Просмотр содержимого документа
«"Немой протест крепостничеству (презентация по рассказу И.С.Тургенева "Муму")"»
Немой протест крепостничеству (повесть И. С. Тургенева «Муму»)
Автор разработки:
Лукьянова Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 15» города Краснотурьинска
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что ненавидел. Враг этот был – крепостное право» И.С.Тургенев
Цель: представить крепостную систему на примере героев повести И.С.Тургенева «Муму»(1852)
Формулируем проблему урока
простые люди за долгие века привыкли жить при крепостном праве по воле хозяина, они не могут выразить протест и безропотно выполняют все прихоти помещиков
Формулируем задачи урока
1.Охарактеризовать крепостное право в России 19-го века.
2.Определить, как разные герои повести относятся к своей помещице и почему именно так.
3.Определить, есть ли у крепостных героев возможность изменить собственную судьбу. Протестуют ли герои против воли хозяйки?
Сообщение историка
- Крепостное право прикрепляло крестьян к земле, которая принадлежала хозяину-помещику.
- К крестьянам относились как к домашнему скоту.
- Примером самодурства является помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха).
- Крестьяне были недовольны зависимостью от помещиков.
- Однако, получив волю в 1861 году, крестьяне не уходили от хозяина - сохранялась привычка быть при барине.
Сообщение историка
Домашние вопросы для первой группы (дворник Герасим)
- Кем считался Герасим в деревне?
- Прижился ли он в городе? Легко ли ему было привыкнуть к новой жизни в городе?
- Какие обязанности были у Герасима в городе? Справлялся ли он с ними?
- Какую характеристику можно дать Герасиму?
Домашние вопросы для второй группы (Татьяна)
- Как протекала жизнь Татьяны до появления Герасима?
- Что она любила и кого боялась?
- Как Татьяна повстречала Герасима? Как изменилась её жизнь после встречи с Герасимом?
- Какую характеристику можно дать Татьяне?
Домашние вопросы для третьей группы (Капитон)
- Какую характеристику можно дать Капитону?
- Кем считал себя Капитон и почему постоянно пьянствовал?
- Что думали другие герои о Капитоне?
- Изменила ли его женитьба на Татьяне?
Обсуждение на уроке
- Реалистичен ли герой для своего времени? Есть ли подтверждение, что герой - крепостной?
- Выражает ли герой повести недовольство, протест?
- Как меняется его жизнь после исполнения воли барыни?
Выводы
Вывод первой группы: Герасим, привыкший выполнять трудную деревенскую работу, теряется в городской обстановке, вынужден приспосабливаться к новой жизни; за всю жизнь он ни разу не выразил протест против решения барыни. Кроме того, герой является немым. Он – герой своего времени.
Вывод второй группы: Татьяна ни разу не разговаривала с барыней, она трепетала от одного имени хозяйки. Подобная героиня характерна для эпохи крепостного права.
Вывод третьей группы: Капитон – никчемный человек, пьяную речь которого никто не будет слушать. За него всё решают другие. Он подчиняется барыне и не противоречит ей.
А был ли протест героев повести крепостной системе?
Протест – это решительное возражение, заявление о несогласии с чем-либо (словарь Ожегова)
Рефлексия
- Герасим так ведёт себя, потому что…
- Капитон вызывает у меня чувство…
Домашнее задание
Дочитать повесть
(от сцены появления Муму)