«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.
- муромо-рязанский цикл
- Ермолай –Еразм
- 1547 год
Князь Пётр убивает змея.
Рукопись 17 века
СКАЗКА
ЖИТИЕ
Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
ПОВЕСТЬ
Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.
- Сказочный зачин: « Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»
Жития имели определенную структуру.
По́весть — прозаический жанр, тяготеющий
- Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,
- Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день»,
к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).
По́весть — прозаический жанр, тяготеющий
«на следующее утро».
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
- Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.
к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
- Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.
- Есть волшебные вещи: агриков меч.
- Добро побеждает зло ( Пётр победил змия).
- Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- Загадки и хитроумные испытания.
- Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).
- В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- Постоянные эпитеты ( лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева);
- повторы ( два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).
- В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ
С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА
- Но разве всегда Петр поступал по совести?
Разве не вызывал он у вас осуждения?
- Так почему же автор делает Петра главным героем?
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?
Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.
Мудрая жена устроит дом свой,
а глупая разрушит его своими руками.
- Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?
«…Блаженный же князь Петр
не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,
… по Евангелию поступил:
пренебрег княж е нием своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».
- Почему автор не рисует портретов героев повести?
- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?
Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе .
Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.
- В чем основное значение «Повести…»?
Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
Жизнь по заповедям Божьим,
осознанное желание человека творить добро, любовь и верность –
ценности, над которыми не властно время.
8 июля –
Всероссийский день семьи, любви и верности
Памятники Петру и Февронии
Ульяновск
Муром
Сочи
Ярославль
Архангельск
Абакан
Подведение итогов урока.
Семья
Любовь Верность
- Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
- О каких вечных ценностях
заставил вас задуматься сегодняшний урок?