Просмотр содержимого документа
«Презентация Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений»
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Презентацию подготовила
учитель-дефектолог КГКОУШИ 20
Тумали Екатерина Владиславовна
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
- В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу,
- говорлив, замкнут, сдержан,
- не соблюдает субординацию,
- не понимает цели обследования,
- не адекватно реагирует на предлагаемые задания.
- Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный.
- Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется .
- Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватная : на одобрение не реагирует, равнодушен к нему.
- Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло.
- Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивно сть / агрессивность
Развитие общей моторики
Не верная формулировка !!!
- Не соответствует возрастной норме
Варианты формулировок
- при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы;
- Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо;
- Недоразвитие мелких мышц руки ;
- Затруднены графомоторные навыки;
- Манипулятивная функция рук: резко ограничена (манипулировать не может), ограничена;
- недостаточная мелкая моторика, сохранная;
- согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор;
- нарушение координации движений
Понимание инструкции
воспринятой на слух
самостоятельно прочитанную инструкцию
- испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование;
- удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания ;
- навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может,
- понимает сразу
- требуется повторное чтение
- задает уточняющие вопросы,
- затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом
- не понимает
Обучаемость
восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)
способность переноса на аналогичные задания
- нуждается во всех видах помощи;
- нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.
- Ждет помощи.
- Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого;
- к помощи восприимчив;
- перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками;
- требуется время на закрепление навыка;
- перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем;
- задания по аналогии выполняет медленно
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Не верная формулировка!!!
Варианты формулировок
- Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью
- Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности
- В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет
- Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые) игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
- низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности
- снижен самоконтроль
Темп работы
- высокий
- средний
- снижен из за слабой организованности
- не стабилен
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)
- крайне низкая,
- низкая,
- снижена ,
- достаточная,
- средняя,
- высокая,
- часто отвлекается,
- интеллектуальную нагрузку выдерживает /не выдерживает/
- быстрая истощаемость
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация
Не верная формулировка!!!
Варианты формулировок
- низкий уровень,
- ограничен,
- не соответствует возрасту
- не понимает смысл житейских ситуаций,
- не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей,
- не понимает близкородственные связи,
- не понимает понятия старший, младший.
- Не называет адрес проживания,
- Забывает названия некоторых предметов,
- затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных.
- не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте.
- Не знает правила безопасного поведения на улице.
- Дает краткие сведения о себе и окружающих.
- Отвечает на вопросы о наличии друзей, увлечений.
- Ответы краткие, односложные.
Сформированность пространственно-временных представлений
Не верная формулировка!!!
Варианты формулировок
- не знает части суток, их последовательность
- не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время.
- Время по часам не понимает,
- Времена года: не знает, путает, узнает на картинках; их последовательность устанавливает /верно/ неверно.
- Месяцы, их сезонную отнесенность не знает, путает.
- Дни недели не знает, путает.
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз )
Варианты формулировок
Не верная формулировка!!!
- Снижена скорость и дифференцированность зрительного восприятия
- Недоразвитие слухо -моторной координации
- Узкое
- фрагментальное
- восприятие цвета : представление о цвете отсутствует; сличает цвета; узнает и называет основные цвета; называет оттенки цветов
- восприятие величины : представление о величине отсутствует; соотносит предметы по величине; дифференцирует предметы по величине; называет сам величину предмета
- восприятие формы: нет представления о форме; соотносит предметы по форме; различает геометрические формы; называет (плоскостные объёмные) геометрические формы.
- Хорошо с трудом различает перечеркнутые, наложенные изображения .
- Лево - право не дифференцирует; путает; задания на определение лево-право выполняет медленно, после подсказки или показа
Особенности внимания
Не верная формулировка!!!
Варианты формулировок
- низко продуктивное
- рассеянное
- нестойкое
- поверхностное
- плохо сосредотачивается,
- с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость)
- недостаточно устойчивое,
- затруднено переключение с одного вида деятельности на другую
- требуется время для переключения
- не может распределять внимание на два объекта (вида деятельности).
- быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
- достаточно устойчивое;
- длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Особенности памяти
- снижен объем слухоречевой памяти,
- наличие привнесений,
- снижена прочность запоминания,
- неточность воспроизведения и быстрое забывание,
- отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания
- Зрительная /слуховая/ память наиболее сохранна
Особенности мышления
- Мышление конкретное.
- Обобщение ситуативное или функциональное.
- Классификацию, обобщение, сравнение предметов производит по размеру, форме, цвету.
- обобщение по родовой категории (четвертый лишний в вербальном и не вербальном вариантах) не производит /производит только в простых вариантах/ .
- Причинно-следственные связи не устанавливает /устанавливает руководствуясь конкретными ассоциациями/.
- Последовательность событий устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает /устанавливает с ошибками, скрытый смысл понимает частично /, не устанавливает, скрытый смысл не понимает
Особенности мышления
уровень развития наглядных форм мышления
сформированность предпосылок словесно-логического мышления
- наглядно-действенное
- наглядно-образное
- предметно-манипулятивное
- уровень развития ниже возрастной нормы
- не сформировано
- Недостаточность словесно-логических операций.
Особенности конструктивной деятельности
- действует по подражанию, по образцу, по представлению;
- испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора;
- ошибается в определении правильного пространственного расположения частей;
- недостаточно руководствуется образцом.
Общая характеристика речевого развития
Не верная формулировка!!!
Варианты формулировок
- Системное недоразвитие речи
- Эхолалии
- речь невнятная,
- нарушение произношения,
- словарь беден,
- низкая грамотность речи,
- трудности построения и оформления связанного высказывания,
- присутствие слов-паразитов,
- повторяет за педагогом слова, окончания слов, вопросы
Уровень готовности к обучению
- Цель обучения не осознает, желание учиться на низком уровне.
- Ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок.
- Учебная мотивация сформирована
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу)
- Несформированность мотивации к обучению;
- преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации;
- способен удерживать учебную задачу лишь кратковременно;
- слабо выражена способность к волевому усилию;
- деятельность хаотична;
- самоконтроль снижен;
- не использует рациональные способы действий;
- в случае не удачи не прибегает к другому варианту решения;
- Затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются наличием выраженного аутистического спектра /социальной и педагогической запущенностью/, /синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/.
Заключение
- Стойкое нарушение познавательной деятельности.
- Специфические трудности формирования учебных навыков.
- Наблюдается дефицитарность интеллектуального развития;
- Прогноз обучения ребенка по общеобразовательной программе неблагоприятен.
Планируемые мероприятия специалиста
- динамическое наблюдение за развитием учащегося
- дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану /в группе/
Спасибо за внимание!