АТМОСФЕРА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
Цели урока
1. Образовательные:
- сформировать понятие об атмосфере, как внешней газовой оболочке Земли.
2. Воспитательные:
- развитие умений выявлять атмосферные явления и связанные с ними процессы в литературно-художественных, исторических и научных описаниях.
3. Развивающие :
- развитие познавательного интереса к изучению природных атмосферных явлений;
- развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
- Выявление значимости атмосферы для Земли:
Чье значение больше гидросферы или атмосферы?
Основной блок (изучение нового материала)
Строение атмосферы
Высота
Температура
Слои атмосферы
3000 км
Характеристика слоев
1000 км
100-50 км
Изучение слоев
Верхние слои атмосферы
+ 1500
- 90
Термосфера
Воздух не рассеивает солнечный свет
55-50 км
Воздух разрежен, сильно ионизирован
Мезосфера
25-20 км
Давление меньше в 200 раз
ИСЗ до 900 км, ракеты до 500 км
Стратосфера (от лат. «стратум»-слой)
+ 10
9-17 км
- 60
Воздух разрежен, холодный, сухой, водяного пара праткически нет
Озоносфера – озоновый слой
Тропосфера (от греч. «тропос» - поворот)
2-3 раза радиозонды с приборами
Не пропускает ультрафиолетовое излучение Солнца
Основная масса воздуха, облака, осадки, ветер. Ссостав воздуха
4 раза в сутки на метеостанциях
История воздухоплавания
В 1862 году два англичанина Глешер и Коксвель , решили подняться выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, на высоте 3 км они достигли облаков, когда шар летел сквозь облака исследователи дрожали от холода и сырости, ведь облака- густой. Холодный туман. Кончились облака, стало светло. Выше облаков было еще холоднее.
На высоте 5 км замерзла вода, дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось, но исследователи решили терпеть. На высоте 8 км одни из них почувствовал сильную слабость, еще несколько минут и он упал без памяти. Воздуха стало недостаточно для дыхания.
На высоте 11 км – «4 градуса мороза. Обоим смельчакам угрожала смерть. Потерявший сознание весь посинел и лежал как мертвец, его товарищ зубами схватил шнур и открыл клапан. Шар начал спускаться. Через некоторое время оба благополучно спустились на землю.
Тайны погоды
Необычные атмосферные явления:
- ежегодно на Земле бывает 44 тысячи гроз, на о. Ява 320 дней грозовые,
- в Египте 1 гроза в 200 лет,
- диаметр снежных хлопьев 1 см, но в 1892 г. В Саксонии падали хлопья 12 см,
- в Индии в 1929 г. выпал град в 13 см диаметром и весом 1 кг,
- самое жаркое место на Земле Долина Смерти в Америке и Ливийская пустыня в Африке, где Т= 57.7 градусов ,
- самое холодное место в Антарктиде, Т= 89 градусов,
- иногда выпадают цветные дожди: кровавый, молочный, желтый, с лягушками,
- серебристые облака на высоте 70-80 км, где нет водяного пара и видны только ночью, а есть первичные облака, которые возникли 5 млрд. лет назад.
Литературно-художественная страничка
Вспомнить строки русских и советских поэтов, в которых есть описания погоды
(показ пейзажных картин русских художников).
Страничка тайн и загадок
Сведения о загадочных явлениях происходящих в атмосфере:
серебристые облака – они появляются только в умеренных широтах на высоте 70 км,
первичные облака – они сформировались вместе с планетой Земля.
неопознанные летающие объекты – вымысел или реальность?
Страничка научный прогноз
В ближайшее десятилетие из-за деятельности человека температура увеличится на 5 градусов, в результате потепления уровень Мирового океана поднимется на 1.5 м, чаще будут жара и засуха.
- Плюсы и минусы этого потепления
Коротышки на воздушном шаре
Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:
- Тепло то как, теплее чем на Земле.
Вскоре показалась белая пелена.
- Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его, – обрадовался Сиропчик.
- Нет, это дым и мы задохнемся, - заворчал Ворчун
- Нет, мы его сейчас пролетим и будет легко дышаться, - успокаивал всех Смекайло.
- Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко , оно должно быть мягким и теплым, – решила Семицветик.
- Нет, вы все напутали, - сказал Знайка .
Что же напутали герои на воздушном шаре?
Заключительный этап
- Домашнее задание : § 35 пересказать, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа.
- Подведение итогов урока: что понравилось, что заинтересовало, какие трудности возникли.
- Ответы на вопросы обучающихся .