СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне" в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне" в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне" в 9 классе»

Урок русского языка в 9 классе  по теме: «Правописание безударных  гласных  в корне» г. Каспийск 2018 г. Омарова З. Ш. учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 имени Гаджибекова А. И.»

Урок русского языка

в 9 классе по теме:

«Правописание безударных гласных в корне»

г. Каспийск

2018 г.

Омарова З. Ш.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 3 имени Гаджибекова А. И.»

Цели: Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах по теме «Орфография»;  Проверка уровня подготовленности учащихся к ГИА (часть В).

Цели:

  • Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах по теме «Орфография»;

  • Проверка уровня подготовленности учащихся к ГИА (часть В).
ЗАДАЧИ  : Обобщение изученного по теме «Правописание безударных гласных в корне»;  Формирование лингвистической и самообразовательной компетенции учащихся;  Воспитание интереса к урокам русского языка.

ЗАДАЧИ :

  • Обобщение изученного по теме «Правописание безударных гласных в корне»;

  • Формирование лингвистической и самообразовательной компетенции учащихся;

  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Повторение правописания гласных в корне слова: Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо: Выяснить лексическое значение слова (или корня); Определить, проверяется безударная гласная ударением или она непроверяемая; не является ли она чередующейся; Выбрать способ проверки гласной в корне.   Если безударная гласная в корне проверяется ударением , определить значение слова (или корня); подберите к нему другую форму слова или однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением: увлек а ться – увл е чь ; ЗАПОМНИТЕ : букву О в безударных корнях глагола совершенного вида и образованных от них слов  НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРЯТЬ глаголами несовершенного вида на –ЫВАТЬ, -ИВАТЬ: проглотить – глотка , НО НЕ проглатывать ; опоздать –поздно , НО НЕ опаздывать .

Повторение правописания гласных в корне слова:

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:

  • Выяснить лексическое значение слова (или корня);
  • Определить, проверяется безударная гласная ударением или она непроверяемая; не является ли она чередующейся;
  • Выбрать способ проверки гласной в корне.

Если безударная гласная в корне

проверяется ударением , определить значение слова (или корня); подберите к нему другую форму слова или однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением: увлек а ться – увл е чь ;

ЗАПОМНИТЕ : букву О в безударных корнях глагола совершенного вида и образованных от них слов

НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРЯТЬ глаголами несовершенного вида на –ЫВАТЬ, -ИВАТЬ: проглотить – глотка , НО НЕ проглатывать ; опоздать –поздно , НО НЕ опаздывать .

ЗАДАНИЕ №1 ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, НАПИШИТЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА О А О О О А А И Е О  Упл..тнить сроки Обн..жить пороки Обл..котиться о перила Погл..щать энергию Р..птать на судьбу Высокое загр..ждение Обр..мление картины Промышленность разв..вается Посв..тить фонарем Укр..щать животных

ЗАДАНИЕ №1

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, НАПИШИТЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА

О

А

О

О

О

А

А

И

Е

О

  • Упл..тнить сроки
  • Обн..жить пороки
  • Обл..котиться о перила
  • Погл..щать энергию
  • Р..птать на судьбу
  • Высокое загр..ждение
  • Обр..мление картины
  • Промышленность разв..вается
  • Посв..тить фонарем
  • Укр..щать животных
РАЗЛИЧАЙТЕ слова, совпадающие по звучанию, но разные по значению Прочитайте. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова. Прим е рять костюм – прим и рять поссорившихся. Пос и деть на скамейке – пос е деть от горя. Ст а рожил здешних мест – ст о рожил сад. Ребенок разв и вается – флаг разв е вается. Пол а скать собаку – пол о скать горло. Пенятся в а лы – стадо в о лов. Разр е дить посевы- разр я дить ружье. Нак а лить обстановку – нак о лоть дров.

РАЗЛИЧАЙТЕ слова, совпадающие по звучанию, но разные по значению

Прочитайте. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова.

Прим е рять костюм – прим и рять поссорившихся.

Пос и деть на скамейке – пос е деть от горя.

Ст а рожил здешних мест – ст о рожил сад.

Ребенок разв и вается – флаг разв е вается.

Пол а скать собаку – пол о скать горло.

Пенятся в а лы – стадо в о лов.

Разр е дить посевы- разр я дить ружье.

Нак а лить обстановку – нак о лоть дров.

Непроверяемые безударные гласные в корне Чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной в корне, необходимо проверить написание слова по словарю: орнамент, дефицит, вакансия.

Непроверяемые безударные гласные в корне

Чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной в корне, необходимо проверить написание слова по словарю:

орнамент,

дефицит,

вакансия.

ИЗ БИОГРАФИИ СЛОВ… ОБАЯНИЕ – исходное от древнерусского баять (говорить)  ОБОНЯНИЕ – из старославянского – об + воняти (пахнуть) – от слова воня (не вонь!) – «запах вообще»  НАВАЖДЕНИЕ - обман чувств – от на + вадити (наговаривать, внушать)  ИЗОЩРЕННЫЙ - от «делать острым, оттачивать» (о слухе, зрении, вкусе, способностях )  ИСПЕЩРЯТЬ - от «делать что-либо пестрым»  ВОПЛОТИТЬ – от во + плотити (от плоть - тело)  РАЗИТЬ - от общеславянского разъ (удар), разити (ударять, бить); поразить - нанести удар

ИЗ БИОГРАФИИ СЛОВ…

ОБАЯНИЕ – исходное от древнерусского баять (говорить)

ОБОНЯНИЕ – из старославянского – об + воняти (пахнуть) – от слова воня (не вонь!) – «запах вообще»

НАВАЖДЕНИЕ - обман чувств – от на + вадити (наговаривать, внушать)

ИЗОЩРЕННЫЙ - от «делать острым, оттачивать» (о слухе, зрении, вкусе, способностях )

ИСПЕЩРЯТЬ - от «делать что-либо пестрым»

ВОПЛОТИТЬ – от во + плотити (от плоть - тело)

РАЗИТЬ - от общеславянского разъ (удар), разити (ударять, бить); поразить - нанести удар

ИЗ БИОГРАФИИ СЛОВ… Словообразовательный латинский элемент кон- («с, вместе») содержат многие исторически родственные заимствованные слова. Например: КОНСТИТУЦИЯ («вместе» + «слагать, составлять»): 1) основной закон государства; 2) строение, структура телосложения; КОНЦЕНТРАЦИЯ («с» + «центр, средоточение» - сосредоточение, скопление чего-либо) и др.  Этот же элемент имеет значение «против», например, КОНФЛИКТ – столкновение противоположных взглядов, интересов.

ИЗ БИОГРАФИИ СЛОВ…

Словообразовательный латинский элемент кон- («с, вместе») содержат многие исторически родственные заимствованные слова.

Например:

КОНСТИТУЦИЯ («вместе» + «слагать, составлять»): 1) основной закон государства; 2) строение, структура телосложения;

КОНЦЕНТРАЦИЯ («с» + «центр, средоточение» - сосредоточение, скопление чего-либо) и др.

Этот же элемент имеет значение «против», например, КОНФЛИКТ – столкновение противоположных взглядов, интересов.

ЗАДАНИЕ № 2 Объясните значение данных слов КОНГРЕСС КОНФЕРЕНЦИЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ КОНФРОНТАЦИЯ КОНВЕНЦИЯ  Учитывая разные значения латинского элемента КОН -, распределите слова в два столбика.  Для какого стиля речи характерно употребление данных слов?  Подберите синоним к слову КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ.

ЗАДАНИЕ № 2

Объясните значение данных слов

  • КОНГРЕСС
  • КОНФЕРЕНЦИЯ
  • КОНФЕДЕРАЦИЯ
  • КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ
  • КОНФРОНТАЦИЯ
  • КОНВЕНЦИЯ

Учитывая разные значения латинского элемента КОН -, распределите слова в два столбика.

Для какого стиля речи характерно употребление данных слов?

Подберите синоним к слову КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ.

ЗАДАНИЕ № 3 Спишите, вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения, обращайтесь к словарю Б..лл..тристика  Тр..диция П..р..докс Д..путат П..сс..мист   Ор..нжерея Г..пербола    ..казия Б..ллетень    К..рикатура Д..кл..рировать   Тр..нслировать Акк..мп..нировать   М..тафора Интелл..генция   М..л..нхолия Гр..теск    Ш..девр Запишите объяснение значения выделенных слов, используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

ЗАДАНИЕ № 3

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В случае затруднения, обращайтесь к словарю

Б..лл..тристика Тр..диция

П..р..докс Д..путат

П..сс..мист Ор..нжерея

Г..пербола ..казия

Б..ллетень К..рикатура

Д..кл..рировать Тр..нслировать

Акк..мп..нировать М..тафора

Интелл..генция М..л..нхолия

Гр..теск Ш..девр

Запишите объяснение значения выделенных слов, используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Проверь себя Б е лл е тристика Тр а диция П а р а докс Д е путат П е сс и мист Ор а нжерея Г и пербола    О казия Б ю ллетень    К а рикатура Д е кларировать   Тр а нслировать Акк о мпанировать   М е тафора Интелл и генция   М е ланхолия Гр о теск    Ш е девр

Проверь себя

Б е лл е тристика Тр а диция

П а р а докс Д е путат

П е сс и мист Ор а нжерея

Г и пербола О казия

Б ю ллетень К а рикатура

Д е кларировать Тр а нслировать

Акк о мпанировать М е тафора

Интелл и генция М е ланхолия

Гр о теск Ш е девр

Чередование гласных в корнях слов ЗАПОМНИТЕ корни с чередованием гласных! Гласные в них НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ ударением! Зависят: От ударения: От суффикса â: -гар-\-гор- От сочетания букв: загар, загорать, -бер-\-бир- -зар-\-зор- -тер-\-тир- заря, зорька -лаг-\-лож- Приберу, прибирать От значения слова: -мак-\-мок- -клон-\-клан- -пер-\-пир- Предложить, предлагать намокать, обмакнуть -раст-\-ращ-\-рос- дер-\-дир- Кланяться, непреклонный -ровн-\--равн- растение, выращивать, вырос (не перед ст, щ) -мер-\-мир- -твор-\твар- заровнять, приравнять Искл.:  росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов  Замирать, замерло Творчество, тварь -стел-\-стил- Искл.:  равнина, равняйтесь -чет-\-чит- Расстелить, расстилать Искл.:  утварь Вычеты - вычитать -Скак-\-скоч- -блест-\-блист- Искл: сочетать, сочетание Заскочить, прискакать -жег-\-жиг- Искл.: скачок, скачу -кас-\-кос- Прикасаться, прикоснуться

Чередование гласных в корнях слов

ЗАПОМНИТЕ корни с чередованием гласных!

Гласные в них НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ ударением!

Зависят:

От ударения:

От суффикса â:

-гар-\-гор-

От сочетания букв:

загар, загорать,

-бер-\-бир-

-зар-\-зор-

-тер-\-тир-

заря, зорька

-лаг-\-лож-

Приберу, прибирать

От значения слова:

-мак-\-мок-

-клон-\-клан-

-пер-\-пир-

Предложить, предлагать

намокать, обмакнуть

-раст-\-ращ-\-рос-

дер-\-дир-

Кланяться, непреклонный

-ровн-\--равн-

растение, выращивать, вырос (не перед ст, щ)

-мер-\-мир-

-твор-\твар-

заровнять, приравнять

Искл.: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов

Замирать, замерло

Творчество, тварь

-стел-\-стил-

Искл.: равнина, равняйтесь

-чет-\-чит-

Расстелить, расстилать

Искл.: утварь

Вычеты - вычитать

-Скак-\-скоч-

-блест-\-блист-

Искл: сочетать, сочетание

Заскочить, прискакать

-жег-\-жиг-

Искл.: скачок, скачу

-кас-\-кос-

Прикасаться, прикоснуться

ЗАПОМНИТЕ - плав-\-плов- поплавок, плавание, плавучесть  Буква О пишется только в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА -а-(-я-) - -ин-(-им- ) начать – начинать занять – занимать Пишется И если после корня стоит суффикс «А»

ЗАПОМНИТЕ

- плав-\-плов- поплавок, плавание, плавучесть

Буква О пишется только в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА

-а-(-я-) - -ин-(-им- ) начать – начинать занять – занимать

Пишется И если после корня стоит суффикс «А»

Распределите слова по столбикам Р..внина, бл..стать, г..рит, заж..чь, выр..стить, вым..кнуть, расст..лается, соч..тание, Р..стов, отр..сль, зам..рло, нач..нать, ск..чок, прик..снуться, приб..ру, зан..мать, кл..няться, пл..вец, з..рево. а о е и

Распределите слова по столбикам

Р..внина, бл..стать, г..рит, заж..чь, выр..стить, вым..кнуть, расст..лается, соч..тание, Р..стов, отр..сль, зам..рло, нач..нать, ск..чок, прик..снуться, приб..ру, зан..мать, кл..няться, пл..вец, з..рево.

а

о

е

и

Проверь себя а о Р а внина е Г о рит Выр а стить и Заж е чь Вым о кнуть Отр а сль Р о стов Бл и стать Соч е тание Ск а чок Кл а няться Прик о снуться Расст и лается Зам е рло Нач и нать Приб е ру Пл о вец З а рево Зан и мать

Проверь себя

а

о

Р а внина

е

Г о рит

Выр а стить

и

Заж е чь

Вым о кнуть

Отр а сль

Р о стов

Бл и стать

Соч е тание

Ск а чок

Кл а няться

Прик о снуться

Расст и лается

Зам е рло

Нач и нать

Приб е ру

Пл о вец

З а рево

Зан и мать

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Кобозевой ВУАЛЬ ДОЖДЯ Вуаль дождя скрывает чьи-то лица, И ветер нервный вату облаков На небе натянул, вспорхнул, как птица, Деревья обнажил и был таков. Продрогшая аллея смотрит серо, Ее ресницы – мокрые листы – Дрожат. Все потеряло веру В тепло. Глаза домов пусты. Однозначное или многозначное слово ВУАЛЬ?  В каком значении оно употреблено в стихотворении? Укажите средства выразительности языка, которые использует автор для создания поэтического образа. Можно ли говорить о присутствии автора, его настроении? Обоснуйте ответ. Определите тип речи. Какими словами текста можно проиллюстрировать правило написания безударных гласных в корне? Примеров на какой вид орфограммы гласной в нем нет? Приведите свои примеры.

Прочитайте отрывок из стихотворения

С. Кобозевой

ВУАЛЬ ДОЖДЯ

Вуаль дождя скрывает чьи-то лица,

И ветер нервный вату облаков

На небе натянул, вспорхнул, как птица,

Деревья обнажил и был таков.

Продрогшая аллея смотрит серо,

Ее ресницы – мокрые листы –

Дрожат. Все потеряло веру

В тепло. Глаза домов пусты.

  • Однозначное или многозначное слово ВУАЛЬ? В каком значении оно употреблено в стихотворении?
  • Укажите средства выразительности языка, которые использует автор для создания поэтического образа.
  • Можно ли говорить о присутствии автора, его настроении? Обоснуйте ответ.
  • Определите тип речи.
  • Какими словами текста можно проиллюстрировать правило написания безударных гласных в корне? Примеров на какой вид орфограммы гласной в нем нет? Приведите свои примеры.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!