Методические основы проведения
занятий ОФП для детей с ОВЗ
и детей – инвалидов
Программа занятий общей физической подготовке предназначена для работы с детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья, и направлена на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительного характера.
В.И. Кнутас
Ставрополь, 2019г.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их наиболее оптимальном сочетании
Общая физическая подготовка является базовым элементом в любом виде спорта, вне зависимости от его технической или физической сложности. Именно этот вид деятельности ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм занятий, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей.
Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ и детей инвалидов отражена в следующих нормативных актах:
- Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1589 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе со стороны школы. Школа должна создать среду, которая будет способствовать расширению опыта поведения, деятельности ребенка и общения со сверстниками. Школьный социум должен направлять обучающегося на творческую самореализацию, стимулировать личностные интересы к различным аспектам жизнедеятельности. Ответы на вопросы по организации внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья можно найти в следующих нормативных актах
Условия набора в группы ОФП:
- К занятиям по общей физической подготовке
допускаются все желающие заниматься
адаптивным спортом в возрасте от 9 лет и
не имеющие медицинских противопоказаний
(имеющие письменное разрешение врача).
- Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается
до 15 человек.
К занятиям по общей физической подготовке допускаются все желающие заниматься адаптивным спортом в возрасте от 9 лет и
не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается
до 15 человек.
Особые условия проведения:
- Занятия проводятся на базе ОУ .
- Программа реализуется на бюджетной основе.
- Программа Предназначена для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с возрастной категорией.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, ОУ осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся. Продолжительность реализации программы дополнительного образования в течение года, остается на усмотрение образовательного учреждения.
Срок освоения программы:
- Программа предусматривает 3 года обучения.
- После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу исходя из своего опыта, специализации и интересов детей.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии — для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации — для учащихся детей-инвалидов.
Цель программы:
коррекция, укрепление и развитие двигательных функций детей с ограниченными возможностями здоровья
Дополнительная общеразвивающая программа «ОФП» направлена на коррекцию физического развития обучающихся, реабилитацию двигательных функций организма.
Режим занятий:
- Время, отведенное на обучение:
5 часов
10 часов
5 часов
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
10 часов в неделю на каждый класс
5 часов на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности
5 часов на развивающую область
Содержание программы:
I Раздел
Вводное занятие
II Раздел
Строевые упражнения
III Раздел
Основные исходные упражнения
IV Раздел
Общеподготовительные упражнения
V Раздел
Ходьба и бег
VI Раздел
Подготовительные упражнения к бегу
VII Раздел
Упражнения с малым мячом
VIII Раздел
Подвижные игры для формирования координационных способностей
IX Раздел
Подвижные игры для формирование правильной осанки
X Раздел
Речитативно-игровые композиции»
При создании программы ОФП необходимо применять индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности. Содержание программы имеет 10 разделов
задачи:
- достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц, приобрести общую выносливость;
- повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
- увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
- научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
- формировать навык ориентировать свое тело в пространстве, придерживаясь правильной осанки, как в статике, так и в динамике;
- изучить различные оздоровительные комплексы и приёмы самомассажа для самостоятельного выполнения;
- развивать двигательные качества (скорость, гибкость, ловкость, координацию, силу, двигательную реакцию);
- сформировать интерес к занятиям физическими упражнениями, в том числе оздоровительными.
Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются одними из главных условийих реабилитации и адаптации.
Одной из важных задач работы с детьми с ОВЗ является сохранение их здоровья.
Формы организации занятий:
групповые занятия
теоретические занятия
медико-восстановительные мероприятия
Основными формами учебно-тренировочной работы по
ОФП являются:
групповые занятия,
участие в соревнованиях,
теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра
и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей,
просмотра соревнований),
медико-восстановительные мероприятия,
культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах.
участие в конкурсах и смотрах, соревнованиях
культурно-массовые мероприятия
11
Методы организации занимающихся:
Методы проведения занятий:
индивидуальный
словесные
групповой
наглядные
Фронтальный
практические
Методы и приемы проведения занятий:
Словесные (рассказ, объяснения, указания).
Наглядные (показ, демонстрация иллюстраций, фильмов, кинокольцовок, просмотр соревнований, демонстрация пособий: схемы, таблицы).
Практические (опробование упражнения, самостоятельное выполнение, соревнования).
Основная
Подготовительная часть
Структура занятия:
Структура типового занятия:
Подготовительная часть (разминка) – построение, подготовка двигательного аппарата к работе, ОРУ.
Основная – основные упражнения каждого вида спорта, гимнастика, игры.
Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на расслабление.
Занятия по ОФП различны по своим задачам.
1. Занятия по ознакомлению с группой
2. Занятия по изучению нового материала
3. Повторение и закрепление пройденного материала
4. Занятия по изучению нового материала
5. Занятия смешанного характера
Заключительная
13
планируемые Результаты:
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Р езультаты освоения программы
Личностные результаты
Способы проверки результатов по ОФП:
- усвоение знаний,
- устойчивость интереса к занятиям,
- достижения физическое развитие.
Способы проверки результатов после проведения занятий по ОФП :
усвоение знаний (опрос);
устойчивость интереса к занятиям (опрос, индивидуальная беседа);
достижения (контрольные испытания, тесты, участие в соревнованиях);
физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование).
Материально-техническое
обеспечение занятия ОФП:
- спортивная форма и обувь занимающегося;
- спортивный инвентарь;
- технические средства обучения;
- физкультурный зал.
Зал для занятий должен быть оснащен исправным оборудованием, обеспечивающим полноценный учебно-тренировочный процесс и безопасность занимающихся, удовлетворять требованиям электропожаробезопасности.
Помещение должно быть хорошо освещено.
Гимнастические снаряды должны быть расположены так, чтобы при занятиях на них, исключить прямое попадание света в глаза.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов очень важно освободиться от психологических комплексов неполноценности,
почувствовать свою значимость как человека, проявить свои способности в различных видах доступной деятельности
Спасибо за внимание!
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов очень важно освободиться от психологических комплексов неполноценности,
почувствовать свою значимость как человека, проявить свои способности в различных видах доступной деятельности
Список литературы:
- Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. - М.,2017
- Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2018.
- Ковалева Е. Игры на свежем воздухе для детей и взрослых – М.,2017
- Красикова И. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия. – Сп-б.,2010