ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ:
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках химии и во внеклассной деятельности»
Выполнила: учитель химии
Симонова Светлана Владимировна
МОУ «Средняя школа № 29
г. Макеевки»
Цель исследования
Определить пути формирования творческой личности обучающихся на уроках химии и во внеклассной деятельности путем применения инновационных приемов и технологий.
Задачи:
- Изучить психолого-методическую, педагогическую литературу.
- Выявить основные черты творческой личности и пути её формирования.
- Исследовать возможности формирования творческой личности на уроках химии и во внеурочной деятельности путём применения инновационных технологий.
- Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Объект исследования:
Образовательный процесс на уроках химии и внеурочная деятельность в современной школе. Метод:
Исследовательский
В ходе своей педагогической деятельности в преподавании химии я столкнулась с проблемами :
• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, когда ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания о свойствах веществ в своей жизни);
• испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать во время испытания затруднений на практических работах).
Работа над развитием творческих способностей личности – актуальная проблема на сегодняшний момент.
Критериями развития творческих способностей считаю:
-оригинальность;
-гибкость мышления;
- беглость мышления;
- эмоциональность.
В результате диагностического эксперимента мне пришлось сделать вывод:
- Оригинальность создаваемых образов наблюдается у меньшей половины класса.
- Гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е. большинство детей не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, предлагают лишь одно – два решения проблемы.
- В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности.
- Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока, более расположены к творчеству.
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Основные пути формирования творческой личности
Формирование творческой личности нужно осуществлять постепенно на протяжении всех лет обучения.
Основным методом формирования творческой личности является исследовательский метод.
Исследовательский метод предполагает готовность ученика к целостному решению проблемной задачи, самостоятельному прохождению необходимых его этапов.
Эвристический метод
Поэлементное освоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач обеспечивается эвристическим методом.
Наиболее выразительной формой этого метода является эвристическая беседа.
Метод проблемного изложения
Структура проблемного изложения:
1.Постановка проблемы;
2.Ход решения и его логика;
3.Процесс решения, возможные и действительные затруднения и противоречия;
4.Решение и доказательство его правильности;
5.Раскрытие значения решения для дальнейшего развития мысли или сферы деятельности.
РАЗДЕЛ 2 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ
Формирование творчества у школьников в процессе индивидуальной работы на уроках химии
Осуществляя индивидуальный подход к обучающимся, изучая и зная их способности и наклонности, планирую на некоторых уроках проведение творческих самостоятельных работ.
Использование в самостоятельной работе заданий, одинаковых по содержанию, но различных по способу выполнения .
Пример.
1. Задание I вида: Напишите уравнение реакций взаимодействия серной кислоты с хлоридом бария.
2. Задание II вида: Напишите уравнения реакций в ходе которых образуется сульфат бария.
Одним из эффективных средств развития творческого мышления являются эвристические задачи.
Задача. Как отличить медную, железную и алюминиевую проволоки при помощи соляной кислоты.
Такие задачи требуют "открыть" (разработать) специфический способ достижения поставленной цели, точно и понятно описать его. Решение эвристических задач требует умения работать с алгоритмами, т.е. планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий. Такими заданиями могут служить отчёты по выполненным практическим заданиям.
Задания с ограниченным временем на выполнение
Эти задания проходят в достаточно высоком темпе, на ответ 2-3 секунды. Чередуются вопросы из разных областей знаний. Такая работа концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Задания на составление схемы-конспекта
Схема конспект может составляться детьми при выполнении домашнего задания, в виде закрепления.
Проектная технология – путь к творчеству
Под моим руководством обучающимися разработаны проекты: «Удивительные серебряные реакции», «Бумага и её свойства», «Чипсы: вред или польза?». Любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении.
ВЫВОДЫ
В результате анкетирования детей было установлено:
- Возрос интерес к творческой деятельности;
- Появилась заинтересованность обучающихся к изучению химии;
- У обучающихся возросла ответственность, проявляется большая самостоятельность;
- Возросли личностные достижения
Спасибо
за внимание!