Прикоснись ко мне добротой
Цель : способствовать развитию доброго, внимательного отношения друг к другу, помочь учащимся лучше понять свой класс, создание теплой, дружеской обстановки, развитие коммуникативных умений.
Материал и оборудование :
Изображение солнышка с лучиками.
Карточки со словами, имеющими корень «добро».
Карточки с «добрыми, вежливыми» словами.
Карточки с ситуациями из школьной жизни.
Музыкальное сопровождение.
Стр.2
– Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас не простое занятие, а доброе . И знаете почему?
– Потому что сегодня мы будем говорить о доброте, о добрых словах .
– А что такое доброта , что значит быть добрым человеком ? ( Ответы учеников. )
– Одна из народных мудростей гласит: доброта, что солнце . Как вы понимаете это выражение? ( Ответы учащихся. )
– Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем? ( Ответы: теплота, внимание, заботливость )
( Учитель вешает на доске солнышко и на его лучах записывает слова теплота, внимание, заботливость и др.)
Стр.3
– Итак, каждый, лучик солнышка дарит людям теплоту, заботливость и внимание, верно?
– Получается, что лучик добрый, волшебный . Давайте проверим.
Игра «Солнечный лучик»
– Сейчас к вам будет прилетать солнечный лучик, и тот к кому он подлетит, должен сказать к кому бы он хотел проявить свое внимание, заботу, подарить тепло, может быть, даже извиниться за что-нибудь. Это могут быть ваши родители, братья и сестры или ваши одноклассники, воспитатели, учителя.
– Вот я беру волшебный лучик, взмахиваю им – и… лучик летит к… ( называется имя ). Он делает тебя внимательным и заботливым:
– К кому бы ты хотел проявить свое внимание и заботу?
– Что бы ты сделал, пожелал этому человеку? Почему?
– Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч?
( В этой игровой ситуации учитель дает возможность желающим взмахнуть солнечным лучиком и послать луч доброты близким, сверстникам .)
Стр.4
Стр.5
Упражнение «Свиток»
(выполняется под музыку)
– Мы услышали и послали сейчас столько хороших пожеланий своим близким людям, но ведь и вы сами чего-то желаете, у вас есть желания.
– Подумайте, о том, что бы вам хотелось, какое желание у вас есть, о каком своем желании вы могли бы нам сейчас рассказать.
– Подумали? Запишем свое желание на свитке желаний, и оно обязательно исполнится.
Используется прием свитка :
Ученики записывают свое желание и заворачивают край листа, чтобы последующий ученик не видел сделанной записи, и передают другому. В итоге получается свиток желаний, которые психолог, разворачивая, читает вслух (с разрешения учащихся). Перед педагогом и учениками раскрывается целая палитра желаний. В итоге это и своеобразный срез, методика изучения проявлений.
Стр.6
Стр.7
– Видите, как много доброго вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется. Такова волшебная сила добра.
– Давайте вспомним , какие добрые волшебные слова вы знаете , но сначала послушайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
См.Приложение (слайды № 18,19)
Стр.8
Учитель : – Какое же «волшебное слово» подарил Старик мальчику?
– Вы запомнили, как надо его говорить? ( Ответ детей .)
Попробуем?
Разыгрываются ситуации ( вызываются по 2 ученика ):
У тебя нет простого карандаша, а у твоей соседке по парте их два. Попроси один карандаш так, чтобы у нее возникло желание дать тебе один карандаш на некоторое время.
Ты забыл дома свой учебник, попроси учебник у одноклассницы. (Ученик просит, а ученица должна ответить: «нет, я не дам тебе учебник, потому что ты вчера меня толкнул, и я упала»).
Задание : 1.Разыграйте ситуацию. Что говорит девочка и мальчик.
2.Покажите, как нужно было бы правильно вести себя в этой ситуации. Используйте добрые слова.
Разыгрываются и другие ситуации.
Стр.9
Стр.10
Игра с мячом «Волшебные слова»
– А какие еще волшебные слова вы знаете? Сейчас мы это узнаем.
Педагог кидает ученикам мяч, и тот к кому он попал, называет по одному «волшебному», вежливому слову.
– Давайте проверим, все ли слова мы смогли вспомнить.
– Вот здесь на стене висят некоторые добрые, волшебные слова, которые каждый из нас должен знать наизусть и использовать в своей речи ежедневно.
Доброе утро
Добрый день
Здравствуйте
До свидания
Извините
Простите
Будьте добры
Благодарю
Спасибо
Пожалуйста
Позвольте
Стр.11
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
Когда повсюду говорят…
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра,
Они века живут на свете,
Запомнить их давно пора.
Стр.12
Учитель обращается к ученикам:
– Ну как, убедились, в силе добрых сло в ?
– Ребята, какого человека можно назвать добрым?
– Кому нужна доброта?
– Как вы думаете, где она живет? ( Ответы детей .)
– Не зря говорится в пословице: « Доброе слово и кошке приятно ». Давайте вспомним слова с корнем «добро». (Дети перечисляют, учитель вывешивает карточки с этими словами на доску.)
– Человек доброжелательный, желающий другим добра, и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. В его отношениях с людьми всегда присутствуют улыбка, проявления внимания и заботы.
добро та
добро сердечный
добро желательный
добро соседство
добро детельный
добро порядочный
добро го здоровья
добро совестный
Добро душный
добр ый день!
Стр.13
Звучит музыка, рассказывается сказка
СКАЗКА
Жила-была на свете девушка по имени Любовь . Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.
- Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Радость , другую – Удача , третью – Красота , четвертую – Печаль , пятую – Доброта .
- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой… Задумалась Любовь.
Учитель задает вопрос детям: - А кого выбрали бы вы? (ответы детей) (Звучит музыка и сказка продолжается):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту? (ребята рассуждают, дают свои варианты ответа)
Стр.14
9
Игра «Торопись обрадовать»
– У меня есть волшебные предметы. Я вручаю вам один из них, вы начинаете передавать его по цепочке. По моему сигналу останавливаетесь, и тот, у кого в руках оказался предмет, говорит добрые слова тому, кому давно хочет их сказать, но не решается.
( Добрые слова и сувениры должны достаться всем участникам. Если кто-то остался в стороне, его одаривает сам Учитель .)
( Исполняется песня о дружбе, музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского .)
Обсуждение:
– Приятно ли было вам говорить и получать добрые слова?
– Что для вас было легче принимать добрые слова или дарить их самим?
– Скажите, почему не у каждого получается быть добрым? ( Ответы детей .)
– Путь к доброте нелегкий, долгий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.
Стр.15
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Стр.16
Рефлексия :
– Наше занятие заканчивается, и я хотела бы узнать, какое настроение у вас сейчас? А вот, что вы запомнили и узнали сегодня на нашем занятии, мы сейчас узнаем.
Игра «Солнышко»
Учитель снимает по одному лучику, с висящего на доске солнышка. На них записаны итоговые вопросы, зачитывает вопрос, ученики отвечают на них.
Стр.17
Учитель заканчивает занятие:
– Учитесь быть добрыми, не стесняйтесь употреблять в своей речи ласковые, добрые слова, употребляйте их осознанно и правильно, и самое главное, улыбайтесь чаще друг другу, потому что … от улыбки станет всей светлей
(звучит песня «От улыбки стало всем светлей », музыка В. Шаинского, слова М.Пляцковского ). Дети ходят свободно по комнате, кружат в танце и т.п. ( Слайд №21 )
Или ребятам предлагается просмотреть небольшой музыкальный фрагмент Из мультфильма «Новогоднее приключение» (1980). ( Слайд №22 )
Стр.18
Стр.19
«Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
– Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!
– Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... Павлик засопел от обиды.
– А почему вы все спрашиваете?
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово ...
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни: тихим голосом, глядя прямо в глаза...
– А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика, прошептал что-то и громко добавил:
– Это волшебное слово . Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, всякие – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
Стр.20
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!..»
Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску... пожалуйста ...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Прогонит она меня или нет?»
Павлик отворил дверь на кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста .
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке...
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший , румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял про себя он, вспоминая старика .
Стр.21
спасибо!
Литература
Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день.// Праздник в школе.2002.
Нуйкин А.А. Рассказы о высоких словах. 1998г.
Полетавкина Л.Г. Будьте добрым человеком . Педсовет №3, 2005. с. 10 - 13
Пчельникова Л. Волшебное слово на выручку готово. Воспитание школьника. №3 ,2005. с. 27 - 29.
Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. №11, 2005. с. 45 - 47.
http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/pesni-dla-detei---ot-ulibki-stanet-vsem-svetlei/ - песня
http://www.youtube.com/watch?v=C0K4eakzMOM - фрагмент мультфильма