Урок русского языка
в 9 классе по теме:
«Правописание безударных гласных в корне»
г. Каспийск
2018 г.
Омарова З. Ш.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 3 имени Гаджибекова А. И.»
Цели:
- Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах по теме «Орфография»;
- Проверка уровня подготовленности учащихся к ГИА (часть В).
ЗАДАЧИ :
- Обобщение изученного по теме «Правописание безударных гласных в корне»;
- Формирование лингвистической и самообразовательной компетенции учащихся;
- Воспитание интереса к урокам русского языка.
Повторение правописания гласных в корне слова:
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:
- Выяснить лексическое значение слова (или корня);
- Определить, проверяется безударная гласная ударением или она непроверяемая; не является ли она чередующейся;
- Выбрать способ проверки гласной в корне.
Если безударная гласная в корне
проверяется ударением , определить значение слова (или корня); подберите к нему другую форму слова или однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением: увлек а ться – увл е чь ;
ЗАПОМНИТЕ : букву О в безударных корнях глагола совершенного вида и образованных от них слов
НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРЯТЬ глаголами несовершенного вида на –ЫВАТЬ, -ИВАТЬ: проглотить – глотка , НО НЕ проглатывать ; опоздать –поздно , НО НЕ опаздывать .
ЗАДАНИЕ №1
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, НАПИШИТЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА
О
А
О
О
О
А
А
И
Е
О
- Упл..тнить сроки
- Обн..жить пороки
- Обл..котиться о перила
- Погл..щать энергию
- Р..птать на судьбу
- Высокое загр..ждение
- Обр..мление картины
- Промышленность разв..вается
- Посв..тить фонарем
- Укр..щать животных
РАЗЛИЧАЙТЕ слова, совпадающие по звучанию, но разные по значению
Прочитайте. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова.
Прим е рять костюм – прим и рять поссорившихся.
Пос и деть на скамейке – пос е деть от горя.
Ст а рожил здешних мест – ст о рожил сад.
Ребенок разв и вается – флаг разв е вается.
Пол а скать собаку – пол о скать горло.
Пенятся в а лы – стадо в о лов.
Разр е дить посевы- разр я дить ружье.
Нак а лить обстановку – нак о лоть дров.
Непроверяемые безударные гласные в корне
Чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной в корне, необходимо проверить написание слова по словарю:
орнамент,
дефицит,
вакансия.
ИЗ БИОГРАФИИ СЛОВ…
ОБАЯНИЕ – исходное от древнерусского баять (говорить)
ОБОНЯНИЕ – из старославянского – об + воняти (пахнуть) – от слова воня (не вонь!) – «запах вообще»
НАВАЖДЕНИЕ - обман чувств – от на + вадити (наговаривать, внушать)
ИЗОЩРЕННЫЙ - от «делать острым, оттачивать» (о слухе, зрении, вкусе, способностях )
ИСПЕЩРЯТЬ - от «делать что-либо пестрым»
ВОПЛОТИТЬ – от во + плотити (от плоть - тело)
РАЗИТЬ - от общеславянского разъ (удар), разити (ударять, бить); поразить - нанести удар
ИЗ БИОГРАФИИ СЛОВ…
Словообразовательный латинский элемент кон- («с, вместе») содержат многие исторически родственные заимствованные слова.
Например:
КОНСТИТУЦИЯ («вместе» + «слагать, составлять»): 1) основной закон государства; 2) строение, структура телосложения;
КОНЦЕНТРАЦИЯ («с» + «центр, средоточение» - сосредоточение, скопление чего-либо) и др.
Этот же элемент имеет значение «против», например, КОНФЛИКТ – столкновение противоположных взглядов, интересов.
ЗАДАНИЕ № 2
Объясните значение данных слов
- КОНГРЕСС
- КОНФЕРЕНЦИЯ
- КОНФЕДЕРАЦИЯ
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ
- КОНФРОНТАЦИЯ
- КОНВЕНЦИЯ
Учитывая разные значения латинского элемента КОН -, распределите слова в два столбика.
Для какого стиля речи характерно употребление данных слов?
Подберите синоним к слову КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ.
ЗАДАНИЕ № 3
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
В случае затруднения, обращайтесь к словарю
Б..лл..тристика Тр..диция
П..р..докс Д..путат
П..сс..мист Ор..нжерея
Г..пербола ..казия
Б..ллетень К..рикатура
Д..кл..рировать Тр..нслировать
Акк..мп..нировать М..тафора
Интелл..генция М..л..нхолия
Гр..теск Ш..девр
Запишите объяснение значения выделенных слов, используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Проверь себя
Б е лл е тристика Тр а диция
П а р а докс Д е путат
П е сс и мист Ор а нжерея
Г и пербола О казия
Б ю ллетень К а рикатура
Д е кларировать Тр а нслировать
Акк о мпанировать М е тафора
Интелл и генция М е ланхолия
Гр о теск Ш е девр
Чередование гласных в корнях слов
ЗАПОМНИТЕ корни с чередованием гласных!
Гласные в них НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ ударением!
Зависят:
От ударения:
От суффикса â:
-гар-\-гор-
От сочетания букв:
загар, загорать,
-бер-\-бир-
-зар-\-зор-
-тер-\-тир-
заря, зорька
-лаг-\-лож-
Приберу, прибирать
От значения слова:
-мак-\-мок-
-клон-\-клан-
-пер-\-пир-
Предложить, предлагать
намокать, обмакнуть
-раст-\-ращ-\-рос-
дер-\-дир-
Кланяться, непреклонный
-ровн-\--равн-
растение, выращивать, вырос (не перед ст, щ)
-мер-\-мир-
-твор-\твар-
заровнять, приравнять
Искл.: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов
Замирать, замерло
Творчество, тварь
-стел-\-стил-
Искл.: равнина, равняйтесь
-чет-\-чит-
Расстелить, расстилать
Искл.: утварь
Вычеты - вычитать
-Скак-\-скоч-
-блест-\-блист-
Искл: сочетать, сочетание
Заскочить, прискакать
-жег-\-жиг-
Искл.: скачок, скачу
-кас-\-кос-
Прикасаться, прикоснуться
ЗАПОМНИТЕ
- плав-\-плов- поплавок, плавание, плавучесть
Буква О пишется только в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА
-а-(-я-) - -ин-(-им- ) начать – начинать занять – занимать
Пишется И если после корня стоит суффикс «А»
Распределите слова по столбикам
Р..внина, бл..стать, г..рит, заж..чь, выр..стить, вым..кнуть, расст..лается, соч..тание, Р..стов, отр..сль, зам..рло, нач..нать, ск..чок, прик..снуться, приб..ру, зан..мать, кл..няться, пл..вец, з..рево.
а
о
е
и
Проверь себя
а
о
Р а внина
е
Г о рит
Выр а стить
и
Заж е чь
Вым о кнуть
Отр а сль
Р о стов
Бл и стать
Соч е тание
Ск а чок
Кл а няться
Прик о снуться
Расст и лается
Зам е рло
Нач и нать
Приб е ру
Пл о вец
З а рево
Зан и мать
Прочитайте отрывок из стихотворения
С. Кобозевой
ВУАЛЬ ДОЖДЯ
Вуаль дождя скрывает чьи-то лица,
И ветер нервный вату облаков
На небе натянул, вспорхнул, как птица,
Деревья обнажил и был таков.
Продрогшая аллея смотрит серо,
Ее ресницы – мокрые листы –
Дрожат. Все потеряло веру
В тепло. Глаза домов пусты.
- Однозначное или многозначное слово ВУАЛЬ? В каком значении оно употреблено в стихотворении?
- Укажите средства выразительности языка, которые использует автор для создания поэтического образа.
- Можно ли говорить о присутствии автора, его настроении? Обоснуйте ответ.
- Определите тип речи.
- Какими словами текста можно проиллюстрировать правило написания безударных гласных в корне? Примеров на какой вид орфограммы гласной в нем нет? Приведите свои примеры.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!