Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 села Святогорье муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Отчет о реализации инновационной деятельности в ДОУ -
Проект по речевому развитию дошкольников
«В страну красивой и правильной речи»
Подготовила :
Воспитатель Кузьмина АВ
2021
Актуальность
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем активнее он развивается и психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
проблема
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированой связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагоги не достаточно применяются интерактивные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.
Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности всеми участниками педагогического процесса.
Задачи проекта:
1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования , а также используя интерактивные технологии в работе.
2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
Принципы :
Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:
1) научности (учёт современных достижений науки и практики);
2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный
Участники: педагоги, дети дошкольного возраста, родители воспитанников.
Длительность: долгосрочный
Ожидаемый (предполагаемый) результат:
- В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
- Использование интерактивных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.
- Родителей осознают свою роль в речевом развитии ребёнка, изменили отношение к личности ребёнка, характер общения с ним.
Продукт проекта
- Методическая копилка (сценарии развлечений/праздников, конспекты ООД, картотеки дидактических / с/р / театрализованных игр по развитию речи и др.)
- Обновление ППРС
- Уголок по развитию речи «В страну правильной и красивой речи»
- Обновление и дополнение уголков для с/р игр «Больница», «Салон красоты», «Кухня» и др.
- Копилка дидактических игр своими руками
Средства реализации
проекта
- Развлечение и праздники
- Разные виды театра - «Пальчиковый театр», «Настольный театр»
- Беседы и ООД
- Дидактические игры и упражнения, словесные подвижные игры;
- Заучивание стихов и потешек
- Слушание аудисказок
- Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»;
- Конкурсы художественного слова
- Акции «Подари Книжку-малышку»
- Отгадывание и составление загадок;
- Творческие задания
- Театрализация сказок
- Литературная игра – викторина «Сказка, я тебя знаю»
- Игра – драматизация: «Ожившая сказка»
- Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
- Игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи»
- Составление писем: своему другу; на передачу;
- Речевые тренинги с детьми;
- Работа со схемами;
«
Технологии развития речи
- Игровые технологии - Разнообразные речевые игры и упражнения ( «Какой? Какая?», «Какое?», «Закончи предложение», «Снежный ком», «Мемори», «Судоку», игры на липучках, игры с фонариком и др.), направленные на развитие различных компонентов речи.
- Технологии проблемного обучения (проблемные ситуации, в которые мы вводим ребенка)
- Технологии развивающего обучения:
- Технология «Лэпбук»
- Технология «Бизиборд»
- Lego конструирование
- Арт- терапия: куклотерапия, сказкотерапия.
Игровые технологии:
Игры на развитие мелкой моторики - игры с крупными бигуди; игры с длинными бигуди; игры с прищепками; массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; игры с шестигранными карандашами; массаж камнями; массаж приборами Су-Джок терапии и др
с/р игры «Больница»,
«Магазин», «Семья», «Водитель»
Д/игры своими руками «Лото»,
игры с фонариком,
Игры с прищепками
д/игры своими руками
на липучках
д/игры своими руками «Судоку»
«Мемори»
Технология «Скрайбинг»
Технология «Скрайбинг» – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.
Скрайбинг на фланелеграфе
и на магнитной доске
Технология «Лэпбук»
Технология «Бизиборд»
Бизиборд - развивающая доска со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено.
Бизиборд решает практически все задачи речевого развития, предписанные Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.
Конструкторы LEGO
- Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.
Сказкотерапия
И Куклотерапия
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Настольный театр сказки «Репка»
«Курочка ряба»
Пальчиковый театр
Драматизация сказок «Репка»
«Теремок»
Конкурс рисунков
«Моя любимая сказка»
Развлечение
«Путешествие в сказку»
Акция «Подари книжку-малышку»
Участие в районных конкурсах
Художественного слова
Предметно-развивающая среда
группы
Методическая литература
по развитию речи
Спасибо за
внимание!