Просмотр содержимого презентации
«Методы воспитания в педагогике. Пахомова 201п»
- Понятие метода воспитания
- Составляющие методов воспитания
- Классификация методов воспитания
- Педагогическая технология
- Заключение
- Список литературы
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Это взаимодействие строится под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методологическими приемами. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методологические приемы могут быть использованы в разных методах.
Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти и сгладить сложности динамического учебно-воспитательного процесса.
Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности(игровая, учебная, трудовая), с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания.
- методы формирования сознания личности
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.
- рассказ
- беседа
- лекция
- диспут
- метод примера
- приучение
- метод создания воспитывающих ситуаций
- педагогическое требование
- инструктаж
- иллюстрации и демонстрации
- соревнование
- познавательная игра
- дискуссия
- эмоциональное воздействие
- педагогическое наблюдение за учениками
- беседы, направленные на выявление воспитанности
- опросы (анкетные, устные и пр.)
- анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления
- создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых
Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология . Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.
Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.
- В.В.Краевский "Методология педагогики", изд-во "Академия", 2006. 400с.
- В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров " Общие основы педагогики", изд-во "Просвещение", 2006. 574с.
- В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов "Педагогика", 2008. 576с.