СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Обособление приложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Обособление приложений"»

Обособление приложений

Обособление приложений

360. Перестройте предложения так, чтобы определения стали распространёнными обособленными, запишите их, расставляя запятые. Сформулируйте правило правописания не с полными причастиями. О б р а з е ц. (Не)отправленные письма лежат на столе. — На столе лежат письма, не отправленные вовремя. 1) Над (не)замёрзшим заливом с криком носились чайки. 2) Вдоль дороги тянулись (не)засеянные поля. 3) Бл..стела на солнце (не)высохшая трава. 4) (Не)смолкавшие удары грома разбудили детей. 5) (Не)прочитанная книга лежала на столе.

360. Перестройте предложения так, чтобы определения стали распространёнными обособленными, запишите их, расставляя запятые. Сформулируйте правило правописания не с полными причастиями.

О б р а з е ц. (Не)отправленные письма лежат на столе. — На столе лежат письма, не отправленные вовремя.

1) Над (не)замёрзшим заливом с криком носились чайки.

2) Вдоль дороги тянулись (не)засеянные поля.

3) Бл..стела на солнце (не)высохшая трава.

4) (Не)смолкавшие удары грома разбудили детей.

5) (Не)прочитанная книга лежала на столе.

Орфографическая минутка Г..ризонт, мета(л, лл), ра(с, сс)меялся, подв..нечный, пр..слушался, радос..ный, бл..женство, уд..вительный, к..мпозитор, тр..гический, пр..красн..йшее, подавле(н, нн)ость, с..стр..дание

Орфографическая минутка

Г..ризонт, мета(л, лл), ра(с, сс)меялся, подв..нечный, пр..слушался, радос..ный, бл..женство, уд..вительный, к..мпозитор, тр..гический, пр..красн..йшее, подавле(н, нн)ость, с..стр..дание

Приложение - это такое определение, которое выражено существительным. Оно по-новому характеризует предмет и несет в себе дополнительную информацию. Приложение может обособляться запятыми или выделяться дефисом. Это зависит от значения приложения и от того, есть ли зависимые слова.

Приложение - это такое определение, которое выражено существительным. Оно по-новому характеризует предмет и несет в себе дополнительную информацию.

Приложение может обособляться запятыми или выделяться дефисом. Это зависит от значения приложения и от того, есть ли зависимые слова.

Обособляются Нариц сущ, сущ+завис слово. Сидел директор, мужик умный и хитрый … ., (приложение),нариц сущ. Бежит,дитя планеты, холодный ручей Собст сущ, (прил), …Пришёл Семён, школьный завхоз Личн мест, (прил), …Как мало их, нормальных ребят, живёт на земле Прил, личное мест. Счастливчик безымянный, я молча забирал деньги Собст сущ, КАК + сущ. Усиков, как эксперт, знал всё об усах Сущ, по имени/фамилии,… Учитель, по прозвищу щегол, вошёл в класс Сущ – приложение. Наступит осень- самый шумный месяц Сущ ,приложение,… Другое дело, отмывание денег, тоже встречало препятствие Не обособляется Нариц сущ+собств сущ. Пришёл наркоман Лёха

Обособляются

  • Нариц сущ, сущ+завис слово. Сидел директор, мужик умный и хитрый
  • … ., (приложение),нариц сущ. Бежит,дитя планеты, холодный ручей
  • Собст сущ, (прил), …Пришёл Семён, школьный завхоз
  • Личн мест, (прил), …Как мало их, нормальных ребят, живёт на земле
  • Прил, личное мест. Счастливчик безымянный, я молча забирал деньги
  • Собст сущ, КАК + сущ. Усиков, как эксперт, знал всё об усах
  • Сущ, по имени/фамилии,… Учитель, по прозвищу щегол, вошёл в класс
  • Сущ – приложение. Наступит осень- самый шумный месяц
  • Сущ ,приложение,… Другое дело, отмывание денег, тоже встречало препятствие

Не обособляется

  • Нариц сущ+собств сущ. Пришёл наркоман Лёха
Обособляется ( дефис) Приложение и определяемое слова-нарицательные сущ. Студенты-отличники Приложение – собственное сущ стоит перед опред словом. Москва-река Название научных терминов. Зайц-беляк Название специальночтей. Врач-офтальмолог Не обособляется Если собственное сущ стоит после нарицательного. Река Москва Первое сущ род, а второе вид. Ягода черника

Обособляется ( дефис)

  • Приложение и определяемое слова-нарицательные сущ. Студенты-отличники
  • Приложение – собственное сущ стоит перед опред словом. Москва-река
  • Название научных терминов. Зайц-беляк
  • Название специальночтей. Врач-офтальмолог

Не обособляется

  • Если собственное сущ стоит после нарицательного. Река Москва
  • Первое сущ род, а второе вид. Ягода черника
Проверка На маяке жил сторож глухой старик и его друг Мы рыболовы тихо сидим у реки  Перед нам Сапун гора

Проверка

  • На маяке жил сторож глухой старик и его друг
  • Мы рыболовы тихо сидим у реки
  • Перед нам Сапун гора
Упражнение 1. Дополните предложения таким образом, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями. Образец: Суворов — великий русский полководец. — Суворов, великий русский полководец, не проиграл ни одного сражения. 1) Москва — столица Российской Федерации. 2) Сергей — староста нашего класса. 3) Компьютер — мой верный помощник. 4) Мелкий дождь — предвестник осени. 5) Тарас Бульба — герой одноимённой повести Н. В. Гоголя. • Запишите получившиеся предложения, подчеркните их грамматические основы.

Упражнение 1. Дополните предложения таким образом, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.

Образец: Суворов — великий русский полководец. — Суворов, великий русский полководец, не проиграл ни одного сражения.

1) Москва — столица Российской Федерации. 2) Сергей — староста нашего класса. 3) Компьютер — мой верный помощник. 4) Мелкий дождь — предвестник осени. 5) Тарас Бульба — герой одноимённой повести Н. В. Гоголя.

• Запишите получившиеся предложения, подчеркните их грамматические основы.

Упражнение 2. Подберите к выделенным словам подходящие приложения (обособленные или необособленные). Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Много пам..тных мест в Москве ... связ..но с именами замечательных людей нашей Родины. В центре ст..лицы уст..новлен пам..тник ... А. С. Пушкину. Недалеко от него находится пам..тник В. В. Маяковскому ... созда..ый по про..кту ... А. П. Кибальникова. Гоголевский бульвар и Ломоносовский проспект названы в честь Н. В. Гоголя и М. В. Ломоносова ... . Имя ... П. И. Чайковского носит Московская государственная консерватория. Именем А. В. Суворова ... назва..а одна из площадей ст..лицы

Упражнение 2. Подберите к выделенным словам подходящие приложения (обособленные или необособленные). Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Много пам..тных мест в Москве ... связ..но с именами замечательных людей нашей Родины.

В центре ст..лицы уст..новлен пам..тник ... А. С. Пушкину.

Недалеко от него находится пам..тник В. В. Маяковскому ... созда..ый по про..кту ... А. П. Кибальникова.

Гоголевский бульвар и Ломоносовский проспект названы в честь Н. В. Гоголя и М. В. Ломоносова ... .

Имя ... П. И. Чайковского носит Московская государственная консерватория.

Именем А. В. Суворова ... назва..а одна из площадей ст..лицы

1. Укажите предложение с обособленным определением: 1) Птицы не то спят, не то дремлют. 2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой. 2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое. 1) определение стоит после определяемого слова; 2) определение обособляется всегда. 3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник. 1) определение относится к личному местоимению; 2) определение стоит перед определяемым словом.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении:

Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении:

Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. 1) определение стоит перед определяемым словом; 2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение. 5. Укажите предложение с обособленным приложением: 1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала. 2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом. 6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая: 1) Он сейчас работает (1) как техник. 2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей. 7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми: 1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. 2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

4. Объясните постановку запятой в предложении:

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

Из данных предложений выпишите предложения с обособленными приложениями. В выписанных предложениях расставьте знаки препинания. Старик Прохор рыболов и корзинщик рассказывал мне сказку об осени. Стёпка с зазубренной ложкой в руках занял своё место в дыму около костра. Княжна Марья потерянная и бессильная сидела в зале. Смышлёные звери бобры зимуют разумно. Кутузов как и все старые люди мало спал по ночам. Когда мы дети ложились спать отец садился за фортепиано.

Из данных предложений выпишите предложения с обособленными приложениями. В выписанных предложениях расставьте знаки препинания.

Старик Прохор рыболов и корзинщик рассказывал мне сказку об осени. Стёпка с зазубренной ложкой в руках занял своё место в дыму около костра. Княжна Марья потерянная и бессильная сидела в зале. Смышлёные звери бобры зимуют разумно. Кутузов как и все старые люди мало спал по ночам. Когда мы дети ложились спать отец садился за фортепиано.