СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация проекта "Чудеса из нашей песочницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации освещена работа над проектом по исследовательсой деятельности с детьми 2-3 лет.

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта "Чудеса из нашей песочницы"»

Организация исследовательской деятельности с детьми 2-3 лет. Проект «Удивительные открытия в нашей песочнице!» Воспитатель Панькова О. В.

Организация исследовательской деятельности

с детьми 2-3 лет.

Проект

«Удивительные открытия

в нашей

песочнице!»

Воспитатель Панькова О. В.

В соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду - специально организованная деятельность, позволяющая ребёнку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает расширение круга интересов детей, удовлетворение и направление их природной любознательности, формирование познавательной мотивации и познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, практико-ориентированный; по времени: кратко-срочный; по профилю знаний: познавательный. Срок реализации: две недели. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Руководитель проекта: воспитатель Панькова О. В.

Тип проекта.

По доминирующей в проекте деятельности:

исследовательский, практико-ориентированный;

по времени:

кратко-срочный;

по профилю знаний:

познавательный.

Срок реализации:

две недели.

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители.

Руководитель проекта:

воспитатель Панькова О. В.

Актуальность проекта. Детство удивительное время – время открытий. Практически каждый шаг, каждая вещь, игрушка, цветок, ветка с листочками, ползущее насекомое, лужа на дорожке – это предмет для исследования. Наблюдая, манипулируя, трогая руками, пробуя на вкус ребёнок узнаёт что-то, приобретает какие-то практические навыки, радуется и удивляется.  Песок – хорошо знакомый природный .материал для наших детей. Знакомый и вместе с тем непознанный. В тёплый период мы пробовали делать куличи. Очень старались и очень огорчались, потому что куличики у нас не получались. Ну никак мы не могли отличить сухой песок от сырого, самостоятельно раскопать сырой песок, а из сухого куличи разваливались. Поэтому мы решили во чтобы-то не стало научиться! Кажется, ну что там сложного: смочить песок, набрать в формочку, уплотнить руками, перевернуть, постучать, снять. Кулич готов! Но не тут-то было. Мы столкнулись с массой проблем. Кстати, эти же проблемы возникают не только на занятиях, но и во время одевания, мытья рук, уборки игрушек, на прогулках, и т.д.

Актуальность проекта.

Детство удивительное время – время открытий. Практически каждый шаг, каждая вещь, игрушка, цветок, ветка с листочками, ползущее насекомое, лужа на дорожке – это предмет для исследования. Наблюдая, манипулируя, трогая руками, пробуя на вкус ребёнок узнаёт что-то, приобретает какие-то практические навыки, радуется и удивляется.

Песок – хорошо знакомый природный .материал для наших детей. Знакомый и вместе с тем непознанный. В тёплый период мы пробовали делать куличи. Очень старались и очень огорчались, потому что куличики у нас не получались. Ну никак мы не могли отличить сухой песок от сырого, самостоятельно раскопать сырой песок, а из сухого куличи разваливались. Поэтому мы решили во чтобы-то не стало научиться! Кажется, ну что там сложного: смочить песок, набрать в формочку, уплотнить руками, перевернуть, постучать, снять. Кулич готов! Но не тут-то было. Мы столкнулись с массой проблем. Кстати, эти же проблемы возникают не только на занятиях, но и во время одевания, мытья рук, уборки игрушек, на прогулках, и т.д.

Проблема 1-я: Не умеем слушать и слышать. Проблема 2-я. Плохо запоминаем последовательность  действий. Проблема 3-я. Не умеем работать с раздаточным  материалом. Проблема 4-я. Нам трудно манипулировать различными  предметами. Проблема 5-я. Мы пасуем перед каждой неудачей или  теряем интерес, проявляем нерешительность,  нам не хватает усидчивости и терпения.   Понятно, что проистекают эти проблемы из особенностей нашего раннего дошкольного возраста – 2-3 года.

Проблема 1-я: Не умеем слушать и слышать.

Проблема 2-я. Плохо запоминаем последовательность

действий.

Проблема 3-я. Не умеем работать с раздаточным

материалом.

Проблема 4-я. Нам трудно манипулировать различными

предметами.

Проблема 5-я. Мы пасуем перед каждой неудачей или

теряем интерес, проявляем нерешительность,

нам не хватает усидчивости и терпения.

Понятно, что проистекают эти проблемы из особенностей нашего раннего дошкольного возраста – 2-3 года.

 Подготовительный этап. Постановка цели. Цель. Ознакомление детей с объектами и явлениями окружающего мира (с песком и его свойствами); развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию посредством целенаправленной исследовательской деятельности.

Подготовительный этап.

  • Постановка цели.

Цель.

Ознакомление детей с объектами и явлениями окружающего мира (с песком и его свойствами); развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию посредством целенаправленной исследовательской деятельности.

2. Подбор и изучение литературы. Основные характеристики особенностей развития детей 2-3 лет. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого;  совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное  мышление, проявляются начальные формы произвольного  поведения.  Интенсивно развивается активная речь. Формируются  новые виды деятельности: игра, рисование,  конструирование. Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,  слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.  Основной формой мышления остаётся наглядно-  действенная. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. У  ребёнка формируется образ Я.

2. Подбор и изучение литературы.

Основные характеристики

особенностей развития детей 2-3 лет.

  • Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого;

совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное

мышление, проявляются начальные формы произвольного

поведения.

Интенсивно развивается активная речь. Формируются

новые виды деятельности: игра, рисование,

конструирование.

  • Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,

слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Основной формой мышления остаётся наглядно-

действенная. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. У

ребёнка формируется образ Я.

Делаем вывод: Планируя исследовательскую деятельность, необходимо учитывать уровень развития психических процессов, которые подразделяются на познавательные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение); эмоционально-волевые, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля и принятия решений); коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие, как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение)

Делаем вывод:

Планируя исследовательскую деятельность, необходимо учитывать уровень развития психических процессов, которые подразделяются на

познавательные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение);

эмоционально-волевые, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля и принятия решений);

коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие, как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение)

2. Диагностика развития психических процессов.  Наблюдая за детьми в ходе организации непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр и взаимодействия со взрослыми и сверстниками выяснила следующее: Восприятие  у наших детей определяется тремя основными параметрами: рассматривание, ознакомление с сенсорными эталонами и их сравнение; носит восприятие непроизвольный характер; ориентировано на смысловые признаки предметов, на те, которые выступают на первый план; предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т. д.)

2. Диагностика развития психических процессов.

Наблюдая за детьми в ходе организации непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр и взаимодействия со взрослыми и сверстниками выяснила следующее:

Восприятие у наших детей определяется тремя основными параметрами: рассматривание, ознакомление с сенсорными эталонами и их сравнение; носит восприятие непроизвольный характер; ориентировано на смысловые признаки предметов, на те, которые выступают на первый план; предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т. д.)

Вместе с тем, наши дети уже способны различать цвета, понимают вопрос «Какого цвета предмет?» большинство хорошо соотносят цвета, например, в игре «Найди такой же». Но, одни путают названия, другие их просто ещё не знают. Воспринимают и различают форму и размер предметов (игры с вкладышами и прорезями); Наши дети имеют представление о звуковой стороне окружающего мира, ориентированы на звук, как на одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы (как змея шипит, как машина гудит, звукоподражание домашним и диким животным) Вместе с тем неохотно повторяют слова и звуки речи. С большим удовольствием воспринимают музыкальные произведения, особенно если это связано с движениями. Что интересно, в этом случае они вслушиваются в слова песенки и стараются выполнить, движения по её тексту.

Вместе с тем, наши дети уже способны различать цвета, понимают вопрос «Какого цвета предмет?» большинство хорошо соотносят цвета, например, в игре «Найди такой же». Но, одни путают названия, другие их просто ещё не знают. Воспринимают и различают форму и размер предметов (игры с вкладышами и прорезями);

Наши дети имеют представление о звуковой стороне окружающего мира, ориентированы на звук, как на одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы (как змея шипит, как машина гудит, звукоподражание домашним и диким животным) Вместе с тем неохотно повторяют слова и звуки речи.

С большим удовольствием воспринимают музыкальные произведения, особенно если это связано с движениями. Что интересно, в этом случае они вслушиваются в слова песенки и стараются выполнить, движения по её тексту.

  Внимание у наших детей непроизвольное, основано на интересе. Объём и устойчивость внимания зависит от того, насколько привлекателен для детей предмет. Теряется интерес – ослабевает внимание. При этом, быстро переключают внимание на новый объект. Память  проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее событий, вещей, в том случае, если это им было интересно наблюдать или слушать. Ничего преднамеренно наши дети запомнить не могут. Мышление  – наглядно-действенное, возникает и функционирует в предметной деятельности, направлено на освоение предметных действий. Вместе с тем, наши дети уже имеют представление о результате и условиях действий, что говорит о зарождении наглядно-образного мышления. Пример.

Внимание у наших детей непроизвольное, основано на интересе. Объём и устойчивость внимания зависит от того, насколько привлекателен для детей предмет. Теряется интерес – ослабевает внимание. При этом, быстро переключают внимание на новый объект.

Память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее событий, вещей, в том случае, если это им было интересно наблюдать или слушать. Ничего преднамеренно наши дети запомнить не могут.

Мышление – наглядно-действенное, возникает и функционирует в предметной деятельности, направлено на освоение предметных действий. Вместе с тем, наши дети уже имеют представление о результате и условиях действий, что говорит о зарождении наглядно-образного мышления. Пример.

 Эмоции . Эмоциональное состояние неустойчивое, поэтому наши малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. Нам характерны импульсивность, резкая сменяемость настроений, заражаемость эмоциями. Поэтому смех у нас быстро сменяется слезами и наоборот, мы можем коллективно поддерживать как бурное веселье, так и слёзы.  Общение. Развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Наши малыши готовы к совместной деятельности, развивается игра. Всё это ведёт к развитию общения. Но при этом мы ещё не обладаем навыками коммуникативного поведения. Пример:

Эмоции . Эмоциональное состояние неустойчивое, поэтому наши малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. Нам характерны импульсивность, резкая сменяемость настроений, заражаемость эмоциями. Поэтому смех у нас быстро сменяется слезами и наоборот, мы можем коллективно поддерживать как бурное веселье, так и слёзы.

Общение. Развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Наши малыши готовы к совместной деятельности, развивается игра. Всё это ведёт к развитию общения. Но при этом мы ещё не обладаем навыками коммуникативного поведения. Пример:

 4. Определение задач. Во время игр с песком нам предстоит решать следующие задачи: Формировать эмоционально-волевую сферу – усидчивость,  сосредоточенность, стремление к достижению нужного  результата. Развивать восприятие, внимание, мышление, память. Развивать координацию движений кистей рук и мелкую моторику. Воспитывать аккуратность при работе с раздаточным  материалом.

4. Определение задач.

Во время игр с песком нам предстоит решать следующие задачи:

  • Формировать эмоционально-волевую сферу – усидчивость,

сосредоточенность, стремление к достижению нужного

результата.

  • Развивать восприятие, внимание, мышление, память.
  • Развивать координацию движений кистей рук и мелкую моторику.
  • Воспитывать аккуратность при работе с раздаточным

материалом.

Предполагаемый результат. Для детей: получат знания о песке и его свойствах, о возможности самостоятельно преобразовать эти свойства с помощью воды;  -приобретут практические навыки работы с песком (пересыпание, отпечатки на песке, лепка куличей);  получат положительные эмоции в результате игр с  песком;  совместная деятельность со взрослым поможет  некоторым преодолеть нерешительность, поверить в свои возможности;

Предполагаемый результат.

Для детей:

получат знания о песке и его свойствах, о возможности самостоятельно преобразовать эти свойства с помощью воды;

-приобретут практические навыки работы с песком (пересыпание, отпечатки на песке, лепка куличей);

  • получат положительные эмоции в результате игр с

песком;

  • совместная деятельность со взрослым поможет

некоторым преодолеть нерешительность, поверить в свои возможности;

для педагогов: положительная динамика в развитии у детей  познавательной активности, самостоятельности, коммуникативных навыков;  овладение знаниями, умениями и навыками,  предусмотренными основной образовательной программой;  обогащение предметно-развивающей среды в группе (в частности - опытно-экспериментального уголка);  - популяризация опытно-экспериментальной деятельности в семьях воспитанников.

для педагогов:

  • положительная динамика в развитии у детей

познавательной активности, самостоятельности, коммуникативных навыков;

  • овладение знаниями, умениями и навыками,

предусмотренными основной образовательной программой;

  • обогащение предметно-развивающей среды в группе (в частности - опытно-экспериментального уголка);

- популяризация опытно-экспериментальной деятельности в семьях воспитанников.

Завершение подготовительного этапа.  Играем с солью. Пытаемся слушать и слышать. Понимаем вопрос «Какого цвета соль?». Но ошибаемся, называя её цвет. Наблюдаем за действиями воспитателя. Пробуем на ощупь. Трясём непроливайку. И неожиданно  получаем «шумелку»! Насыпаем соль в непроливайку.

Завершение подготовительного этапа.

Играем с солью.

Пытаемся слушать и слышать.

Понимаем вопрос «Какого цвета соль?». Но ошибаемся, называя её цвет.

Наблюдаем за

действиями

воспитателя.

Пробуем на ощупь.

Трясём непроливайку.

И неожиданно

получаем

«шумелку»!

Насыпаем соль в непроливайку.

2. Основной этап. Опытно-экспериментальная деятельность с песком. Цели основного этапа: -исследование сухого песка; -получение сырого песка и исследование его свойств;  - лепка куличей.   Задачи: Научиться: слушать инструкции; выбирать нужное оборудование; совершать необходимые действия с ним; помнить о цели; проявлять терпение и настойчивость в её достижении.

2. Основной этап.

Опытно-экспериментальная деятельность с песком.

Цели основного этапа:

-исследование сухого песка;

-получение сырого песка

и исследование его свойств;

- лепка куличей.

Задачи:

Научиться: слушать инструкции; выбирать нужное оборудование; совершать необходимые действия с ним; помнить о цели; проявлять терпение и настойчивость в её достижении.

Наблюдаем за действиями воспитателя.  А чаще находим для наблюдения более интересный объект.

Наблюдаем

за действиями

воспитателя.

А чаще находим для наблюдения более интересный объект.

Используем имеющиеся навыки работы ложкой .  Путаем руки. Неправильно держим ложку. Набираем движением от себя . Просыпаем на стол. Огорчаемся!

Используем имеющиеся навыки работы ложкой .

Путаем руки. Неправильно держим ложку.

Набираем движением от себя . Просыпаем на стол. Огорчаемся!

Начать действовать не решаемся из-за неуверенности в своих силах. Поэтому нам необходима помощь.

Начать действовать не решаемся из-за неуверенности

в своих силах.

Поэтому нам необходима помощь.

 С сухим песком  работаем с интересом.  Стараемся не просыпать песок.  Запоминаем стоящую  перед нами задачу.  Для её решения  выбираем  нужное оборудование  и сосредоточенно  выполняем необходимые действия с ним.

С сухим песком

работаем с интересом.

Стараемся не просыпать песок.

Запоминаем стоящую

перед нами задачу.

Для её решения

выбираем

нужное оборудование

и сосредоточенно

выполняем необходимые действия с ним.

  Запоминаем последовательность выполнения действий. Наблюдаем, как сухой песок высыпается из лейки.

Запоминаем последовательность выполнения действий.

Наблюдаем, как сухой песок высыпается из лейки.

Проявление эмоций. Задумчив. Озадачен. Заинтересован. Сосредоточен.  Недоволен. Возмущён. Плачу!

Проявление эмоций.

Задумчив. Озадачен. Заинтересован. Сосредоточен.

Недоволен. Возмущён. Плачу!

Сравниваем сухой и сырой песок: Пробуем на ощупь. Оставляем отпечаток. Пытаемся набрать в ложку

Сравниваем сухой и сырой песок:

Пробуем на ощупь. Оставляем отпечаток. Пытаемся набрать в ложку

Делаем вывод: на сыром песке отпечатки получаются лучше. «Кончив дело, можно нос почистить смело»

Делаем вывод:

на сыром песке отпечатки получаются лучше.

«Кончив дело, можно нос почистить смело»

Делаем куличи.  Накладываем песок в формы. А лучше пальцами! Приминаем, уплотняем песок. Можно ложкой.

Делаем куличи.

Накладываем песок в формы.

А лучше пальцами!

Приминаем, уплотняем песок. Можно ложкой.

Пора заканчивать . А нам хочется продолжать лепить куличики!

Пора заканчивать .

А нам хочется продолжать лепить куличики!

Нам понравилось лепить куличи. Хотим ещё!

Нам понравилось лепить куличи.

Хотим ещё!

Заключительный этап. Итоговое занятие «Куличи из песка» Игра «Поиск сокровищ»

Заключительный этап.

  • Итоговое занятие «Куличи из песка»

Игра «Поиск сокровищ»

Опыт «Лепка куличей из сухого песка». Констатируем отрицательный результат. Выясняем причину. Формулируем предположение. Экспериментальным путём выясняем, из какого песка кулич получится.

Опыт «Лепка куличей из сухого песка». Констатируем отрицательный результат. Выясняем причину. Формулируем предположение. Экспериментальным путём выясняем, из какого песка кулич получится.

Игра малой подвижности «Головами покиваем»

Игра малой подвижности «Головами покиваем»

Эксперимент «Куличи из сырого песка» Предварительно провели опыт по преобразованию свойств песка путём смачивания водой, т. е. сухой песок превратили в сырой. В ходе дальнейших действий подтвердили предположение: «Можно ли лепить куличи из сырого песка»

Эксперимент «Куличи из сырого песка»

Предварительно провели опыт по преобразованию свойств песка путём смачивания водой, т. е. сухой песок превратили в сырой. В ходе дальнейших действий подтвердили предположение: «Можно ли лепить куличи из сырого песка»

У нас уже намного лучше развито зрительное и слуховое восприятие: мы без напоминания правильно расположили посуду – в белые тарелочки поставили форму  для песка. Стараемся  быть аккуратными,  не просыпаем  песок.

У нас уже намного лучше развито зрительное и слуховое восприятие: мы без напоминания правильно расположили посуду – в белые

тарелочки поставили форму

для песка. Стараемся

быть аккуратными,

не просыпаем

песок.

Не замечаем свои ошибки и сыплем не в форму, а в тарелку. Не беда! Нам  нравится то, что мы  делаем! Форму выбрал ту, что оказалась под рукой.  Поэтому и кулич получился не такой, как у других. Очень красивый!

Не замечаем свои ошибки и сыплем не в форму, а в

тарелку. Не беда! Нам

нравится то, что мы

делаем!

Форму выбрал ту, что оказалась под рукой.

Поэтому и кулич получился не такой, как у других. Очень красивый!

Полученные результаты:  Дети получили знания о песке и его свойствах, научились самостоятельно преобразовать эти свойства с помощью воды;  -приобрели практические навыки работы с песком (пересыпание, отпечатки на песке, лепка куличей);  получили положительные эмоции в результате игр с песком;  совместная деятельность со взрослым помогла некоторым преодолеть нерешительность, поверить в свои возможности;  научились слушать инструкции; выбирать нужное оборудование; совершать необходимые действия с ним; помнить о цели; проявлять терпение и настойчивость в её достижении.

Полученные результаты:

Дети получили знания о песке и его свойствах, научились самостоятельно преобразовать эти свойства с помощью воды;

-приобрели практические навыки работы с песком (пересыпание, отпечатки на песке, лепка куличей);

получили положительные эмоции в результате игр с песком;

совместная деятельность со взрослым помогла некоторым преодолеть нерешительность, поверить в свои возможности;

научились слушать инструкции; выбирать нужное оборудование; совершать необходимые действия с ним; помнить о цели; проявлять терпение и настойчивость в её достижении.

В ходе реализации проекта достигнуто следующе положительная динамика в развитии у детей  познавательной активности, самостоятельности, коммуникативных навыков;  овладение знаниями, умениями и навыками,  предусмотренными основной образовательной программой;  обогащение предметно-развивающей среды в группе (в частности - опытно-экспериментального уголка);  - популяризация опытно-экспериментальной деятельности в семьях воспитанников.
  • В ходе реализации проекта достигнуто следующе
  • положительная динамика в развитии у детей

познавательной активности, самостоятельности, коммуникативных навыков;

  • овладение знаниями, умениями и навыками,

предусмотренными основной образовательной программой;

  • обогащение предметно-развивающей среды в группе (в частности - опытно-экспериментального уголка);

- популяризация опытно-экспериментальной деятельности в семьях воспитанников.

Литература Дыбина О. В  «Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников» . О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ  «Сфера» , 2005. Иванова А. И.  «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: детская энциклопедия» . А. И. Иванова — М.: ТЦ  «Сфера» , 2004. Маханаева М. Д., Рещикова С. В.  «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» . М., Сфера, 2010. «Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста» . Материалы Московского городского конкурса 2001-2002. Поддьяков А. Н.  «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — «черным ящиком» . Вопросы психологии, 1990. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА.  «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» . Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. Рыжова П.  «Игры с водой и песком» . Обруч, 1997, № 2. Рыжова Н.  «Опыты с песком и глиной» . Обруч, 1998, № 2. Рыжова Н. А.  «Волшебница – вода» . — М.: Линка-Пресс, 1997.

Литература

Дыбина О. В  «Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников» . О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ  «Сфера» , 2005.

Иванова А. И.  «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: детская энциклопедия» . А. И. Иванова — М.: ТЦ  «Сфера» , 2004.

Маханаева М. Д., Рещикова С. В.  «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» . М., Сфера, 2010.

«Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста» . Материалы Московского городского конкурса 2001-2002.

Поддьяков А. Н.  «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — «черным ящиком» . Вопросы психологии, 1990.

Прохорова Л. Н., Балакшина ТА.  «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» . Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

Рыжова П.  «Игры с водой и песком» . Обруч, 1997, № 2.

Рыжова Н.  «Опыты с песком и глиной» . Обруч, 1998, № 2.

Рыжова Н. А.  «Волшебница – вода» . — М.: Линка-Пресс, 1997.