СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация была подготовлена для урока-обобщения по теме "Сложное предложение".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Сложное предложение"»

Сложное предложение Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 31 Дегтярь Елена Григорьевна г. Курск 2023 г.

Сложное предложение

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 31

Дегтярь Елена Григорьевна

г. Курск 2023 г.

Выразительно прочитайте предложения. Определите типы сложных предложений. 1 . Ветер завыл неистово; снег так и посыпался на полы шубы. 2.Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с игластыми звездами. 3.Детство - это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды .

Выразительно прочитайте предложения. Определите типы сложных предложений.

1 . Ветер завыл неистово; снег так и посыпался на полы шубы.

2.Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с игластыми звездами.

3.Детство - это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды .

Проверим себя! 1. Бессоюзное сложное предложение (БСП). 2. Союзное предложение. Сложносочиненное (ССП). 3. Союзное предложение. Сложноподчиненное предложение (СПП).

Проверим себя!

1. Бессоюзное сложное предложение (БСП).

2. Союзное предложение. Сложносочиненное (ССП).

3. Союзное предложение. Сложноподчиненное предложение (СПП).

Прочитайте и определите вид придаточного! 1.Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра 2. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. 3. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Прочитайте и определите вид придаточного!

1.Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра

2. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям.

3. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Проверим себя! 1. Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. 2. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. 3. Не стыдно молчать , коли нечего сказать.

Проверим себя!

1. Для большей ясности романа здесь

объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра.

2. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям.

3. Не стыдно молчать , коли нечего сказать.

Выразительно прочитайте предложения. Установите соответствие между схемой и предложением. Найдите четвертое лишнее. Аргументируйте ответ.  [ ], ( ) Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях. Даже если у самого медленного человека есть цель, то он идет быстрее того, который бежит бесцельно. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов. ( ), [ ] [ ,( ), ]

Выразительно прочитайте предложения. Установите соответствие между схемой и предложением. Найдите четвертое лишнее. Аргументируйте ответ.

[ ], ( )

  • Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
  • Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
  • Даже если у самого медленного человека есть цель, то он идет быстрее того, который бежит бесцельно.
  • Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.

( ), [ ]

[ ,( ), ]

Давай проверим!    Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием. [ ,( ), ]  Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях. ( ), [ ]  Даже если у самого медленного человека есть цель, то он идет быстрее того, который бежит бесцельно. (Это СПП с несколькими придаточными.)  Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов. [ ], ( )

Давай проверим!

  • Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием. [ ,( ), ]
  • Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях. ( ), [ ]
  • Даже если у самого медленного человека есть цель, то он идет быстрее того, который бежит бесцельно. (Это СПП с несколькими придаточными.)
  • Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов. [ ], ( )
Мой университет - www.moi-mummi.ru Мой университет - www.moi-mummi.ru Сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточными

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Подумайте, что вы узнаете и  чему научитесь , изучая СПП с несколькими придаточными?

Подумайте, что вы узнаете и чему научитесь , изучая СПП с несколькими придаточными?

ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ 1. СОПОДЧИНЕНИЕ  однородное соподчинение  неоднородное соподчинение 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ подчинение 3. СОЧЕТАНИЕ СОПОДЧИНЕНИЯ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО подчинения в одном предложении

ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

1. СОПОДЧИНЕНИЕ однородное соподчинение

неоднородное соподчинение

2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ подчинение

3. СОЧЕТАНИЕ СОПОДЧИНЕНИЯ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО подчинения в одном предложении

При ОДНОРОДНОМ соподчинении придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части  [ ], ( ), ( ).

При ОДНОРОДНОМ соподчинении придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части

[ ], ( ), ( ).

При НЕОДНОРОДНОМ соподчинении придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения.    ( ), [ ], ( ).

При НЕОДНОРОДНОМ соподчинении придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения.  

( ), [ ], ( ).

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ способе  подчинения каждое новое придаточное относится к предыдущему придаточному предложению, т.е. придаточные предложения зависят друг от друга.  [ ], ( ), ( ).

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ способе подчинения каждое новое придаточное относится к предыдущему придаточному предложению, т.е. придаточные предложения зависят друг от друга.

[ ], ( ), ( ).

Прочитайте выразительно предложения. Установите соответствие между предложениями и схемами.  Однородное Неоднородное Последовательное (параллельное)   [ ] , ( ),  ( ). ( ), [  ] , ( ). [ ] , ( ), ( ).    Я знаю, что скоро Когда наступит весна, Я услышу, как запо-  наступит весна, что я услышу, как запоют ют птицы, что живут  птицы начнут песни птицы. у меня за окном.  петь.

Прочитайте выразительно предложения. Установите соответствие между предложениями и схемами.

Однородное Неоднородное Последовательное

(параллельное)

[ ] , ( ), ( ). ( ), [ ] , ( ). [ ] , ( ), ( ).

Я знаю, что скоро Когда наступит весна, Я услышу, как запо-

наступит весна, что я услышу, как запоют ют птицы, что живут

птицы начнут песни птицы. у меня за окном.

петь.

Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении – разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложноподчиненного предложения. Рассмотрите предложение. Постройте его схему. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час.

Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении – разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложноподчиненного предложения.

Рассмотрите предложение. Постройте его схему.

  • Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час.

Алгоритм анализа сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными Находим грамматические основы. Выделяем главную и придаточные части. Задаём вопрос от главной части к придаточной. Находим средство связи в придаточной части (союз или союзное слово). Определяем вид (значение) придаточного по вопросу и союзу (союзному слову). Составляем схему предложения. Определяем способ подчинения придаточных.

Алгоритм анализа сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

  • Находим грамматические основы.
  • Выделяем главную и придаточные части.
  • Задаём вопрос от главной части к придаточной.
  • Находим средство связи в придаточной части (союз или союзное слово).
  • Определяем вид (значение) придаточного по вопросу и союзу (союзному слову).
  • Составляем схему предложения.
  • Определяем способ подчинения придаточных.
Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите вид подчинения.  1.   Наконец Мересьев почувствовал что больше не может двигаться и что если теперь он сядет то ему уже больше не подняться. 2. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца я понял что день кончился. 3. Он объяснил что если в тихую погоду туман подымается кверху то непременно надо ждать затяжного дождя. 4. Чтоб дела наши были с мечтою в ладу чтобы сердце желаний больших не забыло я хочу пожелать чтобы в новом году все свершилось что вами задумано было. 5. Ранним утром я вышел на цыпочках из душной жаркой избы и увидел что трава еще не обсохла от росы хотя блистания росного когда висят на траве крупные седые капли уже не было.

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите вид подчинения. 1.

Наконец Мересьев почувствовал что больше не может двигаться и что если теперь он сядет то ему уже больше не подняться.

2. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца я понял что день кончился.

3. Он объяснил что если в тихую погоду туман подымается кверху то непременно надо ждать затяжного дождя.

4. Чтоб дела наши были с мечтою в ладу чтобы сердце желаний больших не забыло я хочу пожелать чтобы в новом году все свершилось что вами задумано было.

5. Ранним утром я вышел на цыпочках из душной жаркой избы и увидел что трава еще не обсохла от росы хотя блистания росного когда висят на траве крупные седые капли уже не было.

ОГЭ - задания №1  Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.   ( 1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца.  (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила:

ОГЭ - задания №1

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

( 1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца.

(2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)

ОГЭ - задания №2.  Среди предложений 17 – 21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.  ( 17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)Это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, которая человеку предназначена и необходима.

ОГЭ - задания №2.

Среди предложений 17 – 21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.

( 17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)Это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, которая человеку предназначена и необходима.