СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Сферы речевого общения и их соотнесённость с функциональными разновидностями языка" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Сферы речевого общения и их соотнесённость с функциональными разновидностями языка" 5 класс»

 Девятое октября Классная работа Сферы речевого общения и их соотнесённость с функциональными разновидностями языка

Девятое октября

Классная работа

Сферы речевого общения и их соотнесённость с функциональными разновидностями языка

 Понятие

Понятие "сферы речевого общения"

В разных сферах и ситуациях общения язык выполняет различные функции. В зависимости от функции, в которой мы используем язык, мы отбираем различные языковые средства. Отбор лексических и грамматических языковых средств создаёт функциональные разновидности языка, а также особенности нашей речи — стиль.

Сферы речевого общения - это области, где осуществляется языковое взаимодействие.

Функциональные разновидности языка, или стили, - это разновидности языка, которые используются в определённых сферах.

Бытовая

Официальная

Научная

Общение в семье, с друзьями, близкими.

Общение в сфере научных исследований.

Общение в государственных учреждениях, на работе.

Массовая, общественная

Общение через СМИ, интернет.

 Основные сферы речевого общения Каждая сфера имеет свои особенности. Бытовая Официальная 1 2 Строгие правила. Неофициальное общение. Научная Массовая, общественная 3 4 Точность и логика. Доступность и яркость.

Основные сферы речевого общения

Каждая сфера имеет свои особенности.

Бытовая

Официальная

1

2

Строгие правила.

Неофициальное общение.

Научная

Массовая, общественная

3

4

Точность и логика.

Доступность и яркость.

 Соотнесённость сфер речевого общения с функциональными стилями Сферы речевого общения и функциональные стили тесно связаны. Сфера общения Функциональный стиль Бытовая Разговорный Официально-деловой Официальная Научная Научный Массовая, общественная Публицистический Художественная литература Художественный

Соотнесённость сфер речевого общения с функциональными стилями

Сферы речевого общения и функциональные стили тесно связаны.

Сфера общения

Функциональный стиль

Бытовая

Разговорный

Официально-деловой

Официальная

Научная

Научный

Массовая, общественная

Публицистический

Художественная литература

Художественный

 Роль речевой ситуации в определении стилевой принадлежности речи Ситуация общения : Участники Кто общается: один или много участников? Место Где происходит общение? Официальная или неофициальная обстановка? Тема, цель речи О чём идёт речь? С какой цель создается речь?

Роль речевой ситуации в определении стилевой принадлежности речи

Ситуация общения :

Участники

Кто общается: один или много участников?

Место

Где происходит общение? Официальная или неофициальная обстановка?

Тема, цель речи

О чём идёт речь? С какой цель создается речь?

Практическое применение знаний

Прочитайте тексты. Какая тема их объединяет?

А)Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, 148 под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, лёгким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А. Чехов)

Б) Снег — атмосферные осадки, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков в виде белых пушинок и хлопьев, покрывающая землю зимой. (Из «Толкового словаря русского языка»)

В) С первым снегом вас! Сегодня ночью весь двор завалило! Красота! Маленькая Катенька говорит: «Это лебеди пролетали?» А Коля стал дурачиться и так ей важно: «У-у, лебеди! Они давно в тёплых странах загорают! Это всё бабушки из нашего дома! Договорились и ночью все разом свои пуховые подушки растрепали». (Из телефонного разговора)

Г) В результате двенадцатичасового снегопада на дорогах образовались снежные заносы. Городские службы рекомендуют водителям воздержаться от использования личного транспорта. (Официальное сообщение гидрометцентра)

В) Водитель несколько часов простоял на трассе, потому что автомобиль не смог преодолеть снежные заносы, и опоздал на работу. Считается, что виноват сам водитель. Не учёл погодные условия. А ведь за уборку снега с тротуаров и проезжей части отвечают коммунальные службы и управляющие компании! Именно они должны обеспечить гражданам комфорт и безопасность! (Из газетной статьи)

 Практическое применение знаний Докажите, что тексты различаются сферой и ситуацией общения, для которых они создаются и в которых используются. Характеризуя ситуацию общения, определите: обстановку (официальная — неофициальная); адресат (один — много); цель создания текста (общение — сообщение — воздействие на читателя).

Практическое применение знаний

Докажите, что тексты различаются сферой и ситуацией общения, для которых они создаются и в которых используются.

Характеризуя ситуацию общения, определите:

  • обстановку (официальная — неофициальная);
  • адресат (один — много);
  • цель создания текста (общение — сообщение — воздействие на читателя).
 Упражнение 158 - стр. 89.

Упражнение 158 - стр. 89.

 Итоги урока Что такое

Итоги урока

Что такое "речевая ситуация"?

Назовите три характеристики, которые помогут определить ситуацию общения (а значит, определить используемый стиль речи).

 Домашнее задание Выучить записи или п. 30 - стр. 88, упражнение 159 - стр. 89.

Домашнее задание

Выучить записи или п. 30 - стр. 88, упражнение 159 - стр. 89.