Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к подробному изложению по тексту Виталия Бианки "Заяц на дереве". 6 класс"»
Подробное изложение по тексту Виталия Бианки «Заяц на дереве»
5 - 6
классы
Чтение текста В. Бианки «Заяц на дереве»
Заяц жил на островке среди широкой реки. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лед. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и зверёк не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать.
Он проснулся только, когда почувствовал, что шкурка его подмокла снизу. Вскочил, — а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Замочив только лапки, заяц удрал на середину островка. Там было еще сухо. Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился все меньше и меньше. Заяц метался с одного конца в другой. Он видел, что скоро весь островок исчезнет под водой, но не решался броситься в холодные, быстрые волны. Он не мог бы переплыть разбушевавшуюся речку.
Чтение текста В. Бианки «Заяц на дереве»
Так прошли весь день и вся ночь. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нем росло толстое корявое дерево. Перепуганный заяц бегал кругом его ствола. А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлепался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нем и стал терпеливо дожидаться конца наводнения.
С голода умереть он не боялся, так как кора старого дерева была хоть и очень горькая, но в пищу пригодная. Гораздо страшнее был ветер. Он качал дерево так сильно, что заяц еле держался на ветке. Он был точно матрос на мачте корабля: ветка под ним раскачивалась, а внизу бежала глубокая холодная вода. Три дня просидел заяц на дереве. Наконец вода спала, и он спрыгнул на землю. Так ему и жить теперь среди реки на острове — до жаркого лета. Летом река обмелеет, и он доберется до берега.
Работа с микротемами. План текста.
- Прочитайте каждую микротему текста.
- Самостоятельно составьте и запишите план текста.
- Сравните свой план текста с предложенным примерным планом.
Микротема №1
Заяц жил на островке среди широкой реки. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лед. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и зверёк не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать.
Микротема №2
Он проснулся только, когда почувствовал, что шкурка его подмокла снизу. Вскочил, — а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Замочив только лапки, заяц удрал на середину островка. Там было еще сухо. Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился все меньше и меньше. Заяц метался с одного конца в другой. Он видел, что скоро весь островок исчезнет под водой, но не решался броситься в холодные, быстрые волны. Он не мог бы переплыть разбушевавшуюся речку.
Микротема №3
Так прошли весь день и вся ночь. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нем росло толстое корявое дерево. Перепуганный заяц бегал кругом его ствола. А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлепался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нем и стал терпеливо дожидаться конца наводнения.
Микротема №4
С голода умереть он не боялся, так как кора старого дерева была хоть и очень горькая, но в пищу пригодная. Гораздо страшнее был ветер. Он качал дерево так сильно, что заяц еле держался на ветке. Он был точно матрос на мачте корабля: ветка под ним раскачивалась, а внизу бежала глубокая холодная вода. Три дня просидел заяц на дереве. Наконец вода спала, и он спрыгнул на землю. Так ему и жить теперь среди реки на острове — до жаркого лета. Летом река обмелеет, и он доберется до берега.
Примерный план текста.
- Первые признаки наводнения.
- Опасность возрастает.
- Заяц спасается на дереве.
- Три дня испытаний. Освобождение от страха.
Словарная работа
- Прибывает (вода) – поднимается уровень воды в реке.
- Наводнение – временное затопление суши, возникающее в результате разлива рек (озер) во время половодья, ливневых дождей, ледяных заторов рек.
- Метался – быстро и беспорядочно бегал из стороны в сторону.
- Разбушевавшаяся (река) – грозная, стремительная.
Словарная работа
- Торчал – виднелся, выглядывал.
- Корявое (дерево) – искривлённое, узловатое.
- Шлёпался – с шумом падал.
- Примостился – пристроился в неудобном положении (с краю)
- Обмелеет (река) – станет мелководной (в ней будет меньше воды).
Выборочный анализ текста
План анализа
- Стиль текста.
- Тип речи.
- Тема.
- Основная мысль.
- Варианты заглавий.
Языковые средства выразительности
- Эпитет (быстрые волны, глубокая вода).
- Сравнение (заяц точно матрос на мачте корабля).
- Олицетворение (река сбрасывала лёд).
- Разговорная лексика (метался, торчал)
Языковые средства выразительности
- Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (шкурка, зверёк).
- Лексический повтор (наводнение, прибывать, заяц, река).
- ОЧП (заяц обрывался и шлёпался в воду) .
Написание подробного изложения
- Напишите подробное изложение по тексту Виталия Бианки «Заяц на дереве».
- При написании пользуйтесь составленным планом.
Творческих успехов!!!
Работа выполнена учителем русского языка и литературы ГБПОУ «1-й МОК» Немцевой Л.В.