Научный проект
на тему: «Сми»
Автор:
Ученица 9 класса
Научный руководитель:
Цель исследования:
Выяснить причины снижения грамотности среди подростков, показать негативное влияние СМИ и интернета на культуру речи школьников, привлечь внимание школьников к проблеме культуры речи и грамотности.
Задачи исследования:
- Просмотреть все источники СМИ, которые нарушают нормы русского языка
- Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы
- Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;
- Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок
- Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;
Объект исследования:
СМИ и материалы сайтов
Предмет исследования:
Слова и выражения используемые в СМИ и интернете и допускаемые там ошибки.
Исследуемая проблема:
Снижение грамотности и культуры речи.
Гипотеза:
Мы считаем что снижением грамотности и культуры речи населения являются источники СМИ и интернет
Актуальность исследования:
заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него
большой потерей.
Методы исследования:
- Сбор и анализ информации
- Сбор и анализ информации
- Классификация ошибок в правописании
- Анализ причин допущенных ошибок
- Анкетирование
Культура речи и грамотность в наши дни
Коммуникации вроде СМИ и Интернет сегодня – это самые колоссальные источники информации, которые знало человечество. Но быстрота и доступность связи между читателями и пользователями позволили использовать их не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей в Казахстане уже довольно давно (около 6 лет). За эти годы в программах выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернетобщения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь.
Факторы влияющие на уровень грамотности и культуру речи:
25%
10%
50%
90%
70%
40%
6
40%
30%
Телевидение
Телевидение оказывает негативное влияние на уровень культуры речи населения. В настоящее время культурный уровень программ сильно упал, достаточно вспомнить «Дом-2» или Comedy Club. Стоит отметить, что эти программы транслируются на телеканале ТНТ, (в Казахстане НТК) который сам по себе не отличается высоким уровнем культуры и позиционирует себя только как развлекательное телевидение. Но также существует канал СТС, который являясь развлекательным, но не несет в массы низкий культурный уровень. Но какое бы направление ни было у канала, все равно должен присутствовать строгий контроль за уровнем программ со стороны государства, которое не должно допускать возможность деградации человека, как личности.
Реклама
Реклама, транслируемая на нашем телевидении и опубликованная на городских баннерах, тоже желает оставлять лучшего. Рекламодатели не обращают внимания на уровень культуры речи и грамотности, даже не задумываясь к чему могут привести в будущем такие низкокультурные слоганы. Иногда такие ошибки делают заведомо, дабы привлечь внимание потенциального покупателя.
Газеты
Согласно исследованию журналиста Ники Олиной речевая культура населения в целом (а молодежи – особенно!) в последние 10-15 лет резко ухудшилась. И первостепенную роль в разрушении и пренебрежении языком являются, как ни странно, СМИ, чье изначальное назначение было обучать и информировать аудиторию. Рассмотрим несколько примеров ошибок, найденных в российской прессе, телевидении:
Газета “МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ” “Ирина Понаровская займется рекламой ЧУЛКОВ ” (норма требует: чулок) “Московский комсомолец”, 14 марта 2008г, заголовок редакционной заметки
Павел ГУСЕВ, главный редактор газеты “Московский комсомолец” “...Сегодня поздравить всех женщин с Восьмым МАРТОМ (грубое нарушение литературной нормы; распространено в просторечии, надо: с Восьмым Марта) МТК, программа “На огонек”, 8 марта 2008г
Интернет-источники
Манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение.
форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой.
Вечером в чате о флеш-мобе ( www . vkontakte . ru ) читаем:
- *Блуждающая: Драсти всем
- [23:23:22] к нам приходит Зая29
- БК@Р: ЗДОРОВО
- MARIK_говорит: сашулечка!!!!!!!!!
- Зая29: IMHO, флеш НЕ удался!!!!!!!!!!
- Блуждающая: А мне гуд, кучу приколов собрали
- Зая29: Какие приколы?????? :-0
- БК@Р: Зая прав, МАRIК хихикал всю остановку, шары надували не
- одновременно, в общем ЛАЖА
- МАRIК_говорит : IDGI???!!! : - D
- Блуждающая: А народу понравилось
- МАRIК_говорит : Я пошел... CUL
- Потерял_ся : пппрррррррррииииииииивввввееееееетттттттт
Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме.
Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью.
При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.
блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона:
"Аффтар жжот!", "Я плакалЪ", "Пеши исчо".
Пример переписки ( www . VK . ru )
Переписка в VK Разговор в реальной
жизни.
к$юНьК@ (21:44:47 13/09/2011)
Приффки Привет
~2М@N~ (21:44:55 13/09/2011)
Дарофф) Здорово
к$юНьК@ (21:45:03 13/09/2011)
Каг ти? Как ты?
~2М@N~ (21:45:14 13/09/2011)
Мм...Я намана)А у типя как дела? Я нормально. А у тебя как дела?
Анкетирование
1)Общаешься ли ты в контакте?
2)Какие формы общения предпочитаешь?
3)Используешь ли ты при общении сленг?
4)Почему ты используешь сленг?
5)Применяешь ли ты при переписке орфографические правила, когда общаешься в Интернете?
6)Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему?
7)Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность?
Общаешься ли ты в контакте?
Какие формы общения предпочитаешь?
Анализ ошибок, допускаемых в Интернетобщении:
Проанализировав сайты форумов, блогов, чатов ( www . mail . ru , www . vkontakte . ru , www . odnoklassniki . ru , www.face book.ru ) выявились следующие ошибки :
1)Замена букв
2)Сокращения (привет-при)
3)Звукоподражания (Ммм...; Бугага!; Хахахаха)
4)Написание слов по произношению (нормально - намана)
5) Отсутствие пунктуации (гак ты)
6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)
7)Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча мы с тобой)
8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах («Мне нравит Ь ся Вася», «Нужно долго стара тс я»)
9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);доспуп (доступ);
Типичные замены
Примеры
Буква «в» заменяется на буквы «фф»
здарофф
Буква «к» меняется на букву «г»
гак ты?
Написание английских слов русскими буквами
«Нi!»-«Хай!»
1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.
Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком». Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.
Заключение
Исследование показало, что уровень грамотности и культуры речи неизбежно падает, и способствует этой тенденции множество факторов: СМИ, Интернет, средства коммуникации, семья, образование, национальность, друзья,
школа, книги, реклама. Но наибольшее влияние оказывают СМИ и Интернет. Произошло перемещения акцента с книг на Интернет, СМИ и публицистика сейчас не соответствует элитарному уровню культуры речи, а опускается до использования жаргонизмов, вульгаризмов, непечатной лексики. Но хуже всего, что такие заниженные нормы воспринимаются аудиторией как норма.