СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Прикоснись ко мне добротой""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлен материал для проведения классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Прикоснись ко мне добротой""»

Прикоснись ко мне добротой

Прикоснись ко мне добротой

Цель : способствовать развитию доброго, внимательного отношения друг к другу, помочь учащимся лучше понять свой класс, создание теплой, дружеской обстановки, развитие коммуникативных умений. Материал и оборудование : Изображение солнышка с лучиками. Карточки со словами, имеющими корень «добро». Карточки с «добрыми, вежливыми» словами. Карточки с ситуациями из школьной жизни. Музыкальное сопровождение. Стр.2

Цель : способствовать развитию доброго, внимательного отношения друг к другу, помочь учащимся лучше понять свой класс, создание теплой, дружеской обстановки, развитие коммуникативных умений.

Материал и оборудование :

Изображение солнышка с лучиками.

Карточки со словами, имеющими корень «добро».

Карточки с «добрыми, вежливыми» словами.

Карточки с ситуациями из школьной жизни.

Музыкальное сопровождение.

Стр.2

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие, а доброе . И знаете почему? – Потому что сегодня мы будем говорить о доброте, о добрых словах . – А что такое доброта , что значит быть добрым человеком ? ( Ответы учеников. ) – Одна из народных мудростей гласит: доброта, что солнце . Как вы понимаете это выражение? ( Ответы учащихся. ) – Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем? ( Ответы: теплота, внимание, заботливость ) ( Учитель  вешает на доске солнышко и на его лучах записывает слова теплота, внимание, заботливость и др.) Стр.3

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас не простое занятие, а доброе . И знаете почему?

– Потому что сегодня мы будем говорить о доброте, о добрых словах .

– А что такое доброта , что значит быть добрым человеком ? ( Ответы учеников. )

– Одна из народных мудростей гласит: доброта, что солнце . Как вы понимаете это выражение? ( Ответы учащихся. )

– Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем? ( Ответы: теплота, внимание, заботливость )

( Учитель вешает на доске солнышко и на его лучах записывает слова теплота, внимание, заботливость и др.)

Стр.3

– Итак, каждый, лучик солнышка дарит людям теплоту, заботливость и внимание, верно? – Получается, что лучик добрый, волшебный . Давайте проверим. Игра «Солнечный лучик» – Сейчас к вам будет прилетать солнечный лучик, и тот к кому он подлетит, должен сказать к кому бы он хотел проявить свое внимание, заботу, подарить тепло, может быть, даже извиниться за что-нибудь. Это могут быть ваши родители, братья и сестры или ваши одноклассники, воспитатели, учителя. – Вот я беру волшебный лучик, взмахиваю им – и… лучик летит к… ( называется имя ). Он делает тебя внимательным и заботливым: – К кому бы ты хотел проявить свое внимание и заботу? – Что бы ты сделал, пожелал этому человеку? Почему? – Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч? ( В этой игровой ситуации учитель дает возможность желающим взмахнуть солнечным лучиком и послать луч доброты близким, сверстникам .) Стр.4

– Итак, каждый, лучик солнышка дарит людям теплоту, заботливость и внимание, верно?

– Получается, что лучик добрый, волшебный . Давайте проверим.

Игра «Солнечный лучик»

– Сейчас к вам будет прилетать солнечный лучик, и тот к кому он подлетит, должен сказать к кому бы он хотел проявить свое внимание, заботу, подарить тепло, может быть, даже извиниться за что-нибудь. Это могут быть ваши родители, братья и сестры или ваши одноклассники, воспитатели, учителя.

– Вот я беру волшебный лучик, взмахиваю им – и… лучик летит к… ( называется имя ). Он делает тебя внимательным и заботливым:

– К кому бы ты хотел проявить свое внимание и заботу?

– Что бы ты сделал, пожелал этому человеку? Почему?

– Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч?

( В этой игровой ситуации учитель дает возможность желающим взмахнуть солнечным лучиком и послать луч доброты близким, сверстникам .)

Стр.4

Стр.5

Стр.5

Упражнение «Свиток» (выполняется под музыку) – Мы услышали и послали сейчас столько хороших пожеланий своим близким людям, но ведь и вы сами чего-то желаете, у вас есть желания. – Подумайте, о том, что бы вам хотелось, какое желание у вас есть, о каком своем желании вы могли бы нам сейчас рассказать. – Подумали? Запишем свое желание на свитке желаний, и оно обязательно исполнится. Используется прием свитка : Ученики записывают свое желание и заворачивают край листа, чтобы последующий ученик не видел сделанной записи, и передают другому. В итоге получается свиток желаний, которые психолог, разворачивая, читает вслух (с разрешения учащихся). Перед педагогом и учениками раскрывается целая палитра желаний. В итоге это и своеобразный срез, методика изучения проявлений. Стр.6

Упражнение «Свиток»

(выполняется под музыку)

– Мы услышали и послали сейчас столько хороших пожеланий своим близким людям, но ведь и вы сами чего-то желаете, у вас есть желания.

– Подумайте, о том, что бы вам хотелось, какое желание у вас есть, о каком своем желании вы могли бы нам сейчас рассказать.

– Подумали? Запишем свое желание на свитке желаний, и оно обязательно исполнится.

Используется прием свитка :

Ученики записывают свое желание и заворачивают край листа, чтобы последующий ученик не видел сделанной записи, и передают другому. В итоге получается свиток желаний, которые психолог, разворачивая, читает вслух (с разрешения учащихся). Перед педагогом и учениками раскрывается целая палитра желаний. В итоге это и своеобразный срез, методика изучения проявлений.

Стр.6

Стр.7

Стр.7

– Видите, как много доброго вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется. Такова волшебная сила добра. – Давайте вспомним , какие добрые волшебные слова вы знаете , но сначала послушайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». См.Приложение (слайды № 18,19) Стр.8

– Видите, как много доброго вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется. Такова волшебная сила добра.

– Давайте вспомним , какие добрые волшебные слова вы знаете , но сначала послушайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

См.Приложение (слайды № 18,19)

Стр.8

Учитель : – Какое же «волшебное слово» подарил Старик мальчику? – Вы запомнили, как надо его говорить? ( Ответ детей .) Попробуем? Разыгрываются ситуации ( вызываются по 2 ученика ): У тебя нет простого карандаша, а у твоей соседке по парте их два. Попроси один карандаш так, чтобы у нее возникло желание дать тебе один карандаш на некоторое время. Ты забыл дома свой учебник, попроси учебник у одноклассницы. (Ученик просит, а ученица должна ответить: «нет, я не дам тебе учебник, потому что ты вчера меня толкнул, и я упала»).  Задание : 1.Разыграйте ситуацию. Что говорит девочка и мальчик.  2.Покажите, как нужно было бы правильно вести себя в этой ситуации. Используйте добрые слова. Разыгрываются и другие ситуации. Стр.9

Учитель : – Какое же «волшебное слово» подарил Старик мальчику?

– Вы запомнили, как надо его говорить? ( Ответ детей .)

Попробуем?

Разыгрываются ситуации ( вызываются по 2 ученика ):

У тебя нет простого карандаша, а у твоей соседке по парте их два. Попроси один карандаш так, чтобы у нее возникло желание дать тебе один карандаш на некоторое время.

Ты забыл дома свой учебник, попроси учебник у одноклассницы. (Ученик просит, а ученица должна ответить: «нет, я не дам тебе учебник, потому что ты вчера меня толкнул, и я упала»).

Задание : 1.Разыграйте ситуацию. Что говорит девочка и мальчик.

2.Покажите, как нужно было бы правильно вести себя в этой ситуации. Используйте добрые слова.

Разыгрываются и другие ситуации.

Стр.9

Стр.10

Стр.10

Игра с мячом «Волшебные слова»  – А какие еще волшебные слова вы знаете? Сейчас мы это узнаем. Педагог кидает ученикам мяч, и тот к кому он попал, называет по одному «волшебному», вежливому слову. – Давайте проверим, все ли слова мы смогли вспомнить. – Вот здесь на стене висят некоторые добрые, волшебные слова, которые каждый из нас должен знать наизусть и использовать в своей речи ежедневно. Доброе утро Добрый день Здравствуйте До свидания Извините Простите Будьте добры Благодарю Спасибо Пожалуйста Позвольте  Стр.11

Игра с мячом «Волшебные слова»

– А какие еще волшебные слова вы знаете? Сейчас мы это узнаем.

Педагог кидает ученикам мяч, и тот к кому он попал, называет по одному «волшебному», вежливому слову.

– Давайте проверим, все ли слова мы смогли вспомнить.

– Вот здесь на стене висят некоторые добрые, волшебные слова, которые каждый из нас должен знать наизусть и использовать в своей речи ежедневно.

Доброе утро

Добрый день

Здравствуйте

До свидания

Извините

Простите

Будьте добры

Благодарю

Спасибо

Пожалуйста

Позвольте 

Стр.11

Слова чудеснейшие эти Услышать каждый очень рад. Добреют взрослые и дети, Когда повсюду говорят… Слова коротенькие эти Повсюду слышатся с утра, Они века живут на свете, Запомнить их давно пора. Стр.12

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят…

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра,

Они века живут на свете,

Запомнить их давно пора.

Стр.12

Учитель обращается к ученикам: – Ну как, убедились, в силе добрых сло в ? – Ребята, какого человека можно назвать добрым? – Кому нужна доброта? – Как вы думаете, где она живет? ( Ответы детей .) – Не зря говорится в пословице: « Доброе слово и кошке приятно ». Давайте вспомним слова с корнем «добро». (Дети перечисляют, учитель вывешивает карточки с этими словами на доску.) – Человек доброжелательный, желающий другим добра, и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. В его отношениях с людьми всегда присутствуют улыбка, проявления внимания и заботы. добро та добро сердечный добро желательный добро соседство добро детельный добро порядочный добро го здоровья добро совестный Добро душный добр ый день! Стр.13

Учитель обращается к ученикам:

– Ну как, убедились, в силе добрых сло в ?

– Ребята, какого человека можно назвать добрым?

– Кому нужна доброта?

– Как вы думаете, где она живет? ( Ответы детей .)

– Не зря говорится в пословице: « Доброе слово и кошке приятно ». Давайте вспомним слова с корнем «добро». (Дети перечисляют, учитель вывешивает карточки с этими словами на доску.)

– Человек доброжелательный, желающий другим добра, и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. В его отношениях с людьми всегда присутствуют улыбка, проявления внимания и заботы.

добро та

добро сердечный

добро желательный

добро соседство

добро детельный

добро порядочный

добро го здоровья

добро совестный

Добро душный

добр ый день!

Стр.13

Звучит музыка, рассказывается сказка

СКАЗКА

Жила-была на свете девушка по имени Любовь . Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Радость , другую – Удача , третью – Красота , четвертую – Печаль , пятую – Доброта .

- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой… Задумалась Любовь.

Учитель задает вопрос детям: - А кого выбрали бы вы? (ответы детей) (Звучит музыка и сказка продолжается):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту? (ребята рассуждают, дают свои варианты ответа)

Стр.14

9

Игра «Торопись обрадовать» – У меня есть волшебные предметы. Я вручаю вам один из них, вы начинаете передавать его по цепочке. По моему сигналу останавливаетесь, и тот, у кого в руках оказался предмет, говорит добрые слова тому, кому давно хочет их сказать, но не решается. ( Добрые слова и сувениры должны достаться всем участникам. Если кто-то остался в стороне, его одаривает сам Учитель .) ( Исполняется песня о дружбе, музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского .) Обсуждение: – Приятно ли было вам говорить и получать добрые слова? – Что для вас было легче принимать добрые слова или дарить их самим? – Скажите, почему не у каждого получается быть добрым? ( Ответы детей .) – Путь к доброте нелегкий, долгий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Стр.15

Игра «Торопись обрадовать»

– У меня есть волшебные предметы. Я вручаю вам один из них, вы начинаете передавать его по цепочке. По моему сигналу останавливаетесь, и тот, у кого в руках оказался предмет, говорит добрые слова тому, кому давно хочет их сказать, но не решается.

( Добрые слова и сувениры должны достаться всем участникам. Если кто-то остался в стороне, его одаривает сам Учитель .)

( Исполняется песня о дружбе, музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского .)

Обсуждение:

– Приятно ли было вам говорить и получать добрые слова?

– Что для вас было легче принимать добрые слова или дарить их самим?

– Скажите, почему не у каждого получается быть добрым? ( Ответы детей .)

– Путь к доброте нелегкий, долгий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Стр.15

Добрым быть совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети. Стр.16

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Стр.16

Рефлексия : – Наше занятие заканчивается, и я хотела бы узнать, какое настроение у вас сейчас? А вот, что вы запомнили и узнали сегодня на нашем занятии, мы сейчас узнаем. Игра «Солнышко»  Учитель снимает по одному лучику, с висящего на доске солнышка. На них записаны итоговые вопросы, зачитывает вопрос, ученики отвечают на них. Стр.17

Рефлексия :

– Наше занятие заканчивается, и я хотела бы узнать, какое настроение у вас сейчас? А вот, что вы запомнили и узнали сегодня на нашем занятии, мы сейчас узнаем.

Игра «Солнышко»

Учитель снимает по одному лучику, с висящего на доске солнышка. На них записаны итоговые вопросы, зачитывает вопрос, ученики отвечают на них.

Стр.17

Учитель заканчивает занятие: – Учитесь быть добрыми, не стесняйтесь употреблять в своей речи ласковые, добрые слова, употребляйте их осознанно и правильно, и самое главное, улыбайтесь чаще друг другу, потому что … от улыбки станет всей светлей (звучит песня «От улыбки стало всем светлей », музыка В. Шаинского, слова М.Пляцковского ). Дети ходят свободно по комнате, кружат в танце и т.п. ( Слайд №21 ) Или ребятам предлагается просмотреть небольшой музыкальный фрагмент Из мультфильма «Новогоднее приключение» (1980). ( Слайд №22 ) Стр.18

Учитель заканчивает занятие:

– Учитесь быть добрыми, не стесняйтесь употреблять в своей речи ласковые, добрые слова, употребляйте их осознанно и правильно, и самое главное, улыбайтесь чаще друг другу, потому что … от улыбки станет всей светлей

(звучит песня «От улыбки стало всем светлей », музыка В. Шаинского, слова М.Пляцковского ). Дети ходят свободно по комнате, кружат в танце и т.п. ( Слайд №21 )

Или ребятам предлагается просмотреть небольшой музыкальный фрагмент Из мультфильма «Новогоднее приключение» (1980). ( Слайд №22 )

Стр.18

Стр.19

Стр.19

«Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

– Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

– Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... Павлик засопел от обиды.

– А почему вы все спрашиваете?

– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово ...

Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни: тихим голосом, глядя прямо в глаза...

– А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика, прошептал что-то и громко добавил:

– Это волшебное слово . Но не забудь, как нужно говорить его.

– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, всякие – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

Стр.20

«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!..»

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась.

Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

– Лена, дай мне одну краску... пожалуйста ...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

– Ка-кую тебе?

– Мне синюю, – робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Прогонит она меня или нет?»

Павлик отворил дверь на кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста .

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке...

– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший , румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

«Волшебник! Волшебник!» – повторял про себя он, вспоминая старика .

Стр.21

спасибо!

спасибо!

Литература Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день.// Праздник в школе.2002. Нуйкин А.А. Рассказы о высоких словах. 1998г. Полетавкина Л.Г. Будьте добрым человеком . Педсовет №3, 2005. с. 10 - 13 Пчельникова Л. Волшебное слово на выручку готово. Воспитание школьника. №3 ,2005. с. 27 - 29. Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. №11, 2005. с. 45 - 47. http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/pesni-dla-detei---ot-ulibki-stanet-vsem-svetlei/  - песня http://www.youtube.com/watch?v=C0K4eakzMOM -  фрагмент мультфильма

Литература

Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день.// Праздник в школе.2002.

Нуйкин А.А. Рассказы о высоких словах. 1998г.

Полетавкина Л.Г. Будьте добрым человеком . Педсовет №3, 2005. с. 10 - 13

Пчельникова Л. Волшебное слово на выручку готово. Воспитание школьника. №3 ,2005. с. 27 - 29.

Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. №11, 2005. с. 45 - 47.

http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/pesni-dla-detei---ot-ulibki-stanet-vsem-svetlei/ - песня

http://www.youtube.com/watch?v=C0K4eakzMOM - фрагмент мультфильма