СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Размещения" 11 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана к комбинированному уроку на обощение знаний по теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Размещения" 11 класс»

Тема урока: Размещения Составила:  Гоптарева Н.В . 11 класс

Тема урока:

Размещения

Составила:

Гоптарева Н.В .

11 класс

«Учимся не для школы, а для жизни »   Сенека

«Учимся

не для школы,

а для жизни »

Сенека

Проблемный вопрос:  Может ли нам помочь  комбинаторика в реальной жизни?

Проблемный вопрос: 

Может ли нам помочь

комбинаторика

в реальной жизни?

Термин “КОМБИНАТОРИКА” происходит от латинского слова “combina”, что в переводе на русский  означает – «сочетать», «соединять» . Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются простейшие «соединения»: перестановки, размещения, сочетания.

Термин “КОМБИНАТОРИКА”

происходит от

латинского слова “combina”,

что в переводе на русский

означает –

«сочетать», «соединять» .

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются простейшие «соединения»:

перестановки, размещения, сочетания.

Цель урока: продолжить знакомство с наукой комбинаторика Задача:  научиться находить всевозможные комбинации для решения комбинаторных задач.

Цель урока: продолжить знакомство с наукой

комбинаторика

Задача: научиться находить

всевозможные комбинации

для решения комбинаторных

задач.

Повторение изученного материала

Повторение изученного материала

Задача 1:  Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,4,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?  14, 17, 41, 47, 71, 74. 1) метод перебора вариантов . Ответ: 6.  2) дерево возможных  вариантов . 3) использование правила  произведения .

Задача 1: Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,4,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?

14, 17, 41, 47, 71, 74.

1) метод перебора вариантов .

Ответ: 6.

2) дерево возможных

вариантов .

3) использование правила

произведения .

Задача 2:  Сколько различных 3-значных чисел можно составить из цифр 3, 7 и 8 (цифры не повторяются)?   378, 387, 738, 783, 873, 837.  Или по правилу произведения:  3∙2∙1=6

Задача 2: Сколько различных 3-значных чисел можно составить из цифр 3, 7 и 8 (цифры не повторяются)?

  378, 387, 738, 783, 873, 837.

Или по правилу произведения:

3∙2∙1=6

Задача 3: Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 6? По правилу произведения получаем:  1∙2∙2=4 (числа)

Задача 3: Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 6?

По правилу произведения получаем:

1∙2∙2=4 (числа)

Задача 4: Сколько различных четырёхбуквенных  слов можно записать с помощью букв?  а) « к »  и  « а »   б) « м », « о »  и  « р »

Задача 4: Сколько различных четырёхбуквенных

слов можно записать с помощью букв?

а) « к » и « а »

б) « м », « о » и « р »

Домашнее задание № 1059 2) P7 = 7! = 1 · 2 · 3 · … · 7 = 5 040 4) Р8 = 8! = 1· 2 · 3 · … · 8 = 40 320 № 1062 2) P9 = 9! = 1 · 2 · 3 · … · 9 = 362 880 № 1064 2) 10! · 11 = 11! 8) ( k – 2)!·( k – 1)· k = k ! 4) 12 · 11! = 12! 10) ( k – 3)!·( k 2 – 3 k +2) = ( k – 3)!·( k -2)·( k -1)= 6) ( k – 1)! · k = k ! = ( k -1)!

Домашнее задание

1059

2) P7 = 7! = 1 · 2 · 3 · … · 7 = 5 040

4) Р8 = 8! = 1· 2 · 3 · … · 8 = 40 320

1062

2) P9 = 9! = 1 · 2 · 3 · … · 9 = 362 880

1064

2) 10! · 11 = 11! 8) ( k – 2)!·( k – 1)· k = k !

4) 12 · 11! = 12! 10) ( k – 3)!·( k 2 – 3 k +2) = ( k – 3)!·( k -2)·( k -1)=

6) ( k – 1)! · k = k ! = ( k -1)!

Домашнее задание № 1065   2) = = 32 6) = = 4) = = 182 8 ) = = 55 «4» №1068 P 11 = 11! = 1 · 2 · 3 · … · 11 = 39 910 800 № 1069 Кратно 5 число, которое оканчивается 5, тогда остаётся перестановка из 5 элементов: P 5 =5! = 1 · 2 · 3 · … · 5 = 120 «5» №1071 Т. к. книги одного автора должны стоять рядом, то вариантов расположить шесть томов различных авторов Р 6 и ещё поставить Р 3 трёхтомник, т.е . Р 6 · Р 3 = 6! ·3! = 720·6 = 4320. По подготовке к ЕГЭ: задание 12 , по вариантам

Домашнее задание

1065

 

2) = = 32 6) = =

4) = = 182 8 ) = = 55

«4» №1068 P 11 = 11! = 1 · 2 · 3 · … · 11 = 39 910 800

1069 Кратно 5 число, которое оканчивается 5, тогда остаётся перестановка из 5 элементов: P 5 =5! = 1 · 2 · 3 · … · 5 = 120

«5» №1071 Т. к. книги одного автора должны стоять рядом, то вариантов расположить шесть томов различных авторов Р 6 и ещё поставить Р 3 трёхтомник, т.е . Р 6 · Р 3 = 6! ·3! = 720·6 = 4320.

По подготовке к ЕГЭ: задание 12 , по вариантам

Тема урока: «Размещения» Задача: Учащиеся 11 класса изучают 15 предметов. Сколькими способами можно составить расписание уроков на один день, так чтобы было 7 разных уроков?

Тема урока: «Размещения»

Задача:

Учащиеся 11 класса изучают 15 предметов. Сколькими способами можно составить расписание уроков на один день, так чтобы было 7 разных уроков?

Рассмотрим задачу:  « Сколько различных двузначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, 4 при условии, что в каждой записи нет одинаковых цифр?» Перебором убедимся в том, что из четырёх цифр можно составит 12 двузначных чисел, удовлетворяющих условию: 2, 13, 14 21, 23, 24 31, 32, 34 41, 42, 43

Рассмотрим задачу:

« Сколько различных двузначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, 4 при условии,

что в каждой записи нет одинаковых цифр?»

Перебором убедимся в том, что из четырёх цифр можно составит 12 двузначных чисел, удовлетворяющих условию:

2, 13, 14

21, 23, 24

31, 32, 34

41, 42, 43

Вывод формулы  = m    = m · ( m – 1)    = m · ( m – 1) · ( m – 2) для любого n ≤ m  = m · ( m – 1) · ( m – 2) · … ( m – (n -1) ) (1)   Например: = 4· 3 = 12; = 4· 3· 2 = 24; = 5· 4· 3 = 60. Если = n · ( n – 1) · ( n – 2) · … · 2 · 1 = Р n , т.е.  = Р n (2)

Вывод формулы

= m

 

= m · ( m – 1)

 

= m · ( m – 1) · ( m – 2)

для любого n ≤ m

= m · ( m – 1) · ( m – 2) · … ( m – (n -1) ) (1)

 

Например: = 4· 3 = 12; = 4· 3· 2 = 24; = 5· 4· 3 = 60.

Если = n · ( n – 1) · ( n – 2) · … · 2 · 1 = Р n , т.е.

= Р n (2)

Задача 2:  Сколькими способами можно обозначить данный вектор, используя буквы А, В, С, D , E , F ? Решение: = 6 · 5 = 3 0  

Задача 2: Сколькими способами можно обозначить данный вектор, используя буквы А, В, С, D , E , F ?

Решение: = 6 · 5 = 3 0

 

Задача 3: Решить уравнение    = 56  n·(n – 1) = 56  n 2 – n = 56  n 2 – n – 56 = 0  n 1 + n 2 = 1  n 1 · n 2 = - 56  n 1 =8, n 2 = -7  Т.к. n ≥ 2, то n = -7 – посторонний корень,  значит n = 8.

Задача 3: Решить уравнение

 

= 56

n·(n – 1) = 56

n 2 – n = 56

n 2 – n – 56 = 0

n 1 + n 2 = 1

n 1 · n 2 = - 56

n 1 =8, n 2 = -7

Т.к. n ≥ 2, то n = -7 – посторонний корень,

значит n = 8.

 = (3)    Для того, чтобы формула была справедлива не только для n  m , но и для n = m  = Р m = m ! (4) полагают по определению 0! =1.

= (3)

 

Для того, чтобы формула была справедлива не только для

n m , но и для n = m

= Р m = m ! (4)

полагают по определению

0! =1.

Задача 4: Вычислить    == 4 · 15+15=15(14+1)=225         =

Задача 4: Вычислить

 

== 4 · 15+15=15(14+1)=225

 

 

 

 

=

Индивидуальная  самостоятельная работа  ɪ вариант 72; 2) 120; 3) 60; 4) 840; 5) 144.  ɪɪ вариант   1)720; 2) 210; 3) 120; 4) 151200; 5) 120.  ɪɪɪ вариант   1)360; 2) 60; 3) 120; 4) 13800; 5) 99.  ɪ V вариант 1)6; 2) 1190; 3) 720; 4) 840; 5) 81.

Индивидуальная

самостоятельная работа

ɪ вариант

  • 72; 2) 120; 3) 60; 4) 840; 5) 144.

ɪɪ вариант

1)720; 2) 210; 3) 120; 4) 151200; 5) 120.

ɪɪɪ вариант

1)360; 2) 60; 3) 120; 4) 13800; 5) 99.

ɪ V вариант

1)6; 2) 1190; 3) 720; 4) 840; 5) 81.

Домашнее задание § 62, «3» №1072-1076(чёт)  «4»  №1077-1079(инд) «5» – Придумать свою комбинаторную задачу и решить её.   – Применение комбинаторики в практической деятельности людей . – Развитие комбинаторики. (доклад, эссе) По подготовке к ЕГЭ:  задание 12, по вариантам.

Домашнее задание

§ 62, «3» №1072-1076(чёт)

«4» №1077-1079(инд)

«5» – Придумать свою комбинаторную задачу и решить её.  – Применение комбинаторики в практической деятельности людей .

Развитие комбинаторики. (доклад, эссе)

По подготовке к ЕГЭ: задание 12, по вариантам.

  учебные заведения ( составление расписаний) сфера общественного питания (составление меню) лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв) география (раскраска карт) спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками) производство (распределение нескольких видов работ между рабочими) агротехника (размещение посевов на нескольких полях) азартные игры (подсчёт частоты выигрышей) химия (анализ возможных связей между химическими элементами) экономика (анализ вариантов купли-продажи акций) криптография (разработка методов шифрования) доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки) биология (расшифровка кода ДНК) военное дело (расположение подразделений) астрология (анализ расположения планет и созвездий)
  •   учебные заведения ( составление расписаний)
  • сфера общественного питания (составление меню)
  • лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)
  • география (раскраска карт)
  • спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
  • производство (распределение нескольких видов работ между рабочими)
  • агротехника (размещение посевов на нескольких полях)
  • азартные игры (подсчёт частоты выигрышей)
  • химия (анализ возможных связей между химическими элементами)
  • экономика (анализ вариантов купли-продажи акций)
  • криптография (разработка методов шифрования)
  • доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)
  • биология (расшифровка кода ДНК)
  • военное дело (расположение подразделений)
  • астрология (анализ расположения планет и созвездий)
Вывод:  Комбинаторика повсюду. Комбинаторика везде. Комбинаторика вокруг нас.

Вывод:

Комбинаторика повсюду.

Комбинаторика везде.

Комбинаторика вокруг нас.

Спасибо  за урок!

Спасибо

за урок!