СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме _Операции над множествами_

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме _Операции над множествами_»

Тема №2. Операции над множествами 18.02.25 Лицей ИГУ,  liguirk.ru Лавлинский М.В. , LavlinskiMV@mail.ru

Тема №2.

Операции над множествами

18.02.25

Лицей ИГУ, liguirk.ru

Лавлинский М.В. , [email protected]

I. Изображение числовых множеств кругами Эйлера N Z Q R

I. Изображение числовых множеств кругами Эйлера

N

Z

Q

R

II . Операции над множествами  1) Объединение A  B={ x | x    A или x    B } А B # А = {3, 9, 12} , В = {1, 3, 5, 7, 9, 11}, A  B= ?  А  В = {1, 3, 5, 7, 9, 11, 12}

II . Операции над множествами

1) Объединение

A B={ x | x A или x B }

А

B

# А = {3, 9, 12} , В = {1, 3, 5, 7, 9, 11}, A B= ?

А В = {1, 3, 5, 7, 9, 11, 12}

Задача №1. 1. А = {2, 3, 8}, В = {2, 3, 8, 11}, С = {5, 11}.  Найдите: А  В А  С С  В  2. А = { a , b , c , d }, B = { c , d , e , f }, C = { c , e , g , k }.  Найдите: А  В А  С С  В {2, 3, 8, 11} {2, 3, 5, 8, 11} {2, 3, 5, 8, 11} { a , b , c , d, e, f } { a , b , c , d , e, g, k } { c , d , e , f , g, k }

Задача №1.

1. А = {2, 3, 8}, В = {2, 3, 8, 11}, С = {5, 11}.

Найдите:

  • А В
  • А С
  • С В

2. А = { a , b , c , d }, B = { c , d , e , f }, C = { c , e , g , k }.

Найдите:

  • А В
  • А С
  • С В

{2, 3, 8, 11}

{2, 3, 5, 8, 11}

{2, 3, 5, 8, 11}

{ a , b , c , d, e, f }

{ a , b , c , d , e, g, k }

{ c , d , e , f , g, k }

2 ) Пересечение A  B={ x | x  A и x  B } А B #1.   А = {3 , 9 , 12}, В = {1 , 3 , 5 , 7 , 9 , 11} .  А  В = #2.   А = {10 , 20 , … , 100}, В = {6 , 12 , 18 , …} .  А  В = #3.   А = { 1,  2,  3 }, В = { 4,  5,  6 } .  А  В = {3 , 9}  {3 0,  60, 90 }  

2 ) Пересечение

A B={ x | x A и x B }

А

B

#1. А = {3 , 9 , 12}, В = {1 , 3 , 5 , 7 , 9 , 11} .

А В =

#2. А = {10 , 20 , , 100}, В = {6 , 12 , 18 , …} .

А В =

#3. А = { 1, 2, 3 }, В = { 4, 5, 6 } .

А В =

{3 , 9}

{3 0, 60, 90 }

Задача №3 . 1. А = {2 , 3 , 8}, В = {2 , 3 , 8 , 11},  С = {5 , 11}.  Найдите: 1)  А  В 2)  А  С 3)  С  В 2.  А – множества всех натуральных чисел, кратных 10,  В = {1, 2, 3, …, 41}.  А  В = 3.  А = { a , b , c , d }, B = { c , d , e , f }, C = { c , e , g , k }.  Найдите : 1)  А  В 2)  А  С 3)  С  В {2 , 3 , 8} {  } { 11 } { 10,  20,  30, 40 } { c,  d } { c } { c, e } 5

Задача №3 .

1. А = {2 , 3 , 8}, В = {2 , 3 , 8 , 11}, С = {5 , 11}.

Найдите:

1) А В

2) А С

3) С В

2. А – множества всех натуральных чисел, кратных 10,

В = {1, 2, 3, …, 41}.

А В =

3. А = { a , b , c , d }, B = { c , d , e , f }, C = { c , e , g , k }.

Найдите :

1) А В

2) А С

3) С В

{2 , 3 , 8}

{ }

{ 11 }

{ 10, 20, 30, 40 }

{ c, d }

{ c }

{ c, e }

5

3) Разность A\B={ x | x    A и x    B } А B # А = {2, 4, 6, 8, 10}, В = {5, 10, 15, 20},  А\В= {2, 4, 6, 8}

3) Разность

A\B={ x | x A и x B }

А

B

# А = {2, 4, 6, 8, 10}, В = {5, 10, 15, 20},

А\В=

{2, 4, 6, 8}

4 ) Симметрическая разность А B A    B=(A\B)    (B\A) A    B=(A  B)  \  (A  B) #1.   А = {3 , 9 , 12}, В = {1 , 3 , 5 , 7 , 9 , 11} .  А  В = # 2 .   А = { 1,  2,  3 }, В = { 4,  5,  6 } .  А  В = {1 , 5, 7, 11, 12}  {1 , 2 , 3, 4, 5, 6}

4 ) Симметрическая разность

А

B

A B=(A\B) (B\A)

A B=(A B) \ (A B)

#1. А = {3 , 9 , 12}, В = {1 , 3 , 5 , 7 , 9 , 11} .

А В =

# 2 . А = { 1, 2, 3 }, В = { 4, 5, 6 } .

А В =

{1 , 5, 7, 11, 12}

{1 , 2 , 3, 4, 5, 6}

4 ) Дополнение Ā В  Дополнение множества А (А ⊆ В) до множества В: Ā В = В\А  =  { x | x   В  и x    A  } B А # А = {2, 5, 9}, В = {1, 2, 5, 7, 9}  Ā В = {1, 7}

4 ) Дополнение

Ā В

  • Дополнение множества А (А ⊆ В) до множества В:

Ā В = В\А

= { x | x В и x A }

B

А

# А = {2, 5, 9}, В = {1, 2, 5, 7, 9}

Ā В =

{1, 7}

Дополнение до универсального множества ( УМ ): УМ – универсум – U Множество, содержащее все элементы, рассматриваемые в данной задаче . Ā = U\A  Дополнение множества А до УМ U Универсальное множество - неоднозначно А U 1 - множество домашних животных U 2 - множество млекопитающих U 3 - множество четвероногих #  А - множество кошек,  В - множество собак,  С - множество коров Назовите УМ для множеств A, B, C.

Дополнение до универсального множества ( УМ ):

УМ универсум U

Множество, содержащее все элементы, рассматриваемые в данной задаче .

Ā = U\A

  • Дополнение множества А до УМ

U

Универсальное множество - неоднозначно

А

U 1 - множество домашних животных

U 2 - множество млекопитающих

U 3 - множество четвероногих

# А - множество кошек,

В - множество собак,

С - множество коров

Назовите УМ для множеств A, B, C.

III . Порядок выполнения операций () Дополнение Пересечение Объединение и разность (одинаковый приоритет)  # А={3; 4; 5}, В={5; 6; 7; 8}, С={2; 4; 8},  К={1; 3; 5; 7}. Найдите:  А  К  В \C 1 2 3 K  B = { 5 , 7 } A  K  B = { 3 , 4, 5, 7 } A  K  B\C = { 3, 5, 7 } Ответ: { 3, 5, 7 }

III . Порядок выполнения операций

  • ()
  • Дополнение
  • Пересечение
  • Объединение и разность (одинаковый приоритет)

#

А={3; 4; 5}, В={5; 6; 7; 8}, С={2; 4; 8}, К={1; 3; 5; 7}.

Найдите:

А К В \C

1

2

3

  • K B = { 5 , 7 }
  • A K B = { 3 , 4, 5, 7 }
  • A K B\C = { 3, 5, 7 }

Ответ: { 3, 5, 7 }

IV . Решение задач Задача №3. Найти множество, являющееся пересечением множеств А = {1, 2, 5, 7, 10} и В = {2, 3, 5, 6, 7, 9}, и мощность найденного множества. Построить диаграммы Эйлера-Венна. Решение 1) С = А  В = {2, 5, 7} 2) m (C) = 3 А B 3 2 1 7 6 5 10 9

IV . Решение задач

Задача №3.

Найти множество, являющееся пересечением множеств А = {1, 2, 5, 7, 10} и В = {2, 3, 5, 6, 7, 9}, и мощность найденного множества. Построить диаграммы Эйлера-Венна.

Решение

1) С = А  В = {2, 5, 7}

2) m (C) = 3

А

B

3

2

1

7

6

5

10

9

Задача №4. Найти множество, являющееся объединением множеств А = {1, 2, 5, 7, 10} и В = {2, 3, 5, 6, 7, 9}, и мощность найденного множества. Найти универсальное множество для множеств А и В. Построить диаграммы Эйлера-Венна. Решение С = А  В = {1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10} m (C) = 8 U - множество, объединяющее множества А и В  U = {х | х  10, где х  N }. А B 1 3 2 6 5 7 10 9

Задача №4.

Найти множество, являющееся объединением множеств

А = {1, 2, 5, 7, 10} и В = {2, 3, 5, 6, 7, 9}, и мощность найденного множества. Найти универсальное множество для множеств А и В. Построить диаграммы Эйлера-Венна.

Решение

  • С = А  В = {1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10}
  • m (C) = 8
  • U - множество, объединяющее множества А и В

U = {х | х  10, где х  N }.

А

B

1

3

2

6

5

7

10

9

Задача №5. Найти множество, являющееся разностью множеств  А = {1, 2, 5, 7, 10} и В = {2, 3, 5, 6, 7, 9}, и мощность найденного множества. Построить диаграммы Эйлера-Венна. Решение 1) С = А \ В = {1, 10} 2) m (C) = 2 А B 3 2 1 7 6 5 10 9

Задача №5.

Найти множество, являющееся разностью множеств А = {1, 2, 5, 7, 10} и В = {2, 3, 5, 6, 7, 9}, и мощность найденного множества. Построить диаграммы Эйлера-Венна.

Решение

1) С = А \ В = {1, 10}

2) m (C) = 2

А

B

3

2

1

7

6

5

10

9

Задача №6. Даны множества R = {х | х - учитель химии},  E = {y | y - учитель биологии}.  Найти R  E, R  E, R\E, E\R, U - универсальное множество для множеств R и E. Решение 1) R  E = {z | z - учитель химии и биологии} - учителя химии и биологии одновременно. 2) R  E = {w | w -учитель химии или биологии} - все учителя химии, биологии и учителя одновременно химии и биологии. 3) R\E = {y | y - учитель химии} - только учителя химии. 4) E\R = {t | t - учитель биологии} - только учителя биологии. 5) U = {u | u - учитель} - все учителя

Задача №6.

Даны множества R = {х | х - учитель химии}, E = {y | y - учитель биологии}. Найти R  E, R  E, R\E, E\R, U - универсальное множество для множеств R и E.

Решение

1) R  E = {z | z - учитель химии и биологии} - учителя химии и биологии одновременно.

2) R  E = {w | w -учитель химии или биологии} - все учителя химии, биологии и учителя одновременно химии и биологии.

3) R\E = {y | y - учитель химии} - только учителя химии.

4) E\R = {t | t - учитель биологии} - только учителя биологии.

5) U = {u | u - учитель} - все учителя

Задача №7. Даны множества А = {a, e, f, d, k , l}, В = {b, c, e, d, k, m}. В результате какой операции над А и В получены множества C = {a, b, c, d, e, f, к, l, m},  D = {все буквы латинского алфавита},  E = {b, c, m},  F = {e, d, к},  G = {a,  f, l }? Решение С = А  В D - универсальное множество для А и В Е = В\А F = А  В G = A\B

Задача №7.

Даны множества А = {a, e, f, d, k , l}, В = {b, c, e, d, k, m}. В результате какой операции над А и В получены множества C = {a, b, c, d, e, f, к, l, m}, D = {все буквы латинского алфавита}, E = {b, c, m}, F = {e, d, к}, G = {a, f, l }?

Решение

  • С = А  В
  • D - универсальное множество для А и В
  • Е = В\А
  • F = А  В
  • G = A\B
Домашнее задание 18.02.25 О.В.Кузьмин . Перечислительная комбинаторика § 1.1. Конечные множества и операции над ними  (до законов де Моргана) Задачи: 1.4, 1.5, 1.6 “ 2_ДЗ-1_Операции над множествами .doc” Подготовиться к СР

Домашнее задание

18.02.25

  • О.В.Кузьмин . Перечислительная комбинаторика
  • § 1.1. Конечные множества и операции над ними (до законов де Моргана)
  • Задачи: 1.4, 1.5, 1.6
  • “ 2_ДЗ-1_Операции над множествами .doc”
  • Подготовиться к СР
V . Свойства операций над множествами 1. Коммутативность A  B=B  A A  B=B  A 2. Ассоциативность ( A  B )    С =  A  ( B  С) ( A  B )    С =  A  ( B   С)

V . Свойства операций над множествами

1. Коммутативность

A B=B A

A B=B A

2. Ассоциативность

( A B ) С = A ( B С)

( A B ) С = A ( B С)

3. Дистрибутивность A   ( B  С) = ( A  B )  ( A  С) A  ( B  С) = ( A  B )  ( A  С) Доказательство: 1) x    A  ( B  С)   x   A и одновременно x   ( B  С) (по опр. пересечения)  x   A и одновременно или x    B , или x   С (по опр. объединения)  x   A и одновременно x    B , либо  x   A и одновременно x   С  x    ( A  B )  ( A  С)  A  ( B  С)  ( A  B )  ( A  С)

3. Дистрибутивность

A ( B С) = ( A B ) ( A С)

A ( B С) = ( A B ) ( A С)

Доказательство:

1) x  A ( B С)

x  A и одновременно x  ( B  С)

(по опр. пересечения) 

x  A и одновременно или x  B , или x  С (по опр. объединения) 

x  A и одновременно x  B , либо x  A и одновременно x  С 

x  ( A B ) ( A С)

A ( B С) ( A B ) ( A С)

3. Дистрибутивность A   ( B  С) = ( A  B )  ( A  С) A  ( B  С) = ( A  B )  ( A  С) Доказательство: 1) … 2) x    ( A  B )  ( A  С)   x   A и одновременно x    B , либо  x   A и одновременно x   С  x   A и одновременно или x    B , или x   С  x   A и одновременно x   ( B  С)  x    A  ( B  С)   ( A  B )  ( A  С)   A  ( B  С)  1) 2) ДЗ: провести аналогичное доказательство   A  ( B  С) = ( A  B )  ( A  С)

3. Дистрибутивность

A ( B С) = ( A B ) ( A С)

A ( B С) = ( A B ) ( A С)

Доказательство:

1)

2) x  ( A B ) ( A С)

x  A и одновременно x  B , либо x  A и одновременно x  С 

x  A и одновременно или x  B , или x  С 

x  A и одновременно x  ( B  С) 

x  A ( B С)

( A B ) ( A С) A ( B С)

1)

2)

ДЗ: провести аналогичное доказательство

A ( B С) = ( A B ) ( A С)

3. Дистрибутивность A   ( B  С) = ( A  B )  ( A  С) A  ( B  С) = ( A  B )  ( A  С)  Иллюстрация кругами Эйлера: ДЗ: иллюстрация кругами Эйлера A  ( B  С) ( A  B )  ( A  С) А B А B C C

3. Дистрибутивность

A ( B С) = ( A B ) ( A С)

A ( B С) = ( A B ) ( A С)

Иллюстрация кругами Эйлера:

ДЗ: иллюстрация кругами Эйлера

A ( B С)

( A B ) ( A С)

А

B

А

B

C

C

4 . Законы де Моргана A  В = A  B A  В = A  B  Доказательство: 1) x    A  B    x    A  B (по опр. дополнения)  x   A и x    B (по опр. объединения)  x   A и x    B   x    A  B   A  В  A  B

4 . Законы де Моргана

A В = A B

A В = A B

Доказательство:

1) x  A B

x  A B

(по опр. дополнения) 

x  A и x  B

(по опр. объединения) 

x  A и x  B 

x  A B

A В A B

4 . Законы де Моргана A  В = A  B A  В = A  B  Доказательство: 1) … 2) x    A  B   x   A и x    B   x   A и x    B   x    A  B   x    A  B    A  B    A  В

4 . Законы де Моргана

A В = A B

A В = A B

Доказательство:

1) …

2) x  A B

x  A и x  B 

x  A и x  B 

x  A B

x  A B

A B A В

4 . Законы де Моргана A  В = A  B A  В = A  B   Иллюстрация кругами Эйлера:  ДЗ: 1) Провести аналогичное доказательство 2) Проиллюстрировать его кругами Эйлера A  В A  B  U U A A B B

4 . Законы де Моргана

A В = A B

A В = A B

Иллюстрация кругами Эйлера:

ДЗ:

1) Провести аналогичное доказательство

2) Проиллюстрировать его кругами Эйлера

A В

A B

U

U

A

A

B

B

VI . Проведите доказательство при помощи кругов Эйлера А\ (В∩С) = (А\ В)∪(А\С) 2 2 3 1 1 А\ (В∩С) (А\ В)∪(А\С) 1 1 2 2 3

VI . Проведите доказательство при помощи кругов Эйлера

А\ (В∩С) = (А\ В)∪(А\С)

2

2

3

1

1

А\ (В∩С)

(А\ В)∪(А\С)

1

1

2

2

3

Домашнее задание 18.02.25 О.В.Кузьмин . Перечислительная комбинаторика [1] §1.1 После §1.1  : №1.7 (доказать с помощью кругов Эйлера) 2-ой закон дистрибутивности, 2-ой закон де Моргана Подготовиться к СР Лицей ИГУ, liguirk.ru

Домашнее задание

18.02.25

  • О.В.Кузьмин . Перечислительная комбинаторика [1]
  • §1.1
  • После §1.1 : №1.7 (доказать с помощью кругов Эйлера)
  • 2-ой закон дистрибутивности, 2-ой закон де Моргана
  • Подготовиться к СР

Лицей ИГУ, liguirk.ru