СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по рассказу "Хвостик" В.П.Астафьева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по рассказу "Хвостик" В.П.Астафьева»

ПАМЯТЬ, НЕ ЗНАЮЩАЯ ПОКОЯ ОТ РАЗРУШЕНИЯ ПРИРОДЫ И РАЗРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ   ( по рассказу В.Астафьева «Хвостик»)

ПАМЯТЬ, НЕ ЗНАЮЩАЯ ПОКОЯ ОТ РАЗРУШЕНИЯ ПРИРОДЫ И РАЗРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ ( по рассказу В.Астафьева «Хвостик»)

Задача урока вспомнить произведения В.П.Астафьева, выстроить горизонталь; научиться «видеть, слышать, читать» текст; осмыслить рассказ.

Задача урока

  • вспомнить произведения В.П.Астафьева, выстроить горизонталь;
  • научиться «видеть, слышать, читать» текст;
  • осмыслить рассказ.
Эпиграф  Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце. В. Астафьев

Эпиграф

Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце.

В. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев    Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?  Кто же для нас В.П.Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне .

Виктор Петрович Астафьев

Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?

Кто же для нас В.П.Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне .

Словарная работа  Затесь (обл.) – затёс, метка, зарубка на деревьях.   Символ – художественный образ, с наибольшей выразительностью определяющий идею какого-либо явления.  Градация – расположение слов в порядке усиливающегося (уменьшающегося) значения.  Дисгармония ( книж .) – несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-либо.

Словарная работа

Затесь (обл.) – затёс, метка, зарубка на деревьях.

Символ – художественный образ, с наибольшей выразительностью определяющий идею какого-либо явления.

Градация – расположение слов в порядке усиливающегося (уменьшающегося) значения.

Дисгармония ( книж .) – несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-либо.

Рассказ «Хвостик» Смеётся,  заливается,   хохочет  мальчик (градация)

Рассказ «Хвостик»

Смеётся,

заливается,

хохочет

мальчик

(градация)

Овсянский остров Пейзаж  В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена.

Овсянский остров

Пейзаж

В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена.

ГЭС Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода

ГЭС

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода

Пейзаж  Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглилась, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по подолью бывшего острова.

Пейзаж

Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглилась, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по подолью бывшего острова.

 Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были – уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. В субботу и воскресенье – пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были – уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. В субботу и воскресенье – пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

Дачники  Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощ, цветы, ягоды.

Дачники

Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощ, цветы, ягоды.

Жизнерадостный народ … еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто не сравнится с высшим существом не может – ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене – гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит – ведь они приехали отдыхать от трудов.

Жизнерадостный народ

… еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто не сравнится с высшим существом не может – ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене – гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит – ведь они приехали отдыхать от трудов.

Пейзаж  Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожжённое…

Пейзаж

Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожжённое…

«Отклик»  Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. - Что же ты смеёшься, мальчик?!  - Хво…хво…хвостик!

«Отклик»

Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

- Что же ты смеёшься, мальчик?!

- Хво…хво…хвостик!

Своеобразие произведения Тема - памяти. Основная мысль – равнодушие, жестокость, разрушение природы, нравственности, человека в человеке. Многосмысловое название рассказа по принципу айсберга. Стилевой приём – градация. Двухчастная несоразмерная линейная композиция, построенная на антитезе. Разная роль многоточия. Движение – пространство постепенно сужается. Отсутствие положительного героя.  Четко выраженная авторская позиция.  Сочетание метафор, эпитетов со сниженной лексикой.

Своеобразие произведения

  • Тема - памяти.
  • Основная мысль – равнодушие, жестокость, разрушение природы, нравственности, человека в человеке.
  • Многосмысловое название рассказа по принципу айсберга.
  • Стилевой приём – градация.
  • Двухчастная несоразмерная линейная композиция, построенная на антитезе.
  • Разная роль многоточия.
  • Движение – пространство постепенно сужается.
  • Отсутствие положительного героя.
  • Четко выраженная авторская позиция.
  • Сочетание метафор, эпитетов со сниженной лексикой.
 Правило четырех «СО»   Сожалеть, Сочувствовать, Сострадать, Сопереживать.

Правило четырех «СО»

  • Сожалеть,
  • Сочувствовать,
  • Сострадать,
  • Сопереживать.
Домашнее задание Выбери одно задание 1. Видеома. 2. Сочинение-миниатюра «Мои затеси» 3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили? 4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме цитат, аргументировать свой выбор.

Домашнее задание

Выбери одно задание

  • 1. Видеома.
  • 2. Сочинение-миниатюра «Мои затеси»
  • 3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили?
  • 4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме цитат, аргументировать свой выбор.