Сегодня к выпускнику школы XXI века
общество предъявляет достаточно серьёзные требования.
Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания;
• применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Актуальность:
Следовательно, каждый учитель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам,
а также способствует им быть активными участниками учебного процесса.
.
Задача :
воспитание личности, человека, умеющего анализировать, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.
Решение данной задачи вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий активизирующих познавательную и творческую деятельность школьника, способствующих ученику самому открыть путь к познанию.
Для учителей работающих в школе очевидно, что учащиеся имеют разные способности к усвоению предмета.
Психолого-педагогическое изучение данного вопроса показало, что высокий уровень усвоения имеет до 5%, средний уровень 77-80%, низкий уровень 15-18%.
Соответственно мотивация к изучению предмета приблизительно такая же.
Поэтому возник вопрос о повышении этих показателей.
Для решения поставленной задачи
использовала методы :
- Разноуровневый подход к решению задач; Проектно-исследовательская деятельность; Работа в малых группах. Проблемное обучение.
- Разноуровневый подход к решению задач;
- Проектно-исследовательская деятельность;
- Работа в малых группах.
- Проблемное обучение.
Историческая справка
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года .
- Кейс - это описание реальной ситуации.
- Кейс - это "кусочек" реальной жизни
(в английской терминологии TRUE LIFE).
- Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
- Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".
- Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Источники кейсов
Источники кейсов
Реальная
жизнь
Средства массовой
информации
Анализ научных
статей,
монографий и
научных отчетов
Художественная и
публицистическая
литература
Статистические
материалы
Интернет
Методы кейс -технологии
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Самый распространённый метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций – глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Метод кейс - стади
предполагает:
- подготовленный в письменном виде пример кейса;
- самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
- совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством учителя;
- следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
1.Присутствует исследовательская стадия процесса.
2.К оллективное обучение или работа в группе.
3.Ин теграция индивидуального, группового и коллективного обучения.
4.Сп ецифическая разновидность проектной технологии.
5.С тимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.
- Позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
- Помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос
- Принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и учителем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
- Преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
- 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
- 2 этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
- 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
- 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
- 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
- создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся учителем.
Работа с кейсами проводится в группах по плану:
1.Ознакомьтесь с материалами кейса.
2.Изучите ситуацию, обсудите её, встречаются ли такие ситуации в жизни.
3.Ответьте на вопросы после кейса. Для выполнения задания можно использовать любую информацию из кейса.
“ Самое главное в жизни – это собственный опыт”.
В. Скотт