СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по технологии "Источники и потребители тока. Электрические цепи" 5 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по технологии "Источники и потребители тока. Электрические цепи" 5 класс»

Урок - виртуальная экскурсия по технологии в 5 классе.  Тема: «Источники и потребители тока. Электрические цепи» Подготовила:   Сычева Светлана Николаевна, учитель технологии МОУ «Средняя школа № 12» г. Балаково Саратовской области

Урок - виртуальная экскурсия по технологии в 5 классе.

Тема: «Источники и потребители тока. Электрические цепи»

Подготовила:

Сычева Светлана Николаевна, учитель технологии МОУ «Средняя школа № 12» г. Балаково Саратовской области

Класс: 5а, подгруппа - девочки Характеристика класса: В 5а классе обучаются 8 девочек. По типу темперамента: Сангвиники – 1 Холерики – 2 Флегматики – 5 По уровню подготовленности: Высокий – 5 Средний – 2 Низкий – 1 По личностным характеристикам: 4 – с задатками лидерства 3 – спокойные и немного замкнутые 1 – отстраненная и замкнутая По состоянию здоровья: Нарушение зрения – 2 Нарушение осанки – 4 Часто болеющие - 0
  • Класс: 5а, подгруппа - девочки
  • Характеристика класса:

В 5а классе обучаются 8 девочек.

По типу темперамента:

  • Сангвиники – 1
  • Холерики – 2
  • Флегматики – 5

По уровню подготовленности:

  • Высокий – 5
  • Средний – 2
  • Низкий – 1

По личностным характеристикам:

  • 4 – с задатками лидерства
  • 3 – спокойные и немного замкнутые
  • 1 – отстраненная и замкнутая

По состоянию здоровья:

  • Нарушение зрения – 2
  • Нарушение осанки – 4
  • Часто болеющие - 0
Раздел: Электротехнические работы Тема: Источники и потребители тока. Электрические цепи № темы: 1 Цель: формировать первоначальные знания об источниках и потребителях электроэнергии, электрической цепи и её элементах, навыки чтения электрических схем; способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных и адаптивных качеств личности, способности к самоконтролю, навыков владения ИКТ и применения правил личной безопасности. Тип урока: виртуальная экскурсия Формы обучения: фронтальные с индивидуальным подходом, групповые Методы обучения: проблемный, иллюстративно-объяснительный Наглядные пособия: таблица «Электрические цепи», презентация к уроку Место проведения: компьютерный класс

Раздел: Электротехнические работы

Тема: Источники и потребители тока. Электрические цепи

темы: 1

Цель: формировать первоначальные знания об источниках и потребителях электроэнергии, электрической цепи и её элементах, навыки чтения электрических схем; способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных и адаптивных качеств личности, способности к самоконтролю, навыков владения ИКТ и применения правил личной безопасности.

Тип урока: виртуальная экскурсия

Формы обучения: фронтальные с индивидуальным подходом, групповые

Методы обучения: проблемный, иллюстративно-объяснительный

Наглядные пособия: таблица «Электрические цепи», презентация к уроку

Место проведения: компьютерный класс

Ход урока: 1 Организационная часть Проверка учащихся Проверка готовности к уроку Сообщение темы и цели   2 Актуализация прежних знаний Эвристическая беседа. Вопросы: - Возможна ли жизнь человека в наше время без электричества? - Где и как используют электричество люди? - Как люди получают электричество?

Ход урока:

1 Организационная часть

Проверка учащихся

Проверка готовности к уроку

Сообщение темы и цели

 

2 Актуализация прежних знаний

Эвристическая беседа.

Вопросы:

- Возможна ли жизнь человека в наше время без электричества?

- Где и как используют электричество люди?

- Как люди получают электричество?

3 Изучение новых понятий и навыков 3.1 Виртуальная экскурсия Знакомство с маршрутным листом Маршрутный лист представляет собой таблицу с наименованиями пунктов посещения, перечнем вопросов, на которые необходимо найти ответ во время пребывания на пункте, а также полями для внесения ответов. Учащимся предлагается время для ознакомления.

3 Изучение новых понятий и навыков

3.1 Виртуальная экскурсия

Знакомство с маршрутным листом

Маршрутный лист представляет собой таблицу с наименованиями пунктов посещения, перечнем вопросов, на которые необходимо найти ответ во время пребывания на пункте, а также полями для внесения ответов. Учащимся предлагается время для ознакомления.

Маршрутный лист № Объект посещения 1 Как расшифровывается название объекта? ТЭС 2 Данный объект: ГЭС 3 1) источник электроэнергии; АЭС 4 Какое сырье или явление используется для получения электричества? СЭС 2) потребитель электроэнергии; 5 3) служит для её передачи (выбрать) ВЭС 6 ГеоЭС 7 ЛЭП 8 Квартира 9 Школа - - - - -

Маршрутный лист

Объект посещения

1

Как расшифровывается название объекта?

ТЭС

2

Данный объект:

ГЭС

3

1) источник электроэнергии;

АЭС

4

Какое сырье или явление используется для получения электричества?

СЭС

2) потребитель электроэнергии;

5

3) служит для её передачи (выбрать)

ВЭС

6

ГеоЭС

7

ЛЭП

8

Квартира

9

Школа

-

-

-

-

-

Ну что, поехали? Слово учителя: «Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие в поиске ответов на поставленные в маршрутном листе вопросы. Наш автобус волшебный – он может перемещаться не только в пространстве, но и во времени. Я прошу вас занять места в нашем волшебном автобусе». Учащиеся занимают места за компьютерами.

Ну что, поехали?

Слово учителя: «Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие в поиске ответов на поставленные в маршрутном листе вопросы. Наш автобус волшебный – он может перемещаться не только в пространстве, но и во времени. Я прошу вас занять места в нашем волшебном автобусе».

Учащиеся занимают места за компьютерами.

Древняя Греция. Город Магнезия. Еще в те времена в окрестностях древнегреческого города Магнезия люди находили на берегу моря камешки, притягивавшие легкие железные предметы. По имени этого города их назвали Магнитами (оттуда пришло к нам слово магнит)

Древняя Греция. Город Магнезия.

Еще в те времена в окрестностях древнегреческого города Магнезия люди находили на берегу моря камешки, притягивавшие легкие железные предметы. По имени этого города их назвали Магнитами (оттуда пришло к нам слово магнит)

Древнегреческий мыслитель ФАЛЕС Фалес находил и другие, не менее таинственные камешки к тому же красивые и легкие. Эти привлекательные дары моря не притягивали, как магниты, железных предметов, но обладали не менее любопытным свойством: если их натирали шерстяной тряпочкой, то к ним прилипали пушинки, легкие кусочки дерева, травы. Такие камешки, выбрасываемые приливами и волнами морей, мы сейчас называем янтарем. Древние же греки янтарь называли электроном. Отсюда и образовалось слово электричество.

Древнегреческий мыслитель ФАЛЕС

Фалес находил и другие, не менее таинственные камешки к тому же красивые и легкие.

Эти привлекательные дары моря не притягивали, как магниты, железных предметов, но обладали не менее любопытным свойством: если их натирали шерстяной тряпочкой, то к ним прилипали пушинки, легкие кусочки дерева, травы.

Такие камешки, выбрасываемые приливами и волнами морей, мы сейчас называем янтарем.

Древние же греки янтарь называли электроном.

Отсюда и образовалось слово электричество.

Основоположником науки об электричестве в Европе стал выпускник Кембриджа и Оксфорда английский физик и придворный врач королевы Елизаветы - Уильям Гилберт (1544-1603). К 1826 г. сформировалась теоретическая база для расчета характеристик электрических цепей, что стало основой современной электроэнергетики.

Основоположником науки об электричестве в Европе стал выпускник Кембриджа и Оксфорда английский физик и придворный врач королевы Елизаветы - Уильям Гилберт (1544-1603).

К 1826 г. сформировалась теоретическая база для расчета характеристик электрических цепей, что стало основой современной электроэнергетики.

Мы прибыли на первый объект нашего маршрута!

Мы прибыли на первый объект нашего маршрута!

ТЭС Внимательно рассмотрите фотографию!  Подумайте и расскажите, что вы увидели…

ТЭС

Внимательно рассмотрите фотографию!

Подумайте и расскажите, что вы увидели…

Продолжаем рассматривать и обсуждать…

Продолжаем рассматривать и обсуждать…

ГЭС

ГЭС

АЭС

АЭС

Самое время отдохнуть! Физкультминутка Комплекс упражнений для глаз: Горизонтальные движения глаз: направо-налево. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. Интенсивные сжимания и разжимания глаз. Комплекс упражнений для плечевого пояса : И.п.— стоя, ноги на ширине плеч. Сцепите кисти и медленно делайте движения руками от себя вперед-вниз, пока они не выпрямятся в локтевых суставах, почувствуйте растяжение мышц спины в области лопаток и задержите позу на 10— 15 секунд, затем встряхните и расслабьте руки. Повторите 3 раза. И.п.— стоя, ноги на ширине плеч. Медленно заведите левое предплечье за голову, постепенно сгибая руку в локте, возьмитесь правой рукой за локоть левой и плавно потяните ее вниз. Выполнить упражнение для другой руки и повторить еще раз.

Самое время отдохнуть!

Физкультминутка

Комплекс упражнений для глаз:

  • Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  • Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  • Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  • Интенсивные сжимания и разжимания глаз.

Комплекс упражнений для плечевого пояса :

  • И.п.— стоя, ноги на ширине плеч. Сцепите кисти и медленно делайте движения руками от себя вперед-вниз, пока они не выпрямятся в локтевых суставах, почувствуйте растяжение мышц спины в области лопаток и задержите позу на 10— 15 секунд, затем встряхните и расслабьте руки. Повторите 3 раза.
  • И.п.— стоя, ноги на ширине плеч. Медленно заведите левое предплечье за голову, постепенно сгибая руку в локте, возьмитесь правой рукой за локоть левой и плавно потяните ее вниз. Выполнить упражнение для другой руки и повторить еще раз.
СЭС

СЭС

ВЭС

ВЭС

Камчатка. Мутновская ГеоЭС. Уникальная электростанция, использующая природное тепло Земли для производства электричества. Расположена на склонах вулкана Мутновский в юго-восточной части полуострова Камчатка на отметке 780 метров от уровня моря в 116 км от Петропавловска-Камчатского.

Камчатка.

Мутновская ГеоЭС. Уникальная электростанция, использующая природное тепло Земли для производства электричества. Расположена на склонах вулкана Мутновский в юго-восточной части полуострова Камчатка на отметке 780 метров от уровня моря в 116 км от Петропавловска-Камчатского.

ЛЭП

ЛЭП

Куда же идет электричество?

Куда же идет электричество?

А теперь мы оказались в обычной квартире… Много плюсов имеет использование электричества? А минусы использование электричества имеет?

А теперь мы оказались в обычной квартире…

Много плюсов имеет использование электричества?

А минусы использование электричества имеет?

Перемена  Компьютеры учащихся выключаются  Проводится проветривание кабинета  После перемены учащиеся занимают свои места за партами

Перемена

Компьютеры учащихся выключаются

Проводится проветривание кабинета

После перемены учащиеся занимают свои места за партами

Возвращаемся в школу!

Возвращаемся в школу!

Правила электробезопасности!!! Обсуждение – просмотр мультфильма - выводы

Правила электробезопасности!!!

Обсуждение – просмотр мультфильма - выводы

Электри-ческие цепи

Электри-ческие

цепи

Электрическая цепь представляет собой совокупность устройств и объектов, образующих путь для электрического тока.  Электрическая цепь состоит из отдельных устройств или элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы.

Электрическая цепь представляет собой совокупность устройств и объектов, образующих путь для электрического тока.

Электрическая цепь состоит из отдельных устройств или элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы.

Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии (источники питания).   Источники питания цепи постоянного тока — это гальванические элементы, электрические аккумуляторы, электромеханические генераторы, термоэлектрические генераторы, фотоэлементы и др.

Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии (источники питания).

Источники питания цепи постоянного тока — это гальванические элементы, электрические аккумуляторы, электромеханические генераторы, термоэлектрические генераторы, фотоэлементы и др.

Вторая группа — элементы, преобразующие электроэнергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, химическую и т. д.). Эти элементы называются приемниками электрической энергии (электроприемниками).   Электроприемниками постоянного тока являются электродвигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую, нагревательные и осветительные приборы и др.

Вторая группа — элементы, преобразующие электроэнергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, химическую и т. д.). Эти элементы называются приемниками электрической энергии (электроприемниками).

Электроприемниками постоянного тока являются электродвигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую, нагревательные и осветительные приборы и др.

В третью группу входят элементы, предназначенные для передачи электроэнергии от источника питания к электроприемнику (провода, устройства, обеспечивающие уровень и качество напряжения, и др.).

В третью группу входят элементы, предназначенные для передачи электроэнергии от источника питания к электроприемнику (провода, устройства, обеспечивающие уровень и качество напряжения, и др.).

Условные обозначения в электросхемах Гальванический элемент (батарейка) Провода Выключатель контакт замыкающий Электрическая лампа

Условные обозначения в электросхемах

Гальванический элемент (батарейка)

Провода

Выключатель контакт замыкающий

Электрическая лампа

Как выглядят электрические схемы?

Как выглядят электрические схемы?

Как читать электрические схемы? Общее ознакомление со схемой и перечнем элементов, нахождение на схеме каждого из них. Прочтение всех примечаний и пояснений. Находят на схеме все источники питания, выявляют по каждому из них все характеристики. Изучают всевозможные цепи каждого электроприемника: электродвигателя, обмотки магнитного пускателя, реле, прибора и т. п.

Как читать электрические схемы?

  • Общее ознакомление со схемой и перечнем элементов, нахождение на схеме каждого из них.
  • Прочтение всех примечаний и пояснений.
  • Находят на схеме все источники питания, выявляют по каждому из них все характеристики.
  • Изучают всевозможные цепи каждого электроприемника: электродвигателя, обмотки магнитного пускателя, реле, прибора и т. п.
Физкультминутка Дыхательная гимнастика: Выдохните из легких через рот весь застоявшийся в легких воздух - соберите губы в трубочку и медленно и равномерно выпустите из себя весь воздух без остатка. Быстро и агрессивно вдохните через нос. Резко выдохните весь воздух через рот, причем как можно ниже в диафрагме. Выдохнув весь воздух, закройте рот, задержите дыхание и сделайте втягивание живота на восемь-десять счетов. Продолжайте держать его в течение всего этапа, не дыша! Наклоните голову, втяните желудок и поднимите его вверх. Расслабьтесь и вдохните. Отпустите мышцы живота. Вдыхая, вы должны почувствовать, как воздух врывается в ваши легкие.

Физкультминутка

Дыхательная гимнастика:

  • Выдохните из легких через рот весь застоявшийся в легких воздух - соберите губы в трубочку и медленно и равномерно выпустите из себя весь воздух без остатка.
  • Быстро и агрессивно вдохните через нос.
  • Резко выдохните весь воздух через рот, причем как можно ниже в диафрагме.
  • Выдохнув весь воздух, закройте рот, задержите дыхание и сделайте втягивание живота на восемь-десять счетов. Продолжайте держать его в течение всего этапа, не дыша! Наклоните голову, втяните желудок и поднимите его вверх.
  • Расслабьтесь и вдохните. Отпустите мышцы живота. Вдыхая, вы должны почувствовать, как воздух врывается в ваши легкие.
4. Учебно-тренировочная часть 4.1 Пример чтения электрических схем Тренировочное упражнение, выполняется вместе с учителем.

4. Учебно-тренировочная часть

4.1 Пример чтения электрических схем

Тренировочное упражнение, выполняется вместе с учителем.

5. Самостоятельная работа Самостоятельная работа организована в 4-х группах. Деление на группы с учетом особенностей учащихся. Задания для каждой группы разной степени сложности. В процессе самостоятельной работы учащиеся выполняют чтение электрической схемы в соответствии с предложенной в карточках-заданиях последовательностью и проходят проверочный тест. Результат записывается в специальных бланках ответов.

5. Самостоятельная работа

  • Самостоятельная работа организована в 4-х группах. Деление на группы с учетом особенностей учащихся.
  • Задания для каждой группы разной степени сложности.
  • В процессе самостоятельной работы учащиеся выполняют чтение электрической схемы в соответствии с предложенной в карточках-заданиях последовательностью и проходят проверочный тест.
  • Результат записывается в специальных бланках ответов.
6. Заключительная часть  6.1 Самостоятельный анализ проделанной работы. Показатели Результат Возникали ли у тебя затруднения при ответах на вопросы маршрутного листа? Если да, то на каких объектах (№) Возникали ли у тебя затруднения при выполнении самостоятельной работы? Если да, то какие? Возникали ли у тебя затруднения при общении с одноклассницами во время самостоятельной работы? Если да, то какие? Возникали ли у тебя затруднения в работе за компьютером? Было ли тебе интересно на уроке? Какой или какие этапы урока тебе понравились больше всего? Какую оценку ты поставила бы себе за работу на уроке?

6. Заключительная часть

6.1 Самостоятельный анализ проделанной работы.

Показатели

Результат

Возникали ли у тебя затруднения при ответах на вопросы маршрутного листа? Если да, то на каких объектах (№)

Возникали ли у тебя затруднения при выполнении самостоятельной работы? Если да, то какие?

Возникали ли у тебя затруднения при общении с одноклассницами во время самостоятельной работы? Если да, то какие?

Возникали ли у тебя затруднения в работе за компьютером?

Было ли тебе интересно на уроке?

Какой или какие этапы урока тебе понравились больше всего?

Какую оценку ты поставила бы себе за работу на уроке?

6.2 Подведение итогов урока учителем. 6.3 Домашнее задание: Нарисовать в альбоме памятку по правилам электробезопасности.

6.2 Подведение итогов урока учителем.

6.3 Домашнее задание:

Нарисовать в альбоме памятку по правилам электробезопасности.

Список литературы и интернет-ресурсов Симоненко В.Д. Технология. 1-9 классы. Программы начального и основного общего образования. Издательство: Вентана-Граф. 2009 В.Д. Симоненко, Н.Л. Бронников, П.С. Самородский, Н.В. Синица ТЕХНОЛОГИЯ Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы Под редакцией В.Д. Симоненко Допущено Министерством образования Российской Федерации Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006 http://electrisite.ru/?p=3 http://www.edu.delfa.net/Interest/biography/f/thales.htm http://www.interelectro.com.ua/htm/hist/elektro.html http://gardenweb.ru/elektrobezopasnost-v-bytu http://ru.wikipedia.org/wiki/Электрические_цепи http://www.mukhin.ru/stroysovet/electro/002.html

Список литературы и интернет-ресурсов

  • Симоненко В.Д. Технология. 1-9 классы. Программы начального и основного общего образования. Издательство: Вентана-Граф. 2009
  • В.Д. Симоненко, Н.Л. Бронников, П.С. Самородский, Н.В. Синица ТЕХНОЛОГИЯ Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы Под редакцией В.Д. Симоненко Допущено Министерством образования Российской Федерации Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006
  • http://electrisite.ru/?p=3
  • http://www.edu.delfa.net/Interest/biography/f/thales.htm
  • http://www.interelectro.com.ua/htm/hist/elektro.html
  • http://gardenweb.ru/elektrobezopasnost-v-bytu
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Электрические_цепи
  • http://www.mukhin.ru/stroysovet/electro/002.html