Проектирование урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС
Подготовила: учитель физической
культуры Евтихова Л. В.
2020 г.
Характерные особенности урока физической культуры по сравнению с другими уроками в школе
- Более обширная, по сравнению с классной комнатой, учебная площадь: зал, спортивная площадка, бассейн.
- Разнообразие и сложность обстановки при проведении занятий по лыжному спорту, легкой атлетике.
- Многочисленный и связанный с риском при неправильном использовании инвентарь и оборудование.
- Одновременность занятий с мальчиками и девочками, имеющими разные физические возможности.
5. Обучение двигательным действиям.
- Различный уровень физического развития и состояния здоровья учащихся классов.
- Требование поддержания высокой моторной плотности урока при большом числе учеников и необходимость руководить одновременно работой нескольких подгрупп.
- Ограниченность времени воздействия (45 мин.) при 2-х разовых занятиях в неделю.
- Значительные затраты не только умственной энергии, но и физических сил (при показе, страховке).
Все эти особенности усиливают ответственность учителя за подготовку и проведение урока физкультуры
В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход , который основывается на общих законах теории деятельности. Деятельный подход в обучении – это методологическая основа, на которой строятся различные системы развивающего образования со своими технологиями, способами, приёмами, определяющими теоретическими особенностями.
Системно-деятельный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Стандарт устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения. При реализации учебной дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС учителю необходимо определить доминирующий предметный и личностный результат.
Формирование универсальных учебных действий.
УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.
1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.
2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.
Методы физического воспитания
· словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
· наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
· метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
· методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.)
Используются современные образовательные технологии:
· здоровьесберегающие технологии;
· личностно-ориентированное и дифференцированное обучение;
· информационно-коммуникационные технологии.
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
Этапы современного урока физической культуры в соответствии с ФГОС
Первый этап. «Самоопределение в деятельности» . Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
Второй этап. «Учебно-познавательная деятельность» Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
Четвертый этап. «Рефлексивная деятельность» .Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Третий этап. «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа:
- с образовательно-познавательной направленностью;
- с образовательно-предметной направленностью;
- с образовательно-тренировочной направленностью.
Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры
- определение цели урока;
- определение задач каждого этапа урока;
- отбор содержания учебного материала;
- подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
- выбор средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов;
- конструирование заданий для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов обучающихся;
- планирование контрольно-оценочной деятельности;
- организация рефлексивно-оценочного этапа урока.
Деятельность учащихся должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном, регулятивном.
Спасибо за внимание