Катаева Ирина Александровна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 36
“ Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка ”
Орфография – раздел лингвистики, изучающий правильность написания слов
РАЗДЕЛЫ ОРФОГРАФИИ
1) ПЕРЕДАЧА БУКВАМИ ФОНЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА (МОРФЕМ)
2) СЛИТНЫЕ, РАЗДЕЛЬНЫЕ И ДЕФИСНЫЕ НАПИСАНИЯ
3) УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ И СТРОЧНЫХ БУКВ
4) ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ СО СТРОКИ НА СТРОКУ
5) ПРАВИЛА СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ
Принципы русской орфографии
Морфологический
Фонематический
Основан на одинаковом написании морфем – значимых частей слова
Основан на обозначении фонем одними и теми же буквами, независимо от того, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении.
(независимо от их произношения).
Поэтому морфема, поскольку содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.
Например, корень слова дом пишется всегда одинаково, хотя произносится по-разному:[дом] – [дам]ашний – [дам]авой;
то же и с приставкой от-: [ат]рез, [от]пуск.
(Современная русская орфография)
(Современное русское правописание)
Морфологическая и фонематическая трактовки ведущего принципа правописания едины
Оба фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части слова.
Морфологический констатирует
фонематический объясняет
Фонематический принцип позволяет:
- формировать орфографическое действие на основе всеобщего принципа письма уже на первых этапах обучения
2) установить связи между отдельными правилами правописания
Что такое орфограмма?
Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и др. письменные знаки), которые однозначно на слух не устанавливаются.
или
Орфограмма – это место в буквенной записи слова, где возникает проблема выбора (буквы, дефиса, пробела и др. письменных знаков).
Орфографическая зоркость – выработанная способность обнаруживать места в словах, где письменный знак не определяется произношением (в основном, звуки в слабой позиции).
ОРФОГРАММЫ
Связанные с обозначением звуков (фонем) буквами
Не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем
слитно-раздельные написания
сокращение слов
перенос
прописная буква
на месте слабых позиций звуков
отдельные случаи обозначения звуков (фонем) в сильной позиции
Основной закон русского письма
Буквой обозначается звук по его сильной позиции в той же значимой части слова (в той же морфеме)
Основное правило русской орфографии
Чтобы выбрать букву для звука в слабой позиции, надо подобрать такое одноморфемное слово, чтобы на месте слабого звука оказался звук в сильной позиции и в соответствии звуком выбрать букву
Структура орфографического действия (по П.С. Жедек)
1. Постановка орфографической задачи (выделение орфограммы)
2. Решение орфографической задачи
Структура орфографического действия (по М.Р. Львову)
- Выделить орфограмму.
- Определить ее тип.
- Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
- Определить последовательность «шагов» решения задачи.
- Выполнить намеченную последовательность действий.
- Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи
Постановка орфографической задачи
Решение орфографической задачи
Ученики должны научиться:
- ставить орфографические задачи (находить орфограммы)
- устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу
3) применять правило
4) осуществлять орфографический самоконтроль
Формирование умения ставить орфографические задачи (1, 2 классы)
- Формирования представления об орфограмме, как месте в буквенной записи слова, которое однозначно не определяется произношением (прописная буква, гласные после шипящих и ц, сочетания чк, чн, щн)
- Обучение двум видам чтения (при списывании): орфоэпическому и орфографическому (орфографическому проговариванию).
- Формирование понятия о сильной и слабой позиции. Орфограммы слабых позиций.
- Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму.
Формирование обобщенного способа решения орфографических задач в значимых частях основы (2, 3 классы)
Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в значимых частях основы, надо подобрать одноморфемное слово так, чтобы нужный звук находился в сильной позиции
=
=
+
+
=
+
Использование словарей как способ решения орфографических задач
- устройство орфографического словарика и способы работы с ним;
- обращение к орфографическому словарю как осознанная необходимость;
- повышение эффективности работы с орфографическим словарем. другие виды словарей как средство обучения орфографии
Единый алгоритм решения орфографических задач
- определить часть слова, в которой находится орфограмма
- изменить слово или подобрать другие слова, в которых есть та же морфема
- найти среди подобранных слов такое, где бы нужный звук находился в сильной позиции
- обозначить звук в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции в той же части слова
Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:
1 ) Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные.
2) Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие.
3) Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ).
4) Умение подбирать однокоренные слова.
5) Умение изменять форму слова.
Варианты заданий и упражнений для формирования орфографической зоркости у младших школьников:
1. Проговаривание - это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями. 2. Письмо с пропусками букв - овладением этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку. 3.Письмо под диктовку.
4.С писывание .
- Списывание без заданий
- Списывание со вставкой пропущенных букв
- Списывания с подчеркиванием
- Списывание с распределением на основе логического принципа
- Списывания, осложненные лексическими заданиями
- Списывания с грамматико – орфографическими заданиями
- Списывания, в которых грамматические и орфографические задания органически связываются с заданиями по развитию речи.
МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости при изучении словарных слов
Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов даётся на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.
МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
К о стюм – м о дный
Б а зар – тов а р
Г а зета – бум а га
К о рзина – лук о шко
К о нструктор – р о бот
К о рабль – в о лны
К о нцерт – н о ты
Р е монт – инструм е нт
Т е традь – кл е тка
Л о пата – о страя
С о бака – ст о рож
Б е рёза – б е лая
Л и мон - к и слый
Ул и ца – дл и нная
М е талл – бл е ск
Пр о стор – св о бода
Тр е вога – волн е ние
Ф а нтазия – мечт а
Б а гровый – зак а т
К о р и дор – прох о д м и мо
М о роз – уз о ры
«НЕМОЙ» СЛОВАРИК
Учитель или «ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
« ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ
Ведущий , не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).
СХЕМЫ - УГАДАЙКИ
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):
___О___О___ (воробей, молоко…)
_______СС__ ( касса, масса…)
___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)
« МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.
Например:
УЛ И ЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. носит ПАпа.
«ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.
2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2
3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.
Аргументов много, и «лишних» слов тоже!
БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ)
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:
М ШИНА
М ЛИНА А
М ГАЗИН А
… … … …
Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму.
Шифровка «слоговое сложение»
- Раздели данные слова на слоги.
- Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
- Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА ГО РОД НА РОД
ТРА ВА ВА ГОН ТЕ МА
ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
Шифровка – алфавит
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13 , 6, 33 - (А ЛЛ ЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Добавь гласные»
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа : КРВ (КОРОВА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
ВРН (ВОРОНА)
Это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)
РХ (ОРЕХ)
ЗМЛНК (ЗЕМЛЯНИКА)
Шифровка «Части слова»
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗА БОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗ ИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗ К А.
Окончание – как у слова КОНЬК И .
В итоге получается слово Заморозки.
«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»
Даны словарные слова…
ЗАДАНИЯ:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам
МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
«МУДРЫЙ СЛОВАРИК»
Я использую в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.
Например, надо дописать словарные слова:
Как об стенку _____________(ГОРОХ).
Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).
Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:
К Б Г
Л И МОН Б Е РЁЗА В О РОТА
С Л Л
Л А
Ы Я
й
Спасибо за внимание!