Паспорт проекта
Тема: «Нетрадиционные техники рисования»
Участники проекта: обучающиеся 2 класса.
Возраст участников проекта: 8 лет
Цель: Выявление творческих возможностей через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Подбор техник рисования для исследования. Обобщение полученных результатов и оформление выставки творческих работ «Мелодии детской души».
Идея проекта:
Идея опыта – способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Знакомство с необычными приёмами рисования и развитие творчества.
Актуальность темы. Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования, привитие интереса и желания творить, экспериментировать с художественными материалами и подручными предметами.
Гипотеза:
Если нетрадиционно подбирать техники исполнения для творческой работы, то повысится интерес к изобразительному творчеству и будет развиваться мотивация к экспериментированию с художественными материалами.
Исследование состоит из 3 этапов:
1 этап: исследовательский.
2 этап: практическая работа
3 этап: творческая работа
Планируемый результат: Оформление выставки творческих работ, выполненных нетрадиционными техниками и их представление среди обучающихся начальной школы с целью привития интереса к творческому процессу.
Все дети любят рисовать, но не у всех получается. Не все любят рисовать предметы, людей или какие – либо сюжеты на заданную тему. На уроках изобразительного искусства, используя традиционные техники рисования работа бывает скучной, сложной, иногда вызывает определённые трудности и просто утомляет. А приходя на урок хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным.
В целях выявления отношения детей к изобразительному творчеству я провела анкетирование.
Были заданы следующие вопросы (первичное тестирование)
1. Нравится ли вам рисовать?
2. Умеете ли вы рисовать?
3. Какой способ изображения предпочитаете?
4. Какие техники изображения вам нравятся?
5. Какие нетрадиционные техники вам известны?
И получила такие результаты опроса:
Из нетрадиционных техник наиболее известны рисование трубочкой и губкой.
Таким образом, я решила помочь детям открыть в себе индивидуальность, реализовать себя в творчестве. И сделать это через освоение нестандартных техник рисования.
Мною была поставлена цель: привлечение внимания и интереса к нетрадиционным способам изображения.
Задачи, решение которых помогли получить результат:
Сформировать технические навыки рисования.
Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования.
Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.
Мир маленького человека, красочный, эмоциональный. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, свеча, зубная паста и много другое. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, где даже можно придумать свою необычную технику. Можно ощутить незабываемые, положительные эмоции.
А сейчас я хочу предоставить слово моим маленьким помощникам.
Мы очень любим рисовать и решили узнать об этом поподробнее!
Как можно рисовать в необычных техниках?
Вместе с учителем изучили литературу по этому вопросу и предлагаем Вам посмотреть, что у нас получилось, и попробовать это необычное рисование.
Техники работы с акварелью и гуашью.
1. Тычок жесткой полусухой кистью. Для работы нам потребуется жесткая кисть, гуашь, бумага. Для получения изображения мы опускаем в гуашь кисточку, а затем этой кисточкой ударяем по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняем весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. У нас получились вот такие рисунки.
2. Выдувание из трубки. Необходимые материалы: бумага, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Для получения изображения нужно зачерпнуть пластиковой ложкой краску, вылить её на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно нужно дуть из трубочки. У нас получатся красочные брызги. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываем. А дорисовывали мы пальчиками. Нам потребовались гуашь и салфетки. Опускаем в гуашь пальчики и наносим точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой.
3. Хеппининг. Способ получения симметричного изображения. Лист складываем пополам, на одной стороне рисуем, складываем и получаем полное изображение.
4. Метод монотипии. Этот способ получения рисунка таит в себе немало заманчивого. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачиваем целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокаем рисунок, а затем с волшебными словами "крекс, фекс, пекс" поднимаем. Получается два рисунка. Изображение остается на целлофане и на бумаге. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываем.
Техники совмещения материалов в изобразительном искусстве.
5. Свеча + акварель. Материалы: свеча, бумага, акварель, кисти. Для получения изображения выполняем рисунок свечой на белой бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым, вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой. Рисунок как бы появляется внезапно перед глазами, проявляясь.
6. Гуашь, клей ПВА и соль.
. Развивая эту идею, мы попробовали совместить аппликацию и рисунок. Готовые контуры предметов обводим клеем ПВА, посыпаем солью и разукрашиваем акварелью.
Техники с использованием необычных приспособлений.
7. Монотипия и набрызг. На этих рисунках вы видите две техники изображения: монотипия и набрызг. Для получения изображения нужно набрать краску на жёсткую кисть или зубную щётку. Краска разбрызгивается на бумагу.
8. Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Его можно обмакнуть в краску и рисовать методом штампов.
9. Волшебные ниточки.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берём толстую ниточку, обмакиваем её в густую краску и зажимаем между двумя листами бумаги. Следует заметить, что нитку можно расположить по - разному. Слегка надавив на лист, водим ниткой, говорим волшебные слова и посмотрите, что у нас получается. Это хаотичное изображение можно обвести и дорисовать.
10. Рисование на мятой бумаге. Бумагу мнем, выравниваем и начинаем рисовать красками, получается интересные складки, там, где бумага была согнута, краска впитывается сильнее.
11. Граттаж.
Лист белой бумаги раскрашиваем акварельными красками. Потом покрываем свечой. Закрашиваем черной гуашью, добавляя в неё мыльную пену. После того как лист бумаги высохнет с помощью ручки выцарапываем рисунок.
12. Отпечатки картошкой, луковицей.
На этих рисунках пингвинов мы изобразили с помощью штампов. Разрезали картофелину пополам, окунули в краску и сделали отпечаток.
13. Рисование мыльными пузырями.
Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А ведь мыльными пузырями можно рисовать. Это очень интересная техника. Можно не только дуть пузыри, но и переносить их на бумагу. Для работы потребуется: стакан с водой, детский шампунь, гуашь, ложечка и трубочки для коктейля. В воду добавляем шампунь, красители, всё перемешиваем. Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей. Берём соломинку и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке). Когда пена поднимется, берём бумагу и прислоняем её к мыльной пене. Таким образом, одним листом бумаги можно пройтись по всем цветам. А потом начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей, фантазировать и дорисовывать.
14. Точечный рисунок. Рисование точками относится к необычным приемам. Ватную палочку окунаем в густую краску и прикладываем к белому листу бумаги. Начинаем изображать.
Как-то раз, обратившись к Интернет – источникам, мы познакомились с интересными работами художницы Айрис Скотт. Оказывается, что рисует эта художница пальцами, натянув на руки тонкие перчатки. Она с удовольствием пачкает их краской, чтобы затем перенести на холст то, что ей видится: пейзажи или портреты, природу или город, людей или животных.
Выводы
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, мы учимся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет, сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, мы получаем возможность выбора.
Для себя я сделал следующий вывод: рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает, удивляет, кроме этого, расширяет изобразительные возможности детей, что позволяет реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
После серии занятий и мастер – классов я провела повторное анкетирование. Предложила детям ответить на следующие вопросы:
1. Нравится ли вам рисовать?
2. Умеете ли вы рисовать?
3.Понравилось ли вам изображать нетрадиционным способом?
4. Хотели бы вы сами придумать необычный способ рисования?
И получила такие результаты опроса:
Повысилась оценка собственного творчества.
Нетрадиционные техники вызывают интерес.
Таким образом, на основе проделанной нами работы, можно сделать следующий вывод: у обучающихся повысился интерес к рисованию, рисунки стали интереснее, содержательнее, некоторые ребята обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя увереннее на уроках изобразительного искусства. В дальнейшем мы планируем продолжить знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Мастер – класс.
Все дети, и большие и маленькие с удовольствием рисуют пальчиком. С помощью этой техники можно нарисовать: цветы, деревья, животных, птиц, транспорт и многое другое. Мы очень увлеклись этой техникой рисования и предлагаем попробовать вам. Возможности рисования пальчиками безграничны. Сейчас мы посмотрим небольшое видео, а затем пофантазируем сами.
Выставка рисунков «Мелодии детской души».