Особенности организации современного урока
В начальной школе
в соответствии с требованиями ФГОС
"
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 29
Матвеева Е.В .
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Сеймур Паперт
Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода.
Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
4 важных характеристики деятельностного урока:
По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности
Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся
Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает
Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику .
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».
Отличие традиционного урока от современного урока
Современный
( в условиях введения ФГОС
Традиционный
Системно –деятельностный подход в обучении
Обучение через деятельность
Формируются УУД, предметные и метапредметные, личностные результаты;
Учитель проектирует урок
Технологическая карта урока
Практический опыт деятельности
Триединая цель урока
План- конспект
Преобладающая фронтальная форма обучения
Методы и приемы обучения
Типы уроков
Отличие традиционного урока от современного урока
Критерии
Традиционный урок
Цель :
Урок в условиях введения ФГОС
Формирование ЗУН
Ведущий тип деятельности
Репродуктивный, воспроизводящий
Развитие личности
Способ усвоения материала
Контроль
Исследовательский, продуктивный, творческий
Деятельность по образцу
Контроль и самоконтроль усвоения нового материала
Мыслительная деятельность, рефлексия
Целеполагание
Самооценка , рефлексия результатов деятельности
Определяет учитель
Определяют ученик и учитель по согласованию
Отличие традиционного урока от современного урока
Элементы сравнения
Традиционный урок
Формулировка темы урока
Урок в режиме деятельности
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определяют границы знания и незнания
Учитель сообщает учащимся какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цель
Планирование
Планирование учащимися способов достижения цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)
Практическая деятельность учащихся
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Элементы сравнения
Осуществление контроля
Традиционный урок
Осуществление коррекции
Урок в режиме деятельности
Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы
Оценивание
Учащиеся осуществляют контроль( применение формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащихся осуществляет коррекцию
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель оценивает работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результату (самооценивание, результат деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся что они запомнили
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще задание – одно для всех)
Учащиеся могут выбрать задания предложенные учителем с учетом индивидуальных возможностей
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет
изменений
Традиционная деятельность учителя
Подготовка к уроку
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Учитель пользуется жестко
структурированным
При подготовке к уроку учитель использует учебник и
Учитель пользуется
методические
конспектом урока
сценарным планом
При подготовке к уроку учитель использует Обменивается конспектами с коллегами
рекомендации
урока, предоставляющим ему
свободу в выборе форм,
способов и приемов обучения
учебник и
методические
рекомендации,
интернет-ресурсы,
материалы коллег.
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Главная цель учителя на уроке
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Успеть выполнить все, что запланировано
Формулирова
Организовать деятельность детей:
ние заданий
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
• по поиску и обработке информации;
для обучаю
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
• обобщению способов действия;
щихся
• постановке учебной задачи и т. д.
(опредение
деятельности
детей)
Форма урока
Преимущественно
Нестандартное ведение уроков
Преимущественно
–
Взаимодействие с
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Результаты обучения
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Главное отличие деятельностного урока от традиционного состоит в:
1.Уровне активности учащихся
2.Роли учителя на уроке
3.Целях урока
4.Методах, применяемых учителем
5.Способах оценивания
6.Структуре урока
Построение урока:
Традиционный подход
• Структура урока определяется учебно-предметной темой и этапом ее изучения
• Цель урока = тема + действие с учебным знанием
• Цель: что изучаем?
Новая дидактика
• Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…)
• Цель урока = результат деятельности
• Цель: зачем изучаем?
Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода.
1
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог )
Мотивирование к учебной деятельности.
Включение в систему знаний и повторение.
9
8
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7
2
6
5
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
3
Выявления места и причины затруднения.
4
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Реализация построенного проекта
Общие рекомендации:
• Подбирайте такое содержание мотивационных заданий, которое выводило бы учащихся на цель урока
• Актуализируя знания, актуализируйте и способы работы, которые вам понадобятся
«Рачительность»
• Сформулируйте цель так, чтобы стал понятен результат
• По ходу урока показывайте, как ученики продвигаются к результату
Нацеленность на результат
• Давая новые знания, помогайте осваивать новые способы работы с ними
• Проверяя усвоение знаний, ставьте практические задачи, требующие применения общеучебныхумений
«Многослойность»
• Помогайте ученикам осознать как полученный результат, так и способ его получения
• Показывайте возможность переноса нового умения в другие ситуации
Рефлексивность
«Выживает не самый сильный и не самый умный,
а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»
Ч.Дарвин
Чарльз Дарвин
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Желаем успехов в работе!