Природа и люди Древней Индии
Презентация к уроку для 5 класса
Цель урока
1.Познакомить обучающихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии;
2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, анализировать иллюстративный материал,
Развивать умения работать с исторической картой Индии.
3. Воспитывать интерес к историческому прошлому.
Изучение нового материала:
- Географическое положение и природные условия Индии.
- Занятия жителей Индии.
- Древнейшие города Индии
- Вера в переселение душ
Актуализация знаний.
Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать.
А вы догадались ребята, а какой стране пойдет речь?
Сегодня мы отправляемся в древнюю страну – Индию ,
Работа с картой
Где находится Индия?
Какие моря и океаны омывают Индию?
Какие горы защищают Индию с севера?
Какие крупные реки текут по территории Индии?
Где берут начало эти реки?
Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга?
Высочайшие в мире горы Гималаи. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово “Гималаи” означает “жилище снега”. Эти горы защищают Индию от потоков холодного воздуха с севера, а в древности Гималаи служили надежной защитой от вражеских нашествий.
В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется Джомолунгма–“поднебесное жилище богов”)
Свое название страна получила от названия реки Инд. Климат полуострова очень жаркий и влажный. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и густые труднопроходимые места– джунгли. Подумайте, чем мог питаться человек, если бы остался ночевать в джунглях? Чем опасны джунгли?
Животный мир Индии многообразен. В джунглях обитают тигры, слоны, пантеры, обезьяны. Особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их надо «задобрить», оставляли на земле вокруг своих жилищ вареный рис.
В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие, душистые цветы. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и т.д. Но в джунглях человека со всех сторон подстерегали опасности - хищные звери, ядовитые насекомые и змеи.
Как вы думаете, как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?
Занятия жителей Индии
Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур
Индийцы занимались также скотоводством. Им удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. С помощью буйволов индийцы вспахивали поля. С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником
Занятия жителей Индии
Жители Древней Индии занимались ремеслом и торговлей.
Давайте найдем на карте крупнейшие города древней Индии. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
Работа с учебником (п.5 параграф 20)
Ответить на вопросы:
В чем заключалась вера в переселение душ у жителей Древней Индии
Почему индийцы ходили по дороге со специальной метелкой?
Продолжи предложение
1.Индия расположена на юге материка _________________
2. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы __________________
3. Самые многоводные реки Индии _____________________________
4.Берега Индии омывает океан______________________________
5. Труднопроходимые леса называются_______________________
6. Основное занятие индийцев _______________________
7. Священным животным в Индии считали_____________________
8. Древние города, которые были основаны в долине Инда____________ _______.
Домашнее задание
Прочитать параграф 20
Выполнить задание «Поработайте с картой» ( стр.100)
* Подготовить сообщение о древнейших городах Индии