СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация"Правильно жить… "Амет –хан Султан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвиги дважды Героя Советского Союза Амет-хан Султана. Презентация книги Е. Белоусова "Амет-хан Султан из легенды"

Просмотр содержимого документа
«Презентация"Правильно жить… "Амет –хан Султан»

Правильно жить…  Амет –хан Султан Устный журнал МБОУ «СШ №14» Зав.библиотекой Жаплова Ж.А,

Правильно жить… Амет –хан Султан

Устный журнал

МБОУ «СШ №14» Зав.библиотекой Жаплова Ж.А,

Летчик- легенда «В мирном небе он станет легендарным испытателем. Больше двадцати лет он будет прорерять на прочность и надежность лучшие крылатые машины. В каждом полете будет рисковать жизнью и выходить победителем.Пока однажды…» Е.Белоусов

Летчик- легенда

  • «В мирном небе он станет легендарным испытателем. Больше двадцати лет он будет прорерять на прочность и надежность лучшие крылатые машины. В каждом полете будет рисковать жизнью и выходить победителем.Пока однажды…»
  • Е.Белоусов
Биография

Биография

Биография Родился в городе  Алупке  ныне  Ялтинского горсовета   Автономной Республики Крым  в семье рабочего. Отец —  лакец (родом из аула  Цовкра  в  Дагестане ), мать —  крымская татарка . В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в  Симферополе . После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году. В  РККА  с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании  1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф.  Мясникова , в звании  младшего лейтенанта , направлен в  4-й истребительный авиационный полк  ( Одесский военный округ ), дислоцировавшийся под  Кишинёвом . Летал на самолётах  И-15  и  И-153 . Встретил войну в  Молдав

Биография

  • Родился в городе  Алупке  ныне  Ялтинского горсовета   Автономной Республики Крым  в семье рабочего. Отец —  лакец (родом из аула  Цовкра  в  Дагестане ), мать —  крымская татарка .
  • В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в  Симферополе . После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.
  • В  РККА  с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании  1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф.  Мясникова , в звании  младшего лейтенанта , направлен в  4-й истребительный авиационный полк  ( Одесский военный округ ), дислоцировавшийся под  Кишинёвом . Летал на самолётах  И-15  и  И-153 . Встретил войну в  Молдав

В Великой Отечественной войне

  • Уже  22 июня 1941 года  младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо  Ростова-на-Дону . Зимой 1942 года полк переучивается на « харрикейны ».
  • С  марта 1942 года  4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города  Ярославля . Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу.  31 мая 1942 года , израсходовав в атаках весь боезапас, он  таранил вражеский бомбардировщик « Юнкерс-88 », ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на  Советской площади , на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён  орденом Ленина [2] [3] [4] [5] .
В Великой Отечественной войне Летом 1942 года Амет-Хан воюет под  Воронежем  на самолёте  Як-1 , а с  августа 1942 года  на самолёте  Як-7 Б участвует в  Сталинградской битве . Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав  9-го гвардейского истребительного авиационного полка , своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды  Герои Советского Союза Владимир Лавриненков ,  Алексей Рязанов ,  Иван Степаненко  и будущие Герои Советского Союза  Иван Борисов  и Борис Ерёмин . Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта. В  октябре 1942  года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

В Великой Отечественной войне

  • Летом 1942 года Амет-Хан воюет под  Воронежем  на самолёте  Як-1 , а с  августа 1942 года  на самолёте  Як-7 Б участвует в  Сталинградской битве . Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав  9-го гвардейского истребительного авиационного полка , своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды  Герои Советского Союза Владимир Лавриненков Алексей Рязанов Иван Степаненко  и будущие Герои Советского Союза  Иван Борисов  и Борис Ерёмин . Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.
  • В  октябре 1942  года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

В Великой Отечественной войне После переучивания на « Аэрокобру » он участвует в освобождении  Ростова-на-Дону , в ожесточённых воздушных боях на  Кубани , в освобождении  Таганрога , Мелитополя ,  Крыма . В  январе 1944 года  в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт « Шторх ». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель  Ла-7 , Амет-Хан воюет в  Восточной Пруссии , участвует во  взятии Берлина . Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл  29 апреля 1945 года  над находящимся в черте Берлина аэродромом « Темпельхоф », сбив « Фокке -Вульф 190 ».

В Великой Отечественной войне

  • После переучивания на « Аэрокобру » он участвует в освобождении  Ростова-на-Дону , в ожесточённых воздушных боях на  Кубани , в освобождении  Таганрога , МелитополяКрыма . В  январе 1944 года  в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт « Шторх ». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель  Ла-7 , Амет-Хан воюет в  Восточной Пруссии , участвует во  взятии Берлина .
  • Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл  29 апреля 1945 года  над находящимся в черте Берлина аэродромом « Темпельхоф », сбив « Фокке -Вульф 190 ».
Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза с вручением  ордена Ленина  и  медали «Золотая Звезда»  (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено  24 августа 1943 года . Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка ( 1-я воздушная армия ) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 29 июня 1945 года.
  • Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.
  • Звание Героя Советского Союза с вручением  ордена Ленина  и  медали «Золотая Звезда»  (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено  24 августа 1943 года . Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка ( 1-я воздушная армия ) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 29 июня 1945 года.

Послевоенная карьера

  • После окончания войны по распоряжению  Верховного Главнокомандующего  все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель  Военно-воздушной академии в Монино . Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования (по некоторым данным). И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас.
  • Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится  лётчиком-испытателем   Лётно-исследовательского института в Жуковском . В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников  Крымской АССР  Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ [6] .

Послевоенная карьера За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания. В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте  Ту-2  проводит первую в стране полностью автоматическую  дозаправку в воздухе . В конце 1949 года  Я. И. Верников  и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна  И-320 («Р-2») и в 1949—1950 годах проводят его заводские испытания.

Послевоенная карьера

  • За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.
  • В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте  Ту-2  проводит первую в стране полностью автоматическую  дозаправку в воздухе .
  • В конце 1949 года  Я. И. Верников  и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна  И-320 («Р-2») и в 1949—1950 годах проводят его заводские испытания.

Послевоенная карьера

  • В 1951—1953 годах Амет-Ханом совместно с  С . Н. Анохиным , Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки  самолёта-снаряда  КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт  Ту-4 КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена  Сталинская премия  2-й степени.
Испытательные полеты Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем  катапультирования  из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов  Су-7  и  Су-9  парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте  МиГ-15УТИ  произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.

Испытательные полеты

  • Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем  катапультирования  из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов  Су-7  и  Су-9  парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте  МиГ-15УТИ  произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.
Гибель Амет –хан Султан а 23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание « Заслуженный лётчик-испытатель СССР » (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Жил в городе  Жуковский   Московской области . Погиб  1 февраля   1971 года  при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории  Ту-16 , предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в  Москве  на  Новодевичьем кладбище .

Гибель Амет –хан Султан а

  • 23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание « Заслуженный лётчик-испытатель СССР » (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.
  • Жил в городе  Жуковский   Московской области .
  • Погиб  1 февраля   1971 года  при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории  Ту-16 , предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
  • Похоронен в  Москве  на  Новодевичьем кладбище .
Награды 2  медали «Золотая Звезда» 3  ордена Ленина 4  ордена Красного Знамени Орден Александра Невского Орден Отечественной войны  1 степени Орден Красной Звезды орден «Знак Почёта» медали

Награды

  • медали «Золотая Звезда»
  • ордена Ленина
  • ордена Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • Орден Отечественной войны  1 степени
  • Орден Красной Звезды
  • орден «Знак Почёта»
  • медали
Память Именем Героя названы: площадь в  Симферополе , улицы в  Алупке ,  Судаке ,  Волгограде ,  Жуковском ,  Каспийске ; микрорайон в  Саках , проспект в  Махачкале . Также его именем названы аэроклуб в  Симферополе ; горный пик в  Дагестане ;  аэропорт Махачкалы ; платформа на 34-м километре линии Остряково — Евпатория; лицей-школа № 8 города  Каспийска  Республики Дагестан. Бронзовые бюсты прославленного лётчика установлены в его родном городе Алупке и в Махачкале. В Ярославле в 2010 году  установлен памятник . На здании Симферопольского железнодорожного вокзала Амет-Хану установлена  мемориальная доска

Память

  • Именем Героя названы: площадь в  Симферополе , улицы в  АлупкеСудакеВолгоградеЖуковскомКаспийске ; микрорайон в  Саках , проспект в  Махачкале .
  • Также его именем названы аэроклуб в  Симферополе ; горный пик в  Дагестанеаэропорт Махачкалы ; платформа на 34-м километре линии Остряково — Евпатория; лицей-школа № 8 города  Каспийска  Республики Дагестан.
  • Бронзовые бюсты прославленного лётчика установлены в его родном городе Алупке и в Махачкале.
  • В Ярославле в 2010 году  установлен памятник .
  • На здании Симферопольского железнодорожного вокзала Амет-Хану установлена  мемориальная доска
Литература Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. Андреев С. А. Совершённое ими бессмертно. — Кн. 2. — М.: «Высшая школа», 1986. Балаков И. Б.,  Симонов А. А.  Испытатели МиГов. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 1999. — С. 38. — 96 с. —  ISBN 5-93705-001-0 Бутаев Б. Б. Амет-Хан Султан. — М.: Политиздат, 1990. Васин В. П. ,  Симонов А. А.  Испытатели ЛИИ. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2001. — С. 34. — 192 с. —  ISBN 5-93705-008-8 Великая Отечественная война 1941—1945: События. Люди. Документы.-Политизд.1990 Герои и подвиги. — Кн. 4. — М.: Воениздат, 1966. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениз.1987. Дважды Герои Советского Союза. — М.: Воениздат, 1973. Зайцев А. Д.,Рощин И. И.,Соловьёв В. Н. Зачислены навечно. Кн. 1. М.: Политиз,1990. Крылья Родины. — М.: ДОСААФ, 1983. Люди бессмертного подвига. Москва «ПЛ» т.1 1975 г. Путерброт А. Т. Боевая слава Дагестана. — Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1988. Симонов А. А.  Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — С. 21—22. — 384 с. —  ISBN 978-5-904399-05-4 Советские асы. — М.: «Восточный фронт», 1996.

Литература

  • Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
  • Андреев С. А. Совершённое ими бессмертно. — Кн. 2. — М.: «Высшая школа», 1986.
  • Балаков И. Б.,  Симонов А. А.  Испытатели МиГов. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 1999. — С. 38. — 96 с. —  ISBN 5-93705-001-0
  • Бутаев Б. Б. Амет-Хан Султан. — М.: Политиздат, 1990.
  • Васин В. П. Симонов А. А.  Испытатели ЛИИ. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2001. — С. 34. — 192 с. —  ISBN 5-93705-008-8
  • Великая Отечественная война 1941—1945: События. Люди. Документы.-Политизд.1990
  • Герои и подвиги. — Кн. 4. — М.: Воениздат, 1966.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениз.1987.
  • Дважды Герои Советского Союза. — М.: Воениздат, 1973.
  • Зайцев А. Д.,Рощин И. И.,Соловьёв В. Н. Зачислены навечно. Кн. 1. М.: Политиз,1990.
  • Крылья Родины. — М.: ДОСААФ, 1983.
  • Люди бессмертного подвига. Москва «ПЛ» т.1 1975 г.
  • Путерброт А. Т. Боевая слава Дагестана. — Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1988.
  • Симонов А. А.  Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — С. 21—22. — 384 с. —  ISBN 978-5-904399-05-4
  • Советские асы. — М.: «Восточный фронт», 1996.