«Развитие творческих способностей в условиях реализации ФГОС»
Кусь Татьяна Павловна
МКОУ Бочанихинская ООШ
с. Бочаниха
Одной из основных целей Федерального компонента государственного образовательного стандарта является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей обучающихся. Ребёнок учится видеть красоту мира, лучше понимать себя и выражать чувства. « Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский
Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся оригинальностью, уникальностью. « Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь…»
литературное чтение , русский язык
музыка
Кружок
«Акварель-ки»
Творческие способности
Творческие способности
изо
математика
технология
На занятиях по русскому языку и литературному чтению использую работу с опорными словами, сочинения- миниатюры по картине, сочинения по данному началу. Работы выполняются под моим руководством. Степень самостоятельности обучающихся постепенно возрастает. Задания творческого содержания задаются на дом( сочинения по наблюдениям, составление письма, написание сказок, придумать продолжение текста, сочинить загадку, нарисовать словесную картину, нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению).Задания нацелены на развитие творческого воображения и фантазии, совершенствование навыков ролевого чтения и инсценировки произведений, на их эмоциональное восприятие.
Развитие творческих способностей на занятиях по математике предполагает решение различных типов заданий и задач. Решение нестандартных задач способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно- поискового характера, умению проводить мини-исследования. Решение задач с несформулированным вопросом упражняет обучающихся в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Решение логических задач способствует развитию смекалки и сообразительности. Задания повышенной трудности требуют от обучающихся творческого подхода.
На занятиях по музыке обучающиеся импровизируют музыкальные произведения, музицируют на музыкальных инструментах.
На занятиях по технологии создают коллективные творческие работы.
Ребята приняли участие в творческой работе «Школа- дом». Совместно с родителями изготовили макеты школы.
Развитие творческих способностей осуществляется и во внеурочное время, на занятиях кружка «Акварельки». Изобразительное искусство раскрывает ребёнку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие фантазии и способности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях призвана реализация программы кружка «Акварельки». На занятиях кружка у детей воспитывается интерес к творческой деятельности, желание создать прекрасное, уникальное.
Идея опыта
Идея опыта лежит в основе формирования у обучающихся способности выражать восприятие окружающего мира, совершенствовать творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Цель моей работы: раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребёнке.
Условия возникновения опыта.
« Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей».
Василий Александрович Сухомлинский.
В своей работе использую такие техники, которые создают ситуацию успеха у детей, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребёнку преодолеть чувства страха перед неудачей, обеспечивают элементы сюрприза, дарят детям много положительных эмоций и помогают сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности .
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- развивает уверенность в своих силах;
- способствует снятию детских страхов;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей выражать свободно свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвета;
- развивает творческие способности, воображение и фантазию;
- стимулирует положительную мотивацию деятельности;
- вызывает радостное настроение у детей.
- Формы организации проведения занятий: - беседы, - путешествия по сказкам, - наблюдение, - экскурсии, - выставки рисунков, - конкурсы.
Нетрадиционные техники рисования
Кляксография
Граттаж
Рисование бросовым материалом
Рисование нитью
Аляприма(рисование по сырому)
Рисование ватными палочками
Печатание листьями
Тестопластика
- Рисование гелиевыми ручками
Участие в районных конкурсах
( Конкурсные работы)
- Конкурс рисунков «Красота Божьего мира»
- Районный конкурс «Родному Багану посвящается»
- Районный конкурс «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
Районный конкурс рисунков «Русь крещёная»
- Районный конкурс рисунков «Наш дом – Россия»
Участие в областном конкурсе
Результативность опыта работы
- Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.
- Научились создавать новые, оригинальные работы, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел и самостоятельно находить средства для воплощения.
- Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
-Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
Результатом моей работы я считаю не только процесс развития ребёнка во всех видах его творческой деятельности, но и приобретение навыков, которые помогут ему в будущем совершенствовать свои потенциальные возможности.