Тема №2.
Операции над множествами
18.02.25
Лицей ИГУ, liguirk.ru
Лавлинский М.В. , [email protected]
I. Изображение числовых множеств кругами Эйлера
N
Z
Q
R
II . Операции над множествами
1) Объединение
A B={ x | x A или x B }
А
B
# А = {3, 9, 12} , В = {1, 3, 5, 7, 9, 11}, A B= ?
А В = {1, 3, 5, 7, 9, 11, 12}
Задача №1.
1. А = {2, 3, 8}, В = {2, 3, 8, 11}, С = {5, 11}.
Найдите:
2. А = { a , b , c , d }, B = { c , d , e , f }, C = { c , e , g , k }.
Найдите:
{2, 3, 8, 11}
{2, 3, 5, 8, 11}
{2, 3, 5, 8, 11}
{ a , b , c , d, e, f }
{ a , b , c , d , e, g, k }
{ c , d , e , f , g, k }
2 ) Пересечение
A B={ x | x A и x B }
А
B
#1. А = {3 , 9 , 12}, В = {1 , 3 , 5 , 7 , 9 , 11} .
А В =
#2. А = {10 , 20 , … , 100}, В = {6 , 12 , 18 , …} .
А В =
#3. А = { 1, 2, 3 }, В = { 4, 5, 6 } .
А В =
{3 , 9}
{3 0, 60, 90 }
Задача №3 .
1. А = {2 , 3 , 8}, В = {2 , 3 , 8 , 11}, С = {5 , 11}.
Найдите:
1) А В
2) А С
3) С В
2. А – множества всех натуральных чисел, кратных 10,
В = {1, 2, 3, …, 41}.
А В =
3. А = { a , b , c , d }, B = { c , d , e , f }, C = { c , e , g , k }.
Найдите :
1) А В
2) А С
3) С В
{2 , 3 , 8}
{ }
{ 11 }
{ 10, 20, 30, 40 }
{ c, d }
{ c }
{ c, e }
5
3) Разность
A\B={ x | x A и x B }
А
B
# А = {2, 4, 6, 8, 10}, В = {5, 10, 15, 20},
А\В=
{2, 4, 6, 8}
4 ) Симметрическая разность
А
B
A B=(A\B) (B\A)
A B=(A B) \ (A B)
#1. А = {3 , 9 , 12}, В = {1 , 3 , 5 , 7 , 9 , 11} .
А В =
# 2 . А = { 1, 2, 3 }, В = { 4, 5, 6 } .
А В =
{1 , 5, 7, 11, 12}
{1 , 2 , 3, 4, 5, 6}
4 ) Дополнение
Ā В
- Дополнение множества А (А ⊆ В) до множества В:
Ā В = В\А
= { x | x В и x A }
B
А
# А = {2, 5, 9}, В = {1, 2, 5, 7, 9}
Ā В =
{1, 7}
Дополнение до универсального множества ( УМ ):
УМ – универсум – U
Множество, содержащее все элементы, рассматриваемые в данной задаче .
Ā = U\A
- Дополнение множества А до УМ
U
Универсальное множество - неоднозначно
А
U 1 - множество домашних животных
U 2 - множество млекопитающих
U 3 - множество четвероногих
# А - множество кошек,
В - множество собак,
С - множество коров
Назовите УМ для множеств A, B, C.
III . Порядок выполнения операций
- ()
- Дополнение
- Пересечение
- Объединение и разность (одинаковый приоритет)
#
А={3; 4; 5}, В={5; 6; 7; 8}, С={2; 4; 8}, К={1; 3; 5; 7}.
Найдите:
А К В \C
1
2
3
- K B = { 5 , 7 }
- A K B = { 3 , 4, 5, 7 }
- A K B\C = { 3, 5, 7 }
Ответ: { 3, 5, 7 }
IV . Решение задач
Задача №3.
Найти множество, являющееся пересечением множеств А = {1, 2, 5, 7, 10} и В = {2, 3, 5, 6, 7, 9}, и мощность найденного множества. Построить диаграммы Эйлера-Венна.
Решение
1) С = А В = {2, 5, 7}
2) m (C) = 3
А
B
3
2
1
7
6
5
10
9
Задача №4.
Найти множество, являющееся объединением множеств
А = {1, 2, 5, 7, 10} и В = {2, 3, 5, 6, 7, 9}, и мощность найденного множества. Найти универсальное множество для множеств А и В. Построить диаграммы Эйлера-Венна.
Решение
- С = А В = {1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10}
- m (C) = 8
- U - множество, объединяющее множества А и В
U = {х | х 10, где х N }.
А
B
1
3
2
6
5
7
10
9
Задача №5.
Найти множество, являющееся разностью множеств А = {1, 2, 5, 7, 10} и В = {2, 3, 5, 6, 7, 9}, и мощность найденного множества. Построить диаграммы Эйлера-Венна.
Решение
1) С = А \ В = {1, 10}
2) m (C) = 2
А
B
3
2
1
7
6
5
10
9
Задача №6.
Даны множества R = {х | х - учитель химии}, E = {y | y - учитель биологии}. Найти R E, R E, R\E, E\R, U - универсальное множество для множеств R и E.
Решение
1) R E = {z | z - учитель химии и биологии} - учителя химии и биологии одновременно.
2) R E = {w | w -учитель химии или биологии} - все учителя химии, биологии и учителя одновременно химии и биологии.
3) R\E = {y | y - учитель химии} - только учителя химии.
4) E\R = {t | t - учитель биологии} - только учителя биологии.
5) U = {u | u - учитель} - все учителя
Задача №7.
Даны множества А = {a, e, f, d, k , l}, В = {b, c, e, d, k, m}. В результате какой операции над А и В получены множества C = {a, b, c, d, e, f, к, l, m}, D = {все буквы латинского алфавита}, E = {b, c, m}, F = {e, d, к}, G = {a, f, l }?
Решение
- С = А В
- D - универсальное множество для А и В
- Е = В\А
- F = А В
- G = A\B
Домашнее задание
18.02.25
- О.В.Кузьмин . Перечислительная комбинаторика
- § 1.1. Конечные множества и операции над ними (до законов де Моргана)
- Задачи: 1.4, 1.5, 1.6
- “ 2_ДЗ-1_Операции над множествами .doc”
- Подготовиться к СР
V . Свойства операций над множествами
1. Коммутативность
A B=B A
A B=B A
2. Ассоциативность
( A B ) С = A ( B С)
( A B ) С = A ( B С)
3. Дистрибутивность
A ( B С) = ( A B ) ( A С)
A ( B С) = ( A B ) ( A С)
Доказательство:
1) x A ( B С)
x A и одновременно x ( B С)
(по опр. пересечения)
x A и одновременно или x B , или x С (по опр. объединения)
x A и одновременно x B , либо x A и одновременно x С
x ( A B ) ( A С)
A ( B С) ( A B ) ( A С)
3. Дистрибутивность
A ( B С) = ( A B ) ( A С)
A ( B С) = ( A B ) ( A С)
Доказательство:
1) …
2) x ( A B ) ( A С)
x A и одновременно x B , либо x A и одновременно x С
x A и одновременно или x B , или x С
x A и одновременно x ( B С)
x A ( B С)
( A B ) ( A С) A ( B С)
1)
2)
ДЗ: провести аналогичное доказательство
A ( B С) = ( A B ) ( A С)
3. Дистрибутивность
A ( B С) = ( A B ) ( A С)
A ( B С) = ( A B ) ( A С)
Иллюстрация кругами Эйлера:
ДЗ: иллюстрация кругами Эйлера
A ( B С)
( A B ) ( A С)
А
B
А
B
C
C
4 . Законы де Моргана
A В = A B
A В = A B
Доказательство:
1) x A B
x A B
(по опр. дополнения)
x A и x B
(по опр. объединения)
x A и x B
x A B
A В A B
4 . Законы де Моргана
A В = A B
A В = A B
Доказательство:
1) …
2) x A B
x A и x B
x A и x B
x A B
x A B
A B A В
4 . Законы де Моргана
A В = A B
A В = A B
Иллюстрация кругами Эйлера:
ДЗ:
1) Провести аналогичное доказательство
2) Проиллюстрировать его кругами Эйлера
A В
A B
U
U
A
A
B
B
VI . Проведите доказательство при помощи кругов Эйлера
А\ (В∩С) = (А\ В)∪(А\С)
2
2
3
1
1
А\ (В∩С)
(А\ В)∪(А\С)
1
1
2
2
3
Домашнее задание
18.02.25
- О.В.Кузьмин . Перечислительная комбинаторика [1]
- §1.1
- После §1.1 : №1.7 (доказать с помощью кругов Эйлера)
- 2-ой закон дистрибутивности, 2-ой закон де Моргана
- Подготовиться к СР
Лицей ИГУ, liguirk.ru