Межпредметный проект как фактор формирования метапредметных результатов
Учащиеся 8-11 классов МБОУ СОШ с.Луков Кордон
Руководители:
Учитель химии, биологии и экологии
Трушалиева С.Р.
Учитель математики
Бисеналиева В.К.
Чудесный гость далекого Ирана, Любимец опаленных солнцем стран… Р. Рождественский
Удивительный дар нашей природы
«Дикий тюльпан»
В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции был разработан проект
«Дикий тюльпан» ,
направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растения Саратовской области дикорастущего тюльпана,
но и формирования
метапредметных результатов.
Основополагающий вопрос
- Какие факторы влияют на сокращение численности растений данного вида в нашей местности?
Проблемный вопрос:
- Какие меры нужно предпринять, чтобы уменьшить уничтожение тюльпанов?
Цель проекта - исследование уникального растения на природном материале
Задачи проекта:
- Формирование навыков и приемов научного исследования и обработки полученных данных;
- Организация межпредметного сотрудничества и взаимодействия в рамках исследования;
- Создание стойкого воспитательного эффекта в области экологического воспитания.
Планируемый результат:
- приобретение навыков исследовательской работы;
- оформление результатов исследования в виде буклетов, плакатов и других печатных форм;
- выступление на заседаниях экологических кружков и на научно-практических конференциях различного уровня с результатами исследования;
- привлечение внимания к уникальному природному явлению;
- публикации и репортажи в СМИ
Этапы реализации:
- Подготовительный: сбор информации о распространении и произрастании диких тюльпанов на территории Саратовской области.
- Подготовительный: сбор информации о распространении и произрастании диких тюльпанов на территории Саратовской области.
- Организационный : формирование групп для экспериментальной работы и подготовка соответствующего технического инвентаря.
- Организационный : формирование групп для экспериментальной работы и подготовка соответствующего технического инвентаря.
- Практический: знакомство с методами научного исследования, сбора материала и формами обработки и представления данных исследования.
- Практический: знакомство с методами научного исследования, сбора материала и формами обработки и представления данных исследования.
- Исследовательский : выезд и проведение полевых исследований на месте произрастания дикого тюльпана.
- Исследовательский : выезд и проведение полевых исследований на месте произрастания дикого тюльпана.
- Презентативный : оформление и представление полученных результатов.
- Презентативный : оформление и представление полученных результатов.
Работа по группам
«Экологи»
Задание
Сроки
Сбор информации о распространении и произрастании диких тюльпанов на территории Саратовской области Александрово-Гайского района с. Луков Кордон;
Сбор информации о законодательных актах по защите тюльпанов на территории Алгайского района
1-12.апреля 2014г
Ответственные
о лимитирующих факторах, ландшафте, почве, типе фитоценоза, местоположении, площади, об организации, которой принадлежит участок.
Узнать, какие хозяйственные работы проводятся на участке и поблизости от него.
Трушалиева С.Р.
Анкетирование учащихся и детей по проблеме сохранения тюльпанов
Проведение анкетирования
Установка информационных щитков
12-18 апреля
Трушалиева С.Р.
Определение круга социальных партнеров и получение их согласия. Определение ресурсного потенциала
Выпуск листовок, распространение листовок
Бисеналиева В.К.
Бисеналиева В.К.
Выпуск газеты
Трушалиева С.Р.
Бисеналиева В.К.
Работа по группам
«Биологи»
Задание
Сроки
Сбор информации о научной классификации, морфологических особенностях,
Обработка собранной информации, презентация информации
Ответственные
биологических особенностях, происхождении и распространении дикого тюльпана, истории культуры
1-12.апреля 2014г
апрель
Выпуск листовок, распространение листовок
Биологи
Биологи
Анкетирование учащихся и детей по проблеме сохранения тюльпанов
Трушалиева С.Р.
Трушалиева С.Р.
Проведение анкетирования
Выпуск газеты
Трушалиева С.Р.
Биологи
Трушалиева С.Р.
Работа по группам
«Математики»
Задание
Сроки
Знакомство со статистическими методами обработки информации
Ответственные
1-12.апреля 2014г
Подготовка памятки по статистическим исследованиям
В ыезд и проведение полевых исследований на месте произрастания дикого тюльпана.
Бисеналиева В.К.
12-18 апреля
Статистическая обработка информации
Апрель 2014г
Бисеналиева В.К.
Бисеналиева В.К.
Май 2014г
Составление анкеты. Анкетирование взрослых и детей по проблеме сохранения тюльпанов
Бисеналиева В.К.
3.04.2014г
Выпуск и распространение листовок
Бисеналиева В.К.
Выпуск газеты
Анализ анкетирования« Моё отношение к уникальному явлению «Дикий тюльпан» Всего опрошено 69 человек
Вопрос
Да
1. Знаете ли вы, что Дикий Тюльпан занесён в Красную книгу России?
%
65
2.Волнует ли вас проблема сокращения тюльпанов в нашей степи?
Нет
94
61
3.Считаете ли Вы, что сбор цветущих тюльпанов
%
4
4.Сколько раз вы рвали тюльпаны?
88
Влечёт уничтожение тюльпанов как вида
1 раз
52
5.Знаете ли вы , что сбор цветущих тюльпанов влечёт наказание в виде штрафа ?
8
6
88
Влечёт, но незначительно
32
53
12
1
46
2 раза
77
%
16
Не влияет на снижение способности к возобновлению тюльпанов
18
2
2
6
Более 2-х раз
23
5
10
14
Не рвали вообще
9
13
Несмотря на предусмотренные законодательством санкции – штраф в размере 1 500 – 2 000 рублей и возмещение ущерба в размере до 900 рублей за каждый экземпляр растения, случаи сбора тюльпанов Шренка и ряда других краснокнижных видов растений отмечаются в нашем районе регулярно. Не уничтожайте чудо природы!
Внимание - тюльпаны!!!
Тюльпан Шренка – редкий вид растений,
занесенный в Красную книгу РФ и
Саратовской области,
уникальный дар нашей суровой природы!
Просим население с.Луков Кордон
не допускать незаконный сбор тюльпанов,а также принять содействие в пресечении фактов незаконного сбора цветущих тюльпанов!
Стенгазеты
Общешкольная линейка
Предварительный выезд на тюльпанное поле
Полевые исследования
Сопутствующие растительные формы
Полевые исследования
Материал для статистических исследований Квадрат №1
Таблица результатов полевого исследования
Дата исследования_28 апреля 2014 г______________
Объект исследования: популяция диких тюльпанов
Всего 14 экземпляров
Участники исследования:
Рыскалиева лунара Дмитриева Марина.
Квадрат №1 Характеристики по высоте растения
Распределение тюльпанов в квадрате исследования по цвету
2014 год
2015 год
Квадрат №1 Характеристики по размеру цветка
Квадрат №2
Таблица результатов полевого исследования
Дата исследования 28 апреля 2014 г
Объект исследования: популяция диких тюльпанов
Участники исследования Салимова Гульназ, Салимова Эльвира
Квадрат №2
Квадрат №4
Квадрат №10
Видовой состав фитоценоза
№
п/п
Цвет
Среднее значение высоты
Жёлтый
2014г
2
Красный
2015г
14,9
3
14,2
4
2014г
Кол-во экземпляров всего
15,94
Белый
2015г
Розовый
13,1
5
15,33
53
18
17
6
32
18
Оранжевый
Жёлто-красный
16
13,3
12,5
5
3
----
1
12
7
14
1
4
1
2
Статистические характеристики тюльпанов на всей площадке исследования
1
Среднее количество на 1 кв. метре
2014г
2
14,9
Средняя высота растения
2015г
3
13, 6
Средний размер цветка (высота)
4
14,64см
Среднее количество листьев
13,7
3,5
2,7
3
3
с. Луков Кордон
Сравнительная характеристика данных исследования
2014г
2015г
2014г
Диаграмма количества тюльпанов по цвету на всей площадке исследования
2015г
2015 г
2015г
2015г
2015г
2015г
Диаграмма количества тюльпанов по цвету на всей площадке исследования
Диаграмма распределения тюльпанов по цвету и по высоте на всей площадке исследования
24
21,6
Соотношение (%) возрастных состояний особей на пробной площадке
19,8
18
9,8
6,8
g
s
im
v
p
j
Метапредметные результаты :
- Умение привлекать изученный материал для решения учебных задач; анализировать, систематизировать информацию.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- Приобретение начального опыта и навыков исследовательской деятельности и публичного представления ее результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникативных технологий.
- Коммуникативные навыки, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и толерантность в общении, работать индивидуально и в группе.
Рефлексия
Вопросы
Ответы учащихся
1. Что нового узнал, участвуя в проекте?
- Происхождение и распространение тюльпана Шренка, его биологические особенности. Какие факторы являются лимитирующими?
- Познакомились со статистическими методами обработки информации
- Значение и результаты просветительской работы.
2. Какие знания и умения пригодились для исследований?
- Получение и обработка информации
- Составление таблиц распределения, преобразование их в графики распределения (диаграммы)
- Определение числовых характеристик: кратность, частота, размах измерения, мода измерения, среднее значение, медиана измерения, дисперсия измерения
3. Где пригодятся новые знания и умения, полученные в рамках проекта?
При выборе определенных профессий (тип «Человек – Знаковая система», «Человек – Природа»)
Анкета «Эффективность проекта « Дикий Тюльпан»
Всего в опросе участвовало 75 человек
№
Вопрос
1
Ответ
Знакомы ли вы с содержанием листовок о тюльпанах?
2
Согласны ли вы с содержанием листовок?
Да 69
3
Да 69
Нет 6
Читали ли вы газету (в школе, в здании администрации) « Любимец солнца»?
4
Нет
Были ли вы в этом году на тюльпанном поле?
5
Да 69
6
Срывали ли вы тюльпаны?
Да 56
Не знаю 6
Нет 6
Нет 19
Нужна ли пропаганда защиты тюльпанов , проведённая детьми?
Да
7
Изменила ли ваше отношение к вопросу уничтожения тюльпанов работа, проведённая детьми по проекту
Да 75
Нет 56
Нет
« Дикий тюльпан»
Да 75
Нет
Не знаю
Проблемный вопрос:
Какие меры нужно предпринять, чтобы уменьшить уничтожение тюльпанов?
- Пропагандировать защиту тюльпана Шренка;
- Не срывать цветущие тюльпаны;
- Запретить выпас скота на тюльпанном поле;
- Предпринять попытку введения статуса заповедной зоны на тюльпанном поле с. Луков Кордон.
Весна 2014 года
Весна 2015года – проект продолжается!!!