СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку для 5 класса на тему "Сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  подготовлена для учащихся 5 класса.Она поможет учителям-предметникам в проведении урока по теме " Сложное предложение". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку для 5 класса на тему "Сложное предложение"»

Урок русского языка.  5 класс. Сложное предложение

Урок русского языка. 5 класс.

Сложное предложение

 Сам проверь скорей, дружок,     Ты готов начать урок?     Всё ль на месте,     Всё ль в порядке,     Ручка, книжка и тетрадка?     Все ли правильно сидят?     Все ль внимательно глядят?     Каждый хочет получать     Только лишь оценку «5»?

Сам проверь скорей, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке,

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «5»?

Игра «Знатоки» 1.Какие бывают предложения по цели высказывания? 2.По интонации? 3.По наличию второстепенных членов предложения? 4.Что такое грамматическая основа предложения? 5.Что  вы знаете о подлежащем и сказуемым? 6.На какие вопросы отвечает подлежащее?  7.Какой частью речи выражается подлежащее?

Игра «Знатоки»

1.Какие бывают предложения по цели высказывания?

2.По интонации?

3.По наличию второстепенных членов предложения?

4.Что такое грамматическая основа предложения?

5.Что  вы знаете о подлежащем и сказуемым?

6.На какие вопросы отвечает подлежащее?

7.Какой частью речи выражается подлежащее?

Игра «Знатоки» 8.В каком падеже стоит подлежащее в предложении ? 9. Как графически выделяется в предложении? 10.На какие вопросы отвечает сказуемое?  11.Какой частью речи выражается?  12.Как графически выделяется в предложении? 13.Кикие члены предложения являются второстепенными? 14.Что такое однородные члены?

Игра «Знатоки»

8.В каком падеже стоит подлежащее в предложении ?

9. Как графически выделяется в предложении?

10.На какие вопросы отвечает сказуемое?

11.Какой частью речи выражается?

12.Как графически выделяется в предложении?

13.Кикие члены предложения являются второстепенными?

14.Что такое однородные члены?

Наблюдение над материалом.Упр.556. Выпишите сначала простые предложения, затем сложные. Подчеркните главные члены. Сколько грамматических основ в каждом простом предложении, сколько - в каждом сложном предложении? Ребята один за другим уходили . Костёр прогорел, головешки стреляли пучками желтых искр и рассыпались на красные кубики. Над берёзами  висел тонкий светлый месяц. Вдруг месяц начал расплываться, и Володя почувствовал, что ресницы слипаются.  

Наблюдение над материалом.Упр.556.

Выпишите сначала простые предложения, затем сложные.

Подчеркните главные члены. Сколько грамматических основ в

каждом простом предложении, сколько - в каждом сложном

предложении?

Ребята один за другим уходили . Костёр прогорел, головешки стреляли пучками желтых искр и рассыпались на красные кубики. Над берёзами висел тонкий светлый месяц. Вдруг месяц начал расплываться, и Володя почувствовал, что ресницы слипаются.

 

Проверь себя! 1.Ребята один за другим уходили . [ - = ] Над берёзами  висел тонкий светлый месяц. [ = - ] 2. Костёр прогорел, головешки стреляли пучками желтых искр и рассыпались на красные кубики.  [- = ], [- - и ]  Вдруг месяц начал расплываться, и Володя  почувствовал, что ресницы слипаются.  [ - = ], и [- = ], что = =

Проверь себя!

1.Ребята один за другим уходили . [ - = ]

Над берёзами висел тонкий светлый месяц. [ = - ]

2. Костёр прогорел, головешки стреляли пучками желтых искр и рассыпались на красные кубики.

[- = ], [- - и ]

Вдруг месяц начал расплываться, и Володя почувствовал, что ресницы слипаются.

[ - = ], и [- = ], что

=

=

Сделаем вывод: Предложения , имеющие одну грамматическую основу , называются простыми, а несколько - сложными. [ - = ].  [- = ], и [- = ].  [–  =], когда .

Сделаем вывод:

Предложения , имеющие одну грамматическую основу , называются простыми, а несколько - сложными.

[ - = ].

[- = ], и [- = ].

[–  =], когда .

Тема урока Сложное предложение

Тема урока

Сложное предложение

Моя цель на уроке:  Узнать :  об отличии сложного предложения от простого предложения; о делении сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное; о строении сложного предложения.  Научиться   различать простые и сложные предложения; ставить знаки препинания в сложных предложениях и определять средства связи.  строить сложное предложение, определять его границы

Моя цель на уроке:

Узнать :

  • об отличии сложного предложения от простого предложения;
  • о делении сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • о строении сложного предложения.

Научиться

  • различать простые и сложные предложения;
  • ставить знаки препинания в сложных предложениях и

определять средства связи.

  • строить сложное предложение, определять его границы
Работа с учебником   Чтение теоретического материала п.72,стр.146.

Работа с учебником

Чтение теоретического материала п.72,стр.146.

Советы помощника

Советы помощника

«Собери предложения»: 1.Пёс лежал на коврике. Кошка боязливо смотрела на него. 2.Дo деревни оставалось еще более пяти километров. Мы не сбавляли скорости. 3) Наступила весна. По реке поплыли крупные льдины. 4) За деревней был огромный луг. За лугом начиналась берёзовая роща.5) Я встал рано утром. Все ещё спали.

«Собери предложения»:

1.Пёс лежал на коврике. Кошка боязливо смотрела на него.

2.Дo деревни оставалось еще более пяти километров. Мы не сбавляли скорости. 3) Наступила весна. По реке поплыли крупные

льдины. 4) За деревней был огромный луг. За лугом начиналась берёзовая роща.5) Я встал рано утром. Все ещё спали.

Проверь себя! 1.Пёс лежал на коврике, а кошка боязливо смотрела на него. 2.Дo деревни оставалось еще более пяти километров , и мы не сбавляли скорости. 3) Наступила весна , и по реке поплыли крупные льдины. 4) За деревней был огромный луг , за которым начиналась берёзовая роща.5) Я встал рано утром , когда все ещё спали.

Проверь себя!

1.Пёс лежал на коврике, а кошка боязливо смотрела на него.

2.Дo деревни оставалось еще более пяти километров , и мы не сбавляли скорости. 3) Наступила весна , и по реке поплыли крупные льдины. 4) За деревней был огромный луг , за которым начиналась берёзовая роща.5) Я встал рано утром , когда все ещё спали.

Упр.557

Упр.557

Физкультминутка  Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Самостоятельная работа.Упр.561 Перепишите текст. В каждом предложении подчеркните главные члены. Укажите, какие предложения являются простыми, какие - сложными Теперь Русалочка знала где ж..вёт принц. Oна приплывала (ко) дворцу каждый вечер. Её с..стры (не) подплывали к земле так бли..ко а Русалочка заплывала даже в у..кий канал который прох ..дил под мраморным балконом. Тут она останавливалась и подолгу смотрела на юного принца.  

Самостоятельная работа.Упр.561

Перепишите текст. В каждом предложении подчеркните главные члены. Укажите, какие предложения являются простыми, какие - сложными

Теперь Русалочка знала где ж..вёт принц. Oна приплывала (ко) дворцу каждый вечер. Её с..стры (не) подплывали к земле так бли..ко а Русалочка заплывала даже в у..кий канал который прох ..дил под мраморным балконом. Тут она останавливалась и подолгу смотрела на юного принца.  

Проверим ! Теперь Русалочка знала, где ж и вёт принц. Oна приплывала ко дворцу каждый вечер. Её с е стры не  подплывали к земле так бли з ко, а Русалочка заплывала даже в у з кий канал, который прох о дил под мраморным балконом. Тут она останавливалась и подолгу смотрела на юного принца.  

Проверим !

Теперь Русалочка знала, где ж и вёт принц. Oна приплывала ко дворцу каждый вечер. Её с е стры не подплывали к земле так бли з ко, а Русалочка заплывала даже в у з кий канал, который прох о дил под мраморным балконом. Тут она останавливалась и подолгу смотрела на юного принца.  

Тестовая работа А) Найди предложение, соответствующее схеме, запишите номер в тетрадь  И =  = 1) Я уселся в машину со своим приятелем и мы отправившись за город. 2)Родились и выросли снежинки высоко над землёй 3) Снега уже везде растаяли.

Тестовая работа

А) Найди предложение, соответствующее схеме, запишите номер в тетрадь

И

=

=

1) Я уселся в машину со своим приятелем и мы отправившись за город.

2)Родились и выросли снежинки высоко над землёй

3) Снега уже везде растаяли.

Тестовая работа Б) [ - = ] ,и [ = -] 1) Мы ходили по грибы и забирались под дубы. 2) Я подставил ладошки и на них упало несколько семечек. 3)Мы посмотрели на дно и увидели блестящий предмет.

Тестовая работа

Б) [ - = ] ,и [ = -]

1) Мы ходили по грибы и забирались под дубы.

2) Я подставил ладошки и на них упало несколько семечек.

3)Мы посмотрели на дно и увидели блестящий предмет.

Тестовая работа [ - = ] , В) 1) Распустил глухарь веером хвост и щебечет песню за песней. 2) Андрей вспомнил что летом он занимался выжиганием по дереву. 3) За тучами пробивалась луна но тотчас гасла.

Тестовая работа

[ - = ] ,

В)

1) Распустил глухарь веером хвост и щебечет песню за песней.

2) Андрей вспомнил что летом он занимался выжиганием по дереву.

3) За тучами пробивалась луна но тотчас гасла.

Тестовая работа Г.Найди простое предложение с однородными членами .  и 1Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля ещё блестели росой. 2. Блеснул на востоке луч солнца и природа оживилась. 3.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. = =

Тестовая работа

Г.Найди простое предложение с однородными членами .

и

1Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля ещё блестели росой.

2. Блеснул на востоке луч солнца и природа оживилась.

3.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

=

=

Тестовая работа Д) Найди сложное предложение [= –  ], а [= – ]. 1.Пенёк давно-давно сгнил. 2.Я разглядел коричневую головку гриба. 3. Вечером повалил мокрый снег а ночью ударил мороз Е)Выбери схему сложного предложения. 1.[–  =], [–  =]. 2.[–  =]. 3. [–  =,  =,].

Тестовая работа

Д) Найди сложное предложение

[= –  ], а [= – ].

1.Пенёк давно-давно сгнил.

2.Я разглядел коричневую головку гриба.

3. Вечером повалил мокрый снег а ночью ударил мороз

Е)Выбери схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =]. 2.[–  =]. 3. [–  =,  =,].

Тестовая работа Ж ) Верно ли, что среди данных предложений только одно сложное, а остальные простые? Свою точку зрения обоснуй.  Напиши номер сложного предложения . Нарисуй схему. 1.Недавно мы гуляли во дворе: Алёнка, Мишка и я. 2.Вдруг во двор въехал грузовик. 3.А на нём лежит ёлка. 4.Мы побежали за машиной. 5.Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофёр с нашим дворником стали ёлку выгружать.

Тестовая работа

Ж ) Верно ли, что среди данных предложений только одно

сложное, а остальные простые? Свою точку зрения обоснуй.

Напиши номер сложного предложения . Нарисуй схему.

1.Недавно мы гуляли во дворе: Алёнка, Мишка и я.

2.Вдруг во двор въехал грузовик.

3.А на нём лежит ёлка.

4.Мы побежали за машиной.

5.Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофёр с нашим дворником стали ёлку выгружать.

Ключ А) 2 Б)2 В) 2 Г)3 Д) 2 Е) 1. Ж)Да, №5.  [- , ], и [ - = ] = =

Ключ

А) 2 Б)2 В) 2 Г)3 Д) 2 Е) 1.

Ж)Да, №5. [- , ], и [ - = ]

=

=

Рефлексия. Сегодня мы узнали о … Теперь я могу… Я научился… Мне было трудно… Своей работой я ….

Рефлексия.

Сегодня мы узнали о …

Теперь я могу…

Я научился…

Мне было трудно…

Своей работой я ….

Домашнее задание Всем . § 72 Выполнить  у пр.560 или упр. 562 Выучить правило стр. 146 . По выбору: 1.Выписать из литературы 5 класса по 3 простых и сложных предложения. Выделить в предложениях грамматические основы 2. Составьте предложения по схемам. 1 .[–  =], а [–  =]. 2.[–  =], чтобы . 3. [–  =,  =,].

Домашнее задание

Всем . § 72 Выполнить  у пр.560 или упр. 562 Выучить правило стр. 146 .

По выбору: 1.Выписать из литературы 5 класса по 3 простых и сложных предложения. Выделить в предложениях грамматические основы

2. Составьте предложения по схемам.

1 .[–  =], а [–  =]. 2.[–  =], чтобы . 3. [–  =,  =,].

Использованная литература : Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. : М.» «Просвещение», 2016 . 2. Дидактический материал. Е.А.Влодавская. 5 класс. М. «Экзамен»2014.

Использованная литература :

Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. : М.» «Просвещение», 2016 .

2. Дидактический материал. Е.А.Влодавская. 5 класс. М. «Экзамен»2014.