СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по современному языкознанию "Основные тенденции и научные парадигмы современного языкознания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по современному языкознанию "Основные тенденции и научные парадигмы современного языкознания"»

 Основные тенденции и научные парадигмы современного языкознания Выполнила  учитель русского языка и литературы  Иванова Д.А.

Основные тенденции и научные парадигмы современного языкознания

Выполнила учитель русского языка и литературы Иванова Д.А.

 Языкознание ХХ века оставило ХХI веку богатое наследие: традиционную грамматику, сравнительно-историческое языкознание, логическое, психологическое, социологическое и неограмматическое направления, структурализм и знаковую теорию языка, типологическое языкознание и языковые универсалии – вот далеко не полный перечень актуальных проблем современной лингвистики.

Языкознание ХХ века оставило ХХI веку богатое наследие: традиционную грамматику, сравнительно-историческое языкознание, логическое, психологическое, социологическое и неограмматическое направления, структурализм и знаковую теорию языка, типологическое языкознание и языковые универсалии – вот далеко не полный перечень актуальных проблем современной лингвистики.

Основные тенденции современного языкознания

Основные тенденции современного языкознания

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой  Современное языкознание характеризуется многими отличительными признаками. Четырьмя основными Е. С. Кубрякова назвала: экспансионизм; антропоцентризм; функционализм; тенденцию к объяснению.  Эти четыре признака принято трактовать как основные характерные особенности современной науки о языке. Елена Самойловна Кубрякова

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой

Современное языкознание характеризуется многими отличительными признаками. Четырьмя основными Е. С. Кубрякова назвала:

  • экспансионизм;
  • антропоцентризм;
  • функционализм;
  • тенденцию к объяснению.

Эти четыре признака принято трактовать как основные характерные особенности современной науки о языке.

Елена Самойловна Кубрякова

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой  Лингвистический экспансионизм , как следует из названия, заключается во «вторжении» лингвистики в новые, ранее непривычные для нее области , активно используются сведения других наук, целые области лингвистики образуются на «границе» с этими смежными науками (психолингвистика, этнолингвистика, нейролингвистика, социолингвистика, лингвокультурология, эколингвистика, юрислингвистика), закономерно появляются новые объекты исследования, а традиционные проблемы языкознания пересматриваются с новых позиций, языковой материал исследуется с использованием новых методик.

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой

Лингвистический экспансионизм , как следует из названия, заключается во «вторжении» лингвистики в новые, ранее непривычные для нее области , активно используются сведения других наук, целые области лингвистики образуются на «границе» с этими смежными науками (психолингвистика, этнолингвистика, нейролингвистика, социолингвистика, лингвокультурология, эколингвистика, юрислингвистика), закономерно появляются новые объекты исследования, а традиционные проблемы языкознания пересматриваются с новых позиций, языковой материал исследуется с использованием новых методик.

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой  Второй важнейшей чертой современной лингвистики является антропоцентризм, то есть в центре внимания лингвистических теорий стали находится не абстрагированные от многих факторов языковые феномены, а явления языка как человеческой деятельности. При этом разные разделы современного языкознания рассматривают человека как говорящего субъекта с разных позиций. Так, социолингвистика занимается изучением отношения языка и общества: язык и национальность, язык и класс, язык и социальная группа и многое другое. Психолингвистика изучает психические процессы, связанные с порождением и восприятием речи в самом широком смысле. Этнолингвистика связана с изучением языков в непосредственной взаимосвязи с историей народов, этносов, говорящих на них. Лингвокультурология изучает язык как культурный код нации.

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой

Второй важнейшей чертой современной лингвистики является антропоцентризм, то есть в центре внимания лингвистических теорий стали находится не абстрагированные от многих факторов языковые феномены, а явления языка как человеческой деятельности. При этом разные разделы современного языкознания рассматривают человека как говорящего субъекта с разных позиций. Так, социолингвистика занимается изучением отношения языка и общества: язык и национальность, язык и класс, язык и социальная группа и многое другое. Психолингвистика изучает психические процессы, связанные с порождением и восприятием речи в самом широком смысле. Этнолингвистика связана с изучением языков в непосредственной взаимосвязи с историей народов, этносов, говорящих на них. Лингвокультурология изучает язык как культурный код нации.

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой  Функционализм в самом общем смысле предполагает объяснение языковой формы ее функциями , современный функционализм или неофункционализм направлен на анализ разных видов коммуникативной деятельности с учетом когнитивных процессов, психологических механизмов, стратегий и эффективности коммуникативного взаимодействия. В последнее время определенные аспекты функциональной лингвистики объединяются с такими перспективными областями исследования как когнитология, психолингвистика и теория языковой коммуникации благодаря телеологической, каузальной и динамической ориентации функционального подхода. Основными принципами современного функционализма принято считать его типологическую ориентированность, эмпиризм, использование количественных методов исследования и, с чем мы сталкиваемся уже не раз, междисциплинарность интересов.

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой

Функционализм в самом общем смысле предполагает объяснение языковой формы ее функциями , современный функционализм или неофункционализм направлен на анализ разных видов коммуникативной деятельности с учетом когнитивных процессов, психологических механизмов, стратегий и эффективности коммуникативного взаимодействия. В последнее время определенные аспекты функциональной лингвистики объединяются с такими перспективными областями исследования как когнитология, психолингвистика и теория языковой коммуникации благодаря телеологической, каузальной и динамической ориентации функционального подхода. Основными принципами современного функционализма принято считать его типологическую ориентированность, эмпиризм, использование количественных методов исследования и, с чем мы сталкиваемся уже не раз, междисциплинарность интересов.

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой  Тенденция к объяснению или, как чаще пишут лингвисты, экспланаторность предполагает в качестве одной из основных задач современной лингвистики находить определенное объяснение внутренней организации языка . Этот методологический принцип обусловлен растущим уровнем развития науки, появлением новых, более точных методов исследования, которые способствуют человеку в его поиске истины, в стремлении найти объяснение порождению и пониманию языка.  Как несложно убедиться, все перечисленные признаки современной лингвистики тесным образом связаны друг с другом, и каждое из современных направлений языкознания характеризуется этими особенностями.

Особенности современного языкознания по Е.С. Кубряковой

Тенденция к объяснению или, как чаще пишут лингвисты, экспланаторность предполагает в качестве одной из основных задач современной лингвистики находить определенное объяснение внутренней организации языка . Этот методологический принцип обусловлен растущим уровнем развития науки, появлением новых, более точных методов исследования, которые способствуют человеку в его поиске истины, в стремлении найти объяснение порождению и пониманию языка.

Как несложно убедиться, все перечисленные признаки современной лингвистики тесным образом связаны друг с другом, и каждое из современных направлений языкознания характеризуется этими особенностями.

Основные тенденции современного языкознания  В современном языкознании можно выделить следующие тенденции: опора на лингвистические достижения прошлого; высокий уровень развития лингвистики; расширение связей лингвистики с другими науками; расширение предмета исследования лингвистики; осмысление результатов лингвистических исследований в рамках общей теории языка; осмысление результатов лингвистических исследований в рамках общей теории науки.  Рассмотрим данные тенденции подробнее.

Основные тенденции современного языкознания

В современном языкознании можно выделить следующие тенденции:

  • опора на лингвистические достижения прошлого;
  • высокий уровень развития лингвистики;
  • расширение связей лингвистики с другими науками;
  • расширение предмета исследования лингвистики;
  • осмысление результатов лингвистических исследований в рамках общей теории языка;
  • осмысление результатов лингвистических исследований в рамках общей теории науки.

Рассмотрим данные тенденции подробнее.

Основные тенденции современного языкознания  Одной из тенденций современного языкознания остается расширенная и углубленная теоретическая и практическая разработка этих проблем с применением новых принципов, методов и методик лингвистического исследования , которая приводит к глубокой дифференциации исследований даже внутри каждого из направлений. Современное языкознание предстает перед нами как разветвленная и многоаспектная плюралистическая лингвистика, которая опирается на все достижения прошлого  и включает в себя различные научные традиции разных эпох и поколений

Основные тенденции современного языкознания

Одной из тенденций современного языкознания остается расширенная и углубленная теоретическая и практическая разработка этих проблем с применением новых принципов, методов и методик лингвистического исследования , которая приводит к глубокой дифференциации исследований даже внутри каждого из направлений. Современное языкознание предстает перед нами как разветвленная и многоаспектная плюралистическая лингвистика, которая опирается на все достижения прошлого и включает в себя различные научные традиции разных эпох и поколений

Основные тенденции современного языкознания  Многообразие современной лингвистики определяется не только многоликостью объекта ее изучения, но и высоким уровнем развития самой науки , что проявляется в наличии разнообразных подходов к языку, создающих множество различных теорий и концепций языка, методов и приемов его изучения. Широту палитре лингвистического знания добавляет существование различных национальных вариантов языкознания, связанных с определенной национально-культурной и научной традицией и поддерживаемых национальной языковедческой традицией.

Основные тенденции современного языкознания

Многообразие современной лингвистики определяется не только многоликостью объекта ее изучения, но и высоким уровнем развития самой науки , что проявляется в наличии разнообразных подходов к языку, создающих множество различных теорий и концепций языка, методов и приемов его изучения. Широту палитре лингвистического знания добавляет существование различных национальных вариантов языкознания, связанных с определенной национально-культурной и научной традицией и поддерживаемых национальной языковедческой традицией.

Основные тенденции современного языкознания  Современный процесс развития науки о языке характеризуется еще одной тенденцией – расширением связей лингвистики с другими науками. Уже на ранних этапах развития языкознания обозначилась его связь с философией, логикой, психологией, историей и другими науками. Современное языкознание расширило и укрепило связи с рядом других гуманитарных, естественных и физико-математических дисциплин – социологией, этнографией, географией, молекулярной биологией, биофизикой и биохимией, кибернетикой, математикой, теоретической физикой и т. д. Эта тенденция привела к возникновению на стыке наук новых лингвистических дисциплин: социолингвистики, этнолингвистики, лингвогеографии, нейролингвистики, математической лингвистики, инженерной лингвистики, лингвосемиотики и т. д.

Основные тенденции современного языкознания

Современный процесс развития науки о языке характеризуется еще одной тенденцией – расширением связей лингвистики с другими науками. Уже на ранних этапах развития языкознания обозначилась его связь с философией, логикой, психологией, историей и другими науками. Современное языкознание расширило и укрепило связи с рядом других гуманитарных, естественных и физико-математических дисциплин – социологией, этнографией, географией, молекулярной биологией, биофизикой и биохимией, кибернетикой, математикой, теоретической физикой и т. д. Эта тенденция привела к возникновению на стыке наук новых лингвистических дисциплин: социолингвистики, этнолингвистики, лингвогеографии, нейролингвистики, математической лингвистики, инженерной лингвистики, лингвосемиотики и т. д.

Основные тенденции современного языкознания  Необъятность современной лингвистики как науки, ее широкий выход в пределы смежных наук породили еще две важные тенденции. Первая из них состоит в том, что, с одной стороны, возникла необходимость в интеграции результатов собственно лингвистических исследований , в их осмыслении в рамках общей теории языка . С другой стороны, учитывая широкие связи лингвистики с другими науками, возникла необходимость осмысления всех новых результатов в рамках общей теории науки .

Основные тенденции современного языкознания

Необъятность современной лингвистики как науки, ее широкий выход в пределы смежных наук породили еще две важные тенденции. Первая из них состоит в том, что, с одной стороны, возникла необходимость в интеграции результатов собственно лингвистических исследований , в их осмыслении в рамках общей теории языка . С другой стороны, учитывая широкие связи лингвистики с другими науками, возникла необходимость осмысления всех новых результатов в рамках общей теории науки .

Основные тенденции современного языкознания  Внутри языкознания тенденция объединения разных школ и направлений в рамках общей теории языка обозначилась еще в 60-е годы ХХ века. О необходимости интеграции говорилось уже в 1962 г. в Кембридже (США) на IX Международном конгрессе лингвистов. В конкретных исследованиях наиболее ярко эта тенденция проявилась в оживлении интереса к лингвистическим универсалиям (Е. Курилович, А. Мартине, Р. Якобсон и др.), в убеждении в том, что за поражающим многообразием языков мира скрываются общие для всех их свойства. Мысль о том, что при всем безграничном несходстве языков они созданы как бы по единому образцу , стала доминирующей в общей теории языка. Поиски этого образца, единой внутренней структуры языка оказались тесно связанными с главной тенденцией современной фундаментальной науки – поиском непротиворечивой основы мироздания и созданием на ее базе общей теории науки.

Основные тенденции современного языкознания

Внутри языкознания тенденция объединения разных школ и направлений в рамках общей теории языка обозначилась еще в 60-е годы ХХ века. О необходимости интеграции говорилось уже в 1962 г. в Кембридже (США) на IX Международном конгрессе лингвистов. В конкретных исследованиях наиболее ярко эта тенденция проявилась в оживлении интереса к лингвистическим универсалиям (Е. Курилович, А. Мартине, Р. Якобсон и др.), в убеждении в том, что за поражающим многообразием языков мира скрываются общие для всех их свойства. Мысль о том, что при всем безграничном несходстве языков они созданы как бы по единому образцу , стала доминирующей в общей теории языка. Поиски этого образца, единой внутренней структуры языка оказались тесно связанными с главной тенденцией современной фундаментальной науки – поиском непротиворечивой основы мироздания и созданием на ее базе общей теории науки.

Андре Мартине Ежи Курилович Роман Якобсон

Андре Мартине

Ежи Курилович

Роман Якобсон

Основные тенденции современного языкознания  Другая тенденция заключается в том, что многоликость и неоднородность современной лингвистики предъявили свои требования к лингвистической историографии, устанавливающей наиболее общие закономерности развития науки о языке на протяжении определенного времени . В условиях необъятности современной лингвистики как науки, интеграции в лингвистическом знании сведений из различных наук от лингвистической историографии требуется выработка концепции, дающей возможность обозреть в одной парадигме «необъятность» современного лингвистического знания. В условиях существования лингвистического плюрализма, когда принципы и методы различных школ и направлений «пересекаются», носят не до конца оформленный самостоятельный характер, задача по выработке такой концепции усложняется.

Основные тенденции современного языкознания

Другая тенденция заключается в том, что многоликость и неоднородность современной лингвистики предъявили свои требования к лингвистической историографии, устанавливающей наиболее общие закономерности развития науки о языке на протяжении определенного времени . В условиях необъятности современной лингвистики как науки, интеграции в лингвистическом знании сведений из различных наук от лингвистической историографии требуется выработка концепции, дающей возможность обозреть в одной парадигме «необъятность» современного лингвистического знания. В условиях существования лингвистического плюрализма, когда принципы и методы различных школ и направлений «пересекаются», носят не до конца оформленный самостоятельный характер, задача по выработке такой концепции усложняется.

Основные тенденции современного языкознания  Наиболее адекватной в описании такого рода многоликих объектов, каким является современная лингвистика, в нынешней историографии считается концепция научной парадигмы.

Основные тенденции современного языкознания

Наиболее адекватной в описании такого рода многоликих объектов, каким является современная лингвистика, в нынешней историографии считается концепция научной парадигмы.

Основные научные парадигмы современного языкознания

Основные научные парадигмы современного языкознания

Основные научные парадигмы современного языкознания  Сам термин был введен в научный оборот американским историографом и философом науки Томасом Куном (1922 – 1996) в его книге «Структура научных революций» (1962, русский перевод 1975). Т. Кун под научной парадигмой понимал научные достижения, дающие в течение определенного времени модель постановки проблем и их решений. Понятие научной парадигмы как доминирующей формы научного мышления и его категориального строя стало применяться затем и в языкознании.

Основные научные парадигмы современного языкознания

Сам термин был введен в научный оборот американским историографом и философом науки Томасом Куном (1922 – 1996) в его книге «Структура научных революций» (1962, русский перевод 1975). Т. Кун под научной парадигмой понимал научные достижения, дающие в течение определенного времени модель постановки проблем и их решений. Понятие научной парадигмы как доминирующей формы научного мышления и его категориального строя стало применяться затем и в языкознании.

Основные научные парадигмы современного языкознания  В лингвистической историографии понятие научной парадигмы трактуется неоднозначно. В одних случаях под научной парадигмой понимают определенную отрасль языкознания : социолингвистическая парадигма, психолингвистическая парадигма, сравнительно-историческая парадигма и др. В других – один из аспектов языка как объекта : системно-структурная парадигма, коммуникативная парадигма, функциональная парадигма и др. В третьих – под научной парадигмой понимают то или иное направление в лингвистике : дескриптивная парадигма, генеративная парадигма и др. Применительно к характеристике современного лингвистического знания одной из приемлемых можно считать трактовку научной парадигмы как системы определенных взглядов на язык, формирующих теорию, модель, образец решения лингвистических проблем, методы лингвистического исследования и стиль научного мышления . Своеобразие той или научной школы и определяется совокупностью перечисленных признаков, по-разному проявляющихся в той или иной школе.

Основные научные парадигмы современного языкознания

В лингвистической историографии понятие научной парадигмы трактуется неоднозначно. В одних случаях под научной парадигмой понимают определенную отрасль языкознания : социолингвистическая парадигма, психолингвистическая парадигма, сравнительно-историческая парадигма и др. В другиходин из аспектов языка как объекта : системно-структурная парадигма, коммуникативная парадигма, функциональная парадигма и др. В третьих – под научной парадигмой понимают то или иное направление в лингвистике : дескриптивная парадигма, генеративная парадигма и др. Применительно к характеристике современного лингвистического знания одной из приемлемых можно считать трактовку научной парадигмы как системы определенных взглядов на язык, формирующих теорию, модель, образец решения лингвистических проблем, методы лингвистического исследования и стиль научного мышления . Своеобразие той или научной школы и определяется совокупностью перечисленных признаков, по-разному проявляющихся в той или иной школе.

Основные научные парадигмы современного языкознания  К числу наиболее важных новых научных парадигм современного языкознания можно отнести три: антропоцентрическую; функциональную; когнитивную.   Каждая из них имеет свои, в большей или меньшей степени разветвленные, исторические корни.

Основные научные парадигмы современного языкознания

К числу наиболее важных новых научных парадигм современного языкознания можно отнести три:

  • антропоцентрическую;
  • функциональную;
  • когнитивную.

  Каждая из них имеет свои, в большей или меньшей степени разветвленные, исторические корни.

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике

Язык всегда признавался самой яркой определяющей характеристикой этноса. Проблема «язык и культура», «язык и человек» была одной из центральных в языкознании XIX века и рассматривалась в трудах В. фон Гумбольдта, Э. Бенвениста, Г. Штейнталя, А.А. Потебни и других ученых. Однако в первой половине XX столетия она была оттеснена на второй план, и язык стал рассматриваться «в самом себе и для себя». Как справедливо отмечает Ю. К. Волошин, «многие десятилетия лингвисты изучали «человека молчавшего» (язык был как бы сам по себе, а человек – сам по себе). Осознание необходимости изучать язык и человека комплексно, т.е. «говорящего человека», побудило исследователей уделить серьёзное внимание всем аспектам этой сложной проблемы» . Идея антропоцентричности языка является ключевой в современной лингвистике. С позиций данной парадигмы, человек познает мир «через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем», и это придает ему право «творить в своем сознании антропоцентрический порядок вещей», который определяет его «духовную сущность, мотивы его поступков, иерархию ценностей».

Александр Афанасьевич  Потебня Хейман  Штейнталь Вильгельм фон Гумбольдт Эмиль Бенвенист

Александр Афанасьевич Потебня

Хейман Штейнталь

Вильгельм фон Гумбольдт

Эмиль Бенвенист

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике  Антропоцентрическая парадигма делится на четыре взаимосвязанных, но тем не менее разных направления: исследует язык как «зеркало» человека, базовым для него является понятие языковой картины мира, а основной задачей – изучение того, как человек отражает себя в языке;  коммуникативная лингвистика, ее характеризует интерес к человеку в первую очередь в его отнесенности к процессу коммуникации;  изучает, прибегая к данным других наук, роль языка в познавательных процессах и когнитивной организации человека;  не имеет собственного названия, нацелено на выяснение того, каким образом язык существует в самом человеке . С.Г. Васильева предлагает называть данный раздел языкознания внутрисубъектной лингвистикой или же теорией носителя языка . Её основателем признается И. А. Бодуэн де Куртенэ, который считал, что «язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество».

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике

Антропоцентрическая парадигма делится на четыре взаимосвязанных, но тем не менее разных направления:

  • исследует язык как «зеркало» человека, базовым для него является понятие языковой картины мира, а основной задачей – изучение того, как человек отражает себя в языке;
  • коммуникативная лингвистика, ее характеризует интерес к человеку в первую очередь в его отнесенности к процессу коммуникации;
  • изучает, прибегая к данным других наук, роль языка в познавательных процессах и когнитивной организации человека;
  • не имеет собственного названия, нацелено на выяснение того, каким образом язык существует в самом человеке . С.Г. Васильева предлагает называть данный раздел языкознания внутрисубъектной лингвистикой или же теорией носителя языка . Её основателем признается И. А. Бодуэн де Куртенэ, который считал, что «язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество».
Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике  Язык – довольно сложное и многогранное явление. Чтобы отразить это, Ю.С. Степанов представил его в виде нескольких образов:  1) язык как язык индивида; 2) язык как член семьи языков; 3) язык как структура; 4) язык как система;  5) язык как тип и характер; 6) язык как компьютер; 7) язык как пространство мысли и «дом духа».  В конце XX века язык стал рассматриваться также как «продукт культуры, как ее важная составная часть и условие существования, как фактор формирования культурных кодов». Появились новые установки и цели исследования языка, новые ключевые понятия и методики.  Таким образом, формирование антропоцентрической парадигмы привело к «развороту лингвистической проблематики в сторону человека и его места в культуре, ибо в центре внимания культуры и культурной традиции стоит языковая личность во всем ее многообразии: Я-физическое, Я-социальное, Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное».

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике

Язык – довольно сложное и многогранное явление. Чтобы отразить это, Ю.С. Степанов представил его в виде нескольких образов:

1) язык как язык индивида;

2) язык как член семьи языков;

3) язык как структура;

4) язык как система;

5) язык как тип и характер;

6) язык как компьютер;

7) язык как пространство мысли и «дом духа».

В конце XX века язык стал рассматриваться также как «продукт культуры, как ее важная составная часть и условие существования, как фактор формирования культурных кодов». Появились новые установки и цели исследования языка, новые ключевые понятия и методики.

Таким образом, формирование антропоцентрической парадигмы привело к «развороту лингвистической проблематики в сторону человека и его места в культуре, ибо в центре внимания культуры и культурной традиции стоит языковая личность во всем ее многообразии: Я-физическое, Я-социальное, Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное».

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике  Культура имеет коммуникативно-деятельностную, ценностную и символическую природу. Язык не просто теснейшим образом связан с ней: он прорастает в нее, развивается в ней и выражает ее. Ведь, как известно, все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, т.к. по-разному фиксирует в себе мир и человека в нем. Ю.К. Волошин отмечает, что «культура зачастую сама по себе нема, и в этих случаях ей без языка не обойтись».  Идея о взаимосвязи этих двух понятий нашла свое отражение в лингвокультурологии – науке, возникшей на стыке лингвистики и культурологии и исследующей «проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке». Основу категориального аппарата данной научной дисциплины составляют термины «языковая личность» и «концепт».

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике

Культура имеет коммуникативно-деятельностную, ценностную и символическую природу. Язык не просто теснейшим образом связан с ней: он прорастает в нее, развивается в ней и выражает ее. Ведь, как известно, все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, т.к. по-разному фиксирует в себе мир и человека в нем. Ю.К. Волошин отмечает, что «культура зачастую сама по себе нема, и в этих случаях ей без языка не обойтись».

Идея о взаимосвязи этих двух понятий нашла свое отражение в лингвокультурологии – науке, возникшей на стыке лингвистики и культурологии и исследующей «проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке». Основу категориального аппарата данной научной дисциплины составляют термины «языковая личность» и «концепт».

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике  В настоящее время известны различные подходы к изучению языковой личности. Прежде всего под этим термином понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, – по существу личность речевая . Также под ним понимается совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения , – личность коммуникативная. И, наконец, под «языковой личностью» может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национальнокультурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре – л ичность словарная, этносемантическая

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике

В настоящее время известны различные подходы к изучению языковой личности. Прежде всего под этим термином понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, – по существу личность речевая . Также под ним понимается совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения , – личность коммуникативная. И, наконец, под «языковой личностью» может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национальнокультурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре – л ичность словарная, этносемантическая

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике  Подводя итог, мы можем сделать следующие выводы: антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается его главной характеристикой, важнейшей составляющей;  культура и язык – антропоцентрические сущности, они в человеке, служат человеку и без человека не имеют смысла; лингвокультурология является «продуктом» антропоцентрической парадигмы в современной лингвистике; языковая личность и концепт – ее базовые категории, «отражающие ментальность и менталитет обобщенного носителя естественного языка и предоставляющие этой научной дисциплине исследовательский инструмент для воссоздания прототипического образа человека говорящего.

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике

Подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:

  • антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается его главной характеристикой, важнейшей составляющей;
  • культура и язык – антропоцентрические сущности, они в человеке, служат человеку и без человека не имеют смысла;
  • лингвокультурология является «продуктом» антропоцентрической парадигмы в современной лингвистике;
  • языковая личность и концепт – ее базовые категории, «отражающие ментальность и менталитет обобщенного носителя естественного языка и предоставляющие этой научной дисциплине исследовательский инструмент для воссоздания прототипического образа человека говорящего.
Функциональная парадигма в современной лингвистике  Понятие функции в современной лингвистике является одним из распространённых, хотя и не имеет однозначного толкования. С одной стороны, функцию рассматривают как выражение внутрисистемных отношений языковых единиц , с дугой – под функцией понимают отношение языковых систем и их проявлений к внеязыковой реальности.  В широком смысле функциональный подход к единицам языка или языку как системе в целом, в противопоставление формальному подходу, предполагает описание языкового материала от функции к средствам. В таком случае говорят о «функциональной грамматике» (А.В. Бондарко, В.Г. Гак, Г.А. Золотова, Н.А. Слюсарева и д.), о «функциональной перспективе предложения» (Я. Фирбис), «функциональной ономатологии» (В. Матезиус) и т.д.

Функциональная парадигма в современной лингвистике

Понятие функции в современной лингвистике является одним из распространённых, хотя и не имеет однозначного толкования. С одной стороны, функцию рассматривают как выражение внутрисистемных отношений языковых единиц , с дугой – под функцией понимают отношение языковых систем и их проявлений к внеязыковой реальности. В широком смысле функциональный подход к единицам языка или языку как системе в целом, в противопоставление формальному подходу, предполагает описание языкового материала от функции к средствам. В таком случае говорят о «функциональной грамматике» (А.В. Бондарко, В.Г. Гак, Г.А. Золотова, Н.А. Слюсарева и д.), о «функциональной перспективе предложения» (Я. Фирбис), «функциональной ономатологии» (В. Матезиус) и т.д.

Функциональная парадигма в современной лингвистике  Одна из особенностей функционального описания единиц языка – рассмотрение их в единой системе, независимо от уровня, к которому эти единицы принадлежат. Специфика описание здесь проявляется в раскрытии взаимодействия единиц различных уровней в зависимости от контекста их употребления, условий реализации речевого акта, намерений коммуникантов, жанра высказывания и т.д . Такое функциональное описание языка приводит к появлению «функциональной стилистики», «функциональных стилей речи», «функциональной диалектологии», «теории речевых актов», «лингвистической прагматики». В двух последних примерах функциональная парадигма особенно явно «пересекается» с антропоцентрической парадигмой.

Функциональная парадигма в современной лингвистике

Одна из особенностей функционального описания единиц языка – рассмотрение их в единой системе, независимо от уровня, к которому эти единицы принадлежат. Специфика описание здесь проявляется в раскрытии взаимодействия единиц различных уровней в зависимости от контекста их употребления, условий реализации речевого акта, намерений коммуникантов, жанра высказывания и т.д . Такое функциональное описание языка приводит к появлению «функциональной стилистики», «функциональных стилей речи», «функциональной диалектологии», «теории речевых актов», «лингвистической прагматики». В двух последних примерах функциональная парадигма особенно явно «пересекается» с антропоцентрической парадигмой.

Функциональная парадигма в современной лингвистике  Принцип функционализма во втором понимание термина «функция» возник в Пражском лингвистическом кружке , в котором под функцией понимали целевую установку речевого высказывания и выделяли две основные функции речевой деятельности – социальную (коммуникативную) и экспрессивную (поэтическую). Одним из основных принципов пражской школы функциональной лингвистики стало понимание языка как целенаправленной системы средств выражения .  Дальнейшее обсуждение лингвистами вопроса о функциях языка привело к тому, что, с одной стороны, количество их многократна, а с другой – функции языка были отделены от функций языковых единиц. Выявление общественных функций языков привело впоследствии к появлению функциональной классификации языков, учитывающей множество постоянных и переменных факторов в соотношении языка и общества.

Функциональная парадигма в современной лингвистике

Принцип функционализма во втором понимание термина «функция» возник в Пражском лингвистическом кружке , в котором под функцией понимали целевую установку речевого высказывания и выделяли две основные функции речевой деятельности – социальную (коммуникативную) и экспрессивную (поэтическую). Одним из основных принципов пражской школы функциональной лингвистики стало понимание языка как целенаправленной системы средств выражения . Дальнейшее обсуждение лингвистами вопроса о функциях языка привело к тому, что, с одной стороны, количество их многократна, а с другой – функции языка были отделены от функций языковых единиц. Выявление общественных функций языков привело впоследствии к появлению функциональной классификации языков, учитывающей множество постоянных и переменных факторов в соотношении языка и общества.

Когнитивная парадигма в современной лингвистике  Это парадигма возникает в середине XX века в психологии. Её основателями являются американские психологи Дж. Миллер и У. Найссер. В 1967 году в Нью-Йорке вышла книга У. Найссера «Когнитивная психология». Ульрик Найссер Джордж Армитаж Миллер

Когнитивная парадигма в современной лингвистике

Это парадигма возникает в середине XX века в психологии. Её основателями являются американские психологи Дж. Миллер и У. Найссер. В 1967 году в Нью-Йорке вышла книга У. Найссера «Когнитивная психология».

Ульрик Найссер

Джордж Армитаж Миллер

Когнитивная парадигма в современной лингвистике  Помимо психологии источником формирования когнитивной парадигмы выступает теория информации , её прикладной раздел, связанный с созданием компьютерных программ. Ещё одним, пограничным, лингвистическим источником является инженерная лингвистика , ее области, связанные с формированием так называемого искусственного интеллекта и образованием на основе естественного языка так называемого универсального семантического кода . Таким образом, когнитивная парадигма связывает различные области знания и включает в себя целый ряд наук. Принято даже говорить о когнитивной науке, или когнитологии, изучающей мыслительную деятельность человека и результаты этой деятельности – знания о мире. Одним из объектов когнитологии выступает язык как средство когниции, т. е. познавательного процесса.

Когнитивная парадигма в современной лингвистике

Помимо психологии источником формирования когнитивной парадигмы выступает теория информации , её прикладной раздел, связанный с созданием компьютерных программ. Ещё одним, пограничным, лингвистическим источником является инженерная лингвистика , ее области, связанные с формированием так называемого искусственного интеллекта и образованием на основе естественного языка так называемого универсального семантического кода . Таким образом, когнитивная парадигма связывает различные области знания и включает в себя целый ряд наук. Принято даже говорить о когнитивной науке, или когнитологии, изучающей мыслительную деятельность человека и результаты этой деятельности – знания о мире. Одним из объектов когнитологии выступает язык как средство когниции, т. е. познавательного процесса.

Когнитивная парадигма в современной лингвистике  Датой рождения когнитивной лингвистики считается 1989 год, когда в ФРГ прошёл симпозиум, на котором был основан журнал «Когнитивная лингвистика». В России в 1996 году коллективом авторов (Е.С Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина) был создан «Краткий словарь когнитивных терминов», затем появились учебные пособия по когнитивной лингвистике (В.А. Маслова, З.К. Темиргазина и др.). Важнейшим базовым понятием и объектом исследования в когнитивной лингвистике стал концепт, выступающий как компонент нашего сознания и наших знаний о мире, т.е. система смыслов, облеченных языковую форму и относящихся к знаниям и представлениям человека о мире.

Когнитивная парадигма в современной лингвистике

Датой рождения когнитивной лингвистики считается 1989 год, когда в ФРГ прошёл симпозиум, на котором был основан журнал «Когнитивная лингвистика». В России в 1996 году коллективом авторов (Е.С Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина) был создан «Краткий словарь когнитивных терминов», затем появились учебные пособия по когнитивной лингвистике (В.А. Маслова, З.К. Темиргазина и др.). Важнейшим базовым понятием и объектом исследования в когнитивной лингвистике стал концепт, выступающий как компонент нашего сознания и наших знаний о мире, т.е. система смыслов, облеченных языковую форму и относящихся к знаниям и представлениям человека о мире.

Когнитивная парадигма в современной лингвистике  Процесс становления когнитивной лингвистики как самостоятельной науки ещё продолжается. Трудности этого восстановления связаны с тем, что её психологическая часть имеет за собой опыт психолингвистики, а собственно лингвистическая часть – опыт лингвистической семантики . Поэтому когнитивные исследования нередко зачисляют в одну из названных областей лингвистического знания и рассматривают соответственно как естественное развитие психолингвистических или семантических идей. Определенную сложность представляет также то, что когнитивная парадигма тесно переплетается с антропоцентрической парадигмой , а это затрудняет разработку собственной эпистемологии, аппарата исследования и ограничивает возможности размежевания с уже сложившимися дисциплинами и направлениями.

Когнитивная парадигма в современной лингвистике

Процесс становления когнитивной лингвистики как самостоятельной науки ещё продолжается. Трудности этого восстановления связаны с тем, что её психологическая часть имеет за собой опыт психолингвистики, а собственно лингвистическая часть – опыт лингвистической семантики . Поэтому когнитивные исследования нередко зачисляют в одну из названных областей лингвистического знания и рассматривают соответственно как естественное развитие психолингвистических или семантических идей. Определенную сложность представляет также то, что когнитивная парадигма тесно переплетается с антропоцентрической парадигмой , а это затрудняет разработку собственной эпистемологии, аппарата исследования и ограничивает возможности размежевания с уже сложившимися дисциплинами и направлениями.

 Подводя итог, можно сказать, что проблематика современной лингвистики существенно расширилась. При этом данная проблематика весьма тесно переплетается со знанием множества смежных наук, из-за чего иногда теряется сам язык как объект лингвистического исследования. Стало казаться, что языкознание как единая наука распалось на несколько самостоятельных наук. Этому способствовало то обстоятельство, что многие концепции, течения, направления, доктрины еще не приобрели черты окончательно сформировавшихся учений, не заняли своего вполне определенного места в системе лингвистического знания. Протест ряда ученых против такого состояния лингвистики вылился в призыв развивать «светлые идеи классиков». Однако это вовсе не означало исчезновения лингвистики как единой науки, а скорее свидетельствовало о ее новом состоянии и новых задачах, решаемых совместно с другими отраслями знания.

Подводя итог, можно сказать, что проблематика современной лингвистики существенно расширилась. При этом данная проблематика весьма тесно переплетается со знанием множества смежных наук, из-за чего иногда теряется сам язык как объект лингвистического исследования. Стало казаться, что языкознание как единая наука распалось на несколько самостоятельных наук. Этому способствовало то обстоятельство, что многие концепции, течения, направления, доктрины еще не приобрели черты окончательно сформировавшихся учений, не заняли своего вполне определенного места в системе лингвистического знания. Протест ряда ученых против такого состояния лингвистики вылился в призыв развивать «светлые идеи классиков». Однако это вовсе не означало исчезновения лингвистики как единой науки, а скорее свидетельствовало о ее новом состоянии и новых задачах, решаемых совместно с другими отраслями знания.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.