СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме «СМИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме «СМИ»

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме «СМИ»»

Научный проект на тему: «Сми» Автор: Ученица 9 класса Научный руководитель:

Научный проект

на тему: «Сми»

Автор:

Ученица 9 класса

Научный руководитель:

Цель исследования: Выяснить причины снижения грамотности среди подростков, показать негативное влияние СМИ и интернета на культуру речи школьников, привлечь внимание школьников к проблеме культуры речи и грамотности.

Цель исследования:

Выяснить причины снижения грамотности среди подростков, показать негативное влияние СМИ и интернета на культуру речи школьников, привлечь внимание школьников к проблеме культуры речи и грамотности.

Задачи исследования: Просмотреть все источники СМИ, которые нарушают нормы русского языка Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов; Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;

Задачи исследования:

  • Просмотреть все источники СМИ, которые нарушают нормы русского языка
  • Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы
  • Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;
  • Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок
  • Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;
Объект исследования: СМИ и материалы сайтов

Объект исследования:

СМИ и материалы сайтов

Предмет исследования: Слова и выражения используемые в СМИ и интернете и допускаемые там ошибки.

Предмет исследования:

Слова и выражения используемые в СМИ и интернете и допускаемые там ошибки.

Исследуемая проблема: Снижение грамотности и культуры речи. Гипотеза:  Мы считаем что снижением грамотности и культуры речи населения являются источники СМИ и интернет

Исследуемая проблема:

Снижение грамотности и культуры речи.

Гипотеза:

Мы считаем что снижением грамотности и культуры речи населения являются источники СМИ и интернет

Актуальность исследования: заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него  большой потерей.

Актуальность исследования:

заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него

большой потерей.

Методы исследования: Сбор и анализ информации Сбор и анализ информации  Классификация ошибок в правописании Анализ причин допущенных ошибок Анкетирование

Методы исследования:

  • Сбор и анализ информации
  • Сбор и анализ информации
  • Классификация ошибок в правописании
  • Анализ причин допущенных ошибок
  • Анкетирование
Культура речи и грамотность в наши дни Коммуникации вроде СМИ и Интернет сегодня – это самые колоссальные источники информации, которые знало человечество. Но быстрота и доступность связи между читателями и пользователями позволили использовать их не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей в Казахстане уже довольно давно (около 6 лет). За эти годы в программах выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернетобщения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь.

Культура речи и грамотность в наши дни

Коммуникации вроде СМИ и Интернет сегодня – это самые колоссальные источники информации, которые знало человечество. Но быстрота и доступность связи между читателями и пользователями позволили использовать их не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей в Казахстане уже довольно давно (около 6 лет). За эти годы в программах выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернетобщения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь.

Факторы влияющие на уровень грамотности и культуру речи: 25% 10% 50% 90% 70% 40% 6 40% 30%

Факторы влияющие на уровень грамотности и культуру речи:

25%

10%

50%

90%

70%

40%

6

40%

30%

Телевидение  Телевидение оказывает негативное влияние на уровень культуры речи населения. В настоящее время культурный уровень программ сильно упал, достаточно вспомнить «Дом-2» или Comedy Club. Стоит отметить, что эти программы транслируются на телеканале ТНТ, (в Казахстане НТК) который сам по себе не отличается высоким уровнем культуры и позиционирует себя только как развлекательное телевидение. Но также существует канал СТС, который являясь развлекательным, но не несет в массы низкий культурный уровень. Но какое бы направление ни было у канала, все равно должен присутствовать строгий контроль за уровнем программ со стороны государства, которое не должно допускать возможность деградации человека, как личности.

Телевидение

Телевидение оказывает негативное влияние на уровень культуры речи населения. В настоящее время культурный уровень программ сильно упал, достаточно вспомнить «Дом-2» или Comedy Club. Стоит отметить, что эти программы транслируются на телеканале ТНТ, (в Казахстане НТК) который сам по себе не отличается высоким уровнем культуры и позиционирует себя только как развлекательное телевидение. Но также существует канал СТС, который являясь развлекательным, но не несет в массы низкий культурный уровень. Но какое бы направление ни было у канала, все равно должен присутствовать строгий контроль за уровнем программ со стороны государства, которое не должно допускать возможность деградации человека, как личности.

Реклама Реклама, транслируемая на нашем телевидении и опубликованная на городских баннерах, тоже желает оставлять лучшего. Рекламодатели не обращают внимания на уровень культуры речи и грамотности, даже не задумываясь к чему могут привести в будущем такие низкокультурные слоганы. Иногда такие ошибки делают заведомо, дабы привлечь внимание потенциального покупателя.

Реклама

Реклама, транслируемая на нашем телевидении и опубликованная на городских баннерах, тоже желает оставлять лучшего. Рекламодатели не обращают внимания на уровень культуры речи и грамотности, даже не задумываясь к чему могут привести в будущем такие низкокультурные слоганы. Иногда такие ошибки делают заведомо, дабы привлечь внимание потенциального покупателя.

Газеты Согласно исследованию журналиста Ники Олиной речевая культура населения в целом (а молодежи – особенно!) в последние 10-15 лет резко ухудшилась. И первостепенную роль в разрушении и пренебрежении языком являются, как ни странно, СМИ, чье изначальное назначение было обучать и информировать аудиторию. Рассмотрим несколько примеров ошибок, найденных в российской прессе, телевидении:   Газета “МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”  “Ирина Понаровская займется рекламой ЧУЛКОВ ” (норма требует: чулок)  “Московский комсомолец”, 14 марта 2008г, заголовок редакционной заметки Павел ГУСЕВ, главный редактор газеты “Московский комсомолец”  “...Сегодня поздравить всех женщин с Восьмым МАРТОМ (грубое нарушение литературной нормы; распространено в просторечии, надо: с Восьмым Марта)  МТК, программа “На огонек”, 8 марта 2008г

Газеты

Согласно исследованию журналиста Ники Олиной речевая культура населения в целом (а молодежи – особенно!) в последние 10-15 лет резко ухудшилась. И первостепенную роль в разрушении и пренебрежении языком являются, как ни странно, СМИ, чье изначальное назначение было обучать и информировать аудиторию. Рассмотрим несколько примеров ошибок, найденных в российской прессе, телевидении:

Газета “МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ” “Ирина Понаровская займется рекламой ЧУЛКОВ(норма требует: чулок) “Московский комсомолец”, 14 марта 2008г, заголовок редакционной заметки

Павел ГУСЕВ, главный редактор газеты “Московский комсомолец” “...Сегодня поздравить всех женщин с Восьмым МАРТОМ (грубое нарушение литературной нормы; распространено в просторечии, надо: с Восьмым Марта) МТК, программа “На огонек”, 8 марта 2008г

Интернет-источники Манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структу­рированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой.

Интернет-источники

Манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение.

форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структу­рированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой.

Вечером в чате о флеш-мобе ( www . vkontakte . ru ) читаем: *Блуждающая: Драсти всем [23:23:22] к нам приходит Зая29 БК@Р: ЗДОРОВО   MARIK_говорит: сашулечка!!!!!!!!! Зая29: IMHO, флеш НЕ удался!!!!!!!!!! Блуждающая: А мне гуд, кучу приколов собрали  Зая29: Какие приколы?????? :-0 БК@Р: Зая прав, МАRIК хихикал всю остановку, шары надували не одновременно, в общем ЛАЖА  МАRIК_говорит : IDGI???!!! : - D Блуждающая: А народу понравилось  МАRIК_говорит : Я пошел... CUL Потерял_ся : пппрррррррррииииииииивввввееееееетттттттт Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью.

Вечером в чате о флеш-мобе ( www . vkontakte . ru ) читаем:

  • *Блуждающая: Драсти всем
  • [23:23:22] к нам приходит Зая29
  • БК@Р: ЗДОРОВО 
  • MARIK_говорит: сашулечка!!!!!!!!!
  • Зая29: IMHO, флеш НЕ удался!!!!!!!!!!
  • Блуждающая: А мне гуд, кучу приколов собрали
  • Зая29: Какие приколы?????? :-0
  • БК@Р: Зая прав, МАRIК хихикал всю остановку, шары надували не
  • одновременно, в общем ЛАЖА 
  • МАRIК_говорит : IDGI???!!! : - D
  • Блуждающая: А народу понравилось 
  • МАRIК_говорит : Я пошел... CUL
  • Потерял_ся : пппрррррррррииииииииивввввееееееетттттттт

Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме.

Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью.

При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга. блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона:

При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.

блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона:

"Аффтар жжот!", "Я плакалЪ", "Пеши исчо".

Пример переписки ( www . VK . ru )

Переписка в VK Разговор в реаль­ной

жизни.

к$юНьК@ (21:44:47 13/09/2011)

Приффки Привет

~2М@N~ (21:44:55 13/09/2011)

Дарофф) Здорово

к$юНьК@ (21:45:03 13/09/2011)

Каг ти? Как ты?

~2М@N~ (21:45:14 13/09/2011)

Мм...Я намана)А у типя как дела? Я нормально. А у тебя как дела?

Анкетирование 1)Общаешься ли ты в контакте? 2)Какие формы общения предпочитаешь? 3)Используешь ли ты при общении сленг? 4)Почему ты используешь сленг? 5)Применяешь ли ты при переписке орфографические правила, когда общаешься в Интернете? 6)Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему? 7)Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность?

Анкетирование

1)Общаешься ли ты в контакте?

2)Какие формы общения предпочитаешь?

3)Используешь ли ты при общении сленг?

4)Почему ты используешь сленг?

5)Применяешь ли ты при переписке орфографические правила, когда общаешься в Интернете?

6)Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему?

7)Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность?

Общаешься ли ты в контакте?

Общаешься ли ты в контакте?

Какие формы общения предпочитаешь?

Какие формы общения предпочитаешь?

Анализ ошибок, допускаемых в Интернетобщении:  Проанализировав сайты форумов, блогов, чатов ( www . mail . ru , www . vkontakte . ru , www . odnoklassniki . ru , www.face book.ru ) выявились следующие ошибки : 1)Замена букв 2)Сокращения (привет-при) 3)Звукоподражания (Ммм...; Бугага!; Хахахаха) 4)Написание слов по произношению (нормально - намана) 5) Отсутствие пунктуации (гак ты) 6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=) 7)Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча мы с тобой) 8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах («Мне нравит Ь ся Вася», «Нужно долго стара тс я») 9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);доспуп (доступ); Типичные замены Примеры Буква «в» заменяется на буквы «фф» здарофф Буква «к» меняется на букву «г» гак ты? Написание английских слов русскими буквами «Нi!»-«Хай!»

Анализ ошибок, допускаемых в Интернетобщении:

Проанализировав сайты форумов, блогов, чатов ( www . mail . ru , www . vkontakte . ru , www . odnoklassniki . ru , www.face book.ru ) выявились следующие ошибки :

1)Замена букв

2)Сокращения (привет-при)

3)Звукоподражания (Ммм...; Бугага!; Хахахаха)

4)Написание слов по произношению (нормально - намана)

5) Отсутствие пунктуации (гак ты)

6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)

7)Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча мы с тобой)

8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах («Мне нравит Ь ся Вася», «Нужно долго стара тс я»)

9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);доспуп (доступ);

Типичные замены

Примеры

Буква «в» заменяется на буквы «фф»

здарофф

Буква «к» меняется на букву «г»

гак ты?

Написание английских слов русскими буквами

«Нi!»-«Хай!»

 1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки. Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком». Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.

1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.

Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком». Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.

Заключение Исследование показало, что уровень грамотности и культуры речи неизбежно падает, и способствует этой тенденции множество факторов: СМИ, Интернет, средства коммуникации, семья, образование, национальность, друзья, школа, книги, реклама. Но наибольшее влияние оказывают СМИ и Интернет. Произошло перемещения акцента с книг на Интернет, СМИ и публицистика сейчас не соответствует элитарному уровню культуры речи, а опускается до использования жаргонизмов, вульгаризмов, непечатной лексики. Но хуже всего, что такие заниженные нормы воспринимаются аудиторией как норма.

Заключение

Исследование показало, что уровень грамотности и культуры речи неизбежно падает, и способствует этой тенденции множество факторов: СМИ, Интернет, средства коммуникации, семья, образование, национальность, друзья,

школа, книги, реклама. Но наибольшее влияние оказывают СМИ и Интернет. Произошло перемещения акцента с книг на Интернет, СМИ и публицистика сейчас не соответствует элитарному уровню культуры речи, а опускается до использования жаргонизмов, вульгаризмов, непечатной лексики. Но хуже всего, что такие заниженные нормы воспринимаются аудиторией как норма.