Подготовка к сжатому изложению. 7 класс.
Подготовка к сжатому изложению. 7 класс.
Подготовила:учитель русского языка и литературы
МКОУ «Дружбинская СОШ»
Магомедова Ш.А.
Выберите из предложенных определений самое, на ваш взгляд, верное.
Сжатое изложение – это . . .
- вид изложения текста, при котором он сокращается, убирается всё лишнее, но при этом сохраняется основная мысль в каждом абзаце.
* * *
- форма обработки информации исходного текста; воспроизведение основного содержания текста.
* * *
- сокращение текста, при котором убираются лишние слова и предложения.
Задача сжатого изложения -
кратко , в обобщённой форме передать содержание текста , отобрать существенную информацию , исключить подробности .
Не путайте слова «краткий» и «короткий» -
при пересказе текст может стать короче, но при этом исчезает главное, пропускается существенная информация.
запишите
текст так,
чтобы . . .
4. Используйте
приёмы
исключения,
обобщения,
упрощения.
2. Сохранились
микротемы
(главные мысли)
каждого
абзаца.
3 . Сохранилась
тема (главная мысль)
всего исходного
текста.
Практикум.
- Вспомним приёмы сжатия текста.
- Познакомимся с ещё одним приёмом: упрощение .
- Потренируемся применять различные приёмы сжатия в тексте.
А) Исключение.
1. Остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи – уходило в темноту, местами неопределённо чернея, местами пропадая в туманной мгле.
2. Остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи – уходило в темноту, местами неопределённо чернея, местами пропадая в туманной мгле .
3. Остальное всё уходило в темноту.
А) Исключение.
1. В Ялте Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить не только свои чувства, но и всю любовь свою к родному краю, к неброской прелести русской природы.
2 . В Ялте Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить не только свои чувства, но и всю любовь свою к родному краю, к неброской прелести русской природы.
3. В Ялте Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить свою любовь к родному краю.
Б) Обобщение.
- Вряд ли когда бушевали в Сибири такие пожары, как в 1915 году. Лето выдалось на редкость сухое. Ни одного дождя за два месяца. Тайга вспыхнула одновременно в нескольких местах. Гибли в огне охотники и звери. Дым мешал ходить поездам. В городах днём зажигали свет. Урожай запаздывал.
2. Страшные пожары бушевали в Сибири в сухое лето 1915 года. Тайга вспыхнула одновременно в нескольких местах.
Б) Обобщение.
1. В России март не всегда бывает тёплым . Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало – помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов - блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.
2. В России в марте ещё холодно, морозно, но снег всё же мало – помалу тает.
В) Упрощение.
- Замена СПП деепричастным оборотом.
- Когда Крамской увидел присланную в Петербург картину «Мокрый луг», он был потрясён.
( Когда ), [ ]
2. / Увидев картину «Мокрый луг»/, Крамской был потрясён.
В) Упрощение.
- Замена СПП с союзом «который» определением – прилагательным, причастием .
- Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
[ ] , ( которые )
2. Солнце освещало желтые (пожелтевшие) вершины лип.
В) Упрощение.
- Замена СПП с союзом «который» определением – прилагательным, причастием .
- Врач подошёл к больному, которому вчера была сделана операция.
[ ] , ( которому )
2. Врач подошёл к прооперированному вчера больному.
В) Упрощение.
- Замена прямой речи косвенной.
- Владимир Иванович посмотрел на меня и сказал : « Ты уже взрослый. Пора самому решать, что делать и как поступать » .
[ А ] : « [ П ] »
2. Владимир Иванович посмотрел на меня и сказал, что я уже взрослый и что мне надо самому решать, что делать…
[ Автор ] , что [ косвенная речь ]
В) Упрощение.
- Замена прямой речи косвенной.
- « Пошли на речку, Колька! » - задорно крикнул Толик, пробегая мимо меня.
« [ П ] ! » - [ а ] .
2. Толик крикнул, чтобы я собирался на речку.
[ Автор ] , чтобы [ косвенная речь ]
Выводы:
- Сколько приёмов сжатия текста мы рассмотрели?
- В чём заключается суть приёма « исключение» ?
- В чём заключается суть приёма «обобщение» ?
- В чём заключается суть приёма «упрощение» ?
Повторим пунктуацию.
Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.
1. Кот увидел Каштанку вскочил, вытянул спину задрал хвост, и вз..ерошил шерсть.
[ Кот O , O , O , O и O ]
(простое, осложнено однородными сказуемыми).
2. В горячем свете весело, и сухо блестит листвой под окнами сирень.
[ O и O блестит сирень ]
(простое, осложнено, однородными наречиями).
3. Он сохранил, и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех, и ж..вую речь и веру в людей.
[ Он сохранил и O , и O , и O , и O ]
(простое, осложнено однородными дополнениями)
Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.
4. Прошло старое лето и наступила осень.
[ Прошло лето ] , и [ наступила осень ] ССП.
5. Весною я пошёл смотреть свои яблони, и увидел что мыши объели их корни.
[ Я O и O ] , ( что мыши объели )
СПП. Главное предложение осложнено однородными сказуемыми.
6. Когда обоз проехал заяц перескочил дорогу, и полегоньку пошёл к гумну.
( Когда обоз проехал ), [ заяц O и O ]
СПП. Главное предложение осложнено однородными сказуемыми.
Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.
7. Ветер дувший с моря, постоянно усиливался.
[ Ветер , / прич. оборот /, усиливался ]
Простое. Осложнено причастным оборотом.
8. Дорога, вся изрытая колеями шла тёмным хвойным лесом.
[ Дорога , / прич. оборот /, шла ]
Простое. Осложнено причастным оборотом.
9. Бабушка никогда не плутала в лесу безошибочно определяя дорогу, к дому.
[ Бабушка не плутала , / дееприч. оборот /, ]
Простое. Осложнено деепричастным оборотом.
Спасибо!
Приготовимся к написанию сжатого изложения.