«Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Кочетова Ольга Сергеевна
МБОУ ЦО № 18
Проектная система обучения
- «…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» (А. Эйнштейн)
- «…творчество – разновидность поисковой активности» (В.С. Ройтенберг)
- «На ребенка надо смотреть как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»
( К.Н. Вентцель)
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
сотрудничество Организации с семьёй
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Основные принципы ФГОС дошкольного образования
- Актуальность – одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов является проектная деятельность.
- Цель – кардинально изменить организацию педагогического процесса.
- Объектом проектирования может стать педагогическая система.
Основные понятия
Проект – заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В современной трактовке этот термин связывается с понятием «проблема»
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Способы разработки проектов в ДОУ
1. Системная паутинка по проекту
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
Способы разработки проектов в ДОУ
2. Модель трёх вопросов
- ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
- ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.
- ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.
- КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.
Способы разработки проектов в ДОУ
3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
• Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
• Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
• Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
• Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
• Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
• Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ ( по Л.В.Киселёвой)
Тип проекта
Содержание
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ
Возраст детей
ДЕТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ, А ЗАТЕМ ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОЛЕВО-ИГРОВОЙ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР
СТАРШАЯ ГРУППА
МЛАДШАЯ ГРУППА
СБОР ИНФОРМАЦИИ, ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
ТВОРЧЕСКИЙ
(ДИЗАЙН ГРУППЫ)
СРЕДНЯЯ ГРУППА
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ- ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК, КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА, ДИЗАЙН
МЛАДШАЯ ГРУППА ( ранний возраст)
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск
проект – это «игра всерьёз»; результаты её значимы для детей и взрослых
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике
Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей )
1. Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей
2. Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)
3. Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей)
4. Обсуждаем план с семьями
5. Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
6. Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте
10
Последовательность работы воспитателей
7. Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему)
8. Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта
9. Даём домашние задания родителям и детям
10. Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей
11. Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.
12. Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта
10
ПРОЕКТ – это « пять П»
1 - П роблема;
2 - П роектирование
(планирование);
3 - П оиск информации;
4 - П родукт;
5 - П резентация.
Шестое « П » проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА Титульный лист Виды проектов: Виды проектов в ДОУ: Творческие : после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок. Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Вид проект
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА
Подготовила
Ф.И.О педагога, должность
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования №18
Тула 2019 год
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Введение (пояснительная записка)
Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)
Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)
Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.)
Методы и формы работы , направленные на реализацию задач проекта
Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат)
. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь
Этот раздел состоит из 3-х ЭТАПОВ:
I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.
II этап – основной:
П римерная форма оформления
дата
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование предметно-развивающей среды
III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.
На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы
II . Оценка результатов и отчетность
Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.
III. Приложения
В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта( конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей,)
Организация деятельности по развитию проектной деятельности в ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, коллектива группы детей и их родителей, которые становятся активными участниками образовательного процесса.
Спасибо за внимание!