СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме:“Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: “Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме:“Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка”»

Катаева Ирина Александровна учитель начальных классов МОУ СОШ № 36 “ Формирование орфографической зоркости  у младших школьников  на уроках русского языка ”

Катаева Ирина Александровна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 36

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Орфография – раздел лингвистики, изучающий правильность написания слов РАЗДЕЛЫ ОРФОГРАФИИ 1) ПЕРЕДАЧА БУКВАМИ ФОНЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА (МОРФЕМ) 2) СЛИТНЫЕ, РАЗДЕЛЬНЫЕ И ДЕФИСНЫЕ НАПИСАНИЯ 3) УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ И СТРОЧНЫХ БУКВ 4) ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ СО СТРОКИ НА СТРОКУ 5) ПРАВИЛА СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ

Орфография – раздел лингвистики, изучающий правильность написания слов

РАЗДЕЛЫ ОРФОГРАФИИ

1) ПЕРЕДАЧА БУКВАМИ ФОНЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА (МОРФЕМ)

2) СЛИТНЫЕ, РАЗДЕЛЬНЫЕ И ДЕФИСНЫЕ НАПИСАНИЯ

3) УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ И СТРОЧНЫХ БУКВ

4) ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ СО СТРОКИ НА СТРОКУ

5) ПРАВИЛА СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ

Принципы русской орфографии Морфологический Фонематический Основан на одинаковом написании морфем – значимых частей слова   Основан на обозначении фонем одними и теми же буквами, независимо от того, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении. (независимо от их произношения). Поэтому морфема, поскольку содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково. Например, корень слова дом пишется всегда одинаково, хотя произносится по-разному:[дом] – [дам]ашний – [дам]авой; то же и с приставкой от-: [ат]рез, [от]пуск. (Современная русская орфография) (Современное русское правописание)

Принципы русской орфографии

Морфологический

Фонематический

Основан на одинаковом написании морфем – значимых частей слова

Основан на обозначении фонем одними и теми же буквами, независимо от того, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении.

(независимо от их произношения).

Поэтому морфема, поскольку содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Например, корень слова дом пишется всегда одинаково, хотя произносится по-разному:[дом] – [дам]ашний – [дам]авой;

то же и с приставкой от-: [ат]рез, [от]пуск.

(Современная русская орфография)

(Современное русское правописание)

Морфологическая и фонематическая трактовки ведущего принципа правописания едины Оба фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части слова. Морфологический констатирует фонематический объясняет

Морфологическая и фонематическая трактовки ведущего принципа правописания едины

Оба фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части слова.

Морфологический констатирует

фонематический объясняет

Фонематический принцип позволяет:  формировать орфографическое действие на основе всеобщего принципа письма уже на первых этапах обучения 2) установить связи между отдельными правилами правописания

Фонематический принцип позволяет:

  • формировать орфографическое действие на основе всеобщего принципа письма уже на первых этапах обучения

2) установить связи между отдельными правилами правописания

Что такое орфограмма?  Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и др. письменные знаки), которые однозначно на слух не устанавливаются. или Орфограмма – это место в буквенной записи слова, где возникает проблема выбора (буквы, дефиса, пробела и др. письменных знаков). Орфографическая зоркость  – выработанная способность обнаруживать места в словах, где письменный знак не определяется произношением (в основном, звуки в слабой позиции).

Что такое орфограмма?

Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и др. письменные знаки), которые однозначно на слух не устанавливаются.

или

Орфограмма – это место в буквенной записи слова, где возникает проблема выбора (буквы, дефиса, пробела и др. письменных знаков).

Орфографическая зоркость – выработанная способность обнаруживать места в словах, где письменный знак не определяется произношением (в основном, звуки в слабой позиции).

ОРФОГРАММЫ Связанные с обозначением звуков (фонем) буквами Не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем слитно-раздельные написания сокращение слов перенос прописная буква на месте слабых позиций звуков отдельные случаи обозначения звуков (фонем) в сильной позиции

ОРФОГРАММЫ

Связанные с обозначением звуков (фонем) буквами

Не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем

слитно-раздельные написания

сокращение слов

перенос

прописная буква

на месте слабых позиций звуков

отдельные случаи обозначения звуков (фонем) в сильной позиции

Основной закон русского письма Буквой обозначается звук по его сильной позиции в той же значимой части слова (в той же морфеме) Основное правило русской орфографии Чтобы выбрать букву для звука в слабой позиции, надо подобрать такое одноморфемное слово, чтобы на месте слабого звука оказался звук в сильной позиции и в соответствии звуком выбрать букву

Основной закон русского письма

Буквой обозначается звук по его сильной позиции в той же значимой части слова (в той же морфеме)

Основное правило русской орфографии

Чтобы выбрать букву для звука в слабой позиции, надо подобрать такое одноморфемное слово, чтобы на месте слабого звука оказался звук в сильной позиции и в соответствии звуком выбрать букву

Структура орфографического действия  (по П.С. Жедек) 1. Постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) 2. Решение орфографической задачи Структура орфографического действия (по М.Р. Львову) Выделить орфограмму. Определить ее тип.  Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы. Определить последовательность «шагов» решения задачи. Выполнить намеченную последовательность действий. Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи Постановка орфографической задачи Решение орфографической задачи

Структура орфографического действия (по П.С. Жедек)

1. Постановка орфографической задачи (выделение орфограммы)

2. Решение орфографической задачи

Структура орфографического действия (по М.Р. Львову)

  • Выделить орфограмму.
  • Определить ее тип.

  • Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
  • Определить последовательность «шагов» решения задачи.
  • Выполнить намеченную последовательность действий.
  • Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи

Постановка орфографической задачи

Решение орфографической задачи

Ученики должны научиться: ставить орфографические задачи (находить орфограммы) устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу 3) применять правило 4) осуществлять орфографический самоконтроль  

Ученики должны научиться:

  • ставить орфографические задачи (находить орфограммы)
  • устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу

3) применять правило

4) осуществлять орфографический самоконтроль

 

Формирование умения ставить орфографические задачи (1, 2 классы) Формирования представления об орфограмме, как месте в буквенной записи слова, которое однозначно не определяется произношением (прописная буква, гласные после шипящих и ц, сочетания чк, чн, щн) Обучение двум видам чтения (при списывании): орфоэпическому и орфографическому (орфографическому проговариванию). Формирование понятия о сильной и слабой позиции. Орфограммы слабых позиций. Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму.

Формирование умения ставить орфографические задачи (1, 2 классы)

  • Формирования представления об орфограмме, как месте в буквенной записи слова, которое однозначно не определяется произношением (прописная буква, гласные после шипящих и ц, сочетания чк, чн, щн)
  • Обучение двум видам чтения (при списывании): орфоэпическому и орфографическому (орфографическому проговариванию).
  • Формирование понятия о сильной и слабой позиции. Орфограммы слабых позиций.
  • Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму.
Формирование обобщенного способа решения орфографических задач в значимых частях основы  (2, 3 классы)   Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в значимых частях основы, надо подобрать одноморфемное слово так, чтобы нужный звук находился в сильной позиции = = + + = +

Формирование обобщенного способа решения орфографических задач в значимых частях основы (2, 3 классы)

Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в значимых частях основы, надо подобрать одноморфемное слово так, чтобы нужный звук находился в сильной позиции

=

=

+

+

=

+

Использование словарей как способ решения орфографических задач устройство орфографического словарика и способы работы с ним; обращение к орфографическому словарю как осознанная необходимость; повышение эффективности работы с орфографическим словарем. другие виды словарей как средство обучения орфографии

Использование словарей как способ решения орфографических задач

  • устройство орфографического словарика и способы работы с ним;
  • обращение к орфографическому словарю как осознанная необходимость;
  • повышение эффективности работы с орфографическим словарем. другие виды словарей как средство обучения орфографии
Единый алгоритм решения орфографических задач определить часть слова, в которой находится орфограмма изменить слово или подобрать другие слова, в которых есть та же морфема найти среди подобранных слов такое, где бы нужный звук находился в сильной позиции обозначить звук в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции в той же части слова

Единый алгоритм решения орфографических задач

  • определить часть слова, в которой находится орфограмма
  • изменить слово или подобрать другие слова, в которых есть та же морфема
  • найти среди подобранных слов такое, где бы нужный звук находился в сильной позиции
  • обозначить звук в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции в той же части слова
Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:   1 ) Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные. 2) Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие. 3) Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ). 4) Умение подбирать однокоренные слова. 5) Умение изменять форму слова.

Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:

1 ) Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные.

2) Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие.

3) Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ).

4) Умение подбирать однокоренные слова.

5) Умение изменять форму слова.

Варианты заданий и упражнений для формирования орфографической зоркости у младших школьников: 1. Проговаривание - это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями.  2. Письмо с пропусками букв -  овладением этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку.  3.Письмо под диктовку.  4.С писывание . Списывание без заданий  Списывание со вставкой пропущенных букв Списывания с подчеркиванием   Списывание с распределением на основе логического принципа  Списывания, осложненные лексическими заданиями Списывания с грамматико – орфографическими заданиями Списывания, в которых грамматические и орфографические задания органически связываются с заданиями по развитию речи.

Варианты заданий и упражнений для формирования орфографической зоркости у младших школьников:

1. Проговаривание - это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями. 2. Письмо с пропусками букв - овладением этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку. 3.Письмо под диктовку.

4.С писывание .

  • Списывание без заданий
  • Списывание со вставкой пропущенных букв
  • Списывания с подчеркиванием
  • Списывание с распределением на основе логического принципа
  • Списывания, осложненные лексическими заданиями
  • Списывания с грамматико – орфографическими заданиями
  • Списывания, в которых грамматические и орфографические задания органически связываются с заданиями по развитию речи.
МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости при изучении словарных слов Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов даётся на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.

МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости при изучении словарных слов

Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов даётся на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.

МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ  Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. К о стюм – м о дный Б а зар – тов а р Г а зета – бум а га К о рзина – лук о шко К о нструктор – р о бот К о рабль – в о лны К о нцерт – н о ты Р е монт – инструм е нт Т е традь – кл е тка Л о пата – о страя С о бака – ст о рож Б е рёза – б е лая Л и мон - к и слый Ул и ца – дл и нная М е талл – бл е ск Пр о стор – св о бода Тр е вога – волн е ние Ф а нтазия – мечт а Б а гровый – зак а т К о р и дор – прох о д м и мо М о роз – уз о ры

МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

К о стюм – м о дный

Б а зар – тов а р

Г а зета – бум а га

К о рзина – лук о шко

К о нструктор – р о бот

К о рабль – в о лны

К о нцерт – н о ты

Р е монт – инструм е нт

Т е традь – кл е тка

Л о пата – о страя

С о бака – ст о рож

Б е рёза – б е лая

Л и мон - к и слый

Ул и ца – дл и нная

М е талл – бл е ск

Пр о стор – св о бода

Тр е вога – волн е ние

Ф а нтазия – мечт а

Б а гровый – зак а т

К о р и дор – прох о д м и мо

М о роз – уз о ры

«НЕМОЙ» СЛОВАРИК    Учитель или «ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

«НЕМОЙ» СЛОВАРИК

Учитель или «ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

« ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ  Ведущий , не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…  Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

« ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Ведущий , не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…

Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

СХЕМЫ - УГАДАЙКИ  На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):  ___О___О___ (воробей, молоко…)  _______СС__ ( касса, масса…)  ___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…) « МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.  Например: УЛ И ЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ. МЕБЕЛЬ из ЕЛи. ПАЛЬТО. носит ПАпа.

СХЕМЫ - УГАДАЙКИ

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):

___О___О___ (воробей, молоко…)

_______СС__ ( касса, масса…)

___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)

« МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК

Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.

Например:

УЛ И ЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. носит ПАпа.

«ЛИШНЕЕ СЛОВО»  Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». СОРОКА  ВОРОНА  ПЕТУХ  КОРОВА  ДОРОГА Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения: 1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5. 2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2 3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную . 4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д. Аргументов много, и «лишних» слов тоже!

«ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.

Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА

Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:

1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.

2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2

3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .

4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.

Аргументов много, и «лишних» слов тоже!

БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ)  Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например: М ШИНА  М ЛИНА    А М ГАЗИН  А … …  …  …  Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму.

БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ)

Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:

М ШИНА

М ЛИНА А

М ГАЗИН А

… …

Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму.

Шифровка «слоговое сложение»  Раздели данные слова на слоги.  Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.  Поставь ударение, выдели орфограмму. ВЕС НА ГО РОД НА РОД ТРА ВА ВА ГОН ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН Шифровка – алфавит Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … а б в г д е ё ж з… В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. 1, 13, 13 , 6, 33 - (А ЛЛ ЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

Шифровка «слоговое сложение»

  • Раздели данные слова на слоги.
  • Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
  • Поставь ударение, выдели орфограмму.

ВЕС НА ГО РОД НА РОД

ТРА ВА ВА ГОН ТЕ МА

ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.

1, 13, 13 , 6, 33 - (А ЛЛ ЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

Шифровка «Добавь гласные»  Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА). Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:   Живые существа : КРВ (КОРОВА)  ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)  СБК (СОБАКА)   ВРН (ВОРОНА)   Это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)  РХ (ОРЕХ)  ЗМЛНК (ЗЕМЛЯНИКА)

Шифровка «Добавь гласные»

Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.

Например: КПСТ (КАПУСТА).

Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:

  Живые существа : КРВ (КОРОВА)

ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)

СБК (СОБАКА)

ВРН (ВОРОНА)

  Это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)

РХ (ОРЕХ)

ЗМЛНК (ЗЕМЛЯНИКА)

Шифровка «Части слова»  Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Приставка в нашем слове, как у слова ЗА БОЛЕЛ. Корень – как у слова МОРОЗ ИЛКА. Суффикс – как у слова БЕРЁЗ К А. Окончание – как у слова КОНЬК И . В итоге получается слово Заморозки. «ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»   Даны словарные слова…  ЗАДАНИЯ: 1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»). 2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…). 3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам

Шифровка «Части слова»

Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.

Например:

Приставка в нашем слове, как у слова ЗА БОЛЕЛ.

Корень – как у слова МОРОЗ ИЛКА.

Суффикс – как у слова БЕРЁЗ К А.

Окончание – как у слова КОНЬК И .

В итоге получается слово Заморозки.

«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»

Даны словарные слова…

ЗАДАНИЯ:

1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).

2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).

3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам

МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ «МУДРЫЙ СЛОВАРИК»  Я использую в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.  Например, надо дописать словарные слова: Как об стенку _____________(ГОРОХ). Береги нос в большой ______________(МОРОЗ). Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:  К  Б Г Л И МОН  Б Е РЁЗА  В О РОТА  С  Л  Л  Л  А  Ы  Я  й

МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

«МУДРЫЙ СЛОВАРИК»

Я использую в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

Например, надо дописать словарные слова:

Как об стенку _____________(ГОРОХ).

Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).

Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:

К Б Г

Л И МОН Б Е РЁЗА В О РОТА

С Л Л

Л А

Ы Я

й

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!