Развитие читательской грамотности в начальной школе.
Учитель начальных классов
МБОУ «Бурлыкская СОШ»
Дворенкова Л.П.
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский
- «Чтение для будущего. Эффективные механизмы формирования читательской грамотности младших школьников.»
Что такое читательская грамотность?
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Что такое читательская грамотность?
- Опора на текст Опора на внетекстовое
задание
информацию
- Интегрировать, Содержание текста
интерпретировать Форма текста
информацию
Осмыслить, оценить
текст
Проблемы:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Задачи - Научить:
- 1.Осознанно, правильно, выразительно читать.
- 2.Извлекать из текста полезную информацию.
- 3.Самостоятельно выбирать книги для чтения.
- 4.Работать с разными источниками информации.
- 5.Высказывать оценочные суждения о прочитанном.
- 6.Развивать потребность в чтении.
- 7.Развивать читательскую компетентность.
Читательские действия включают в себя умения:
• вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
• сделать прямые умозаключения из этой информации;
• интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
• оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Проблемы и дефициты:
• при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные сведения;
• испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей;
• неточно интерпретирует художественные тексты;
• ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.
Технологии
Информационно-коммуникационная технология
Технология критического мышления
«Чтение с остановками».
«Чтение с пометами»
«Работа с вопросником»
«Мозговой штурм»
«Уголки»
«Логическая цепочка»
«Тонкие и толстые вопросы»
-«Мим-театр»
-«Крестики-нолики»
-презентации
- видеосюжеты
Уровни читательской грамотности
низкий
средний
невозможное принятие
высокий
учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях
невозможное принятие
учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях
и знаниях для самообразования
понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся
и знаниях для самообразования
Задания для развития читательской грамотности
- Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
- Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
- Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О
МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
Задания для 1 класса
В каждой строчке найди 5 слов
- Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл
Р кошка тигр ппед кенгуру нблрае петух имтоьлбттрго верблюд мнгщ
фы киви вишня вапроапельсинлдсми слива пролд виноград укенгшщзл
Задания для 1 класса
- Слово упало и разлетелось на кусочки.
Помогите - вновь из букв его сложите:
- о я д лео лушкяга з млн е якиа фрноаь с з т екроа пиодмор
Задания для 1 класса
Прочитай слова, вернув буквы А на место
- слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш
Задания для 2 класса
- Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.
- L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
- Один костёр - весь мир согревает.
( Солнце)
Задания для 2 класса
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
- Терпенье и прут всё перетрут.
- Здоровому - грач не нужен.
- Торопливый человек дважды одно тело делает.
Задание на развитие грамотности по литературному чтению во 2-х классах
1.Солнце закрыла большая тёмная _________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться _____ель. 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и _____.
1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков.
2. Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?
Задания
чаМет
- ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.
Задания
Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец
- В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю.
- Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.
Приём «Крестики-нолики».
По рассказу Н.Носова «На горке»
Ребята во дворе строили снежную горку.
Главного героя звали Мишка Чижов.
Мальчик не мог забраться на горку, так как она была скользкая.
Чтобы не падать, он посыпал её солью.
Ребятам снова пришлось заливать горку.
Котька сделал ступеньки.
- Приём «Ромашка вопросов» или ромашка «Блума»
- Приём «Инсерт» или «Пометки на полях»
- "V" – это я знаю
- "+" – это новое для меня
- "-" – я думаю иначе
- "?" – необходимо разъяснение
- "!!!" – это меня очень заинтересовало и др.
-Приём «Толстые и тонкие вопросы» .
-Кто? -Объясните,почему?
-Что? -Почему вы думаете?
-Когда? - Почему вы считаете?
-Может? - В чём различие?
-Как зовут? - Что будет, если….?
-Верно ли? - Обоснуйте,почему?
-Согласны ли вы?
-Прием «Синквейн» - (Словотворчество)
- Прием «Реклама книги»
-Приём«Знаю, хочу узнать, узнал».
- Вывод: Применение различных приёмов читательской грамотности помогает обучающимся понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, вычитывать информацию из текстов разных видов, тем самым формируем читательскую грамотность.