«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер
Обучение чтению на уроках английского языка: приемы развития читательской грамотности
Учитель английского языка МБОУ СОШ №135
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
- достигать своих целей,
- расширять свои знания и возможности,
- участвовать в социальной жизни.
Отличительные особенности заданий на формирование читательской грамотности
Аутентичность
Проверяют читательские умения (когнитивные стратегии и способы работы с текстом)
Задания близки к реальным проблемным ситуациям
Разнообразие жанров и типов текста
Взяты из жизни
Имитируют внешкольные ситуации
Методы конкретных ситуаций (кейсов)
Создают цель чтения
Создают контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст
Умения читательской грамотности
общее понимание текста, ориентация в тексте
глубокое и детальное понимание содержания и формы текста
использование информации из текста для различных целей
осмысление и оценка содержания и формы текста
Форматы текстов
- Сплошные тексты . Последовательность элементов может быть подчеркнута с помощью нумерации или числительных (первый, второй и т.д.); логические связи выделены с помощью слов указателей (поэтому, следовательно, с тех пор как и т.д.)
- Несплошные тексты (списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, индексы, формы)
- Смешанные тексты соединяют черты сплошных и несплошных текстов.
- Составные тексты соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
Принципы обучения чтению на уроках ИЯ:
- Чтение –это не пассивное действие.
- Обучающийся должен быть заинтересован, даже заинтригован , о чем же повествует автор текста.
- Учитель должен поощрять обучающихся отвечать не только на языковые явления, но и на содержание , смысл текста.
- Предположения, прогнозы – это главный фактор в чтении.
- Соответствие заданий и темы.
- Эксплуатировать текст до конца.
Как сделать чтение текста на уроках ИЯ занимательным и интересным?
Методы и приемы работы над текстом на уроке ИЯ
- Предтекстовой этап (пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, прогнозирование, опора на рисунок, заголовок. !!! Вся предварительная работа на должна касаться содержания.
- Текстовой этап ( чтение текста с целью решения конкретной коммуникативной задачи)
- Послетекстовой этап ( использование содержания текста для развития умений выражать свои мысли в устной или письменной форме)
Предтекстовой этап «Отгадай по иллюстрации» «Ассоциации и предположения ». Задание – ответить на вопросы: 1. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка? 2.О чем, по вашему мнению, этот текст? 3. Откуда возможно взят этот текст? «Вопрос – ответ» Учитель диктует 5-10 вопросов к незнакомому для обучающихся тексту. Затем он предлагает написать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый обучающийся читает свой рассказ вслух, а учитель затем зачитывает текст - оригинал. После этого учащиеся пересказывают данный текст.
« Кластер, карта памяти, «ёжик» Учитель пишет на доске ключевое слово. Обучающимся нужно подобрать к данному слову спонтанные ассоциации, которые записываются на доске в форме списка. Затем текст, в котором речь идет о выше названном ключевом слове, раздается обучающимся. Его читают и пересказывают. «Читай и угадывай!» Обучающиеся получают следующее задание: читай и угадывай. Возьмите линейку или лист бумаги, положите на текст и прикройте часть строки. Теперь попытайтесь угадать слова и прочесть несколько предложений. После этого обучающиеся читают и пересказывают весь текст.
Текстовой этап
«Слушаем и считаем» Учитель читает текст, а обучающиеся слушают и одновременно ведут прямой или обратный счет. Затем идет пересказ текста.
«Слушаем и повторяем» Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух. Учитель вслух читает текст, а обучающиеся слово в слово повторяют текст вполголоса. Текст записывается на диктофон.Учитель не делает пауз, а читает текст в нормальном разговорном темпе. При обсуждении используют две или три звукозаписи. Затем текст пересказывают.
«Чтение по диагонали» Учитель дает рабочий лист с текстом. Обучающиеся прикрывают листом бумаги часть текста по диагонали и читают видимую часть. Затем учитель собирает тексты, и обучающиеся по памяти отвечают на следующие вопросы: Что является темой? Какой точки зрения придерживается автор? После этого текст читают и пересказывают.
«Кто читает?» Обучающиеся получают небольшой текст (отрывок текста) для выразительного чтения, вместе с тем учитель дает им список возможных ролей. Каждый обучающийся выбирает себе роль, которая, по его мнению, оптимально подходит к тексту (отрывку текста). После небольшой подготовки каждый читает текст (отрывок) также выразительно, как, по его мнению, прочитал бы его выбранный персонаж. Класс должен угадать, кто это читает и в какой ситуации.
«Диктант-фантазия» Учитель диктует начало истории (текста). Затем он предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное. Сюда подходят небольшие истории, притчи, короткие детские сказки, анекдоты. В конце каждый ученик зачитывает свою историю, затем учитель читает вслух сам оригинал.
«Текст и словарь» Учитель дает короткий текст для перевода. Обучающиеся работают в трех подгруппах: одна подгруппа работает без словаря, другая – с одноязычным, а третья – с двуязычным словарем. При обсуждении сравниваются все три версии перевода.
«Редактирование перевода» Учитель раздает разные короткие тексты (на одну тему). Обучающиеся в подгруппах готовят перевод (на родной или иностранный язык). Подгруппы обмениваются текстами перевода, оставляя при себе исходные тексты. Перевод редактируется и оценивается в подгруппах: перечисляются лексические, синтаксические, идиоматические недостатки.
«Бинго» Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Обучающиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, обучающиеся читают его и пересказывают.
«Текст с пропущенными словами» Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Обучающиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно. Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Обучающиеся работают над текстом в маленьких группах.
«Puzzle» Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Ученики работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные фотографии, картинки, отрывки из других текстов.
«Тонкий и Толстый вопрос» Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
- Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
- Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
- «Тонкие» вопросы: Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
- «Толстые» вопросы: Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?
Послетекстовой этап
«Редукция текста» Учитель раздает лист с текстом (20-30 предложений). Обучающиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 10 предложений. «Измени сюжет!» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и изменяют логическое содержание (сюжет) текста. Затем каждый ученик зачитывает свою версию. «Озаглавь текст!» Учитель раздает лист с текстом (с или без заглавия). Обучающиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.
«Дефиниция» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями.
«Изменение перспективы» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и рассказывают эту историю с позиции каждого из действующих лиц): А) … рассказывает Б) … рассказывает
«Совершенствование стиля» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и пишут к нему вывод. Затем ученик обменивается со своим соседом своим выводом и улучшает свой стиль, т.е. " приукрашивают" свои выводы именами прилагательными, сложноподчиненными предложениями. Далее идет обсуждение результатов.
«Реклама» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган.
«Изменение временной формы» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.
«Изменение типа текста» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и представляют тематику текста в форме: А) рекламы Б) объявления В) дневника Г) письма к другу
«Телеграмма» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и, работая в маленьких группах, разрабатывают изложение содержания, используя ключевые слова (обучающиеся вычеркивают все малозначимые слова и оставляют только самое важное). Рабочие листы собираются и обмениваются между маленькими группами. На основе « Телеграмм" реконструируется текст. Далее идет обсуждение результатов.
«Зашифруй текст» Обучающиеся читают текст и составляют ЛСМ, кластер, таблицу, ментальную карту, затем пересказывают текст. На начальном этапе такая графическая кодировка информации может быть составлена с начальной подсказкой учителя, обучающиеся лишь дополняют её.
«Придумай концовку текста!» Обучающиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.
«Преобразование» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст и делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог, из письма телеграмму и наоборот.
«Два текста» Учитель читает два текста, каждый примерно по 65 слов. Затем обучающиеся по возможности детально и дословно повторяют первый текст.
Памятка для обучающихся
Читайте только такие тексты, которые соответствуют уровню вашей подготовки. Чтение слишком сложных текстов заставляет часто отвлекаться на словарь и в итоге демотивирует.
Не пользуйтесь словарем, или пользуйтесь им как можно реже! Простые тексты они для того и простые, чтобы можно было понимать их без словаря. Читайте слово несколько раз, старайтесь узнать его значение из общего контекста, перечитывайте предложение или текст. Если все-таки не получается – берите словарь.
Пользуйтесь толковым словарем, это увеличивает скорость погружения в язык.
Не зацикливайтесь на всех новых словах, выписывая их. Постепенно, изучая язык, вы введете их в словарный запас без отнимающей много времени зубрежки.
БОЛЬШЕ ЧИТАЙТЕ! Читайте везде, много, часто! Это сильно расширяет возможности и словарный запас.
Спасибо за внимание!