СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка к сжатому изложению."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к сжатому изложению."»

 Подготовка к сжатому изложению.  7 класс.  Подготовка к сжатому изложению.  7 класс.  Подготовила:учитель русского языка и литературы МКОУ «Дружбинская СОШ» Магомедова Ш.А.

Подготовка к сжатому изложению. 7 класс.

Подготовка к сжатому изложению. 7 класс.

Подготовила:учитель русского языка и литературы

МКОУ «Дружбинская СОШ»

Магомедова Ш.А.

Выберите из предложенных определений самое, на ваш взгляд, верное. Сжатое изложение – это . . . вид изложения текста, при котором он сокращается, убирается всё лишнее, но при этом сохраняется основная мысль в каждом абзаце. * * * форма обработки информации исходного текста; воспроизведение основного содержания текста. * * * сокращение текста, при котором убираются лишние слова и предложения.

Выберите из предложенных определений самое, на ваш взгляд, верное.

Сжатое изложение – это . . .

  • вид изложения текста, при котором он сокращается, убирается всё лишнее, но при этом сохраняется основная мысль в каждом абзаце.

* * *

  • форма обработки информации исходного текста; воспроизведение основного содержания текста.

* * *

  • сокращение текста, при котором убираются лишние слова и предложения.
Задача сжатого изложения - кратко , в обобщённой форме передать содержание текста , отобрать существенную информацию , исключить подробности . Не путайте слова  «краткий»  и  «короткий» - при пересказе текст может стать короче, но при этом исчезает главное, пропускается существенная информация.

Задача сжатого изложения -

кратко , в обобщённой форме передать содержание текста , отобрать существенную информацию , исключить подробности .

Не путайте слова «краткий» и «короткий» -

при пересказе текст может стать короче, но при этом исчезает главное, пропускается существенная информация.

Прослушайте и запишите  текст так, чтобы . . . 4. Используйте приёмы исключения, обобщения, упрощения. 2. Сохранились микротемы (главные мысли) каждого абзаца. 3 . Сохранилась тема (главная мысль)  всего исходного текста.
  • Прослушайте и

запишите

текст так,

чтобы . . .

4. Используйте

приёмы

исключения,

обобщения,

упрощения.

2. Сохранились

микротемы

(главные мысли)

каждого

абзаца.

3 . Сохранилась

тема (главная мысль)

всего исходного

текста.

Практикум. Вспомним приёмы сжатия текста. Познакомимся с ещё одним приёмом: упрощение . Потренируемся применять различные приёмы сжатия в тексте.

Практикум.

  • Вспомним приёмы сжатия текста.
  • Познакомимся с ещё одним приёмом: упрощение .
  • Потренируемся применять различные приёмы сжатия в тексте.
А) Исключение. 1. Остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи – уходило в темноту, местами неопределённо чернея, местами пропадая в туманной мгле. 2. Остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи – уходило в темноту, местами неопределённо чернея, местами пропадая в туманной мгле . 3. Остальное всё уходило в темноту.

А) Исключение.

1. Остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи – уходило в темноту, местами неопределённо чернея, местами пропадая в туманной мгле.

2. Остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи – уходило в темноту, местами неопределённо чернея, местами пропадая в туманной мгле .

3. Остальное всё уходило в темноту.

А) Исключение. 1. В Ялте Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить не только свои чувства, но и всю любовь свою к родному краю, к неброской прелести русской природы. 2 . В Ялте Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить не только свои чувства, но и  всю любовь свою к родному краю, к неброской прелести русской природы. 3. В Ялте Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить свою любовь к родному краю.

А) Исключение.

1. В Ялте Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить не только свои чувства, но и всю любовь свою к родному краю, к неброской прелести русской природы.

2 . В Ялте Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить не только свои чувства, но и всю любовь свою к родному краю, к неброской прелести русской природы.

3. В Ялте Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить свою любовь к родному краю.

Б) Обобщение. Вряд ли когда бушевали в Сибири такие пожары, как в 1915 году. Лето выдалось на редкость сухое. Ни одного дождя за два месяца. Тайга вспыхнула одновременно в нескольких местах. Гибли в огне охотники и звери. Дым мешал ходить поездам. В городах днём зажигали свет. Урожай запаздывал. 2. Страшные пожары бушевали в Сибири в сухое лето 1915 года.  Тайга вспыхнула одновременно в нескольких местах.

Б) Обобщение.

  • Вряд ли когда бушевали в Сибири такие пожары, как в 1915 году. Лето выдалось на редкость сухое. Ни одного дождя за два месяца. Тайга вспыхнула одновременно в нескольких местах. Гибли в огне охотники и звери. Дым мешал ходить поездам. В городах днём зажигали свет. Урожай запаздывал.

2. Страшные пожары бушевали в Сибири в сухое лето 1915 года. Тайга вспыхнула одновременно в нескольких местах.

Б) Обобщение. 1. В России март не всегда бывает тёплым . Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало – помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов - блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. 2. В России в марте ещё холодно, морозно, но снег всё же мало – помалу тает.

Б) Обобщение.

1. В России март не всегда бывает тёплым . Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало – помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов - блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.

2. В России в марте ещё холодно, морозно, но снег всё же мало – помалу тает.

В) Упрощение. Замена СПП деепричастным оборотом. Когда Крамской увидел присланную в Петербург картину «Мокрый луг», он был потрясён. ( Когда ), [  ] 2. / Увидев картину «Мокрый луг»/, Крамской был потрясён.

В) Упрощение.

  • Замена СПП деепричастным оборотом.
  • Когда Крамской увидел присланную в Петербург картину «Мокрый луг», он был потрясён.

( Когда ), [ ]

2. / Увидев картину «Мокрый луг»/, Крамской был потрясён.

В) Упрощение. Замена СПП с союзом «который» определением – прилагательным, причастием . Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. [  ] , ( которые ) 2. Солнце освещало желтые (пожелтевшие) вершины лип.

В) Упрощение.

  • Замена СПП с союзом «который» определением – прилагательным, причастием .
  • Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

[ ] , ( которые )

2. Солнце освещало желтые (пожелтевшие) вершины лип.

В) Упрощение. Замена СПП с союзом «который» определением – прилагательным, причастием . Врач подошёл к больному, которому вчера была сделана операция. [  ] , ( которому ) 2. Врач подошёл к прооперированному вчера больному.

В) Упрощение.

  • Замена СПП с союзом «который» определением – прилагательным, причастием .
  • Врач подошёл к больному, которому вчера была сделана операция.

[ ] , ( которому )

2. Врач подошёл к прооперированному вчера больному.

В) Упрощение. Замена прямой речи косвенной. Владимир Иванович посмотрел на меня и сказал :  « Ты уже взрослый. Пора самому решать, что делать и как поступать » . [  А  ] :  « [  П ] » 2. Владимир Иванович посмотрел на меня и сказал, что я уже взрослый и что мне надо самому решать, что делать… [ Автор ] ,  что  [ косвенная речь ]

В) Упрощение.

  • Замена прямой речи косвенной.
  • Владимир Иванович посмотрел на меня и сказал : « Ты уже взрослый. Пора самому решать, что делать и как поступать » .

[ А ] : « [ П ] »

2. Владимир Иванович посмотрел на меня и сказал, что я уже взрослый и что мне надо самому решать, что делать…

[ Автор ] , что [ косвенная речь ]

В) Упрощение. Замена прямой речи косвенной. « Пошли на речку, Колька! »  - задорно крикнул Толик, пробегая мимо меня. « [  П  ] ! » -  [  а ] . 2. Толик крикнул, чтобы я собирался на речку. [ Автор ] ,  чтобы  [ косвенная речь ]

В) Упрощение.

  • Замена прямой речи косвенной.
  • « Пошли на речку, Колька! » - задорно крикнул Толик, пробегая мимо меня.

« [ П ] ! » - [ а ] .

2. Толик крикнул, чтобы я собирался на речку.

[ Автор ] , чтобы [ косвенная речь ]

Выводы: Сколько приёмов сжатия текста мы рассмотрели?  В чём заключается суть приёма « исключение» ?  В чём заключается суть приёма «обобщение» ?  В чём заключается суть приёма «упрощение» ?

Выводы:

  • Сколько приёмов сжатия текста мы рассмотрели?
  • В чём заключается суть приёма « исключение» ?
  • В чём заключается суть приёма «обобщение» ?
  • В чём заключается суть приёма «упрощение» ?
Повторим пунктуацию.

Повторим пунктуацию.

Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях. 1. Кот увидел Каштанку вскочил, вытянул спину задрал хвост, и вз..ерошил шерсть. [  Кот   O , O , O , O и O ] (простое, осложнено однородными сказуемыми). 2. В горячем свете весело, и сухо блестит листвой под окнами сирень. [  O и O  блестит сирень  ] (простое, осложнено, однородными наречиями). 3. Он сохранил, и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех, и ж..вую речь и веру в людей. [ Он сохранил  и O , и O , и O , и O ] (простое, осложнено однородными дополнениями)

Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.

1. Кот увидел Каштанку вскочил, вытянул спину задрал хвост, и вз..ерошил шерсть.

[ Кот O , O , O , O и O ]

(простое, осложнено однородными сказуемыми).

2. В горячем свете весело, и сухо блестит листвой под окнами сирень.

[ O и O блестит сирень ]

(простое, осложнено, однородными наречиями).

3. Он сохранил, и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех, и ж..вую речь и веру в людей.

[ Он сохранил и O , и O , и O , и O ]

(простое, осложнено однородными дополнениями)

Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях. 4. Прошло старое лето и наступила осень. [  Прошло лето  ] , и [  наступила осень  ]  ССП. 5. Весною я пошёл смотреть свои яблони, и увидел что мыши объели их корни. [  Я  O  и  O  ] , ( что  мыши объели ) СПП. Главное предложение осложнено однородными сказуемыми. 6. Когда обоз проехал заяц перескочил дорогу, и полегоньку пошёл к гумну. ( Когда  обоз проехал ),  [  заяц  O и O  ] СПП. Главное предложение осложнено однородными сказуемыми.

Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.

4. Прошло старое лето и наступила осень.

[ Прошло лето ] , и [ наступила осень ] ССП.

5. Весною я пошёл смотреть свои яблони, и увидел что мыши объели их корни.

[ Я O и O ] , ( что мыши объели )

СПП. Главное предложение осложнено однородными сказуемыми.

6. Когда обоз проехал заяц перескочил дорогу, и полегоньку пошёл к гумну.

( Когда обоз проехал ), [ заяц O и O ]

СПП. Главное предложение осложнено однородными сказуемыми.

Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях. 7. Ветер дувший с моря, постоянно усиливался. [ Ветер ,  / прич. оборот /,  усиливался ] Простое. Осложнено причастным оборотом. 8. Дорога, вся изрытая колеями шла тёмным хвойным лесом. [  Дорога , / прич. оборот /, шла ] Простое. Осложнено причастным оборотом. 9. Бабушка никогда не плутала в лесу безошибочно определяя дорогу, к дому. [  Бабушка не плутала , / дееприч. оборот /, ] Простое. Осложнено деепричастным оборотом.

Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.

7. Ветер дувший с моря, постоянно усиливался.

[ Ветер , / прич. оборот /, усиливался ]

Простое. Осложнено причастным оборотом.

8. Дорога, вся изрытая колеями шла тёмным хвойным лесом.

[ Дорога , / прич. оборот /, шла ]

Простое. Осложнено причастным оборотом.

9. Бабушка никогда не плутала в лесу безошибочно определяя дорогу, к дому.

[ Бабушка не плутала , / дееприч. оборот /, ]

Простое. Осложнено деепричастным оборотом.

Спасибо! Приготовимся к написанию сжатого изложения.

Спасибо!

Приготовимся к написанию сжатого изложения.