Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Подготовка к ВПР по обществознанию 7 класс"»
Подготовка к ВПР по обществознанию 7 класс
- Инструкция по выполнению работы
- На выполнение работы по обществознанию даётся 45 минут . Работа включает в себя 9 заданий . Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям
- Система оценивания выполнения всей работы
- Максимальный балл за выполнение работы − 23.
-
- Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
Первичные баллы
«2»
«3»
0–9
«4»
10–15
«5»
16–20
21–23
- Система оценивания проверочной работы по обществознанию
Номер задания
Количество баллов
1
4
2
1
3
4
4
1
5
3
6
1
7
3
8
1
9
5
- Задание 1
- В ст. 29 Конституции РФ записано:
«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова... Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. ...».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова»
_______________________________________________
- 2. Составьте рассказ о способах поиска, получения и распространения информации, используя следующий план:
1) Какими способами Вы ищите и получаете необходимую информацию? Для чего Вы ее получаете?
2) В каких способах распространения информации Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
_______________________________________________________-
- Пояснение. 1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, что ему думать или говорить по тому или иному поводу, если только его слова не нарушают права других людей. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
- 2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:
- — указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают способы получения и поиска информации подростком;
- — объяснение того, каковы цель и/или значение Вашего поиска информации (перечисленных обучающимся способов деятельности);
- — указание одного или нескольких видов общественно полезных способов распространения информации, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
- — объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
- В ст. 34 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
- 1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Свобода предпринимательской деятельности».
- ______________________________________
- 2. Взрослые могут многое рассказать о своей предпринимательской деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время. Составьте рассказ о своих способностях к экономической деятельности, используя следующий план:
- 1) Какие у Вас есть способности к экономической деятельности? Какое имущество Вам потребуется для реализации своих способностей?
- 2) В каких видах экономической деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали?
- В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
- Пояснение. 1) Ответ на первый вопрос, например: каждый человек может использовать свои умения и имущество, чтобы заниматься законной деятельностью, приносящей прибыль. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
- 2) Рассказ о своих способностях к экономической деятельности должен включать в себя:
- — указание одной или нескольких способностей, которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности;
- — объяснение того, какое имущество Вам для этого необходимо;
- — указание одного или нескольких видов экономической деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
- — объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
- В ст. 38 Конституции РФ записано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.».
- 1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».
- 2. Проанализируйте, что Вы знаете о том, как государство реализует защиту семьи, материнства и детства. Составьте рассказ о важности государственной поддержки семьи, используя следующий план:
- 1) Какие существуют способы государственной поддержки семьи? Для чего государство осуществляет поддержку семьи?
- 2) Какими мерами государственной поддержки пользовалась или могла бы воспользоваться Ваша семья?
- В чём Вы видите пользу такой поддержки для себя и своей семьи?
- Пояснение. 1) Ответ на первый вопрос, например: родители, с одной стороны, обладают приоритетом в решении как воспитывать своих детей, но, с другой стороны, это прямая обязанность родителей, невыполнение которой может привести к лишению родительских прав. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
- 2) Рассказ о важности государственной поддержки семьи должен включать в себя:
- — указание одного или нескольких способов государственной поддержки семьи;
- — объяснение того, каковы цель и/или значение государственной поддержки семьи (перечисленных обучающимся способов);
- — указание одной или нескольких мер государственной поддержки, которыми пользовалась или могла бы воспользоваться семья подростка;
- — объяснение пользы от такой поддержки для самого себя и своей семьи.
- В ст. 39 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
- 1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом».
- 2. Проанализируйте свои знания о мерах государственной социальной поддержки граждан. Составьте рассказ о видах социального обеспечения, используя следующий план:
- 1) Какие Вы знаете меры государственного социального обеспечения граждан? Зачем государство оказывает социальную поддержку гражданам?
- 2) Какими видами социального обеспечения пользуются или могли бы пользоваться члены Вашей семьи?
- В чём Вы видите пользу таких мер социальной поддержки для себя и членов Вашей семьи?
- Пояснение. 1) Ответ на первый вопрос, например: в случаях предусмотренных законом, любой гражданин может получать пенсию или пособие, пользоваться льготами. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
- 2) Рассказ о видах социального обеспечения должен включать в себя:
- — указание одной или нескольких мер государственного социального обеспечения граждан;
- — объяснение того, зачем государство оказывает социальную поддержку гражданам (перечисленных обучающимся видов социального обеспечения);
- — указание одного или нескольких видов социального обеспечения, которыми пользуются или могли бы пользоваться члены семьи подростка или он сам;
- — объяснение значения мер социальной поддержки для самого себя и своих сверстников.
- В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
- 1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».
- 2. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место деятельности по заботе об окружающей среде в нём. Составьте рассказ о видах своей деятельности по заботе об окружающей среде, используя следующий план.
- 1) Как Вы заботитесь об окружающей среде? Для чего Вы это делаете?
- 2) В каких видах деятельности по заботе об окружающей среде Вы могли бы участвовать или участвовали?
- В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
- В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде. мерах по обеспечению экологически чистых производств. предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф:
- создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы.
- В соответствии с данным правом граждане могут: требовать соблюдения экологического законодательства. предоставления соответствующей достоверной информации: создавать в данной сфере общественные объединения: проявлять гражданские инициативы, ставить вопрос о привлечении виновных к ответственностии т. д., а также требовать компенсации за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате экологических катастроф. При этом учитываются все неблагоприятные последствия, включая меру утраты трудоспособности, затраты на лечение. вынужденную смену профессии и образа жизни, места жительства, различные медицинские патологии, ставшие прямым последствием катастроф, и т.д. 19 декабря 1991 г. В Российской Федерации принят Закон об охране окружающей среды.(С. А.)
- Пояснение. 1) Ответ на первый вопрос, например: каждый человек имеет право жить в условиях соответствующих экологическим нормам и стандартам. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
- 2) Рассказ о видах своей деятельности по заботе об окружающей среде должен включать в себя:
- — указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают заботу об окружающей среде подростка;
- — объяснение того, каковы цель и/или значение деятельности по заботе об окружающей среде (перечисленных обучающимся видов деятельности);
- — указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности по заботе об окружающей среде, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
- — объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности по заботе об окружающей среде для самого себя и своих сверстников.
- В ст. 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.».
- 1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на образование».
- 2. В подростковом возрасте главная деятельность — это учёба в школе. Проанализируйте своё свободное от учёбы в школе время и место дополнительного образования в нем. Составьте рассказ о видах дополнительного образования, используя следующий план:
- 1) Какие виды дополнительного образования существуют? Для чего люди получают дополнительное образование?
- 2) Какие виды дополнительного образования Вы могли бы получать или получаете?
- В чём Вы видите пользу дополнительного образования для себя и своих сверстников?
- Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения... Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного обучения основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- кратковременное повышение квалификации курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования.
- Пояснение. 1) Ответ на первый вопрос, например: каждый человек может получить знания всеми законными способами. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
- 2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:
- — указание одного или нескольких видов дополнительного образования;
- — объяснение того, каковы цель и/или значение дополнительного образования (перечисленных обучающимся видов деятельности);
- — указание одного или нескольких видов дополнительного образования, которое получает или может получить подросток;
- — объяснение значения дополнительного образования для самого себя и своих сверстников.
- В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания».
- 1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Свобода творчества».
- 2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место творчества в нем. Составьте рассказ о видах своей творческой деятельности, используя следующий план:
- 1) Чем Вы занимаетесь, когда осуществляете творческую деятельность дома? Для чего Вы занимаетесь творческой деятельностью дома?
- 2) В каких видах общественно полезного творчества Вы могли бы участвовать или участвовали?
- В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
- Пояснение. 1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает на какую тему и как ему писать рассказы, стихи, рисовать картины. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
- 2) Рассказ о видах своей творческой деятельности должен включать в себя:
- — указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание творчества подростка дома;
- — объяснение того, каковы цель и/или значение своего домашнего творчества (перечисленных обучающимся видов деятельности);
- — указание одного или нескольких видов общественно полезной творческой деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
- — объяснение значения участия в общественно полезных видах творчества для самого себя и своих сверстников.
- Задание 2
- Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Бартер — обмен одного товара на другой без помощи денег.
- 2) Акционерное общество представляет собой единственную допустимую форму организации предприятия в РФ.
- 3) Единственная российская валюта — рубль.
- 4) Бюджет представляет собой план доходов и расходов семьи, фирмы или государства за определенный период.
- 5) Банки занимаются исключительно кредитованием населения.
- Пояснение. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Бартер — обмен одного товара на другой без помощи денег. Да, верно.
- 2) Акционерное общество представляет собой единственную допустимую форму организации предприятия в РФ. Нет, неверно, еще существуют товарищества, индивидуальные предприниматели и т.д.
- 3) Единственная российская валюта — рубль. Да, верно.
- 4) Бюджет представляет собой план доходов и расходов семьи, фирмы или государства за определенный период. Да, верно.
- 5) Банки занимаются исключительно кредитованием населения. Нет, неверно, еще банки осуществляют прием вкладов, обмен валюты и т.д.
-
- Ответ: 134.
- Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Социальные нормы бывают только формальные.
- 2) Обряды представляют собой совокупность действий, установленных обычаями или ритуалами.
- 3) Этикет — принятая в определенных социальных кругах система правил поведения.
- 4) Социальные нормы помогают сохранить порядок в обществе, являются эталоном поведения.
- 5) Обычаи относятся к формальным нормам и содержатся в современных законах.
- Пояснение. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Социальные нормы бывают только формальные. Нет, неверно, они бывают и неформальные, например нормы морали.
- 2) Обряды представляют собой совокупность действий, установленных обычаями или ритуалами. Да, верно.
- 3) Этикет — принятая в определенных социальных кругах система правил поведения. Да, верно.
- 4) Социальные нормы помогают сохранить порядок в обществе, являются эталоном поведения. Да, верно.
- 5) Обычаи относятся к формальным нормам и содержатся в современных законах. Нет, неверно, это неформальные нормы.
-
- Ответ: 234.
- Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Законы это правила, которые устанавливает и охраняет государство.
- 2) Законы обязаны соблюдать все.
- 3) Асоциальное поведение всегда связано с нарушением правовых норм, законов.
- 4) Законы призваны утверждать и защищать справедливость.
- 5) Законы дают неограниченную свободу людям.
- Пояснение. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Законы это правила, которые устанавливает и охраняет государство. Да, верно.
- 2) Законы обязаны соблюдать все. Да, верно.
- 3) Асоциальное поведение всегда связано с нарушением правовых норм, законов. Нет, неверно, оно может быть связано с нарушением моральных норм.
- 4) Законы призваны утверждать и защищать справедливость. Да, верно.
- 5) Законы дают неограниченную свободу людям. Нет, неверно, законы устанавливают границы свободы и рамки дозволенного.
-
- Ответ: 124.
- Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Дисциплина — необходимое условие нормальной жизни общества.
- 2) Можно выделить воинскую, трудовую, общеобязательную дисциплину.
- 3) Самоконтроль позволяет человеку сознательно действовать в соответствии с правовыми и нравственными предписаниями.
- 4) Нравственность — практическое воплощение норм права, поведение человека в соответствии с законами.
- 5) Важную роль в поддержании внешней дисциплины играет самовоспитание и воля человека, его самоконтроль.
- Пояснение. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Дисциплина — необходимое условие нормальной жизни общества. Да, верно.
- 2) Можно выделить воинскую, трудовую, общеобязательную дисциплину. Да, верно.
- 3) Самоконтроль позволяет человеку сознательно действовать в соответствии с правовыми и нравственными предписаниями. Да, верно.
- 4) Нравственность — практическое воплощение норм права, поведение человека в соответствии с законами. Нет, неверно, нравственность проявляется в следовании нормам морали.
- 5) Важную роль в поддержании внешней дисциплины играет самовоспитание и воля человека, его самоконтроль. Нет, неверно, эти факторы играют важную роль во внутренней дисциплине.
-
- Ответ: 123.
- Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Законопослушание предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность, связанную с реализацией своих прав и выполнением обязанностей.
- 2) Все социальные нормы содержатся в документах, издаваемых разными государственными органами, — в законах, указах, постановлениях.
- 3) Противозаконное поведение несет вред обществу и нарушает закон.
- 4) Наиболее серьезная категория правонарушений — преступления.
- 5) За все проступки и преступления предусмотрена уголовная ответственность.
- Пояснение. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Законопослушание предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность, связанную с реализацией своих прав и выполнением обязанностей. Да, верно .
- 2) Все социальные нормы содержатся в документах, издаваемых разными государственными органами, — в законах, указах, постановлениях. Нет, неверно, моральные, религиозные нормы, обычаи и традиции не содержатся в них.
- 3) Противозаконное поведение несет вред обществу и нарушает закон. Да, верно .
- 4) Наиболее серьезная категория правонарушений — преступления. Да, верно .
- 5) За все проступки и преступления предусмотрена уголовная ответственность. Нет, неверно, за проступки наступает административная, гражданская или дисциплинарная ответственность.
-
- Ответ: 134.
- Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Адвокаты помогают составить завещание и удостоверяют сделки с недвижимостью.
- 2) Нотариусы защищают права подсудимых в ходе судебного процесса.
- 3) Федеральная Служба Безопасности борется с терроризмом, шпионажем и т.д.
- 4) Прокуратура надзирает за соблюдением законов.
- 5) Суд осуществляет правосудие от имени государства.
- Пояснение. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Адвокаты помогают составить завещание и удостоверяют сделки с недвижимостью. Нет, неверно, этим занимаются нотариусы.
- 2) Нотариусы защищают права подсудимых в ходе судебного процесса. Нет, неверно, этим занимаются адвокаты.
- 3) Федеральная Служба Безопасности борется с терроризмом, шпионажем и т.д. Да, верно.
- 4) Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Да, верно.
- 5) Суд осуществляет правосудие от имени государства. Да, верно.
-
- Ответ: 345.
- Задание 2 № 65
- Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Презумпция невиновности означает, что пока вина человека не доказана судом, он считается невиновным.
- 2) Судьи независимы и подчиняются только закону.
- 3) Полиция осуществляет правосудие.
- 4) Таможня ведет борьбу с уличной преступностью, ё сотрудники патрулируют улицы городов.
- 5) Полиция осуществляет правоохранительную деятельность на основе принципов законности, беспристрастности, открытости и публичности.
- Пояснение. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Презумпция невиновности означает, что пока вина человека не доказана судом, он считается невиновным. Да, верно.
- 2) Судьи независимы и подчиняются только закону. Да, верно.
- 3) Полиция осуществляет правосудие. Нет, неверно, его осуществляет суд.
- 4) Таможня ведет борьбу с уличной преступностью, её сотрудники патрулируют улицы городов. Нет, неверно, это функции полиции.
- 5) Полиция осуществляет правоохранительную деятельность на основе принципов законности, беспристрастности, открытости и публичности. Да, верно.
-
- Ответ: 125.
- В 2013 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
- Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
- 1. Как ответила наибольшая доля опрошенных в стране Z? Предположите почему.
- 2. Одни люди в стране Y считают обеспечение гражданских прав и свобод, развитие инициатив граждан приоритетом для развития страны; другие, наоборот, приоритет видят в развитии технологий. Какое мнение среди опрошенных преобладает? Какие технологии могут обеспечить развитие страны?
- 3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе? Почему?
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос и предположение:
- — ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных в стране Z ответила, что наиболее важным для развитие страны является решение социальных проблем; (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
- — предположение, например: в стране Z остро стоят социальные проблемы: безработица, бедность и т.д. По мнению большинства опрошенных, именно их решение поможет развиваться стране; (Может быть высказано иное уместное предположение.)
- 2) ответ на второй вопрос с объяснением, например:
- — больше тех, кто считают обеспечение гражданских прав и свобод, развитие инициатив граждан приоритетом для развития страны;
- — развитие электронных государственных услуг, переход на электронный документооборот и электронную очередь во всех государственных и муниципальных учреждениях;
- 3) ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
- Фонд Общественное мнение в январе 2016 г. провёл опрос совершеннолетних россиян о том,
- сколько примерно времени в день они проводят в Интернете.
- Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
- 1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
- 2. Одни люди проводят в интернете менее получаса; другие — от получаса до часа. Какая категория среди опрошенных преобладает? Какие полезные ресурсы можно посещать в интернете для самообразования или подготовки к выполнению домашнего задания?
- 3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе?
- Пояснение. 1) ответ на первый вопрос и предположение:
- – ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что проводит в Интернете в день от 1 до 3 часов;
- (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
- – предположение, например: обычно у людей бывает столько свободного времени после учёбы или работы;
- (Может быть высказано иное уместное предположение.)
- 2) ответ на второй вопрос:
- – преобладает категория, которая проводит от получаса до часа;
- – интернет−энциклопедии; образовательные youtube−каналы; новостные порталы и т.д.
- 3) ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
- В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных среди людей в возрасте 18−24 года? Предположите почему.
2. Одни люди считают карьеру приоритетом в молодости; другие, наоборот, приоритет видят в создании семьи. Какое мнение среди опрошенных респондентов в возрасте старше 55 лет преобладает? Предположите, в чем проявляется важность семьи для человека?
3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе? Почему?
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос и предположение:
- — ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных в возрасте 18−24 года ответила, что важнее всего в молодости является карьера; (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
- — предположение, например: в современном мире существенная часть молодежи хочет как можно быстрее стать независимыми от своих родителей, что может обеспечить только хорошая работа, которая дает экономическую самостоятельность; (Может быть высказано иное уместное предположение.)
- 2) ответ на второй вопрос с объяснением, например:
- — больше тех, кто считает семью приоритетом;
- — дети обеспечат поддержку своим родителям в старости; в семье человек обретает эмоционально−всихологический покой, отдыхает от публичной сферы жизни и т. п.;
- 3) ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
- В ходе социологического опроса совершеннолетним жителям города Z задавали вопрос: «Что из перечисленного наиболее важно, чтобы магазин, в котором Вы покупаете продукты, полностью Вас устраивал?»
- Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
- 1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
- 2. Одни люди считают наиболее важным удобное время работы; другие — широкий ассортимент товаров. Какая категория опрошенных преобладает? Какие существуют иные формы торговли, кроме магазинов?
- 3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1. Ответ на первый вопрос и предположение:
- — ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что главным аргументом при выборе продуктового магазина являются цены, которые их устраивают;
- (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
- — предположение, например: обычно цена товаров является важным аргументом в формировании спроса, так как каждая семья имеет определённый уровень доходов, который не всегда позволяет покупать товары по высокой цене;
- ИЛИ потребитель всегда стремится покупать качественные товары по приемлемым ценам;
- (Может быть высказано иное уместное предположение.)
- 2. Ответ на второй вопрос, например:
- — преобладает категория, для которой важнее удобное время работы;
- — on-line магазины и площадки, где продают товары; рынки и т.д.
- 3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
- В ходе социологического опроса 25-летних и 55-летних граждан страны Z им был задан вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?»
- Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме .
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных мужчин и женщин? Предположите почему.
2. Одни респонденты в возрасте 25 лет считают, что вести домашнее хозяйство должна женщина; другие, наоборот, что это обязанностью мужчины. Какое мнение среди опрошенных преобладает? В каких сферах мужской труд по ведению домашнего хозяйства преобладает в современных российских семьях?
3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе? Почему?
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос и предположение:
- — ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что муж и жена должны участвовать в равной мере в ведении домашнего хозяйства; (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
- — предположение, например: в сознании у большей части респондентов утверждается модель семьи, где муж и жена равны и нет жесткого разделения семейных ролей на мужские и женские; в современном мире в большей части семей и муж и жена работают, следовательно и домашние обязанности должны делить поровну; (Может быть высказано иное уместное предположение.)
- 2) ответ на второй вопрос с объяснением, например:
- — больше тех, кто считает это обязанностью жены;
- — мелкий бытовой ремонт; переноска тяжестей; обслуживание автомобиля и т. п.;
- 3) ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
- В стране Z телеканал для подростков провёл опрос среди зрителей 11—13 лет об отношении к общению в социальных сетях. Подросткам был предложен вопрос: «Считаете ли Вы, что общение в социальных сетях эффективнее, чем общение в реальной жизни?»
- 1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему. 2. Одни подростки считают, что у общения в социальных сетях есть преимущества перед общением в реальной жизни; другие, наоборот, считают, что таких преимуществ нет. Какое мнение среди опрошенных преобладает? Каким образом социальные сети могут быть использованы в образовательном процессе? 3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1. Ответ на первый вопрос и предположение:
- — ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что не всегда общение в социальных сетях эффективно в сравнении с общением в реальной жизни; (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
- — предположение, например: возможно, что большинство опрошенных ценят радость «живого» общения и совместного участия в событиях; (Может быть высказано иное уместное предположение.)
- 2. Ответ на второй вопрос:
- — преобладает мнение, что преимуществ нет;
- — создание групповых бесед для координации проектной деятельности; изучение материалов образовательных групп или аккаунтов и т.п.
- 3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
- Социологические службы опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какую роль семья играет в жизни человека?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
- 1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
- 2. Одни люди считают, что семья оказывает материальную поддержку; другие, наоборот,
- видят в семье помеху для карьеры. Какое мнение среди опрошенных преобладает? Каким образом семья может оказывать материальную поддержку своим членам?
- 3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе? Почему?
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос и предположение:
- — ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что семья — самая большая ценность; (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
- — предположение, например: в современном мире существует категория людей в которых воспитывается ценность семьи, материнства, детства; они живут в благополучных семьях и видят хороший пример своих родителей. Как результат они видят в семьи наибольшую ценность; (Может быть высказано иное уместное предположение.)
- 2) ответ на второй вопрос с объяснением, например:
- — больше тех, кто считает, что семья оказывает материальную поддержку;
- — родители обеспечивают материальные потребности своих несовершеннолетних детей; когда взрослые дети еще получают образование или ищут себе работу, родители часто их содержат и т. п.;
- 3) ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
- Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
-
- ПРИМЕРЫ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА
- А) стрижка волос в салоне красоты 1) товар
- Б) стиральная машинка 2) услуга
- В) организация туристической поездки
- Г) гоночный автомобиль
- Д) пара обуви
- Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
- Пояснение. Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.
- Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.
-
- ПРИМЕРЫ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТАА) стрижка волос в салоне красоты
- Б) стиральная машинка
- В) организация туристической поездки
- Г) гоночный автомобиль
- Д) пара обуви
- 2) услуга
- 1) товар
- 2) услуга
- 1) товар
- 1) товар
-
- Ответ: 21211.
- Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
-
- ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
- А) фиксируется в законах и подзаконных актах
- Б) регулируется общественные отношения
- В) охраняются силой государства
- Г) отражают общественное мнение
- Д) поведение оценивается с позиции добра и зла
- 1) моральные
- 2) правовые
- 3) и моральные, и правовые
-
- Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
-
- ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
- А) составление завещание
- Б) отказ друга дать денег в долг
- В) получение ссуды в банке
- Г) отказ оплатить проезд в автобусе
- Д) выполнение школьниками домашних обязанностей
- Пояснение. Моральные нормы — это один из способов регулирования поведения человека. Моральные нормы обычно не имеют юридической силы, но большинство людей принимает их как должное.
- Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
-
- ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМА) составление завещание
- Б) отказ друга дать денег в долг
- В) получение ссуды в банке
- Г) отказ оплатить проезд в автобусе
- Д) выполнение школьниками домашних обязанностей
- 1) правовые
- 2) моральные
- 1) правовые
- 1) правовые
- 2) моральные
-
- Ответ: 12112.
- Установите соответствие между примерами и видами прав человека. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
-
- ПРИМЕРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
- А) право на владение собственностью
- Б) право на демонстрации, митинги
- В) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Г) право избирать и быть избранным
- Д) право на жизнь
- 1) гражданские (личные) права
- 2) политические права
- 3) социально-экономические права
-
- ПРИМЕРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
- А) право на владение собственностью
- Б) право на демонстрации, митинги
- В) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Г) право избирать и быть избранным
- Д) право на жизнь
- 3) социально-экономические права
- 2) политические права
- 3) социально-экономические права
- 2) политические права
- 1) гражданские (личные) права
-
- Ответ: 32321.
- адание 4 № 49
- Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
-
- ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
- А) При встрече знакомых младший должен первым приветствовать старшего.
- Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания.
- В) При входе в помещение мужчина должен пропустить женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь.
- Г) На празднике Масленицы принято сжигать соломенное чучело и печь блины.
- Д) Когда встречаются две супружеские пары, сначала здороваются друг с другом женщины, после этого мужчины приветствуют дам, затем здороваются между собой мужчины.
- 1) правила этикета
- 2) обычаи
-
- Пояснение.
- ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
- А) При встрече знакомых младший должен первым приветствовать старшего.
- Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания.
- В) При входе в помещение мужчина должен пропустить женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь.
- Г) На празднике Масленицы принято сжигать соломенное чучело и печь блины.
- Д) Когда встречаются две супружеские пары, сначала здороваются друг с другом женщины, после этого мужчины приветствуют дам, затем здороваются между собой мужчины.
- Ответ: 12121
- Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат фирмы за краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
-
- СТАТЬИ ЗАТРАТ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
- А) арендная плата за здание
- Б) транспортные расходы
- В) сдельная зарплата рабочих
- Г) плата за электроэнергию
- Д) оплата труда управляющих
-
- 1 ) постоянные издержки
- 2) переменные издержки
-
- Пояснение.
- СТАТЬИ ЗАТРАТ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕКА) арендная плата за здание
- Б) транспортные расходы
- В) сдельная зарплата рабочих
- Г) плата за электроэнергию
- Д) оплата труда управляющих
- 1) постоянные издержки
- 2) переменные издержки
- 2) переменные издержки
- 2) переменные издержки
- 1) постоянные издержки
-
- Ответ: 12221.
- Установите соответствие между видами статей в семейном бюджете и конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
-
- ПРИМЕРЫ ВИДЫ СТАТЕЙА) заработная плата
- Б) платежи по кредиту на автомобиль
- В) пенсия
- Г) стипендия
- Д) покупка еды, одежды
- 1) расходные статьи
- 2) доходные статьи
-
- Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
- Пояснение.
- ПРИМЕРЫ ВИДЫ СТАТЕЙА) заработная плата
- Б) платежи по кредиту на автомобиль
- В) пенсия
- Г) стипендия
- Д) покупка еды, одежды
- 2) доходные статьи
- 1) расходные статьи
- 2) доходные статьи
- 2) доходные статьи
- 1) расходные статьи
-
- Ответ: 21221.
- Американскому государственному деятелю XVIII–XIX вв. Томасу Джефферсону принадлежит следующее высказывание: «Законы должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души».
-
- 1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «прогресс человеческой души»?
- 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек осознанно следовал правовым нормам?
- Пояснение. Правильный ответ может содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например: нравственное развитие, совершенствование человека и общества;
- 2) объяснение, например: нравственное развитие общества, его гуманизация должна сопровождаться развитием законодательства;
- 3) ответ на второй вопрос, например: чтобы соотносить свою свободу и права со свободой и правами других людей.
- Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.
- Русскому писателю А. П. Чехову принадлежит следующее высказывание: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
-
- 1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «нравственная чистота»?
- 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы человек был чистым нравственно?
Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос, например: это внутренняя чистота человека, то, что регулирует его поведение / чистота мыслей и чувств человека, его добрые побуждения, правдивость в словах и поступках;
2. Объяснение, например: человек должен следить за собой во всём; его мысли, чувства и поступки взаимосвязаны, при этом именно поступки и образ жизни позволяют судить об уме и нравственной чистоте человека;
3. Ответ на второй вопрос, например: если каждый человек будет нравственно чистым, то в обществе будет меньше обмана и зла, ссор и конфликтов, установятся мир и добрые отношения.
Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.
- Немецкому общественному и политическому деятелю XIX в. Карлу Марксу принадлежит следующее высказывание: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
-
- 1. Как Вы понимаете смысл термина «обязанности»?
- 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек осознанно выполнял свои обязанности?
- Пояснение. Правильный ответ может содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например: определённый круг действий, возложенных на человека государством или обществом, обязательный для выполнения;
- 2) объяснение, например: права и обязанности тесно взаимосвязаны между собой и не могут существовать друг без друга: выполнение обязанностей обеспечивает реализацию прав человека;
- 3) ответ на второй вопрос, например: чтобы в обществе существовал порядок и не было необходимости контролировать действия и поступки людей.
- Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.
- Писателю и профессиональному лётчику Антуану де Сент-Экзюпери принадлежит следующее высказывание: «Человек изначально за всё в ответе. Чувство ответственности формирует настоящего человека».
-
- 1. Как Вы понимаете смысл слова «ответственность»?
- 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек был ответственным?
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1. Ответ на первый вопрос, например: способность человека предвидеть, понимать и принимать последствия своих поступков;
- 2. Объяснение, например: человек — единственное разумное существо на планете, поэтому на нём лежит ответственность за окружающую среду, благополучие и мир во всём мире; настоящий человек — личность, а ответственность — это одно из главных качеств личности;
- 3. Ответ на второй вопрос, например: если каждый человек будет ответственным, тогда во всех отраслях повысится качество работы, улучшится состояние природной среды, в отношениях людей будет меньше конфликтов.
- Задание 5 № 50
- Английскому ученому и философу XVI−XVII вв. Фрэнсису Бэкону принадлежит следующее высказывание: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».
-
- 1. Как Вы понимаете смысл слова «справедливость»?
- 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- 3. Как Вы думаете, каким образом общество или государство может защитить справедливость от пороков?
- Пояснение. Правильный ответ может содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например: представление о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам и др;
- 2) объяснение, например: соблюдение принципа справедливости позволяет снизить негативный эффект от аморальных и противоправных поступков отдельных людей, хотя и не устраняет их из общественной жизни;
- 3) ответ на второй вопрос, например: усиление неотвратимости наказания и ужесточением юридической ответственности.
- Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.
- Писателю и журналисту Кармину Галло принадлежит следующее высказывание, обращённое к предпринимателям: «Ваши потребители всегда думают о своём бюджете. А в тяжёлые времена думают о нём всё время».
-
- 1. Как Вы понимаете смысл слова «потребитель»?
- 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- 3. Как Вы думаете, почему для потребителя важно планировать свой бюджет?
- Пояснение. Правильный ответ может содержать следующие элементы:
- 1. Ответ на первый вопрос, например: потребитель — это человек, который приобретает или намеревается приобрести товары и услуги для личных нужд;
- 2. Объяснение, например: каждый человек (потребитель) в той или иной мере планирует свой бюджет; во время кризиса доходы большинства людей сокращаются, поэтому им приходится экономить и планировать свои расходы более тщательно, отказываться от чего-то;
- 3. Ответ на второй вопрос, например: для того, чтобы доходов хватало на всё необходимое ИЛИ для того, чтобы понимать, сколько денег необходимо для жизни семьи в течение определённого времени.
- Элементы ответа могут быть сформулированы иначе
- Русскому писателю XIX в. И. С. Тургеневу принадлежит следующее высказывание: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
-
- 1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «чувство долга»?
- 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек обладал чувством долга?
- Пояснение. Правильный ответ может содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например: внутренне добровольно принимаемое человеком обязательство;
- 2) объяснение, например: чувство долга держит человека в рамках должного поведения, позволяет ему сознательно и добровольно исполнять моральные и правовые предписания, а также свои обязанности;
- 3) ответ на второй вопрос, например: чтобы люди относились ответственно к своим обязанностям перед обществом, государством.
- Мария и Кирилл решили вступить в брак. Но в ЗАГСе им было отказано. Какие обстоятельства препятствуют заключению брака в РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия .
- 1) отсутствие у жениха и невесты постоянного источника доходов
- 2) они являются друг другу родными братом и сестрой
- 3) Мария не владеет русским языком
- 4) у Кирилла уже есть зарегистрированный брак
- 5) отсутствие у жениха и невесты профессионального образования
- 6) Кирилл был признан судом недееспособным
- Пояснение. Не допускается заключение брака между:
- — лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
- — близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
- — усыновителями и усыновленными;
- — лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
-
- Мария и Кирилл решили вступить в брак. Но в ЗАГСе им было отказано. Какие обстоятельства препятствуют заключению брака в РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.
- 1) отсутствие у жениха и невесты постоянного источника доходов. Нет, неверно.
- 2) они являются друг другу родными братом и сестрой. Да, верно.
- 3) Мария не владеет русским языком. Нет, неверно.
- 4) у Кирилла уже есть зарегистрированный брак. Да, верно.
- 5) отсутствие у жениха и невесты профессионального образования. Нет, неверно.
- 6) Кирилл был признан судом недееспособным. Да, верно.
-
- Ответ: 246.
- В России на Новый год принято ставить и украшать елку, дарить друг другу подарки. Какие виды социальных норм нашли отражения в данном примере? Укажите цифры, под которыми они указаны. .
- 1) предписывающие нормы
- 2) запрещающие нормы
- 3) формальные нормы
- 4) неформальные нормы
- 5) обычаи и традиции
- 6) нормы морали
- Пояснение. В России на Новый год принято ставить и украшать елку, дарить друг другу подарки. Какие виды социальных норм нашли отражения в данном примере? Укажите цифры, под которыми они указаны. .
- 1) предписывающие нормы. Да, верно.
- 2) запрещающие нормы. Нет, неверно, это предписывающая норма.
- 3) формальные нормы. Нет, неверно, это неформальная норма.
- 4) неформальные нормы. Да, верно.
- 5) обычаи и традиции. Да, верно.
- 6) нормы морали. Нет, неверно, это традиция.
-
- Ответ: 145.
- Семену 13 лет. Какие права есть у Семена? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) участвовать на выборах в качестве избирателя
- 2) вносить вклады в банк
- 3) покупать в магазине конфеты
- 4) получать подарки от родителей
- 5) устраиваться работать курьером в каникулярное время
- 6) давать согласие на изменение своего имени и фамилии
- Пояснение. Семену 13 лет. Какие права есть у Семена? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) участвовать на выборах в качестве избирателя. Нет, неверно, возможно с 18 лет.
- 2) вносить вклады в банк. Нет, неверно, возможно с 14 лет.
- 3) покупать в магазине конфеты. Да, верно, право появляется с 6 лет.
- 4) получать подарки от родителей. Да, верно, право появляется с 6 лет.
- 5) устраиваться работать курьером в каникулярное время. Нет, неверно, возможно с 14 лет.
- 6) давать согласие на изменение своего имени и фамилии. Да, верно, право появляется с 10 лет.
-
- Ответ: 346.
- Даниле исполнилось 14 лет. Какие права появились у Данилы после достижения 14-летнего возраста? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) участвовать на выборах в качестве избирателя
- 2) вносить вклады в банк
- 3) покупать в магазине конфеты
- 4) получать подарки от родителей
- 5) устраиваться работать курьером в каникулярное время
- 6) давать согласие на изменение своего имени и фамилии
- Пояснение. Даниле исполнилось 14 лет. Какие права появились у Данилы после достижения 14-летнего возраста? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) участвовать на выборах в качестве избирателя. Нет, неверно, возможно с 18 лет.
- 2) вносить вклады в банк. Да, верно, возможно с 14 лет.
- 3) покупать в магазине конфеты. Нет, неверно, право появляется с 6 лет.
- 4) получать подарки от родителей. Нет, неверно, право появляется с 6 лет.
- 5) устраиваться работать курьером в каникулярное время. Да, верно, возможно устраиваться на легкую работу с 14 лет.
- 6) давать согласие на изменение своего имени и фамилии. Нет, неверно, право появляется с 10 лет.
-
- Ответ: 25.
- Демьяну исполнилось 14 лет. Что характерно для его правового статуса? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) Демьян может самостоятельно приобрести квартиру или дом
- 2) Демьян может устроиться на каникулах раздавать рекламу по 8 часов в день
- 3) Демьян понесет уголовную ответственность, если совершит кражу золотых часов
- 4) Демьян понесет административную ответственность если срубит ель в лесу без разрешения специальной инстанции
- 5) Демьян сможет самостоятельно распоряжаться своим заработком курьера
- 6) Демьян будет заслушан входе судебного разбирательства
- Пояснение. Демьяну исполнилось 14 лет. Что характерно для его правового статуса? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) Демьян может самостоятельно приобрести квартиру или дом. Нет, неверно, только с 18 лет.
- 2) Демьян может устроиться на каникулах раздавать рекламу по 8 часов в день. Нет, неверно, не более 4 часов в день.
- 3) Демьян понесет уголовную ответственность, если совершит кражу золотых часов. Да, верно.
- 4) Демьян понесет административную ответственность если срубит ель в лесу без разрешения специальной инстанции. Нет, неверно, только с 16 лет.
- 5) Демьян сможет самостоятельно распоряжаться своим заработком курьера. Да, верно.
- 6) Демьян будет заслушан входе судебного разбирательства. Да, верно.
-
- Ответ: 356.
- Петр ночью проник в магазин и вынес от туда товара на сумму 238 тысяч рублей. Через некоторое время следователи вышли на его след и задержали. Что характерно для правовой оценки данной ситуации. Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) административный проступок
- 2) дисциплинарный проступок
- 3) преступление
- 4) Уголовный кодекс РФ
- 5) Кодекс РФ об административных правонарушениях
- 6) Гражданский кодекс РФ
- Пояснение. Петр ночью проник в магазин и вынес от туда товара на сумму 238 тысяч рублей. Через некоторое время следователи вышли на его след и задержали. Что характерно для правовой оценки данной ситуации. Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) административный проступок. Нет, неверно, это преступление.
- 2) дисциплинарный проступок. Нет, неверно, это преступление.
- 3) преступление. Да, верно.
- 4) Уголовный кодекс РФ. Да, верно.
- 5) Кодекс РФ об административных правонарушениях. Нет, неверно, данное деяние рассматривается Уголовным Кодексом РФ.
- 6) Гражданский кодекс РФ. Нет, неверно, данное деяние рассматривается Уголовным Кодексом РФ.
-
- Ответ: 34.
- Вадим парковался на автомобиле и случайно задел велосипед соседа, погнув ему бампер. Что характерно для правовой оценки данной ситуации. Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) преступление
- 2) проступок
- 3) возмещение ущерба
- 4) лишение свободы
- 5) возмещение ущерба
- 6) Гражданский кодекс РФ
- Пояснение. Вадим парковался на автомобиле и случайно задел велосипед соседа, погнув ему бампер. Что характерно для правовой оценки данной ситуации. Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
- 1) преступление. Нет, неверно, это гражданский проступок.
- 2) проступок. Да, верно, это гражданский проступок.
- 3) возмещение ущерба. Да, верно, это предусмотрено за причинение вреда чужому имуществу.
- 4) лишение свободы. Нет, неверно, данное наказание применяется только за преступления.
- 5) Уголовный кодекс РФ. Нет, неверно, этот вид правонарушений предусматривается нормами Гражданского кодекса РФ
- 6) Гражданский кодекс РФ. Да, верно.
-
- Ответ: 236.
- Один из правоохранительных органов — суд.
- 1. Как Вы думаете: а) что такое суд;
б) почему суд должен быть независим от других органов государственной власти?
- 2. Какие ещё правоохранительные органы Вы знаете? (Назовите два органа.)
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например:
- — суд — орган государства, осуществляющий правосудие;
- — независимость суда обеспечивает непредвзятость и беспристрастность его решений; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)
- 2) ответ на второй вопрос, например: полиция, ФСБ .
- Могут быть названы другие правоохранительные органы.
- Важнейшую роль в защите прав и свобод человека играет адвокат
- 1. Как Вы думаете: а) что собой представляет профессия адвокат; б) Каким образом адвокат защищает права и свободы граждан, помимо участия в судебных процессах?
- 2. Каких еще участников судебного процесса Вы знаете? (Назовите двоих таких участников.)
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например:
- — адвокат — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи людям и организациям;
- — адвокаты дают консультации по юридическим вопросам, помогают в составлении жалоб, заявлений и т.д.; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)
- 2) ответ на второй вопрос, например: судья, прокурор.
- Могут быть названы другие участники судебного процесса.
- 1. Как Вы думаете: а) что такое деньги; б) какие существуют виды денег (назовите два вида)?
- 2. Какие функции денег Вы знаете? (Назовите две такие функции.)
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например:
- — деньги — универсальный эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться;
- — деньги бывают наличные и безналичные; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)
- 2) ответ на второй вопрос, например: мера стоимости, средство платежа, средство обмена, средство накопления.
- Могут быть названы другие функции денег.
- 1. Как Вы думаете: а) что такое заработная плата; б) от чего зависит размер заработной платы?
- 2. Какие ещё виды доходов Вы знаете? (Назовите две такие обязанности.)
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например:
- — заработная плата — вознаграждение за труд, которое получает наемный работник;
- — размер заработной платы зависит от уровня квалификации работника; сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)
- 2) ответ на второй вопрос, например: прибыль от фирмы, пенсия, пособия, стипендии и т.д.
- Могут быть названы другие виды доходов.
- Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ — защита Отечества (см. фотографию).
- 1. Как Вы думаете: а) что такое военная служба; б) с какой целью осуществляется военная служба?
- 2. Какие ещё конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете? (Назовите две такие обязанности.)
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например:
- — военная служба — особый вид государственной службы, осуществляемый в вооруженных силах добровольно (по контракту) или по призыву;
- — военная служба осуществляется с целью защиты Отечества от внешней агрессии, а также вооружённой защиты территориальной целостности и неприкосновенности его территории; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)
- 2) ответ на второй вопрос, например: уплата налогов, сохранение природы.
- Могут быть названы другие конституционные обязанности гражданина РФ.
- 1. Как Вы думаете: а) что такое правонарушение; б) с какого возраста человек подлежит уголовной ответственности за наиболее серьезные виды преступлений, а с какого за все?
- 2. Каким образом государство карает за совершение правонарушения?
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например:
- — правонарушение — виновно совершенное, противоправное общественно опасное деяние лица;
- — за наиболее серьезные преступления — с 14 лет, а за все — с 16 лет; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)
- 2) ответ на второй вопрос, например: применяет меры юридической ответственности.
- Могут быть названы конкретные наказания в рамках какого-либо вида юридической ответственности.
- 1. Как Вы думаете: а) что такое банк; б) с какой целью люди берут кредиты?
- 2. Какие ещё банковские услуги Вы знаете? (Назовите две такие услуги.)
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) ответ на первый вопрос, например:
- — банк — финансовая организация, оказывающая финансовые услуги людям и организациям;
- — люди берут кредиты с целью приобретения дорогостоящих товаров, которыми им необходимо пользоваться в данный момент, но оплатить которые единовременно они не могут; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)
- 2) ответ на второй вопрос, например: обмен валюты на рубли, прием вкладов.
- Могут быть названы другие банковские услуги.
- Иван Иванович баллотировался на пост губернатора области Z. К какой сфере общественной жизни относят участие в выборах?
- Денис Игоревич написал картину. К какой сфере общественной жизни относят написание картины?
- Семен перебежал дорогу на красный сигнал светофора, в результате чего создал аварийную ситуацию на проезжей части. Какой вид социальных норм нарушил Семен?
- Пояснение. Правила дорожного движения являются примером правовых норм.
-
- Ответ: правовые|правовые нормы.
- Ваш ответ: нет ответа . Правильный ответ: правовые
- Артем всегда вежлив и тактичен. Когда он заходит в помещение, Артем пропускает дам вперед, снимает головной убор. Как называется свод правил, которых придерживается Артем?
- Пояснение. Этикет — принятая в определенных кругах система правил поведения.
-
- Ответ: этикет.
- Платон закончил 11 классов школы, ему исполнилось 18 лет. Прежде чем поступать в университет, Платон намерен выполнить долг перед Родиной. Как называется особый вид государственной службы, который проходят граждане РФ, мужского пола, в возрасте 18-27 лет, по призыву?
- Пояснение. Граждане РФ мужского пола в возрасте 18-27 лет обязаны проходить военную службу по призыву.
- Группа молодых людей напала поздно вечером на одинокого прохожего, нанесла ему побои и отобрала мобильный телефон и деньги. Как называется вид правонарушения предусмотренный Уголовным Кодексом РФ?
- Пояснение. Уголовный Кодекс РФ предусматривает такой вид правонарушений как преступление.
-
- Ответ: преступление.
- Карл Маркович решил составить завещание. К кому следует обратиться Карлу Марковичу для составления завещания?
- Пояснение. Нотариус составляет и ведет завещание.
-
- Ответ: к нотариусу.
- Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об административной ответственности в РФ, используя все приведённые ниже понятия.
- Административный проступок; Кодекс РФ об административных правонарушениях; виды наказаний; возраст наступления административной ответственности; суд; обстоятельства, смягчающие наказания.
- ояснение. Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ об уголовной ответственности в РФ с использованием шести предложенных понятий, например:
- Административным проступком называют общественно опасное деяние, запрещённое Кодексом РФ об административных правонарушениях под угрозой наказания. Кодексом РФ об административных правонарушениях определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются
- административными проступками, и устанавливает виды наказаний . Выделяют такие виды административных наказаний как административный арест, административный штраф, предупреждение и т.д.
- Возраст наступления административной ответственности — 16 лет.
- Кодексом РФ об административных правонарушениях определяет обстоятельства, смягчающие наказание , например: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения несовершеннолетним.
- Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о социальных нормах, используя все приведённые ниже понятия.
- Социальные нормы; виды социальных норм; неформальные нормы; право; мораль; социальные санкции.
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ о социальных нормах с использованием шести предложенных понятий, например:
- В обществе действует много правил, или социальных норм . Выделяют такие виды социальных норм , как правовые, моральные, эстетические, религиозные, традиции и обычаи. По форме все социальные нормы делятся на формальные и неформальные нормы . Главными общественными регуляторами выступает право и мораль . Нормы права имеют письменную форму, общеобязательны и охраняются силой государственного принуждения. За нарушение социальных норм к лицу применяются социальные санкции .
-
- Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение правах и обязанностях человека и гражданина РФ, используя все приведённые ниже понятия.
- Конституция РФ; конституционные обязанности; конституционные права; гражданские (личные) права; политические права; культурные права.
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ правах и обязанностях граждан РФ с использованием шести предложенных понятий, например:
- Конституция РФ закрепляет права и обязанности человека и гражданина. К конституционным обязанностям относится защита Отечества, выплата налогов, соблюдение законов и т.д. Конституционные права делятся на четыре категории: гражданские, социально-экономические, политические и культурные. Гражданские (личные) права могут быть названы исходными, то есть такими, без признания которых вообще не имеет смысла говорить о правах человека. Политические права обеспечивают возможность участия в управлении государством. Культурные права обеспечивают духовное развитие личности.
- Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение правах ребенка в РФ, используя все приведённые ниже понятия.
- Права ребенка; государство; Уполномоченный по правам ребенка; правовая грамотность; административная ответственность; уголовная ответственность.
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ об уголовной ответственности в РФ с использованием шести предложенных понятий, например:
- Отдельное место в правовой системе РФ занимают права ребенка . Государство признает детство важным этапом жизни человека. В России существуют должность Уполномоченного по правам ребенка , который осуществляет независимый контроль за соблюдением прав детей. Еще будучи подростком человек должен обладать правовой грамотностью и знать свои права: на воспитание в семье, на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок, на общение с родственниками. Вместе с тем подросток подлежит уголовной и административной ответственности с 16 лет. За наиболее тяжкие преступление уголовная ответственность может наступить и в 14 лет.
- Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о роли законов в общественной жизни, используя все приведённые ниже понятия.
- Право; законы; государство; порядок; Конституция РФ; юридическая ответственность
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ о роли законов в общественной жизни с использованием шести предложенных понятий, например:
- Одним из основных регуляторов общественных отношений выступает право . Главным источником права в РФ выступают законы . Законы — это правила, которые устанавливает и охраняет государство . Законы призваны устанавливать порядок в обществе. Основным законом в РФ является Конституция РФ . За нарушение законов предусмотрена юридическая ответственность .
- Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об охране природы в РФ, используя все приведённые ниже понятия.
- Охрана природы; государство; закон; благоприятная окружающая среда; возмещение вреда; общественные организации.
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ об охране природы в РФ с использованием шести предложенных понятий, например:
- Охрана природы направлена на сохранение природных богатств, предотвращение вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности людей. Охрану природы берет на себя как государство , так и общественные организации. Государство издает законы , направленные на охрану природы и защиту экологических прав человека. Так, граждане РФ имеют право на благоприятную окружающую среду , достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Кроме того, закон закрепляет право граждан на возмещение вреда от экологических правонарушений. К общественным организациям , осуществляющим охрану природы относится WWF, Grenpeace и т.п.
-
- Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение семейном бюджете, используя все приведённые ниже понятия.
- Семейный бюджет; семейные доходы; расходы семьи; произвольные и обязательные расходы; рациональный.
- Пояснение. Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ о семейном бюджете с использованием шести предложенных понятий, например:
- Семейный бюджет — это предварительно составленная роспись доходов и расходов семьи на некоторый период времени. К семейным доходам относят заработную плату, пенсию, стипендию и т.д. К расходам семьи относят оплату квартиры, покупку еды, оплату одежды и прочее. Все семейные расходы можно разделить на две группы: обязательные и произвольные расходы . Так как экономические возможности каждой семьи ограничены, важно вести рациональное домашнее хозяйство.
-