит за бока». «Новая посуда, а вся в дырках»» На плечах дуга держит вёдра, в них – вода». «На стене висит, болтается, за него всяк хватается».
Спасибо за внимание!