СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Немой протест крепостничеству (презентация по рассказу И.С.Тургенева "Муму")"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена в качестве иллюстративного фонового материала при проведении одного из уроков по рассказу И.Тургенева "Муму". Методическая разработка урока представлена в профиле (см.одноименное название)

Просмотр содержимого документа
«"Немой протест крепостничеству (презентация по рассказу И.С.Тургенева "Муму")"»

Немой протест крепостничеству (повесть И. С. Тургенева «Муму») Автор разработки: Лукьянова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 15» города Краснотурьинска

Немой протест крепостничеству (повесть И. С. Тургенева «Муму»)

Автор разработки:

Лукьянова Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 15» города Краснотурьинска

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что ненавидел. Враг этот был – крепостное право»   И.С.Тургенев

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что ненавидел. Враг этот был – крепостное право» И.С.Тургенев

Цель: представить крепостную систему на примере героев повести И.С.Тургенева «Муму»(1852)

Цель: представить крепостную систему на примере героев повести И.С.Тургенева «Муму»(1852)

 Формулируем проблему урока простые люди за долгие века привыкли жить при крепостном праве по воле хозяина, они не могут выразить протест и безропотно выполняют все прихоти помещиков Формулируем задачи урока 1.Охарактеризовать крепостное право в России 19-го века. 2.Определить, как разные герои повести относятся к своей помещице и почему именно так. 3.Определить, есть ли у крепостных героев возможность изменить собственную судьбу. Протестуют ли герои против воли хозяйки?

Формулируем проблему урока

простые люди за долгие века привыкли жить при крепостном праве по воле хозяина, они не могут выразить протест и безропотно выполняют все прихоти помещиков

Формулируем задачи урока

1.Охарактеризовать крепостное право в России 19-го века.

2.Определить, как разные герои повести относятся к своей помещице и почему именно так.

3.Определить, есть ли у крепостных героев возможность изменить собственную судьбу. Протестуют ли герои против воли хозяйки?

Сообщение историка

Сообщение историка

Крепостное право прикрепляло крестьян к земле, которая принадлежала хозяину-помещику. К крестьянам относились как к домашнему скоту. Примером самодурства является помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха).  Крестьяне были недовольны зависимостью от помещиков. Однако, получив волю в 1861 году, крестьяне не уходили от хозяина - сохранялась привычка быть при барине. Сообщение историка
  • Крепостное право прикрепляло крестьян к земле, которая принадлежала хозяину-помещику.
  • К крестьянам относились как к домашнему скоту.
  • Примером самодурства является помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха).
  • Крестьяне были недовольны зависимостью от помещиков.
  • Однако, получив волю в 1861 году, крестьяне не уходили от хозяина - сохранялась привычка быть при барине.

Сообщение историка

Домашние вопросы для первой группы (дворник Герасим) Кем считался Герасим в деревне? Прижился ли он в городе? Легко ли ему было привыкнуть к новой жизни в городе? Какие обязанности были у Герасима в городе? Справлялся ли он с ними? Какую характеристику можно дать Герасиму?

Домашние вопросы для первой группы (дворник Герасим)

  • Кем считался Герасим в деревне?
  • Прижился ли он в городе? Легко ли ему было привыкнуть к новой жизни в городе?
  • Какие обязанности были у Герасима в городе? Справлялся ли он с ними?
  • Какую характеристику можно дать Герасиму?
Домашние вопросы  для второй группы (Татьяна) Как протекала жизнь Татьяны до появления Герасима? Что она любила и кого боялась? Как Татьяна повстречала Герасима? Как изменилась её жизнь после встречи с Герасимом? Какую характеристику можно дать Татьяне?

Домашние вопросы для второй группы (Татьяна)

  • Как протекала жизнь Татьяны до появления Герасима?
  • Что она любила и кого боялась?
  • Как Татьяна повстречала Герасима? Как изменилась её жизнь после встречи с Герасимом?
  • Какую характеристику можно дать Татьяне?
Домашние вопросы  для третьей группы (Капитон) Какую характеристику можно дать Капитону? Кем считал себя Капитон и почему постоянно пьянствовал? Что думали другие герои о Капитоне? Изменила ли его женитьба на Татьяне?

Домашние вопросы для третьей группы (Капитон)

  • Какую характеристику можно дать Капитону?
  • Кем считал себя Капитон и почему постоянно пьянствовал?
  • Что думали другие герои о Капитоне?
  • Изменила ли его женитьба на Татьяне?
Обсуждение на уроке Реалистичен ли герой для своего времени? Есть ли подтверждение, что герой - крепостной? Выражает ли герой повести недовольство, протест? Как меняется его жизнь после исполнения воли барыни?

Обсуждение на уроке

  • Реалистичен ли герой для своего времени? Есть ли подтверждение, что герой - крепостной?
  • Выражает ли герой повести недовольство, протест?
  • Как меняется его жизнь после исполнения воли барыни?
Выводы Вывод первой группы: Герасим, привыкший выполнять трудную деревенскую работу, теряется в городской обстановке, вынужден приспосабливаться к новой жизни; за всю жизнь он ни разу не выразил протест против решения барыни. Кроме того, герой является немым. Он – герой своего времени. Вывод второй группы: Татьяна ни разу не разговаривала с барыней, она трепетала от одного имени хозяйки. Подобная героиня характерна для эпохи крепостного права. Вывод третьей группы: Капитон – никчемный человек, пьяную речь которого никто не будет слушать. За него всё решают другие. Он подчиняется барыне и не противоречит ей.

Выводы

Вывод первой группы: Герасим, привыкший выполнять трудную деревенскую работу, теряется в городской обстановке, вынужден приспосабливаться к новой жизни; за всю жизнь он ни разу не выразил протест против решения барыни. Кроме того, герой является немым. Он – герой своего времени.

Вывод второй группы: Татьяна ни разу не разговаривала с барыней, она трепетала от одного имени хозяйки. Подобная героиня характерна для эпохи крепостного права.

Вывод третьей группы: Капитон – никчемный человек, пьяную речь которого никто не будет слушать. За него всё решают другие. Он подчиняется барыне и не противоречит ей.

А был ли протест героев повести крепостной системе? Протест – это решительное возражение, заявление о несогласии с чем-либо (словарь Ожегова)

А был ли протест героев повести крепостной системе?

Протест – это решительное возражение, заявление о несогласии с чем-либо (словарь Ожегова)

Рефлексия Герасим так ведёт себя, потому что… К Татьяне я отношусь… - Капитон вызывает у меня чувство…

Рефлексия

  • Герасим так ведёт себя, потому что…
  • К Татьяне я отношусь…

- Капитон вызывает у меня чувство…

Домашнее задание Дочитать повесть (от сцены появления Муму)

Домашнее задание

Дочитать повесть

(от сцены появления Муму)