СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: Обучение чтению на уроках английского языка. Приемы развития читательской грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение чтению на уроках английского языка: приемы развития читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: Обучение чтению на уроках английского языка. Приемы развития читательской грамотности.»

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»  Э. Тоффлер

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер

    Обучение чтению на уроках английского языка: приемы развития читательской грамотности    Учитель английского языка МБОУ СОШ №135

Обучение чтению на уроках английского языка: приемы развития читательской грамотности

Учитель английского языка МБОУ СОШ №135

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

  • достигать своих целей,
  • расширять свои знания и возможности,
  • участвовать в социальной жизни.
Отличительные особенности заданий на формирование читательской грамотности Аутентичность Проверяют читательские умения (когнитивные стратегии и способы работы с текстом) Задания близки к реальным проблемным ситуациям Разнообразие жанров и типов текста Взяты из жизни Имитируют внешкольные ситуации Методы конкретных ситуаций (кейсов) Создают цель чтения Создают контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст

Отличительные особенности заданий на формирование читательской грамотности

Аутентичность

Проверяют читательские умения (когнитивные стратегии и способы работы с текстом)

Задания близки к реальным проблемным ситуациям

Разнообразие жанров и типов текста

Взяты из жизни

Имитируют внешкольные ситуации

Методы конкретных ситуаций (кейсов)

Создают цель чтения

Создают контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст

Умения читательской грамотности общее понимание текста, ориентация в тексте глубокое и детальное понимание содержания и формы текста использование информации из текста для различных целей осмысление и оценка содержания и формы текста

Умения читательской грамотности

общее понимание текста, ориентация в тексте

глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

использование информации из текста для различных целей

осмысление и оценка содержания и формы текста

Форматы текстов Сплошные тексты . Последовательность элементов может быть подчеркнута с помощью нумерации или числительных (первый, второй и т.д.); логические связи выделены с помощью слов указателей (поэтому, следовательно, с тех пор как и т.д.) Несплошные тексты (списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, индексы, формы) Смешанные тексты соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Составные тексты соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

Форматы текстов

  • Сплошные тексты . Последовательность элементов может быть подчеркнута с помощью нумерации или числительных (первый, второй и т.д.); логические связи выделены с помощью слов указателей (поэтому, следовательно, с тех пор как и т.д.)
  • Несплошные тексты (списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, индексы, формы)
  • Смешанные тексты соединяют черты сплошных и несплошных текстов.
  • Составные тексты соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
Принципы обучения чтению на уроках ИЯ: Чтение –это не пассивное действие. Обучающийся должен быть заинтересован, даже заинтригован , о чем же повествует автор текста. Учитель должен поощрять обучающихся отвечать не только на языковые явления, но и на содержание , смысл текста. Предположения, прогнозы – это главный фактор в чтении. Соответствие заданий и темы. Эксплуатировать текст до конца.

Принципы обучения чтению на уроках ИЯ:

  • Чтение –это не пассивное действие.
  • Обучающийся должен быть заинтересован, даже заинтригован , о чем же повествует автор текста.
  • Учитель должен поощрять обучающихся отвечать не только на языковые явления, но и на содержание , смысл текста.
  • Предположения, прогнозы – это главный фактор в чтении.
  • Соответствие заданий и темы.
  • Эксплуатировать текст до конца.
Как сделать чтение текста на уроках ИЯ занимательным и интересным?

Как сделать чтение текста на уроках ИЯ занимательным и интересным?

Методы и приемы работы над текстом на уроке ИЯ Предтекстовой этап (пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, прогнозирование, опора на рисунок, заголовок. !!! Вся предварительная работа на должна касаться содержания. Текстовой этап ( чтение текста с целью решения конкретной коммуникативной задачи) Послетекстовой этап ( использование содержания текста для развития умений выражать свои мысли в устной или письменной форме)

Методы и приемы работы над текстом на уроке ИЯ

  • Предтекстовой этап (пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, прогнозирование, опора на рисунок, заголовок. !!! Вся предварительная работа на должна касаться содержания.
  • Текстовой этап ( чтение текста с целью решения конкретной коммуникативной задачи)
  • Послетекстовой этап ( использование содержания текста для развития умений выражать свои мысли в устной или письменной форме)
     Предтекстовой этап  «Отгадай по иллюстрации»  «Ассоциации и предположения ». Задание – ответить на вопросы: 1. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка?  2.О чем, по вашему мнению, этот текст?  3. Откуда возможно взят этот текст?  «Вопрос – ответ» Учитель диктует 5-10 вопросов к незнакомому для обучающихся тексту. Затем он предлагает написать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый обучающийся читает свой рассказ вслух, а учитель затем зачитывает текст - оригинал. После этого учащиеся пересказывают данный текст.

Предтекстовой этап «Отгадай по иллюстрации» «Ассоциации и предположения ». Задание – ответить на вопросы: 1. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка? 2.О чем, по вашему мнению, этот текст? 3. Откуда возможно взят этот текст? «Вопрос – ответ» Учитель диктует 5-10 вопросов к незнакомому для обучающихся тексту. Затем он предлагает написать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый обучающийся читает свой рассказ вслух, а учитель затем зачитывает текст - оригинал. После этого учащиеся пересказывают данный текст.

« Кластер, карта памяти, «ёжик» Учитель пишет на доске ключевое слово. Обучающимся нужно подобрать к данному слову спонтанные ассоциации, которые записываются на доске в форме списка. Затем текст, в котором речь идет о выше названном ключевом слове, раздается обучающимся. Его читают и пересказывают.  «Читай и угадывай!» Обучающиеся получают следующее задание: читай и угадывай. Возьмите линейку или лист бумаги, положите на текст и прикройте часть строки. Теперь попытайтесь угадать слова и прочесть несколько предложений. После этого обучающиеся читают и пересказывают весь текст.

« Кластер, карта памяти, «ёжик» Учитель пишет на доске ключевое слово. Обучающимся нужно подобрать к данному слову спонтанные ассоциации, которые записываются на доске в форме списка. Затем текст, в котором речь идет о выше названном ключевом слове, раздается обучающимся. Его читают и пересказывают. «Читай и угадывай!» Обучающиеся получают следующее задание: читай и угадывай. Возьмите линейку или лист бумаги, положите на текст и прикройте часть строки. Теперь попытайтесь угадать слова и прочесть несколько предложений. После этого обучающиеся читают и пересказывают весь текст.

Текстовой этап «Слушаем и считаем» Учитель читает текст, а обучающиеся слушают и одновременно ведут прямой или обратный счет. Затем идет пересказ текста. «Слушаем и повторяем» Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух. Учитель вслух читает текст, а обучающиеся слово в слово повторяют текст вполголоса. Текст записывается на диктофон.Учитель не делает пауз, а читает текст в нормальном разговорном темпе. При обсуждении используют две или три звукозаписи. Затем текст пересказывают.

Текстовой этап

«Слушаем и считаем» Учитель читает текст, а обучающиеся слушают и одновременно ведут прямой или обратный счет. Затем идет пересказ текста.

«Слушаем и повторяем» Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух. Учитель вслух читает текст, а обучающиеся слово в слово повторяют текст вполголоса. Текст записывается на диктофон.Учитель не делает пауз, а читает текст в нормальном разговорном темпе. При обсуждении используют две или три звукозаписи. Затем текст пересказывают.

«Чтение по диагонали» Учитель дает рабочий лист с текстом. Обучающиеся прикрывают листом бумаги часть текста по диагонали и читают видимую часть. Затем учитель собирает тексты, и обучающиеся по памяти отвечают на следующие вопросы: Что является темой? Какой точки зрения придерживается автор? После этого текст читают и пересказывают. «Кто читает?» Обучающиеся получают небольшой текст (отрывок текста) для выразительного чтения, вместе с тем учитель дает им список возможных ролей. Каждый обучающийся выбирает себе роль, которая, по его мнению, оптимально подходит к тексту (отрывку текста). После небольшой подготовки каждый читает текст (отрывок) также  выразительно, как, по его мнению, прочитал бы его выбранный персонаж. Класс должен угадать, кто это читает и в какой ситуации.

«Чтение по диагонали» Учитель дает рабочий лист с текстом. Обучающиеся прикрывают листом бумаги часть текста по диагонали и читают видимую часть. Затем учитель собирает тексты, и обучающиеся по памяти отвечают на следующие вопросы: Что является темой? Какой точки зрения придерживается автор? После этого текст читают и пересказывают.

«Кто читает?» Обучающиеся получают небольшой текст (отрывок текста) для выразительного чтения, вместе с тем учитель дает им список возможных ролей. Каждый обучающийся выбирает себе роль, которая, по его мнению, оптимально подходит к тексту (отрывку текста). После небольшой подготовки каждый читает текст (отрывок) также выразительно, как, по его мнению, прочитал бы его выбранный персонаж. Класс должен угадать, кто это читает и в какой ситуации.

 «Диктант-фантазия» Учитель диктует начало истории (текста). Затем он предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное. Сюда подходят небольшие истории, притчи, короткие детские сказки, анекдоты. В конце каждый  ученик зачитывает свою историю, затем учитель читает вслух сам оригинал. «Текст и словарь» Учитель дает короткий текст для перевода. Обучающиеся работают в трех подгруппах: одна подгруппа работает без словаря, другая – с одноязычным, а третья – с  двуязычным словарем. При обсуждении сравниваются все три версии перевода.

«Диктант-фантазия» Учитель диктует начало истории (текста). Затем он предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное. Сюда подходят небольшие истории, притчи, короткие детские сказки, анекдоты. В конце каждый ученик зачитывает свою историю, затем учитель читает вслух сам оригинал.

«Текст и словарь» Учитель дает короткий текст для перевода. Обучающиеся работают в трех подгруппах: одна подгруппа работает без словаря, другая – с одноязычным, а третья – с двуязычным словарем. При обсуждении сравниваются все три версии перевода.

«Редактирование перевода» Учитель раздает разные короткие тексты (на одну тему). Обучающиеся в подгруппах готовят перевод (на родной или иностранный язык). Подгруппы обмениваются текстами перевода, оставляя при себе исходные тексты. Перевод редактируется и  оценивается в подгруппах: перечисляются лексические, синтаксические,  идиоматические недостатки. «Бинго» Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Обучающиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, обучающиеся читают его и пересказывают.

«Редактирование перевода» Учитель раздает разные короткие тексты (на одну тему). Обучающиеся в подгруппах готовят перевод (на родной или иностранный язык). Подгруппы обмениваются текстами перевода, оставляя при себе исходные тексты. Перевод редактируется и оценивается в подгруппах: перечисляются лексические, синтаксические, идиоматические недостатки.

«Бинго» Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Обучающиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, обучающиеся читают его и пересказывают.

«Текст с пропущенными словами»  Вариант А.  Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Обучающиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.  Вариант Б.  Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Обучающиеся работают над текстом в маленьких группах.  «Puzzle» Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Ученики работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные  фотографии, картинки, отрывки из других текстов.

«Текст с пропущенными словами» Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Обучающиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно. Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Обучающиеся работают над текстом в маленьких группах.

«Puzzle» Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Ученики работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные фотографии, картинки, отрывки из других текстов.

«Тонкий и Толстый вопрос» Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. «Тонкие» вопросы: Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? «Толстые» вопросы: Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?

«Тонкий и Толстый вопрос» Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

  • Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
  • Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
  • «Тонкие» вопросы: Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
  • «Толстые» вопросы: Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?
Послетекстовой этап «Редукция текста» Учитель раздает лист с текстом (20-30 предложений). Обучающиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 10 предложений.  «Измени сюжет!» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и изменяют логическое  содержание (сюжет) текста. Затем каждый ученик зачитывает свою версию.  «Озаглавь текст!» Учитель раздает лист с текстом (с или без заглавия). Обучающиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.

Послетекстовой этап

«Редукция текста» Учитель раздает лист с текстом (20-30 предложений). Обучающиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 10 предложений. «Измени сюжет!» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и изменяют логическое содержание (сюжет) текста. Затем каждый ученик зачитывает свою версию. «Озаглавь текст!» Учитель раздает лист с текстом (с или без заглавия). Обучающиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.

«Дефиниция» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями. «Изменение перспективы»  Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и рассказывают эту историю с позиции каждого из действующих лиц):  А) … рассказывает  Б) … рассказывает «Совершенствование стиля» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и пишут к нему вывод. Затем ученик обменивается со своим соседом своим выводом и улучшает свой стиль, т.е.

«Дефиниция» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями.

«Изменение перспективы» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и рассказывают эту историю с позиции каждого из действующих лиц): А) … рассказывает Б) … рассказывает

«Совершенствование стиля» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и пишут к нему вывод. Затем ученик обменивается со своим соседом своим выводом и улучшает свой стиль, т.е. " приукрашивают" свои выводы именами прилагательными, сложноподчиненными предложениями. Далее идет обсуждение результатов.

«Реклама» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган. «Изменение временной формы» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают. «Изменение типа текста» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и представляют тематику текста в форме:  А) рекламы  Б) объявления  В) дневника  Г) письма к другу

«Реклама» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган.

«Изменение временной формы» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.

«Изменение типа текста» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и представляют тематику текста в форме: А) рекламы Б) объявления В) дневника Г) письма к другу

«Телеграмма» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и, работая в маленьких группах, разрабатывают изложение содержания, используя ключевые слова (обучающиеся вычеркивают все малозначимые слова и оставляют только самое важное). Рабочие листы собираются и обмениваются между маленькими группами. На основе « Телеграмм

«Телеграмма» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и, работая в маленьких группах, разрабатывают изложение содержания, используя ключевые слова (обучающиеся вычеркивают все малозначимые слова и оставляют только самое важное). Рабочие листы собираются и обмениваются между маленькими группами. На основе « Телеграмм" реконструируется текст. Далее идет обсуждение результатов.

«Зашифруй текст» Обучающиеся читают текст и составляют ЛСМ, кластер, таблицу, ментальную карту, затем пересказывают текст. На начальном этапе такая графическая кодировка информации может быть составлена с начальной подсказкой учителя, обучающиеся лишь дополняют её.

«Придумай концовку текста!» Обучающиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста. «Преобразование» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог, из письма телеграмму и наоборот. «Два текста» Учитель читает два текста, каждый примерно по 65 слов. Затем обучающиеся по возможности детально и дословно повторяют первый текст.

«Придумай концовку текста!» Обучающиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.

«Преобразование» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог, из письма телеграмму и наоборот.

«Два текста» Учитель читает два текста, каждый примерно по 65 слов. Затем обучающиеся по возможности детально и дословно повторяют первый текст.

Памятка для обучающихся   Читайте только такие тексты, которые соответствуют уровню вашей подготовки.  Чтение слишком сложных текстов заставляет часто отвлекаться на словарь и в итоге демотивирует. Не пользуйтесь словарем, или пользуйтесь им как можно реже! Простые тексты  они для того и простые, чтобы можно было понимать их без словаря. Читайте слово несколько раз, старайтесь узнать его значение из общего контекста, перечитывайте предложение или текст. Если все-таки не получается – берите словарь. Пользуйтесь толковым словарем, это увеличивает скорость погружения в язык. Не зацикливайтесь на всех новых словах, выписывая их. Постепенно, изучая  язык, вы введете их в словарный запас без отнимающей много времени зубрежки. БОЛЬШЕ ЧИТАЙТЕ! Читайте везде, много, часто! Это сильно расширяет  возможности и словарный запас.

Памятка для обучающихся

Читайте только такие тексты, которые соответствуют уровню вашей подготовки. Чтение слишком сложных текстов заставляет часто отвлекаться на словарь и в итоге демотивирует.

Не пользуйтесь словарем, или пользуйтесь им как можно реже! Простые тексты они для того и простые, чтобы можно было понимать их без словаря. Читайте слово несколько раз, старайтесь узнать его значение из общего контекста, перечитывайте предложение или текст. Если все-таки не получается – берите словарь.

Пользуйтесь толковым словарем, это увеличивает скорость погружения в язык.

Не зацикливайтесь на всех новых словах, выписывая их. Постепенно, изучая язык, вы введете их в словарный запас без отнимающей много времени зубрежки.

БОЛЬШЕ ЧИТАЙТЕ! Читайте везде, много, часто! Это сильно расширяет возможности и словарный запас.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!