Сложное предложение
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 31
Дегтярь Елена Григорьевна
г. Курск 2023 г.
Выразительно прочитайте предложения. Определите типы сложных предложений.
1 . Ветер завыл неистово; снег так и посыпался на полы шубы.
2.Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с игластыми звездами.
3.Детство - это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды .
Проверим себя!
1. Бессоюзное сложное предложение (БСП).
2. Союзное предложение. Сложносочиненное (ССП).
3. Союзное предложение. Сложноподчиненное предложение (СПП).
Прочитайте и определите вид придаточного!
1.Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра
2. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям.
3. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Проверим себя!
1. Для большей ясности романа здесь
объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра.
2. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям.
3. Не стыдно молчать , коли нечего сказать.
Выразительно прочитайте предложения. Установите соответствие между схемой и предложением. Найдите четвертое лишнее. Аргументируйте ответ.
[ ], ( )
- Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
- Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
- Даже если у самого медленного человека есть цель, то он идет быстрее того, который бежит бесцельно.
- Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.
( ), [ ]
[ ,( ), ]
Давай проверим!
- Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием. [ ,( ), ]
- Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях. ( ), [ ]
- Даже если у самого медленного человека есть цель, то он идет быстрее того, который бежит бесцельно. (Это СПП с несколькими придаточными.)
- Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов. [ ], ( )
Мой университет - www.moi-mummi.ru
Мой университет - www.moi-mummi.ru
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Подумайте, что вы узнаете и чему научитесь , изучая СПП с несколькими придаточными?
ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
1. СОПОДЧИНЕНИЕ однородное соподчинение
неоднородное соподчинение
2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ подчинение
3. СОЧЕТАНИЕ СОПОДЧИНЕНИЯ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО подчинения в одном предложении
При ОДНОРОДНОМ соподчинении придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части
[ ], ( ), ( ).
При НЕОДНОРОДНОМ соподчинении придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения.
( ), [ ], ( ).
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ способе подчинения каждое новое придаточное относится к предыдущему придаточному предложению, т.е. придаточные предложения зависят друг от друга.
[ ], ( ), ( ).
Прочитайте выразительно предложения. Установите соответствие между предложениями и схемами.
Однородное Неоднородное Последовательное
(параллельное)
[ ] , ( ), ( ). ( ), [ ] , ( ). [ ] , ( ), ( ).
Я знаю, что скоро Когда наступит весна, Я услышу, как запо-
наступит весна, что я услышу, как запоют ют птицы, что живут
птицы начнут песни птицы. у меня за окном.
петь.
Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении – разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложноподчиненного предложения.
Рассмотрите предложение. Постройте его схему.
- Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час.
Алгоритм анализа сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
- Находим грамматические основы.
- Выделяем главную и придаточные части.
- Задаём вопрос от главной части к придаточной.
- Находим средство связи в придаточной части (союз или союзное слово).
- Определяем вид (значение) придаточного по вопросу и союзу (союзному слову).
- Составляем схему предложения.
- Определяем способ подчинения придаточных.
Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите вид подчинения. 1.
Наконец Мересьев почувствовал что больше не может двигаться и что если теперь он сядет то ему уже больше не подняться.
2. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца я понял что день кончился.
3. Он объяснил что если в тихую погоду туман подымается кверху то непременно надо ждать затяжного дождя.
4. Чтоб дела наши были с мечтою в ладу чтобы сердце желаний больших не забыло я хочу пожелать чтобы в новом году все свершилось что вами задумано было.
5. Ранним утром я вышел на цыпочках из душной жаркой избы и увидел что трава еще не обсохла от росы хотя блистания росного когда висят на траве крупные седые капли уже не было.
ОГЭ - задания №1
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
( 1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца.
(2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)
ОГЭ - задания №2.
Среди предложений 17 – 21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.
( 17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)Это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, которая человеку предназначена и необходима.