СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Технология развития критического мышления через чтение и письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация разработана порталом "Знаника"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Технология развития критического мышления через чтение и письмо"»

Образовательные технологии в реализации ФГОС: технология развития критического мышления РЕФЛЕКСИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫЗОВ

Образовательные технологии в реализации ФГОС:

технология развития критического мышления

РЕФЛЕКСИЯ

ОСМЫСЛЕНИЕ

ВЫЗОВ

раскрытие способностей каждого ребёнка приходит в школу «учить себя» воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире учится сам добывать знания и пользоваться ими в жизни

раскрытие способностей каждого ребёнка

приходит в школу «учить себя»

воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире

учится сам добывать знания и пользоваться ими в жизни

 Критическое мышление способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям;    способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Критическое мышление

  • способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям;
  • способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
АВТОРЫ ТЕХНОЛОГИИ  Чарльз Темпл Джинни Стил  Курт Мередит КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?

АВТОРЫ ТЕХНОЛОГИИ

Чарльз Темпл

Джинни Стил

Курт Мередит

КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?

критически относится к любым утверждениям быть открытым новым идеям не принимать ничего на веру без доказательств свобода выбора, ответственность за собственные решения

критически относится к любым утверждениям

быть открытым новым идеям

не принимать ничего на веру без доказательств

свобода выбора, ответственность за собственные решения

развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни ЦЕЛЬ создание атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире ИДЕЯ

развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни

ЦЕЛЬ

создание атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире

ИДЕЯ

Признаки критического мышления

Признаки критического мышления

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ Фазы технологии развития критического мышления ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

Фазы технологии развития критического мышления

ВЫЗОВ

Фазы технологии развития критического мышления Первая фаза ВЫЗОВ формируется личный интерес определяются цели рассмотрения той или иной темы актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом

Фазы технологии развития критического мышления

Первая фаза

ВЫЗОВ

формируется личный интерес

определяются цели рассмотрения той или иной темы

актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом

Фазы технологии развития критического мышления Первая фаза ВЫЗОВ Содержание деятельности: задать вопрос; продемонстрировать неожиданные свойства предмета; рассказать об увиденном; создать ситуацию «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие  примеры».

Фазы технологии развития критического мышления

Первая фаза

ВЫЗОВ

Содержание деятельности:

  • задать вопрос;
  • продемонстрировать неожиданные свойства предмета;
  • рассказать об увиденном;
  • создать ситуацию «разрыва» в способе решения учебной задачи;
  • в тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».
Фазы технологии развития критического мышления Первая фаза ВЫЗОВ 1 2 3

Фазы технологии развития критического мышления

Первая фаза

ВЫЗОВ

1

2

3

Фазы технологии развития критического мышления Первая фаза ВЫЗОВ ОБМЕН МНЕНИЯМИ способствует выработке новых идей, которые часто являются продуктивными; способствует появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала; позволяет чувствовать себя комфортно.

Фазы технологии развития критического мышления

Первая фаза

ВЫЗОВ

ОБМЕН МНЕНИЯМИ

  • способствует выработке новых идей, которые часто являются продуктивными;
  • способствует появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала;
  • позволяет чувствовать себя комфортно.
Фазы технологии развития критического мышления Первая фаза ВЫЗОВ Любое мнение ценно!

Фазы технологии развития критического мышления

Первая фаза

ВЫЗОВ

Любое мнение ценно!

Фазы технологии развития критического мышления Первая фаза ВЫЗОВ  Приёмы: составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам; систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки.

Фазы технологии развития критического мышления

Первая фаза

ВЫЗОВ

Приёмы:

  • составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам;
  • систематизация материала: кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки.
Фазы технологии развития критического мышления Вторая фаза ОСМЫСЛЕНИЕ обучающийся вступает в контакт с новой информацией учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации осуществляется систематизация информации происходит формирование собственной позиции

Фазы технологии развития критического мышления

Вторая фаза

ОСМЫСЛЕНИЕ

обучающийся вступает в контакт с новой информацией

учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации

осуществляется систематизация информации

происходит формирование собственной позиции

Фазы технологии развития критического мышления Вторая фаза ОСМЫСЛЕНИЕ Содержание деятельности:

Фазы технологии развития критического мышления

Вторая фаза

ОСМЫСЛЕНИЕ

Содержание деятельности:

    Фазы технологии развития критического мышления Вторая фаза ОСМЫСЛЕНИЕ Содержание деятельности:

    Фазы технологии развития критического мышления

    Вторая фаза

    ОСМЫСЛЕНИЕ

    Содержание деятельности:

      Фазы технологии развития критического мышления Вторая фаза ОСМЫСЛЕНИЕ

      Фазы технологии развития критического мышления

      Вторая фаза

      ОСМЫСЛЕНИЕ

      Фазы технологии развития критического мышления Вторая фаза ОСМЫСЛЕНИЕ  Метод активного чтения: ˅ .

      Фазы технологии развития критического мышления

      Вторая фаза

      ОСМЫСЛЕНИЕ

      Метод активного чтения:

      • ˅
      • .
      Фазы технологии развития критического мышления  Третья фаза РЕФЛЕКСИЯ происходит «присвоение» нового знания формирование на основе нового знания аргументированного представления об изучаемом анализ собственных мыслительных операций

      Фазы технологии развития критического мышления

      Третья фаза

      РЕФЛЕКСИЯ

      происходит «присвоение» нового знания

      формирование на основе нового знания аргументированного представления об изучаемом

      анализ собственных мыслительных операций

      Фазы технологии развития критического мышления  Третья фаза РЕФЛЕКСИЯ Содержание деятельности: прояснение смысла нового материала; построение дальнейшего маршрута обучения: понятно, непонятно, узнать больше, задать вопрос ; обмен мнениями.

      Фазы технологии развития критического мышления

      Третья фаза

      РЕФЛЕКСИЯ

      Содержание деятельности:

      • прояснение смысла нового материала;
      • построение дальнейшего маршрута обучения: понятно, непонятно, узнать больше, задать вопрос ;
      • обмен мнениями.
      Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

      Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

      Фазы технологии развития критического мышления  Третья фаза РЕФЛЕКСИЯ

      Фазы технологии развития критического мышления

      Третья фаза

      РЕФЛЕКСИЯ

      Фазы технологии развития критического мышления  Третья фаза РЕФЛЕКСИЯ

      Фазы технологии развития критического мышления

      Третья фаза

      РЕФЛЕКСИЯ

      Фазы технологии развития критического мышления  Третья фаза РЕФЛЕКСИЯ  Приёмы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация круглых столов, дискуссий; написание творческих работ.

      Фазы технологии развития критического мышления

      Третья фаза

      РЕФЛЕКСИЯ

      Приёмы:

      • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
      • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
      • ответы на поставленные вопросы;
      • организация круглых столов, дискуссий;
      • написание творческих работ.
      Приёмы технологии развития критического мышления графический приём систематизации материала КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ») Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большое количество информации. Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии. ТЕМА СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ

      Приёмы технологии развития критического мышления

      графический приём систематизации материала

      КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ»)

      • Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди.
      • Система кластеров охватывает большое количество информации.
      • Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии.

      ТЕМА

      СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ

      Приёмы технологии развития критического мышления Кластер («Гроздь») Кластер оформляется в виде грозди. В центре располагается основное понятие, мысль. По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ    СМЫСЛОВАЯ  ЕДИНИЦА СМЫСЛОВАЯ  ЕДИНИЦА

      Приёмы технологии развития критического мышления

      Кластер («Гроздь»)

      • Кластер оформляется в виде грозди.
      • В центре располагается основное понятие, мысль.
      • По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы.

      ОСНОВНОЕ

      ПОНЯТИЕ

      СМЫСЛОВАЯ

      ЕДИНИЦА

      СМЫСЛОВАЯ

      ЕДИНИЦА

      Приёмы технологии развития критического мышления ВЕРНЫЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ В начале урока предлагаются высказывания.  Учащиеся устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

      Приёмы технологии развития критического мышления

      ВЕРНЫЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

      • В начале урока предлагаются высказывания.
      • Учащиеся устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.
      • После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
      Приёмы технологии развития критического мышления ИНСЕРТ маркировка текста по мере его чтения

      Приёмы технологии развития критического мышления

      ИНСЕРТ

      маркировка текста по мере его чтения

      Приёмы технологии развития критического мышления       ИНСЕРТ после прочтения текста заполняют таблицу; значки - заголовки граф таблицы; в таблицу кратко заносятся сведения из текста.

      Приёмы технологии развития критического мышления

      ИНСЕРТ

      • после прочтения текста заполняют таблицу;
      • значки - заголовки граф таблицы;
      • в таблицу кратко заносятся сведения из текста.
      Приёмы технологии развития критического мышления «присвоение» понятий, терминов ВЫГЛЯДИТ, КАК…  ЗВУЧИТ, КАК … На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове (понятии)

      Приёмы технологии развития критического мышления

      «присвоение» понятий, терминов

      ВЫГЛЯДИТ, КАК…

      ЗВУЧИТ, КАК …

      • На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове (понятии)
      Приёмы технологии развития критического мышления ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются графы таблицы ПЛЮС информация, которая, носит позитивный характер МИНУС ИНТЕРЕСНО информация, которая, носит негативный характер интересные и спорные факты

      Приёмы технологии развития критического мышления

      ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО

      по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются графы таблицы

      ПЛЮС

      информация, которая, носит позитивный характер

      МИНУС

      ИНТЕРЕСНО

      информация, которая, носит негативный характер

      интересные и спорные факты

      Приёмы технологии развития критического мышления приём обучающего письма, запись своих мыслей во время работы с текстом БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ Ключевые моменты заносят их в свой журнал. В ходе прочтения текста учащиеся заполняют графы, связывая изучаемую тему со своим видением мира и личным опытом. Учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.  Что мне известно по данной теме? Что нового узнал из текста?

      Приёмы технологии развития критического мышления

      приём обучающего письма, запись своих мыслей во время работы с текстом

      БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

      • Ключевые моменты заносят их в свой журнал.
      • В ходе прочтения текста учащиеся заполняют графы, связывая изучаемую тему со своим видением мира и личным опытом.
      • Учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.

      Что мне известно по данной теме?

      Что нового узнал из текста?

      Приёмы технологии развития критического мышления формирует умение работать с вопросами ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ стадия вызова – вопросы до изучения темы; на стадия осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; стадия размышлении – демонстрация понимания пройденного.  «толстые»  «тонкие»

      Приёмы технологии развития критического мышления

      формирует умение работать с вопросами

      ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

      • стадия вызова – вопросы до изучения темы;
      • на стадия осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
      • стадия размышлении – демонстрация понимания пройденного.

      «толстые»

      «тонкие»

      Приёмы технологии развития критического мышления свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы ЭССЕ франц. «еssai», англ. «essay» – опыт, очерк; латинский «exagium» – взвешивание Факторы, определяющие формы эссе: время, которое необходимо для написания; умение строить логичные композиции (например, вызов - изложение тезисов, аргументация, выводы); литературный дар автора, выразительность речи, богатство контекста и т.д.

      Приёмы технологии развития критического мышления

      свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы

      ЭССЕ

      франц. «еssai», англ. «essay» – опыт, очерк;

      латинский «exagium» – взвешивание

      Факторы, определяющие формы эссе:

      • время, которое необходимо для написания;
      • умение строить логичные композиции (например, вызов - изложение тезисов, аргументация, выводы);
      • литературный дар автора, выразительность речи, богатство контекста и т.д.
      Приёмы технологии развития критического мышления ЭССЕ ( для написания 5-10 минут ) инструмент диагностики задание, направленное на лучшее понимание текста

      Приёмы технологии развития критического мышления

      ЭССЕ

      ( для написания

      5-10 минут )

      инструмент диагностики

      задание,

      направленное на лучшее понимание текста

      Приёмы технологии развития критического мышления полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  что подлежит сравнению различные черты и свойства, по которым происходит сравнение ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ ПЕРСОНАЛИ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

      Приёмы технологии развития критического мышления

      полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов

      КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

      что подлежит сравнению

      различные черты и свойства, по которым происходит сравнение

      ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ

      ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

      ПЕРСОНАЛИ

      ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

      ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

      Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

      Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

      Преимущества технологии развития критического мышления

      Преимущества технологии развития критического мышления