СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Проблемы "трудных" детей"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Проблемы "трудных" детей"»

Педагог - психолог МБОУ «СОШ No24» Нехай М.Д.  

Педагог - психолог

МБОУ «СОШ No24»

Нехай М.Д.

 

1.Изучаются:  нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.  2.Определяются:  причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.

1.Изучаются:

  • нравственные ориентиры личности,
  • воспитательный потенциал семьи и коллектива,
  • выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

2.Определяются:

  • причины трудновоспитуемости,
  • воспитательные возможности среды и способы перевоспитания,
  • включения самого подростка в процесс ресоциализации.
Составление диагностической карты класса. Проведение анкеты «Выявление трудновоспитуемых детей в классе». Установление характера педагогической запущенности, отношения к учёбе пр. («Изучение личности воспитанника»). Определение типологии семьи (см. методический комплект по работе с «трудными» семьями. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений (психолог).
  • Составление диагностической карты класса.
  • Проведение анкеты «Выявление трудновоспитуемых детей в классе».
  • Установление характера педагогической запущенности, отношения к учёбе пр. («Изучение личности воспитанника»).
  • Определение типологии семьи (см. методический комплект по работе с «трудными» семьями.
  • Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений (психолог).
В этом возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

В этом возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания.

Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.

Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

1. Выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. 2. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение взаимоотношений с семьёй, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. 3. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». 4. Создавать «ситуацию успеха», вовлекать интересующую ребёнка деятельность (игру, труд, учёбу, досуг). 5. Обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребёнок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

1. Выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе.

2. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение взаимоотношений с семьёй, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

3. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо».

4. Создавать «ситуацию успеха», вовлекать интересующую ребёнка деятельность (игру, труд, учёбу, досуг).

5. Обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребёнок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

1. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения : грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учёбе, конфликты с окружаю. 2. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

1. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют.

Так возникают недостатки поведения : грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учёбе, конфликты с окружаю.

2. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчёркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно подобрать поручения в классе с учётом интереса ребёнка и сообщества сверстников. Подростковая лень – особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчёркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность. Необходимо помочь подобрать ребёнку интересное дело, сосредоточиться на нём, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений – вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.

Необходимо подчёркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно подобрать поручения в классе с учётом интереса ребёнка и сообщества сверстников.

Подростковая лень – особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчёркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность. Необходимо помочь подобрать ребёнку интересное дело, сосредоточиться на нём, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений – вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей ещё нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребёнка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности.

Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей ещё нет.

Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребёнка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребёнку.

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребёнку.

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения,  нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Для большего диапазона личностных качеств между « Я - положительный» и «Я – отрицательный» эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной «Я – концепции» абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребёнка. При отягощении трудности (ожесточение) должны быть проявлены сострадание, прощение, помощь .

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения,

нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство.

Для большего диапазона личностных качеств между « Я - положительный» и «Я – отрицательный» эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.

При наличии отрицательной «Я – концепции» абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребёнка.

При отягощении трудности (ожесточение) должны быть проявлены сострадание, прощение, помощь .

Выявление педагогически запущенных детей (индивидуальная работа с «трудными»). Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка. Встречи с инспекторами ОДН. Правовое просвещение «трудных» подростков. Тренинги поведения в семье и среди сверстников. Родительские собрания, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Штаб всеобуча, Совет руководства. Организация досуга «трудных» детей. Организация психолого - педагогической помощи. Изучение положения подростка в коллективе (психолог).
  • Выявление педагогически запущенных детей (индивидуальная работа с «трудными»).
  • Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.
  • Встречи с инспекторами ОДН.
  • Правовое просвещение «трудных» подростков.
  • Тренинги поведения в семье и среди сверстников.
  • Родительские собрания, семинары, индивидуальные и групповые консультации.
  • Штаб всеобуча, Совет руководства.
  • Организация досуга «трудных» детей.
  • Организация психолого - педагогической помощи.
  • Изучение положения подростка в коллективе (психолог).
1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания: раскрыть его возможности, умения; убедить в необходимости предстоящей работы; раскрыть перспективы его усилий; определить содержание конкретных видов труда. 2. Активизация волевой установки: глубокая мотивировка целей; разработка правил повседневного эффективного труда. 3. Одобрение первых успехов в деятельности: некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка; ситуация успеха. 4. Оберегание самолюбия: Подготовка специальных заданий; Отдельное опрашивание; Сообщение классу только положительных результатов его работы.

1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:

  • раскрыть его возможности, умения;
  • убедить в необходимости предстоящей работы;
  • раскрыть перспективы его усилий;
  • определить содержание конкретных видов труда.

2. Активизация волевой установки:

  • глубокая мотивировка целей;
  • разработка правил повседневного эффективного труда.

3. Одобрение первых успехов в деятельности:

  • некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка;
  • ситуация успеха.

4. Оберегание самолюбия:

  • Подготовка специальных заданий;
  • Отдельное опрашивание;
  • Сообщение классу только положительных результатов его работы.
 5. Подчёркивание неизбежности выполнения задания: Точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе; Сочетание требовательности и доверия. 6. Предупреждение ошибок, путём стимулирования самоконтроля: Помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их. 7. Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания: Перестройка мотива; Побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала, помощь, ориентация на положительный опыт и др.).

5. Подчёркивание неизбежности выполнения задания:

  • Точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
  • Сочетание требовательности и доверия.

6. Предупреждение ошибок, путём стимулирования самоконтроля:

  • Помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их.

7. Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:

  • Перестройка мотива;
  • Побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала, помощь, ориентация на положительный опыт и др.).

В процессе контроля за подготовкой учащихся рекомендуется: создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика; снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записи; дать ученику примерный план ответа , наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания; дать наглядные пособия , схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т.д.; стимулировать оценкой , подбадриванием, записью в дневнике

В процессе контроля за подготовкой учащихся рекомендуется:

  • создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;
  • снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записи;
  • дать ученику примерный план ответа , наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;
  • дать наглядные пособия , схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т.д.;
  • стимулировать оценкой , подбадриванием, записью в дневнике
При изложении нового материала рекомендуется: возбудить интерес к усвоению темы ( приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни); более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания им учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений; привлечение слабоуспевающих в качестве  помощников при показе опытов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно- образного мышления к понятийно-абстрактному; привлечение слабоуспевающих к высказыванию  предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.

При изложении нового материала рекомендуется:

  • возбудить интерес к усвоению темы ( приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);
  • более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания им учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений;
  • привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно- образного мышления к понятийно-абстрактному;
  • привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.
В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:  Дать на начальной стадии ряд заданий, более простых , менее вариантных, аналогичных ранее выполненным; Разбивка задания на разные этапы , выделение в сложных заданиях более простых и т.д.; Указание на аналогичное задание , выполненное ранее; Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение; Указание приёма или способа выполнения задания; Ссылка на правило , свойство и пример, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения; Инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, требованиях к выполнению работы; Стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи; Более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.

В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:

  • Дать на начальной стадии ряд заданий, более простых , менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;
  • Разбивка задания на разные этапы , выделение в сложных заданиях более простых и т.д.;
  • Указание на аналогичное задание , выполненное ранее;
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;
  • Указание приёма или способа выполнения задания;
  • Ссылка на правило , свойство и пример, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения;
  • Инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, требованиях к выполнению работы;
  • Стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи;
  • Более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.
При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется: Выбор более рациональной системы упражнений; Более подробное объяснение порядка выполнения задания; Предположение о возможных затруднениях; Дать карточки-консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий; Дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы;  При необходимости составить индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях и умениях.

При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:

  • Выбор более рациональной системы упражнений;
  • Более подробное объяснение порядка выполнения задания;
  • Предположение о возможных затруднениях;
  • Дать карточки-консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;
  • Дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы; При необходимости составить индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях и умениях.
Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребёнка; Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках; Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника»; Забота об укреплении положения в классном коллективе, организация помощи в выполнении общественных поручений; Формирование положительной «Я- концепции». Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки и т.д.; Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Отслеживание результатов действий и усилий ребенка.
  • Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребёнка;
  • Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках;
  • Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника»;
  • Забота об укреплении положения в классном коллективе, организация помощи в выполнении общественных поручений;
  • Формирование положительной «Я- концепции». Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки и т.д.;
  • Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника.
  • Отслеживание результатов действий и усилий ребенка.