В драме «Гроза» автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения.
Домострой – это свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада.
Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их мнению, именно такая жена – «добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу».
Символический смысл названия
пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Образы жителей Калинова
Образ Катерины
В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны. Выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни.
Катерина — человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».
Катерина была обречена на жизнь с нелюбимым человеком под постоянным гнетом свекрови. «Темное царство» лишало её счастливой жизни. Её единственный путь к спасению – это любовь, но она еще больше «отравила» жизнь Катерины.
Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её.
Образ Кабанихи
Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи)
позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью
представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.
Образ Дикого
Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Надо ли удивляться, что Дикой все тверже убеждается в безнаказанности своих действий, в результате чувствует себя полноправным хозяином жизни .
Образ Тихона
Тихон - загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной.
Образ Варвары
Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
« Луч света в темном царстве», - так назвал Катерину русский критик Н. Добролюбов.
«…самый характер Катерины… тоже веет на нас новой жизнью, открывающийся в самой ее гибели». (Н. Добролюбов)
« Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». (Н. Добролюбов)
ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ:
«В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…»
«К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Н ДОБРОЛЮБОВ:
«Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо что нашлась в этой бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее… Без сомнения, лучше было бы, если бы возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей, или же окружающие ее мучители могли бы измениться…»
«Мы уже сказали, что конец кажется нам отрадным; легко понять, почему; в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с насильственными мервеющими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое дают ей в обмен за ее живую душу…»
Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст. «Мотивы русской драмы» (1864 г.)
Писарев называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой». «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
Нравственные переживания героини Писарев считает следствием того же неразумения героини:
«Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»
ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?
1. - духовно
богатая,
поэтическая,
возвышенная
натура;
2. - сомневается в правильности
своих поступков,
пробует остановить себя;
3. -не идет на
нравственные
компромиссы
(на «сделку
с совестью»;
4. испытывает
отвращение
ко лжи, обману;
5. -жаждет
свободы
и счастья
1. - пугается силы
и глубины своего чувства к Борису;
2. -обладает обостренным чувством справедливости;
3. -ощущает страх перед «своеволием» чувства любви;
4. -переживает чувство вины перед Тихоном;
5. -нравственные понятия религиозно окрашены
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ
БОРЬБА СТРАСТИ И ЧИСТОТЫ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Кулигина с образом Самсона Вырина из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». В чём проявляется сходство этих героев?
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Катерины с образом Татьяны из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В чём проявляется сходство этих героинь?
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте конфликт отцов и детей в пьесе А. Н. Островского и в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». В чём проявляется сходство в раскрытии темы?
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте взаимоотношения властных и подначальных в драме «Гроза» и повести Н. В. Гоголя «Шинель». В чём проявляется сходство этих взаимоотношений?
Сходство образов Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза» и Самсона Вырина из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» проявляется в том, что оба героя представляют тип «маленького человека» .
Самсон Вырин — скромный труженик, любящий отец, добрый и бесхитростный человек. Он не способен противостоять внешним обстоятельствам и служит примером «маленького человека», потерявшегося в жизни, испытывающего страх перед нею, утратившего интерес и смысл своего существования.
Кулигин называет себя маленьким человеком, потому что не может противостоять самодурству «тёмного царства». Он образован и печётся о пользе целого города, но опасается гнева Дикого и не в состоянии убедить его в полезности своих устройств. Таким образом, он тоже слабый человек, покорившийся обстоятельствам.
Сходство Катерины из пьесы А. Н. Островского «Гроза» и Татьяны из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» проявляется в следующих чертах :
Чистые и светлые натуры. Татьяна Ларина не способна на обман, умеет искренне любить и отдаваться своей любви без остатка. Этими качествами она близка героине «Грозы».
Нежелание, чтобы близкие люди страдали из-за них. Обе героини готовы пожертвовать собой, принести в жертву свою любовь.
Мечтательность. Ларина читает романы и мечтает о такой же прекрасной любви, а Катерина мечтает быть птицей, какой она была до замужества.
Одиночество. Татьяна Ларина даже в собственной семье не могла найти родную душу, а Катерина, оказавшись в семье Кабановых, чувствует себя одиноко.
Сходство в раскрытии темы конфликта отцов и детей в пьесе А. Н. Островского «Гроза» и в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» заключается в том, что оба автора показывают рождение социального конфликта из бытового.
В «Грозе» конфликт происходит между представительницей «тёмного царства» Марфой Игнатьевной Кабановой, защитницей старых устоев, и представительницей молодого поколения Катериной. Кабаниха привыкла к беспрекословному подчинению ей близких, но в своей же семье она видит пробуждение чего-то нового, чуждого ей. Катерина не может смириться с властностью, деспотизмом, тиранией своей свекрови.
В «Горе от ума» конфликт состоит в противоречии взглядов разных поколений. « Отцы», то есть «век минувший» во главе с Фамусовым, главным в жизни считают богатство, высокий чин, светскую жизнь. А «дети», то есть «век нынешний» (Чацкий), изучают науку, выступают за прогресс страны.
Таким образом, писатели утверждают, что взгляды на жизнь у молодого и старшего поколений в разные времена не совпадают.
Сходство взаимоотношений властных и подначальных в драме А. Н. Островского «Гроза» и повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в деспотическом обращении властных к подначальным .
В «Грозе» главные герои, Кабаниха и Дикой, не знают границ дозволенного и не контролируют свои слова и действия в отношении к подчинённым. Они привыкли к тому, что им все подчиняются, и стремятся к полному подчинению близких им людей.
В «Шинели» автор показывает, как молодые чиновники и начальники департамента плохо обращаются с главным героем, Акаким Акакиевичем. Они не проявляют к нему уважения, подсовывая каждый раз больше работы.
Таким образом, и в драме, и в повести авторы демонстрируют, что властные чувствуют свою вседозволенность и не контролируют своё поведение по отношению к подначальным.
В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и в пьесе Н.А.Островского «Гроза» созданы образы купечества.
Несмотря на то, что купцы не являются у Гоголя главными действующими лицами, они наделены определёнными чертами, позволяющими читателю представить собирательный образ купечества уездного города. Гоголевским купцам свойственно лицемерие: когда им нужно, они готовы и взятки давать, и заискивать перед городничим. Но когда понимают, что могут извлечь выгоду от приезда ревизора, сразу же отправляются к нему, чтобы пожаловаться на Сквозник-Дмухановского. Купцы так же, как и чиновники, дают взятки Хлестакову. Наверняка, окажись они у власти, вели бы себя так же, как и городничий, а почувствовав безнаказанность, стали бы не лучше Дикого. Таким образом, на страницах пьес Гоголя и Островского купечество представлено не в самом приятном свете. Купцы алчные, жестокие, невежественные.
Негативное влияние воспитания проявляется в произведениях Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.Н. Островского «Гроза» через судьбы героев, которые формируются под влиянием неправильного воспитания .
В комедии «Недоросль» негативное влияние воспитания отражается в формировании характера Митрофанушки . Сын помещицы Простаковой вырастает грубым, невежественным, равнодушным к людям, учёбе и труду .
Некоторые причины негативного влияния:
- Чрезмерная опека матери . Простакова не даёт Митрофану самостоятельно развиваться, не приучает его ценить то, что для него делают другие.
- Отсутствие интереса к образованию . Простакова нанимает Митрофану учителей, но сама старается оградить его от учёбы.
- Неправильный пример поведения . Митрофан перенимает у матери манеру обращения с людьми, например, по-хамски общается со слугами.
В финале пьесы Митрофан с лёгкостью отказывается от матери, показывая, что воспитание изуродовало его характер.
В драме «Гроза» негативное влияние воспитания проявляется в подавлении индивидуальности героев .
Например, Катерина , воспитанная в атмосфере любви и понимания, не может найти своего места в жизни. Её мечты и желания подавляются, она вынуждена жить по правилам, которые не понимает и не принимает.
Ещё один пример — Тихон , муж Катерины, который формируется под влиянием деспотичной матери. Он не способен принимать самостоятельные решения, не может противостоять нападкам Кабанихи. В результате Тихон оказывается неспособен к выражению любви и сострадания, не понимает страданий Катерины, не может ее защитить.