СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка обучающихся 5-8 классов к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является дополнением к выступлению на городском семинаре на тему: "Система подготовки к ВПР по русскому языку и литературе"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка обучающихся 5-8 классов к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности"»

Подготовка обучающихся  5-8 классов к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности   Подготовила: Пархоменко Н.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ ЛНР «КШ №10 им. А.С. Пушкина»

Подготовка обучающихся 5-8 классов к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности

Подготовила: Пархоменко Н.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ ЛНР «КШ №10 им. А.С. Пушкина»

План   1.Цели и задачи ВПР по литературе. 2. Структура ВПР для 5-8 классов. 3. Обзор демоверсии ВПР по литературе для 5 класса. 4. Подготовка к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности ( из опыта работы). 5. Трудности при подготовке к ВПР. 6. Полезные ссылки на сайты.

План

  • 1.Цели и задачи ВПР по литературе.
  • 2. Структура ВПР для 5-8 классов.
  • 3. Обзор демоверсии ВПР по литературе для 5 класса.
  • 4. Подготовка к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности ( из опыта работы).
  • 5. Трудности при подготовке к ВПР.
  • 6. Полезные ссылки на сайты.
1.Цели и задачи ВПР по литературе           Как известно, цель Всероссийских проверочных работ (ВПР) – мониторинг уровня подготовки школьников в соответствии с требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по предмету литература. Но кроме целей, есть еще и задачи . И одна из главных – помочь дальнейшему совершенствованию подходов в преподавании и определить способы устранения негативных факторов, которые могут пагубно сказаться на освоении материала учениками.

1.Цели и задачи ВПР по литературе  

  •      Как известно, цель Всероссийских проверочных работ (ВПР) – мониторинг уровня подготовки школьников в соответствии с требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по предмету литература. Но кроме целей, есть еще и задачи . И одна из главных – помочь дальнейшему совершенствованию подходов в преподавании и определить способы устранения негативных факторов, которые могут пагубно сказаться на освоении материала учениками.
2. Структура ВПР для 5-8 классов.   Задания 1–3 требуют краткого ответа в виде слова или словосочетания. Задание 4 предполагает ответ в виде последовательности цифр. В заданиях 5 и 6 предполагается развернутый ответ. Разное количество слов в развернутом  ответе : 5кл. -20, 50 ; 6кл.-30,60  ; 7 кл.-40,70; 8кл.-50,80. Пять заданий являются базовыми; задания 6 – повышенный уровень сложности.

2. Структура ВПР для 5-8 классов.

  • Задания 1–3 требуют краткого ответа в виде слова или словосочетания.
  • Задание 4 предполагает ответ в виде последовательности цифр.
  • В заданиях 5 и 6 предполагается развернутый ответ. Разное количество слов в развернутом  ответе : 5кл. -20, 50 ; 6кл.-30,60  ; 7 кл.-40,70; 8кл.-50,80. Пять заданий являются базовыми; задания 6 – повышенный уровень сложности.
Задание №1 Нацелено на точечный анализ художественного текста, направлено на осмысление основных жизненных тем, способствует становлению личности, взрослению. Все вопросы соответствуют возрасту учеников, их багажу знаний, умению рассуждать, анализировать, высказывать свою точку зрения.

Задание №1

  • Нацелено на точечный анализ художественного текста, направлено на осмысление основных жизненных тем, способствует становлению личности, взрослению. Все вопросы соответствуют возрасту учеников, их багажу знаний, умению рассуждать, анализировать, высказывать свою точку зрения.
Задание №2 Нацелено на выявление базовых знаний по теории литературы (род литературы, жанры, тропы, виды рифм, литературные приемы, литературное направление и прочие термины). Все проверяемые знания соответствуют программе.

Задание №2

  • Нацелено на выявление базовых знаний по теории литературы (род литературы, жанры, тропы, виды рифм, литературные приемы, литературное направление и прочие термины). Все проверяемые знания соответствуют программе.
Задание  №3 Суть задания, разумеется, одинакова во всех учебных пособиях (выписать из приведённого фрагмента слово, означающее, например, «убедить в чём-либо» или «слушать с особым вниманием»), но при этом авторы выбирают слова, знание значений которых подталкивает к анализу, осознанию важности того или иного действия, важности развития и духовного роста. Достаточно привести примеры таких формулировок: «дать кому-либо приют и пропитание», «стараться понравиться», «оценочная характеристика чьего-либо действия, поступка, отличающегося проявлением высоких душевных качеств, щедрости души, благородства».

Задание №3

  • Суть задания, разумеется, одинакова во всех учебных пособиях (выписать из приведённого фрагмента слово, означающее, например, «убедить в чём-либо» или «слушать с особым вниманием»), но при этом авторы выбирают слова, знание значений которых подталкивает к анализу, осознанию важности того или иного действия, важности развития и духовного роста. Достаточно привести примеры таких формулировок: «дать кому-либо приют и пропитание», «стараться понравиться», «оценочная характеристика чьего-либо действия, поступка, отличающегося проявлением высоких душевных качеств, щедрости души, благородства».
Задание №4 Оно, как и задания до и после, создает преемственность между ОГЭ и ЕГЭ по литературе и даже 22 заданием ЕГЭ по русскому языку. Ученикам нужно установить соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности : к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца. Это непросто, поскольку требует от читателя чуткости, внимания к слову, умения тонко чувствовать текст, ведь задания по нахождению средств художественной выразительности всегда вызывали отторжение у учеников.

Задание №4

  • Оно, как и задания до и после, создает преемственность между ОГЭ и ЕГЭ по литературе и даже 22 заданием ЕГЭ по русскому языку. Ученикам нужно установить соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности : к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца. Это непросто, поскольку требует от читателя чуткости, внимания к слову, умения тонко чувствовать текст, ведь задания по нахождению средств художественной выразительности всегда вызывали отторжение у учеников.
Задания №5 и №6 Формулировка заданий направлена на проверку знаний прозаического и лирического текстов. Невозможно, не читая произведение, не зная его содержание, дать уверенный, глубокий, аргументированный ответ на предложенные вопросы. Задания снова ориентируют учеников на умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с автором текста, героями произведения, а также с читающими его сочинение людьми.

Задания №5 и №6

  • Формулировка заданий направлена на проверку знаний прозаического и лирического текстов. Невозможно, не читая произведение, не зная его содержание, дать уверенный, глубокий, аргументированный ответ на предложенные вопросы. Задания снова ориентируют учеников на умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с автором текста, героями произведения, а также с читающими его сочинение людьми.
 4 . Обзор демоверсии ВПР по литературе  для 5 класса

4 . Обзор демоверсии ВПР по литературе для 5 класса

4.Подготовка к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности ( из опыта работы)   1. Изучила «Памятку». 2. Составила «Словарь литературных понятий» по классам. 3. Завела с детьми « Словарь литературных терминов» 4. С определениями работаем на каждом уроке поэтапно. 5. Объединила схожие задания № 1-4. 6. Для практики использую сборники следующих авторов.

4.Подготовка к ВПР по литературе в рамках учебной деятельности ( из опыта работы)

  • 1. Изучила «Памятку».
  • 2. Составила «Словарь литературных понятий» по классам.
  • 3. Завела с детьми « Словарь литературных терминов»
  • 4. С определениями работаем на каждом уроке поэтапно.
  • 5. Объединила схожие задания № 1-4.
  • 6. Для практики использую сборники следующих авторов.
«ВПР. Литература. Типовые задания» издательства «Экзамен» авторов Е.Л. Ерохиной, О.Н. Бойцова и А.А. Соколовой.

«ВПР. Литература. Типовые задания» издательства «Экзамен» авторов Е.Л. Ерохиной, О.Н. Бойцова и А.А. Соколовой.

План мини-сочинения к заданию №6 ВПР по литературе (5 класс)

План мини-сочинения к заданию №6 ВПР по литературе (5 класс)

5.Трудности при подготовке к ВПР 1. Отсутствие учебников. 2. Дети не читают художественные произведения, ограничиваются в лучшем случае кратким содержанием. 3. Бедный словарный запас. 4. Кратковременная память.

5.Трудности при подготовке к ВПР

  • 1. Отсутствие учебников.
  • 2. Дети не читают художественные произведения, ограничиваются в лучшем случае кратким содержанием.
  • 3. Бедный словарный запас.
  • 4. Кратковременная память.
6. Полезные ссылки на сайты 1. ВПР−2025, Литература для 8 класса: задания, ответы, решения 2. ttps://onlyege.ru/10-trenirovochnyx-variantov-vpr-2025-po-literaturnomu-chteniyu-8-klass/?ysclid=m8904m3bk8994329435 3. https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2025

6. Полезные ссылки на сайты

  • 1. ВПР−2025, Литература для 8 класса: задания, ответы, решения
  • 2. ttps://onlyege.ru/10-trenirovochnyx-variantov-vpr-2025-po-literaturnomu-chteniyu-8-klass/?ysclid=m8904m3bk8994329435
  • 3. https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2025
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!