Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Пожарского муниципального района |
Творчество- источник самореализации и саморазвития личности |
[Введите подзаголовок документа] |
Морозенко Татьяна Николаевна, учитель начальных классов ![]() |
1 слайд. Каждый ребёнок способен созидать и творить.
«Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно заполнить».
Как же сделать так, чтобы каждый ребёнок нашел возможность развить и проявить свои способности в какой-либо сферах как учебной, так и внеучебной деятельности?
В Большой энциклопедии творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся учёных, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициативы, оригинальность суждений, творческое воображение.
2 слайд. В настоящее время многое изменилось в системе образования. Теперь на первый план выходит не формирование ЗУНов, а воспитание и развитие творческой, духовно-нравственной и социально-адаптированной личности, способной применить свои знания и опыт в реальных условиях существующего мира.
Одним из приёмов создания положительной мотивации учения может служить опора на творчество обучающихся. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ребёнок не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Необходимо дать возможность всем обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
3 слайд. Развитие творческих способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми обучающиеся будут пользоваться в дальнейшем.
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счёт подключения семьи учащихся,
дидактические и сюжетно- ролевые игры на уроках и во внеурочное время,
экскурсии, наблюдения,
творческие мастерские….
Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания. Диапазон заданий широк.
4 слайд. Развитие творческого задания своим ученикам я предлагаю на уроках русского языка. (Презентация ученика «Исторический корень слова»)
Важная роль в процессе развития творческих способностей принадлежит урокам риторики, которые проходят у нас как кружок во внеурочное время. Каждый ребёнок хочет творить. На занятиях риторики мы много беседуем, рассуждаем, излагаем мысли в виде сочинений, много работаем с рифмой и даже пытаемся сочинять стихи. Вот некоторые стихи собственного сочинения.
5-7 слайд. На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей обучающихся. На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.
6 слайд. «Город будущего» в работе использовался различный материал.
7 слайд. Лепим из соленого теста.
8-10 слайд. Образовательный модуль «Чистый город».
11-12 слайд. Библиотечные уроки, где чаще используются инсценирования по рассказам и сказкам известных детских писателей. К юбилею С.Я.Маршака, Э. Успенского и др.
В период летних каникул в ЛДП «Сказка на новый лад».
13 слайд. Внеклассные мероприятия по параллелям. Например, «Веснянки», «К Дню космонавтики».
14 слайд. Любой урок или внеклассное мероприятие «удобно» для учителя, когда создана комфортная обстановка, когда создана ситуация творческого самовыражения, самореализации учащихся. А это «удобно» и ученикам! И стимулирует познавательную деятельность интересный урок; интересное занятие создает для учащихся новый стимул к учению, повышает интерес ребят к предмету, воспитывает самостоятельность и творческое мышление.
Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).
Спасибо за внимание!