Тема урока:
Размещения
Составила:
Гоптарева Н.В .
11 класс
«Учимся
не для школы,
а для жизни »
Сенека
Проблемный вопрос:
Может ли нам помочь
комбинаторика
в реальной жизни?
Термин “КОМБИНАТОРИКА”
происходит от
латинского слова “combina”,
что в переводе на русский
означает –
«сочетать», «соединять» .
Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются простейшие «соединения»:
перестановки, размещения, сочетания.
Цель урока: продолжить знакомство с наукой
комбинаторика
Задача: научиться находить
всевозможные комбинации
для решения комбинаторных
задач.
Повторение изученного материала
Задача 1: Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,4,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?
14, 17, 41, 47, 71, 74.
1) метод перебора вариантов .
Ответ: 6.
2) дерево возможных
вариантов .
3) использование правила
произведения .
Задача 2: Сколько различных 3-значных чисел можно составить из цифр 3, 7 и 8 (цифры не повторяются)?
378, 387, 738, 783, 873, 837.
Или по правилу произведения:
3∙2∙1=6
Задача 3: Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 6?
По правилу произведения получаем:
1∙2∙2=4 (числа)
Задача 4: Сколько различных четырёхбуквенных
слов можно записать с помощью букв?
а) « к » и « а »
б) « м », « о » и « р »
Домашнее задание
№ 1059
2) P7 = 7! = 1 · 2 · 3 · … · 7 = 5 040
4) Р8 = 8! = 1· 2 · 3 · … · 8 = 40 320
№ 1062
2) P9 = 9! = 1 · 2 · 3 · … · 9 = 362 880
№ 1064
2) 10! · 11 = 11! 8) ( k – 2)!·( k – 1)· k = k !
4) 12 · 11! = 12! 10) ( k – 3)!·( k 2 – 3 k +2) = ( k – 3)!·( k -2)·( k -1)=
6) ( k – 1)! · k = k ! = ( k -1)!
Домашнее задание
№ 1065
2) = = 32 6) = =
4) = = 182 8 ) = = 55
«4» №1068 P 11 = 11! = 1 · 2 · 3 · … · 11 = 39 910 800
№ 1069 Кратно 5 число, которое оканчивается 5, тогда остаётся перестановка из 5 элементов: P 5 =5! = 1 · 2 · 3 · … · 5 = 120
«5» №1071 Т. к. книги одного автора должны стоять рядом, то вариантов расположить шесть томов различных авторов Р 6 и ещё поставить Р 3 трёхтомник, т.е . Р 6 · Р 3 = 6! ·3! = 720·6 = 4320.
По подготовке к ЕГЭ: задание 12 , по вариантам
Тема урока: «Размещения»
Задача:
Учащиеся 11 класса изучают 15 предметов. Сколькими способами можно составить расписание уроков на один день, так чтобы было 7 разных уроков?
Рассмотрим задачу:
« Сколько различных двузначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, 4 при условии,
что в каждой записи нет одинаковых цифр?»
Перебором убедимся в том, что из четырёх цифр можно составит 12 двузначных чисел, удовлетворяющих условию:
2, 13, 14
21, 23, 24
31, 32, 34
41, 42, 43
Вывод формулы
= m
= m · ( m – 1)
= m · ( m – 1) · ( m – 2)
для любого n ≤ m
= m · ( m – 1) · ( m – 2) · … ( m – (n -1) ) (1)
Например: = 4· 3 = 12; = 4· 3· 2 = 24; = 5· 4· 3 = 60.
Если = n · ( n – 1) · ( n – 2) · … · 2 · 1 = Р n , т.е.
= Р n (2)
Задача 2: Сколькими способами можно обозначить данный вектор, используя буквы А, В, С, D , E , F ?
Решение: = 6 · 5 = 3 0
Задача 3: Решить уравнение
= 56
n·(n – 1) = 56
n 2 – n = 56
n 2 – n – 56 = 0
n 1 + n 2 = 1
n 1 · n 2 = - 56
n 1 =8, n 2 = -7
Т.к. n ≥ 2, то n = -7 – посторонний корень,
значит n = 8.
= (3)
Для того, чтобы формула была справедлива не только для
n m , но и для n = m
= Р m = m ! (4)
полагают по определению
0! =1.
Задача 4: Вычислить
== 4 · 15+15=15(14+1)=225
=
Индивидуальная
самостоятельная работа
ɪ вариант
- 72; 2) 120; 3) 60; 4) 840; 5) 144.
ɪɪ вариант
1)720; 2) 210; 3) 120; 4) 151200; 5) 120.
ɪɪɪ вариант
1)360; 2) 60; 3) 120; 4) 13800; 5) 99.
ɪ V вариант
1)6; 2) 1190; 3) 720; 4) 840; 5) 81.
Домашнее задание
§ 62, «3» №1072-1076(чёт)
«4» №1077-1079(инд)
«5» – Придумать свою комбинаторную задачу и решить её. – Применение комбинаторики в практической деятельности людей .
– Развитие комбинаторики. (доклад, эссе)
По подготовке к ЕГЭ: задание 12, по вариантам.
- учебные заведения ( составление расписаний)
- сфера общественного питания (составление меню)
- лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)
- география (раскраска карт)
- спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
- производство (распределение нескольких видов работ между рабочими)
- агротехника (размещение посевов на нескольких полях)
- азартные игры (подсчёт частоты выигрышей)
- химия (анализ возможных связей между химическими элементами)
- экономика (анализ вариантов купли-продажи акций)
- криптография (разработка методов шифрования)
- доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)
- биология (расшифровка кода ДНК)
- военное дело (расположение подразделений)
- астрология (анализ расположения планет и созвездий)
Вывод:
Комбинаторика повсюду.
Комбинаторика везде.
Комбинаторика вокруг нас.
Спасибо
за урок!